СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Никто не имеет права обижать человека. Декларация прав ребёнка. Судебные дела.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, появящённый правам ребёнка на тему "Никто не имеет права обижать человека. Декларация прав ребёнка.  Судебные дела."  

Просмотр содержимого документа
«Никто не имеет права обижать человека. Декларация прав ребёнка. Судебные дела.»

Тема. Никто не имеет права обижать человека. Декларация прав ребёнка. Судебные дела.

Цели: формировать у учащихся представления о Декларации прав ребёнка; выяснить обязательства и права детей; вырабатывать навыки правомерного поведения детей, негативное отношение к правонарушениям, умения противо -стоять негативным влияниям; формировать уважение к государству, к её органам.

Оборудование: картинки и схемы по правам ребёнка, «У меня есть права»-памятка для ребёнка, игра «Подарим необычный цветок», ролик «Права ребёнка». Оформление урока: на доске крупно написаны названия документов - «Декларация прав ребенка», принята 20 ноября 1959 года, «конвенция о правах ребенка» принята 20 ноября 1989 года.

Доска

ХОД УРОКА

I. Организация класса. Сегодняшние занятие мы начнём с минутки релаксации.

(учитель включает спокойную музыку и говорит текст) Сядьте удобно, закройте свои глазки, расслабьте руки, ноги, все своё тело. И представьте, что вы находитесь на летней цветущей поляне. Светит ярко солнышко, тихо шепчут васильки. Глубоко вдохните и почувствуйте запах полевых цветов. Вы идёте по это поляне, вокруг вас весело чирикают птички, неподалеку течет чистый прозрачный ручей. Ваши ноги и руки расслаблены, теплы, отдыхает каждая клеточка вашего организма. Вам хорошо, сердце бьётся спокойно, дыхание ровное.

Ваш организм набирает сил, сонливость рассеивается, голова отдохнувшая, ясная ,самочувствие отличное, вы полны энергии. Вы хорошо отдохнули и с лёгкостью приметесь за работу. Теперь медленно, медленно открывайте глазки. И с цветущей поляны мы с вами возвращаемся в школу на наше занятие.

Сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:

Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! –

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения. (все)

II. Беседа о том, как создать нормальные условия для жизни и развития в школе.

Учитель: Мы много времени проводим в школе. Чтобы это время для нас проходило приятно и интересно, мы тоже можем сделать немало. Давайте подумаем, что в наших силах. Итак, в школе мы живем и учимся. Чтобы жить в этой школе, нам нужны: свежий воздух, чистая вода, полезная еда, движение и отдых; доктор, когда болеем, и др.

— Как в школе обеспечено наше право на жизнь? (Светлые классные комнаты, водопровод, столовая, кабинет врача, физкультурный зал и коридор для проведения перемен и др.)

— Что мы можем сделать, чтобы не нарушать права всех учеников школы на нормальную жизнь? Например, как помочь всем дышать свежим воздухом? (Открывать форточки дежурным в коридорах во время уроков, выходить в теплое время на улицу и т.д.)

— Как сохранить воду? (Закрывать краны и т.д.)

— Как сделать так, чтобы не портить друг другу аппетит, есть в приятной обстановке? (Не пачкать в столовой, есть тихо, аккуратно и т.д.)

— Как сделать так, чтобы все мы меньше уставали? (Тише вести себя на переменах, во время перерывов сделать 2-3 упражнения на улице.)

— Помните маленького пажа волшебницы из сказки "Золушка"? ("Я не волшебник, я еще только учусь".) Если бы он к нам пришел, о чем бы вы его попросили? Чтобы учиться было интереснее? (Больше книг с цветными картинками, компьютеры, видеомагнитофоны; чтобы инопланетяне прилетели, рассказали о своей планете и пригласили в гости; чтобы была машина времени и можно было бы отправиться и в прошлое, и в будущее и все узнать; чтобы прямо в школе, в классах, в коридорах, — рощи, птицы, ручьи журчат, чтобы вокруг школы был и лес, и парк, и море, и горы.) Выслушать и обобщить "волшебные" варианты, сравнить с реальными. Да, наверное для того мы и родились, чтобы всё это у нас было. Чтение стихотворения.

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить,



Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.



Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!



Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь!

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта, не вкратце,

Дайте дождичком умыться,

Дайте, как цветку, раскрыться.



Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите,

Зря за шалость не корите,

Ни родитель, ни учитель.

Дайте детству наиграться,

Насмеяться, наскакаться!

УЧИТЕЛЬ. Уже из этого стихтворения видно, сколько прав у ребёнка. –А что такое право?

ПРАВА РЕБЁНКА – это определённые возможности , кото- рые предоставляются вам , детям ( до 18 лет)для того, чтобы жить и взрослеть. По-другому говоря то, что вы можете делать и в чём вам не могут отказать, чтобы полно -ценно жить.

Жизненный опыт не только показывает, но и учит, что не будет детей – не будет и государства. Дети – зеркало любой страны, её будущее. Каждое государство любит своих детей и заботится о них. И проявлением этого была 44 сессия Генеральной ассамблеи ООН. В 1959 г была принята Деклара ция прав ребёнка, а в 1989г все прогрессивные страны мира, в том числе и Украина, подписали Конвенцию прав ребёнка.

- А кто знает, что такое Конвенция, Декларация ?

Словарная работа: Декларация – документ, в котором излагаются важные правила, обязанности для всех людей.

Конвенция – соглашение, международный договор по определённым вопросам. В данном случае – по вопросам прав ребёнка.

Мы с вами уже знакомились с правами детей. Давайте сейчас вспомним их, поиграв в игру «Сообщения». На партах у вас схемы, каждая из которых отображает то или иное право. Рассмотрите их внимательно. Кто сможет сделать нам сообщение по праву, которое есть на вашей схеме, выходит сюда к доске. (Дети строятся у доски в шеренгу и делают сообщения, а схемы цепляют на доске. Из схем на доске образуется галерея.)

Посмотрите, ребята, у нас образовалась целая галерея схем, которые свидетельствуют о правах детей. А кто нарушает эти права, тот должен отвечать по закону через суд. Вот сейчас мы и просмотрим несколько судебных дел.

Дело № 1

Истец: Красная Шапочка Ответчик: Волк

Дело ведёт судья: Захаров Марк Денисович Дети – герои занимают соответствующие места: 2 кафедры, стол судьи, деревянный молоток.

Красная Шапочка. Ваша честь! Я шла по дороге через лес к больной бабушке и встретила волка. Он сказал, что он добрый, чуткий, что он тоже хочет проведать больную бабушку. Я ему поверила. Мы решили посоревноваться: пойдём разными дорогами, кто быстрее придёт к месту. Но волк опередил меня, обманом проник в дом , съел бабушку, а потом и меня.

Судья. Ответчик, что Вы можете сказать на такое заявление? Это правда?

Волк. Ваша честь! Это правда! Но я был голодный, а я имею право на полноценное питание!

Судья. Всё понятно! Даже нет необходимости идти в совещательную комнату. Объявляется решение суда! (удар молотком). Вы, уважаемый (к волку), нарушили главное право ребёнка – право на жизнь!

Во – вторых, Вы незаконно ворвались в чужое жилище. Поэтому Вы виновны в преступлении. Суд обязывает Вас выучить права ребёнка и рекомендует питаться только растительной пищей. Решение принято! (Удар молотком). Красная Шапочка и Волк выходят к доске

Красная Шапочка. Теперь я не буду такой доверчивой к незнакомым и не буду с ними даже разговаривать!

Волк. А я буду выполнять решение суда – стану вегетарианцем, то есть питаться растительной пищей!

Учитель. - Какие права ребёнка нарушил Волк? - Нужно ли общаться с незнакомыми людьми? - Правильное ли решение вынес судья? - Но прислушается ли к этому решению Волк?



Дело № 2. Истец: Герда Ответчик: Снежная Королева Дело ведёт судья: Октябрьский Ярослав Алексеевич

Герда. Ваша честь! Снежная Королева выкрала моего названого брата Кая, заколдовала его и оставила жить в своём хрустальном дворце. Сколько слёз я пролила! Все даже поверили, что Кая нет в живых, что, возможно, утонул в реке. Потом, чтобы найти его, я преодолела много испытаний.

Снежная Королева. Я – Королева! И не должна отвечать ни за что! И потом он сам привязал свои санки к моим саням.

Судья. Уважаемая! Кем бы Вы не были, но обязаны отвечать перед законом!

Снежная Королева. Ничего плохого я не сделала! Мальчику я желала только добра! Я обещала ему весь мир и пару коньков!

Судья. Это только Ваше мнение, но ребёнок имеет право на собственное решение, а Вы его заколдовали и лишили его прав! У Вас есть ещё что-то в своё оправдание?

Снежная Королева . Я не виновна!

Судья. Объявляется решение суда! (Удар). Ответчик нарушила право ребёнка на защиту от выкрадывания, лишила ребёнка права на собственное мнение! Суд обязывает Вас выучить и знать права детей. Рекомендует взять себе на воспитание и уход ребёнка – сироту и заботиться о нём, ведь таким деткам, у которых нет родителей, необходимо особое внимание! Но без всякого волшебства, уважаемая! Решение принято! (Удар). Герда и Снежна Королева выходят из-за кафедры.

Герда. Будьте аккуратны с незнакомцами! Не впускайте в дом, когда нет дома родителей, не садитесь в машину к незнакомым, не берите от них угощения, не гуляйте далеко от дома!

Снежная Королева. Я прислушаюсь к решению суда и возьму себе на воспитание ребёнка-сироту.

Учитель. Какие права нарушены в этом судебном деле? Надеюсь, что Королева прислушается к решению суда и сделает то, что пообещала.



Дело № 3. Истец: Буратино. Ответчик: Карабас – Барабас. Дело ведёт судья: Кравцов Никита Витальевич

Буратино. Ваша честь! Я подаю иск на жестокого Карабаса – Барабаса. Он держит в

неволе маленьких актёров, живут они в тесной шкатулке, тяжело работают на него, А он ещё и угрожает им огромной плетью, бьёт, издевается прилюдно, запугивает, что убьёт!

Судья. Достаточно! Отвечайте, Карабас!

Карабас-Барабас. Они – моя собственность, что захочу, то с ними и сделаю! Я – их хозяин! И имею на них право!

Судья. Много прав по отношению к этим детям Вы нарушили!

Карабас. У меня на них свои права!

Судья. Достаточно! Объявляется решение суда.(Удар) Все государства, в том числе и наше, обеспечивают защиту детей от причинения им физического, морального и психологического вреда, от жестокого обращения, эксплуатации. Вы грубо нарушили эти права. Суд обязывает Вас выучить права детей и никогда не нарушать их! Рекомендую развивать талант, способности Ваших актёров. Они имеют на это право! Без грубостей, насилия, в пределах Конвенции ООН! Выходят Буратино и Карабас.

Буратино. Я доволен, что принята Международная Конвенция о правах ребёнка, которая утихомирит таких Карабасов – Барабасов!

Карабас. Не кнутом, а пряником, – вот мой новый девиз работы с маленькими актёрами. А ещё: «дорогу – талантам».Я их выведу в люди! Они имеют на это право!

Учитель. Какие права детей нарушил Карабас – Барабас? Верю, что Карабас – Барабас прекратит обижать своих маленьких актёров, будет развивать их талант и способности.



Дело № 4. Истец: Золушка. Ответчик: Мачеха. Дело ведёт судья: Воронцова Алина Эдуардовна

Золушка. Ваша честь! Жизнь с моей мачехой и её двумя дочками стала невозможной. Они меня ненавидят. Всю грязную работу выполняю я: и стираю, и убираю, в то время как сёстры только спят да крутятся перед зеркалом. Меня одевают в лохмотья, а их – в красивые дорогие платья. Я сплю на чердаке в соломе, а сёстры в роскошных омнатах, на пуховых перинах.

Судья. Отвечайте, ответчик! Что Вы скажете на это заявление?

Мачеха. Это моя семья, и я сама в ней разберусь!

Судья. У Золушки есть права и Вы их нарушаете. За это Вы будете отвечать по закону!

Отвечайте, почему Вы так относитесь к падчерице?

Мачеха. Я ненавижу её за красот! Рядом с нею мои собственные дочки кажутся уродливыми!

Судья. Суду всё понятно! Объявляется решение суда.(Удар) В Конвенции ООН о правах ребёнка говорится: дети имеют равные права, не должны привлекаться к тяжёлому непосильному труду, имеют право на отдых, Ребёнок не должен быть обижен. А главное – имеет право на любовь и заботу! Вы нарушили целый ряд прав Золушки и признаны виновной. Суд обязывает Вас выучить права ребёнка и советует не нарушать их, иначе с Вами случится тоже самое, что с Мачехой из сказки «12 месяцев» - Вы превратитесь в собаку! Решение принято! Выходят Мачеха и Золушка.

Золушка. Дорогие друзья! Изучайте и знайте свои права!

Мачеха. Я не хочу превращаться в животное, поэтому больше никогда не обижу свою падчерицу Золушку!

Учитель. Какие права ребёнка нарушены Мачехой? Конечно, Мачеха больше никогда не обидит Золушку, ведь она станет принцессой.



Дело № 5. Истец: Царица. Ответчик: Царь Салтан. Дело ведёт судья:

Царица. Ваша честь! Царь Салтан жестоко обошёлся со мной и с моим новорождённым малышом. Он приказал посадить нас в бочку, засмолить и бросить в океан.

Судья. Ответчик, что Вы скажете на это заявление?

Царь. Я тогда был на войне. Я получил новость, что царица родила не то сына, не то дочь, не то мышку, не то лягушку, какую-то неведомую зверюшку. Я сначала рассердился, но послал письмо, чтобы ждали меня для законного решения! У меня есть свидетель!

Судья. Позовите свидетеля ответчика! (Заходит свидетель). Назовитесь, пожалуйста.

Свидетель. Я – царский почтовый посланец. Я действительно от царя принёс грамоту, о которой он говорит. Но ткачиха и повариха приказали меня обыскать, напоили и дали мне другую грамоту, в которой повелевалось засмолить царицу с сыном и бросить в море-океан.

Судья. Найдите и приведите сюда ткачиху и повариху.(Заходят) Итак, это вы своими незаконными действиями, обманом лишили права младенца на жизнь?! Вы лишили его всех прав: на жизнь, на медицинскую помощь, на учёбу, на развитие талантов, на полноценное питание! Вы лишили свободы ребёнка! Объявляю решение суда!(Удар) Суд обязывает вас обоих выучить права детей и никогда их не нарушать! И советует вам не завидовать другим людям, а искренне радоваться за них. Выходят все.

Царица. Я очень рада, что приказ о моей гибели и моего ребёнка отдавал не царь Салтан.

Царь. Я - глава всего царства, не могу лишить детей всех прав!

Ткачиха. Мы поняли, что зависть плохая черта.

Повариха. Мы очень рады, что всё сложилось, как в сказке, и нас простили.

Учитель. Целый ряд прав было нарушено в отношении матери и ребёнка. Вспомните, какие это права. – Зависть – это очень плохая черта, и поэтому герои сказки А. Пушкина поплатились за это. Надеюсь, они поняли свои ошибки и больше никогда их не повторят.

ІІІ. Обобщение знаний.

1. Работа в группах.

Мы рассмотрели несколько судебных дел. Вы убедились, что государство своим законом – Конвенцией – защищает права детей.

А теперь рассмотрим несколько жизненных ситуаций.

Ситуация 1. Настя помогает маме разносить почту. Она интересуется жизнью своих друзей, поэтому иногда перечитывает письма и открытки, адресованные другим.

- Можно ли делать так? - Какое право нарушает Настя?

Ситуация 2. 9-летний мальчик написал стихи и хотел отправить их в детский журнал. Но его старший брат сказал: «Зря посылаешь, ты же несовершеннолетний, не можешь быть автором, и поэтому твои стихи не напечатают».

- Прав ли был старший брат?

Ситуация 3. Если вы заболели, на что имеете право?

Ситуация 4. Если в класс пришла девочка-инвалид, как вы поведёте себя с ней? (Особое внимание детям-инвалидам).

Ситуация 5. К кому обратиться, если нарушаются ваши права?. (В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района.

В случаях, если с ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его обязаны защищать милиция, суд, прокуратура.

Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Разобраться в волнующих школьников проблемах, например, если он считает, что с ним поступают несправедливо, сможет помочь школьный психолог, классный руководитель, директор школы.)

Ситуация 6. Как называется один из документов, где написаны права ребёнка?

2. Работа с учебником. Рассмотрите в учебнике иллюстрации о правах ребёнка с 84 – 85.

3.Чтение стихотворений.

Дана нам возможность – Юристами стать,

Статьи правовые – все изучать.

Если мы будем права свои знать,

То сможем по жизни смело шагать.

И в нужный момент себя защищать

Новый закон»

На час начальником бы стать

Среди законодателей,

Велел бы я закон издать

Для взрослых обязательный.

«В дни отдыха,- гласил бы он,-

Одних, без нас, родителей

В театры, в цирк, на стадион

Не допускать как зрителей».

Пусть надпись – буквы покрупней!-

Там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей

Строжайше запрещается».

Тогда бы поняли они,

Всё взрослое сообщество,

Как детям в праздничные дни

Быть с ними вместе хочется.

4. Права ребёнка в цветке (Вписать в лепестки цветка права, обвести и раскрасить цветок).

!!! Итог урока. Вот и завершается наш урок.

1. - О чём мы говорили сегодня? - Для чего же была принята Конвенция ООН о правах ребёнка? (Для того, чтобы дети знали свои права и никто не мог их нарушить)

2. Давайте ещё раз прочитаем ваши права(чтение по карточкам или по картинкам на доске)

Памятка для учащихся «У меня есть…»:

- право на имя, отчество и фамилию;

- право знать своих родителей, совместно с ними проживать;

- право на заботу и воспитание;

- право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сёстрами;

- право на защиту и воспитание;

- право на общение с обоими родителями;

- право выражать своё мнение;

- право на уважение человеческого достоинства;

- право на защиту своих прав и законных интересов;

- право на личное имущество, на получение содержания от родителей.

А кроме того:

-право на учёбу и образование;

-право на труд и на отдых;

-право на медицинское обслуживание

3. Оценка работы учащихся на уроке.

4. Получение сладких призов за роботу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!