СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Николай Васильевич Гоголь «Петербургские повести». Тема «маленького человека» в повестях

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 10 классе по теме "Николай Васильевич Гоголь «Петербургские повести». Тема «маленького человека» в повестях"

Просмотр содержимого документа
«Маленький человек»

Николай Васильевич Гоголь «Петербургские повести». Тема «маленького человека» в повестях

Урок 10 класс

Учитель: Бурыкина О.С.


Цель: - обобщить знания о жизни и творчестве Н.В. Гоголя;

- дать общую характеристику политической ситуации в России времен Гоголя;

- дать понятие «маленького человека» в литературе;

- показать как образ «маленького человека» раскрывается в повестях Гоголя;

- развивать навыки анализа литературного текста;

- прививать любовь к литературе.

Оборудование: интерактивная доска, презентации, портреты Гоголя, иллюстрации к повестям, сборники сочинений Н.В. Гоголя.

Эпиграф:

Зачем же изображать бедность…

и несовершенства нашей жизни,

выкапывая людей из жизни,

из отдалённых закоулков государства?

…нет, бывает время, когда иначе

нельзя устремить общество и даже

поколение к прекрасному, пока

не покажешь всю глубину его

настоящей мерзости



Н.В. Гоголь



Ход урока

1.Оргмомент:

  1. приветствие

  2. проверка готовности

  3. объявление целей


2.Проверка домашнего задания:

Слово учителя: На прошлом уроке мы вновь обратились к творчеству Н.В Гоголя. Мы с вами говорили о биографии Н.В. Гоголя и давали общую характеристику его творчества, а также заполняли бортовой журнал. Домашним заданием для вас было продолжить заполнение последней колонки «хочу узнать». Итак, что вы открыли для себя нового о Гоголе?


Слайд 3


3. Обобщение материала:

Составление кластер (ученики по одному выходят)






Слайд 4


4. Изучение нового материала:

Слово: Петербург – один из красивейших городов России. Сейчас мы называем этот город второй столицей, но некогда он являлся первой столицей, все общественно важные события в жизни государства средоточились именно там. Итак, Россия времен гоголя. Это Аракчеев, декабристское восстание, крепостное право. Небольшой экскурс в историю страны (доклады учащихся)


Для докладов можно предложить обучающимся материал из приложения.



Слово учителя: Петербург Гоголя - город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая. Какой мы ее видим и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной. Жизнь призрачна, поэтому ничему нельзя верить. Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для "маленького человека" и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем, Гоголь -мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла.


Слово учителя: Кто же эти люди, жившие в то время? Познакомимся с ними.

Музыка

Выходят ученики в образах «маленьких людей»

Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною! Они

льют мне на голову холодную воду! Они не внемлют, не видят, не слушают меня.Что я сделал им? За что они мучат меня? Чего хотят они от меня, бедного? Чтомогу дать я им? Я ничего не имею. Я не в силах, я не могу вынести всех мук их, голова горит моя, и все кружится предо мною. Спасите меня! Возьмите меня! дайте мне тройку быстрых, как вихорь, коней! Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света! Далее, далее,чтобы не видно было ничего, ничего.


Да! терпи, терпи! Есть же наконец и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать? Взаймы ведь никто не даст. А понеси я продавать все мои картины и рисунки, за них мне за все двугривенный дадут. Они полезны, конечно, я это чувствую: каждая из них предпринята недаром, в каждой из них я что-нибудь узнал. Да ведь что пользы? этюды, попытки - и все будут этюды, попытки, и конца не будет им. Да и кто купит, не зная меня по имени? да и кому нужны рисунки с антиков из натурного класса, или моя неоконченная любовь Психеи.


«Этаково-то дело этакое, — говорил он сам себе, — я, право, и не думал, чтобы оно вышло того... — а потом, после некоторого молчания, прибавил: — Так вот как! наконец вот что вышло, а я, право, совсем и предполагать не мог, чтобы оно было этак». Засим последовало опять долгое молчание, после которого он произнес: «Так этак-то! вот какое уж, точно, никак неожиданное, того... этого бы никак... этакое-то обстоятельство!»



Слово учителя: Узнали ли вы наших героев? (Башмачников, Чартков, Поприщин)


Какова тема нашего урока? (маленькие люди в творчестве Гоголя)


Все эти повести входят в цикл под названием «Петербургские повести». Поговорим об истории создания этого сборника


История создания (выступление ученика, материал в приложении2)

Слово учителя: Повесть «Шинель» входит в сборник «Петербургские повести». Это третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести данного цикла проходит образ столицы Российского государства. Эта тема не являлась в 30-е годы чем-то новым и неожиданным.

Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет поэтами 18 и первой половины 19 века. Гоголя- сатирика больше интересует образ жизни обитателей Петербурга, нежели внешний вид города—проспекты, дворцы, исторические памятники.

В статье «Москва и Петербург», написанной в период создания цикла «Петербургские повести», писатель отмечал, что население столицы состоит из различных социальных кругов, «не слитых между собою». В Петербурге «аристократы, служащие, чиновники, ремесленники, купцы—все составляют совершенно отдельные круги…» Жизнь различных петербургских кругов и стала главным предметом изображения в «Петербургских повестях».

Сегодня мы остановимся на одной из повестей, наиболее ярко рисующей образ маленького человека – Акакий Акакиевич Башмачкин


5. Аналитическая работа с текстом повести.

- Какова главная тема повести “Шинель”?

(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни)

Слово: Литература не обязана изображать только яркие, исключительные личности. Каждый человек интересен по-своему. Трагическая судьба человека незаметного, униженного и оскорбленного оказалась в центре внимания Н.В. Гоголя. Велика заслуга писателя, который, по меткому замечанию В.Г. Белинского, «первый навел всех… на эти забытые существования в нашей действительности».

Герои, подобные гоголевскому Башмачнику, вошли в русскую литературу, в нашу память и совесть под именем «маленького человека»…

- Как   вы понимаете это словосочетание? Что оно в себе таит?

Слово: В литературном энциклопедическом словаре мы находим следующее  определение: «маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест  в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с опущением несправедливости, уязвленной гордостью)».

Слайд10

- В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”?

Слово учителя: Н.М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А.С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А.С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”.)

- Как эта тема развивается в повести “Шинель”? Каким изображён главный герой повести? Для того чтобы лучше представить литературного героя вам задание по группам – рассказать о Башмачкине 1 – от лица самого героя, 2 – от лица сослуживца, 3 – от лица значительного лица

Слайд11

Имя, фамилия и их значение

Внешность

Речь

Отношение людей к Башмачкину

Отношение героя к работе

Болезнь и смерть

Выполнение задания

- Какая личность перед нами? Охарактеризуйте главного героя.

(Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг… .)

- В чём причина такого поведения героя?

(В А.А. всякий интерес к жизни глохнет от того, как относятся к нему окружающие: “В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приёмную пролетала простая муха”. “Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя и внимание естествоиспытателя, не пропускавшего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп”.)

Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира своего героя, указывает на его ограниченность, косноязычие, скудность его интересов. Почему же он приглушает все эти отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом даёт другое: кротость, незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка?

Гоголю как раз и нужен был такой герой, чтобы донести до сознания читателей со всей ясностью, что во всяком человеке заключено человеческое. Эта мысль дорогая и близкая для всей русской литературы.

Сочувствие к маленькому человеку ощущается в “Шинели” уже в самом характере повествования. Герой повести во всём обижен судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное даже для того времени.

Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. “Акакий” – не делающий зла, незлобивый, невинный. А его назвали так же, как звали отца. Вот и подумайте: случаен ли выбор имени?

- А о чём говорит фамилия “Башмачкин”?

(Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и “тёмном” происхождении героя повести, совершенно не дворянском. А во-вторых, герой повести даже не “Башмаков”, нет солидности, силы, твёрдости, характера, а мягкий, маленький, по-детски беззащитный.)

- Когда сочувствие автора становится особенно явным?

(Когда он рассказывает о молодом чиновнике, посмеявшемся над А.А. вместе с товарищами.)

- Как можно интерпретировать слова “Я брат твой!”?

(Оба мы – люди.)

- Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности. Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, - и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много. Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…)

- Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого? Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели?

(Приобретение шинели расцвечивает жизнь героя новыми красками. Решение сшить шинель, ожидание ее, краткое обладание этим богатством сопровождаются пробуждением человеческой активности, переменами в мыслях, поступках героя. Он, между прочим, теперь на равных общается с товарищами, даже принимает приглашение на вечеринку в честь его обновы, и впервые в жизни в кругу друзей выпивает шампанского. Всё это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Герой отказался от самого необходимого, чтобы скопить деньги на приобретение шинели. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”; он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”; он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.

Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение.)

- В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?

(Утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, ещё не должна была свести в могилу бедного А.А, ведь А.А. даже не простудился, когда лежал в снегу на площади, когда бежал по холоду к себе домой. Потом он вдруг проявил невероятную энергию и даже настойчивость, когда разыскивал свою шинель. Но везде измученный А.А. наталкивался на равнодушие. Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).

Венчает его хождение по мукам визит к “значительному лицу”. Это лицо совсем недавно вышло из незначительных лиц, получило генеральский чин и уже освоило приёмы управления. Они состояли из трёх фраз: “Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?” Несчастному Башмачкину страшно не повезло: присутствие старого приятеля прибавляло прыти “значительному лицу”. Когда всё это обрушилось на А.А., да ещё с топаньем ног, робкий чиновник не выдержал. Он “так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять, его вынесли почти без движения”.

Гоголь оберегает читателя от ошибки: как бы он не подумал , что всё дело в свойствах “значительного лица”. Нет, генерала потом мучила совесть, да и в душе он был добрый человек. “Но генеральский мундир совершенно сбил его с толку”. Система уничтожает в человеке естественное, человеческое. В человеке убит человек. Вернуть нас к себе хотел писатель Гоголь. Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или неспра-ведливое слово, обращённое к тому, кто сам не может противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего, просит нас писатель.

- С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?

(Романтическое окончание повести призвано показать такие стороны характера А.А., которые не могли проявиться раньше, в реалистической части повествования. Призрак умершего А.А. мстит «значительному лицу», а не грабителям. И это указывает на настоящего виновника трагедии. Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства.

6.Творческая работа – составление синквейнов.

На основе всего сказанного нами, составим синквейн

Слайд12

7. Сравнительная характеристика

Слово: В этом году мы уже говорили о теме маленького человека. «Медный всадник».

  • Что общего в социальном положении Евгения из «Медного всадника» и Акакия Акакиевича из «Шинели»?

  • Случайно ли упоминание бронзового памятника Петру Первому в описании времяпрепровождения чиновников в повести Гоголя? Какие ассоциации возникают у читателя с «Медным всадником»? Почему так снижен у Гоголя образ Медного всадника и Петербурга?

  • Как раскрывается тема мести бедного человека? Есть ли в повести Гоголя параллель тому, что появляется в больном воображении бедного Евгения (погоня за ним Медного всадника)? Каково значение этих фантастических сцен в каждом из произведений?

  • В чем, по-вашему, состоит различие в отношении Пушкина и Гоголя к своим героям?

Слайд13

Таблица

Параметры сравнения

Евгений

Башмачкин

Первое читательское впечатление. Социальное положение



Мечты и устремления



Обстоятельство, заставившее героя взбунтоваться



Финал жизни





8. Вывод:

Повесть "Шинель” входит в цикл "Петербургских повестей”. Поэма Пушкина "Медный всадник” тоже имеет подзаголовок "Петербургская повесть”. Вряд ли это является простым совпадением. Но ведь город этот изображён писателями по-разному. У Пушкина в поэме "Медный всадник” мы видим как будто два города: один пышный, величественный – "полнощных стран краса и диво”; другой – город бедных окраин. Для Акакия Акакиевича существует только Петербург заснеженный, вымороженный, где царствует "сильный враг всех, получающих четыреста рублей жалованья в год” - "наш северный мороз”, город смрадных и грязных подъездов, жалких трущоб. Оба писателя сочувствуют своим героям, только Гоголь видит жизнь А.А. как бы изнутри, а у Пушкина взгляд другой – понимающий, внимательный, но всё-таки взгляд со стороны. Трагедия Евгения вызвана стихийными силами (наводнением), а трагедия А.А. предопределена, в её основе безграничное одиночество "вечного титулярного советника”. Во всю свою жизнь он знал только две радости: вдохновенное переписывание ("Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью”) и "сооружение” новой шинели. Ему не для кого рисковать головой, да и смелым его не назовёшь.

9. Домашнее задание

Продолжить сравнительную характеристику (задание на индивидуальных листах)

Параметры сравнения

Башмачкин

Поприщин

Первое читательское впечатление



Мелочи, окружающие “маленьких людей”



Обстоятельство, заставившее героя взбунтоваться



Бунт героя



Разгадать кроссворд (на индивидуальных листах)

































































По горизонтали:

  1. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды.)

  2. Место действия повести. (Петербург.)

  3. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой. (Муха.)

  4. Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка.)

  5. Подруга жизни Башмачкина. (Шинель.)

  6. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича. (Бедствия.)

  7. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год. (Мороз.)

  8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном.)

10. Заключительное слово учителя.

Обратите внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить.

11.Рефлексия (на листках ответить на вопросы)

Что узнали?

Что получилось?

Что не получилось

Приложение

1. Аракчеевщина - политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата. Названа по имени любимца Александра I генерала графа Аракчеева А.А., фактически правившего страной в 1815-1825. После победы над Наполеоном Россия жила ожиданиями глубоких перемен в государстве. Деятельность ряда либеральных представителей правительства порождала иллюзии конституционализма, но реально в политике преобладали бюрократизация управления, военная сила для подавления инакомыслия. Проведение в жизнь этой политики было связано с именем Аракчеева А. А. Исторически период временщиков был позади, и, тем более, нелепо выглядела фигура Аракчеева А.А., значение которого в последний период правления Александра I было очень большим. Значение Аракчеева А.А. выражалось не в его постах и званиях. Он не был тщеславен, вёл скромный образ жизни, от всех царских пожалований отказывался, неизменно заявляя, что ему достаточно "благоволения" императора. Но за этим подчёркнутым аскетизмом и сухостью скрывалось колоссальное властолюбие. Очень часто у таких людей даже добрые действия вызывали в обществе опасения и страх. Аракчеев А.А. буквально завораживал Александра I беспрекословным выполнением его указаний. Угрюмый, необщительный, он требовал ото всех одного - строгого исполнения служебных обязанностей. Его суровость часто доходила до жестокости и была своего рода террором по отношению к подчинённым; поощрялось не просто чинопочитание, а пресмыкательство перед вышестоящими. Аракчеев А.А., подчёркивавший свою приверженность порядку, понимал его упрощённо, как буквальное и бескомпромиссное выполнение приказов начальства, или, как говорил он сам, "без умничанья". В армии это вылилось в бесконечные плац-парады, муштру, жестокое обращение с солдатами. Порядок в армии по-аракчеевски означал единообразие формы, аккуратно побеленные казармы, своевременные доклады, проверки и др.всевозможный контроль. Характерные черты аракчеевщины: планомерное и беспощадное проведение крепостнической реакции, насаждение шпионства, преследование вольномыслия, цензурные притеснения печати, мелочная формалистика, расправа с протестующими. Многократно подавлялись крестьянские выступления. Яркое проявление аракчеевщины - устройство военных поселений. Это особая форма комплектования и содержания армии, при которой солдаты соединяли военную службу и крестьянскую работу на земле.


2. Крепостное право - Соборное Уложение от 1649 г. устанавливает бессрочную прикрепленность к земле (то есть невозможность крестьянского выхода) и крепость владельцу (то есть власть владельца над крестьянином, находящимся на его земле). Однако, и согласно Соборному Уложению от 1649 г. владелец поместья не имеет право посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка. Допускается передача крестьянина от одного владельца к другому, однако и в этом случае крестьянин должен быть снова «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом («животами»). С 1741 помещичьи крестьяне устраняются от присяги, происходит монополизация собственности на крепостных в руках дворянства и крепостное право распространяется на все разряды владельческого крестьянства; 2-я половина XVIII в. — завершающий этап развития государственного законодательства, направленного на усиление крепостного права в России. Однако на значительной части территории страны, на русском Севере, на большей части Уральского региона, в Сибири (где основную массу сельского населения составляли черносошные, затем государственные крестьяне), в южных казачьих областях крепостное право не получило распространения.


3. ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

Крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, стал восприниматься мыслящей частью русского общества как основная причина бедствий страны, ее отсталости, которая все более унижала патриотические чувства духовной элиты. Его ликвидация осознавалась передовыми русскими дворянами как самая насущная задача, открывающая стране дорогу к прогрессу. Война 1812 г. продемонстрировала огромные потенциальные возможности России, патриотизм, моральные достоинства народа, крестьянства. В ходе походов русские дворяне-офицеры ближе познакомились со своими солдатами, были поражены уровнем жизни простых людей в Европе. Вот почему, возвратившись, они так болезненно стали воспринимать нищету и бесправие собственных крестьян, которые спасли страну от иноземного тирана, но которых “продолжали тиранить господа”. Таким образом, с одной стороны, желание помочь народу, победившему лучшую в мире французскую армию, а с другой - предотвратить возможность повторения “пугачевщины”, угрожающей “островкам” европейской цивилизации в России, толкали часть дворян к активным действиям. Неслучайно декабристы называли себя “детьми 1812-го года”. Политика Александра I, проводившего в начале своего царствования либеральные реформы, трансформировалась в последующие годы в консервативный курс, перемежающийся попытками возвратиться к политике реформ. Угасание последних надежд в царе-реформаторе вызвало сплочение передовых людей эпохи, решившихся воплотить в жизнь то, что так и не сумел совершить император. Реакционный внешнеполитический курс, направленный на реставрацию феодально-монархических режимов в Европе и подавление там революционных выступлений. Влияние идей европейского Просвещения (теории народного суверенитета, парламентаризма, демократии, социальной справедливости, разделения властей) и особенно его революционного направления. Влияние опыта американской и Великой французской революций, революционного движения в Испании, Италии, Греции; Демократическая традиция русской общественной мысли, связанная с именами Новикова и Радищева. Психологическая атмосфера начала XIX в. Русские дворяне этой эпохи принимали активное участие в исторических событиях мирового масштаба. Вернувшись же после победоносной войны с Наполеоном к светской жизни и казарменной обыденности, они начали испытывать чувство неудовлетворенности и дискомфорта, пытались заполнить образовавшийся духовный вакуум идейными спорами, общественной деятельностью, направленной на благо страны. Особенности декабристского движения

Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия - дворянства, а не лишенные политических и многих социальных прав мещане, крестьяне и купцы.Феномен дворянской революционности во многом объясняется высокими моральными качествами передовой части русского дворянства, а также осознанием того, что понятия чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в его духовной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом. Декабристские организации состояли из офицеров, а их выступление имело форму военной революции. Декабристы не опирались на какой либо социальный слой и не стремились найти поддержку народа, хотя шли на смертельный риск во имя этого народа.

Восстание декабристов. Планы заговорщиков. Южное и Северное общества вели переговоры о координации действий и установили контакты с Польским патриотическим обществом и Обществом объединенных славян. Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии захватить власть и реализовать свои цели. Выступление намечалось на лето 1826 г. Однако 19 ноября 1825 г. в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти брату покойного Константину, т.к. у Александра не было детей. Но еще в 1823 г. Константин тайно отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшинству брату - Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. После выяснения ситуации назначили присягу Николаю, которого из-за его личных качеств (мелочности, солдафонства, мстительности и пр.) не любили в гвардии. В этих условиях у декабристов появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями власти, оказавшейся в обстановке междуцарствия, а также неприязнью гвардии к престолонаследнику. Учитывалось и то, что некоторые высшие сановники заняли выжидательную позицию по отношению к Николаю и были готовы поддержать активные действия, направленные против него. Кроме того, стало известно, что в Зимнем дворце знали о заговоре и вскоре могли начаться аресты членов тайного общества, которое фактически перестало быть тайным. Декабристы планировали в сложившейся ситуации поднять гвардейские полки, собрать их на Сенатской площади и заставить Сенат “добром” или под угрозой оружия издать “Манифест к русскому народу”, в котором провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, учреждение Временного правительства, политические свободы и пр.


5. Реакционный характер внутренней политики России в 1825-1830 годы

После подавления восстания 14 декабря 1825 г. Николай I говорил: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни». Верный этой позиции, Николай I жестоко расправлялся с революционным движением. Хотя при Николае I были устранены или частично устранились сами от деятельности Аракчеев, Магницкий, Рунич, мракобес Фотий и некоторые другие лица, являвшиеся проводниками реакционной политики при Александре I, тем не менее это ме изменило положения. На смену им Николай I подбирал себе сподвижников - не меньших реакционеров, принадлежавших за редким исключением к числу посредственностей, ничтожных людей, которые всеми мерами стремились к удушению общественной и революционной мысли. Среди таких реакционеров первое место занял Бенкендорф. Бенкендорф происходил из прибалтийских немцев. Во время царствования Александра I он командовал драгунской дивизией. Еще тогда он проявил себя жандармом «по призванию». Он написал Александру I специальную докладную записку о декабристах, на которую Александр I в свое время не обратил особого внимания, но которую сразу заметил и выделил Николай I. Николай I оценил Бенкендорфа «по заслугам» и назначил его в 1826 г. начальником III отделения «собственной его величества канцелярии», которое стало центром политического сыска в стране. Для подавления массового движения в распоряжение III отделения был придан корпус жандармов, шефом которого стал Бенкендорф. На этих должностях начальника III отделения и шефа корпуса жандармов Бенкендорф оставался до своей смерти, опутав щупальцами тайной полиции всю страну. Современники характеризовали Бенкендорфа как человека жестокого, необразованного. Возглавлямое им III отделение имело своей целью борьбу с революционным движением в стране. На его обязанности лежало следить «за настроением умов», раскрывать тайные революционные организации, следить за антиправительственными действиями. III отделение получило исключительные права и полномочия. Оно действовало бесконтрольно, подчиняясь только самому царю. Созданием III отделения Николай I стремился подавить в зародыше всякое революционное движение. III отделение осуществляло также контроль и над печатью, хотя цензурой во время Николая I формально ведало министерство просвещения. В 1826 г. был издан новый цензурный устав. В нем содержалось 230 статей. Этот устав вводил так много ограничений, что его прозвали «чугунным». В 1828 г. был принят новый, несколько смягченный устав, но и это не изменяло положения с цензурой, которая целиком была поставлена на службу охраны незыблемости крепостного строя и самодержавия. Цензоры свирепствовали, особенно после революционных событий в Европе, происшедших в 1830 и 1848 гг. Под давлением цензуры были закрыты в 30-х годах «Литературная газета», журнал «Европеец» (1832), «Московский телеграф» (1834), «Телескоп» (1836) и другие издания.

Не менее реакционная политика проводилась Николаем I и в области просвещения. В 1827 г. был принят закон, по которому крепостным крестьянам запрещалось поступать в средние и высшие учебные заведения - гимназии и университеты. Это распоряжение мотивировалось тем, что лица не свободного состояния, во-первых, заражают своим настроением остальных учащихся и, во-вторых, тем, что даже у примерных из них, вскоре по окончании учебного заведения, в связи с полученным образованием, появляется недовольство своей судьбой и растут революционные и оппозиционные настроения. Очень ясно эти реакционные взгляды на просвещение сформулировал сам Николай I, который поручил Бенкендорфу передать А. С. Пушкину, составившему записку «О народном воспитании», следующее: «Принятое вами (т. е. А. С. Пушкиным) правило, будто бы просвещение и гений служат исключительным основанием совершенству, есть правило, опасное для общего спокойствия, завлекшее вас самих на край пропасти и повергшее в оную толикое число молодых людей». В 1828 г. была введена сословная система образования: одни школы учреждались для дворян, другие - для купцов и третьи - для людей низшего состояния. Число последних школ было крайне незначительным, так как Николай I и его сподвижники больше всего опасались, что просвещение будет способствовать росту революционных настроений в низших классах.


Приложение2

В конце декабря 1828 Гоголь приехал в Петербург с широкими (и смутными) планами о благородном труде на благо Отечества. Стесненный в материальных средствах, пробует свои силы в качестве чиновника, актера, художника, зарабатывает на хлеб уроками, В печати Гоголь дебютировал дважды. Сначала — как поэт. В 1829 опубликовал стихотворение “Италия” (без подписи) и написанную еще в Нежине подражательную (в духе немецкой романтической школы) поэму “Ганц Кюхельгартен” (под псевдонимом В. Алов). Последняя получила в журналах отрицательные рецензии, после чего Гоголь постарался сжечь все имевшиеся у книгопродавцев экземпляры тиража. Второй дебют был в прозе и сразу поставил Гоголя в число первых литераторов России. В 1831-32 вышел в свет цикл повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки” — не содержавших уже, в отличие от первого опыта, “ничего германского и прежнего”. Гоголь познакомился в то время с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, бароном А. А. Дельвигом, А. С. Пушкиным. Своими повестями он стал известен при Дворе. Благодаря Плетневу, бывшему воспитателем Наследника, в марте 1831 Гоголь вступил в должность младшего учителя истории Патриотического института, находившегося в ведении имп. Александры Феодоровны. Лето 1831 писатель провел на родине, в Васильевке. Проездом в Москве он познакомился с М. П. Погодиным, Аксаковыми, И. И. Дмитриевым, М. Н. Загоскиным, М. С. Щепкиным, Киреевскими, О. М. Бодянским, М. А. Максимовичем и др. Пребывание в первопрестольной послужило ему толчком к размышлениям о принципиальных отличиях между самобытной (“старосветской”) культурой России и новейшим европейским “просвещением” “цивилизованного” Петербурга, критика которого была развернута им в цикле т. н. “петербургских” повестей. Эти размышления легли позднее, после нескольких лет пребывания Гоголя за границей, и в основу противопоставления “идиллического”, “несовременного”, но культурно-ценного Рима и духовно-пустого, суетного Парижа в повести “Рим” (1842).


В 1834 Гоголь вместе с его близкими друзьями — Плетневым, Жуковским, Погодиным, Максимовичем, а также С. П. Шевыревым и К. М. Базили — становится одним из первых сотрудников министра народного просвещения С. С. Уварова, провозгласившего в своей Деятельности следование исконным началам Православия, Самодержавия и Народности. Результатом этого сотрудничества стала публикация Гоголем в основанном Уваровым “Журнале Министерства Народного Просвещения” четырех статей, тесно связанных с написанной год спустя повестью “Тарас Бульба”, а также поступление адъюнкт-профессором на кафедру всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Начавшееся плодотворное сотрудничество Гоголя с Уваровым было, однако, прервано резким конфликтом, в который вступил с Уваровым в 1835 Пушкин.


В 1835 выходят в свет сборники Гоголя “Арабески” (на темы петербургской жизни). Повесть "Шинель" была самым значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана Пушкину в 1836, а закончена в 1842. "Арабески" ("Невский проспект", "Портрет", "Записки сумасшедшего", к ним примыкает опубликованная в журнале "Современник" сатирическая повесть "Нос"). В последний вошли так называемые "Петербургские повести ".

Работая над повестями, Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан "Ревизор" и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.


Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в повестях Зачем же изображать бедность… и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, из отдалённых закоулков государства? … нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в повестях

Зачем же изображать бедность…

и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, из отдалённых закоулков государства?

… нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его

настоящей мерзости

ЗНАЛ  1. УЗНАЛ ХОЧУ УЗНАТЬ 2 3. 4. 5.

ЗНАЛ

1.

УЗНАЛ

ХОЧУ УЗНАТЬ

2

3.

4.

5.

поэма повести пьесы иллюстрации литература « Вий» портреты живопись кино Гоголь « Пропавшая грамота» опера театр «Ревизор» «Нос» Шостакович «Сорочинская ярмарка» Мусоргский повести

поэма

повести

пьесы

иллюстрации

литература

« Вий»

портреты

живопись

кино

Гоголь

« Пропавшая грамота»

опера

театр

«Ревизор»

«Нос» Шостакович

«Сорочинская ярмарка» Мусоргский

повести

Точное определение времени и последовательности создания петербургских повестей представляет большие трудности. Очевидно, это вторая половина 1833 и особенно 1834 годов, когда Гоголь переживает творческий подъем.   Еще в 1833 году писатель задумал книгу под названием «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16 линии», в которой хотел изобразить социальные противоречия большого города.   Название «Петербургские повести» Гоголю не принадлежит и дано редактором его сочинений.   Точно известно только, что после книги «Миргород» Н.В. Гоголь переходит темам, которые в изобилии дала ему жизнь в Петербурге.  В 1835 и 1836 годах он пишет повести «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос».

Точное определение времени и последовательности создания петербургских повестей представляет большие трудности. Очевидно, это вторая половина 1833 и особенно 1834 годов, когда Гоголь переживает творческий подъем.

Еще в 1833 году писатель задумал книгу под названием «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16 линии», в которой хотел изобразить социальные противоречия большого города.

Название «Петербургские повести» Гоголю не принадлежит и дано редактором его сочинений.

Точно известно только, что после книги «Миргород» Н.В. Гоголь переходит темам, которые в изобилии дала ему жизнь в Петербурге.

В 1835 и 1836 годах он пишет повести «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос».

Жизненные источники  (Петербург 30-40 годов)  «Тишина в нем  (Петербурге) необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах».  Н.В.Гоголь – матери, 30 апреля 1829 г.  «В … четырех инстанциях…бумага должна сделать 159 оборотов; столько же нужно и на обратном пути к исполнению, и вдвое более, - если министр потребует каких-нибудь справок и объяснений…»  Н.А.Добролюбов. Руководство к наглядному изучению  административного порядка течения бумаг в России   «Снова хожу каждый день в должность… Жалованья получаю сущую безделицу. Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу, или переведу какую-нибудь статейку для г. журналистов… Одного только нужно здесь опасаться бедняку – заболеть…, издержки на лекарства и лекарей для него совершенно невозможны, и ему остается одно средство – умереть».  Н.В.Гоголь – матери, 2 февраля 1830г.

Жизненные источники

(Петербург 30-40 годов)

«Тишина в нем (Петербурге) необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах».

Н.В.Гоголь – матери, 30 апреля 1829 г.

«В … четырех инстанциях…бумага должна сделать 159 оборотов; столько же нужно и на обратном пути к исполнению, и вдвое более, - если министр потребует каких-нибудь справок и объяснений…»

Н.А.Добролюбов. Руководство к наглядному изучению

административного порядка течения бумаг в России

«Снова хожу каждый день в должность… Жалованья получаю сущую безделицу. Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу, или переведу какую-нибудь статейку для г. журналистов… Одного только нужно здесь опасаться бедняку – заболеть…, издержки на лекарства и лекарей для него совершенно невозможны, и ему остается одно средство – умереть».

Н.В.Гоголь – матери, 2 февраля 1830г.

«Шинель»  Все мы вышли из «Шинели» Гоголя…        Ф.М.Достоевский

«Шинель» Все мы вышли из «Шинели» Гоголя… Ф.М.Достоевский

«маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест  в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью)».

«маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест  в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью)».

1.Имя, фамилия 2.Внешность 3.Речь 4.Отношение людей к Башмачкину 5.Отношение героя к работе 6.Болезнь и смерть

1.Имя, фамилия

2.Внешность

3.Речь

4.Отношение людей к Башмачкину

5.Отношение героя к работе

6.Болезнь и смерть

синквейн 1 строка: Кто? Что? (одно существительное) 2 строка: Какой? (два прилагательных) 3 строка: Что делает? (три глагола) 4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4-х слов) 5 строка: Кто? Что? (новое звучание темы - одно существительное)

синквейн

1 строка: Кто? Что? (одно существительное)

2 строка: Какой? (два прилагательных)

3 строка: Что делает? (три глагола)

4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4-х слов)

5 строка: Кто? Что? (новое звучание темы - одно существительное)

Параметры сравнения Евгений Первое читательское впечатление. Социальное положение Башмачкин Мечты и устремления Обстоятельство, заставившее героя взбунтоваться Финал жизни

Параметры сравнения

Евгений

Первое читательское впечатление. Социальное положение

Башмачкин

Мечты и устремления

Обстоятельство, заставившее героя взбунтоваться

Финал жизни

Гоголь – мудрая птица,  ты достигнул венца  Под ногами твоими  поднялась лестница.  Бог, откинув покровы,  дал узреть грешный мир,  Понял ты основное,  сатана – их кумир.  Сатана миром правит,  ты отверг его власть  И своею рукою  загасил жизни страсть.  Это сильный поступок,  это выбор пути,  Ты решил жизнь задуть,  как свечу, и уйти.  Как решил, так и сделал,  сам себе став судьёй.  Гоголь – гений, пророк  с необычной судьбой.   Галина Головина

Гоголь – мудрая птица, ты достигнул венца Под ногами твоими поднялась лестница. Бог, откинув покровы, дал узреть грешный мир, Понял ты основное, сатана – их кумир. Сатана миром правит, ты отверг его власть И своею рукою загасил жизни страсть. Это сильный поступок, это выбор пути, Ты решил жизнь задуть, как свечу, и уйти. Как решил, так и сделал, сам себе став судьёй. Гоголь – гений, пророк с необычной судьбой. Галина Головина


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!