СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НИР "Внеклассная работа как фактор ее влияния на развитие социальных качеств личности "

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка эффективности внеклассной работы, выработка рекомендацийпо оптимизации социально- ориентированного процесса внеклассной работы

Просмотр содержимого документа
«НИР "Внеклассная работа как фактор ее влияния на развитие социальных качеств личности "»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНХ и ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»









Бадмаева С. И.



Внеклассная работа как фактор ее влияния на развитие социальных качеств личности.







Научно - исследовательская работа.



















Хоронхой





Внеклассная работа как фактор ее влияния на развитие социальных качеств личности

Введение

Социальное воспитание является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Внеклассная работа формирует и развивает личность. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь. Воспитание – целенаправленный процесс формирования  гармонично развитой личности. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, в учёбе, в работе. Социологический подход к воспитанию недостаточен для педагогики, так как растущий человек осваивает информацию активно и избирательно. В психологии и педагогике социальная среда понимается как объективно пережитая человеком объективная реальность. Воспитательная среда часть социальной среды, которая специально создаётся для формирования субъектов общественной деятельности на всех уровнях общественной жизни.

В настоящее время выделяют такие приоритетные направления воспитания личности, как осуществление возрастного подхода в процессе создания благоприятной среды воспитания, укрепление духовных контактов между воспитателями и воспитанниками в ходе сотрудничества в общем деле и ответственного отношения к нему; постоянное побуждение человека к самовоспитанию, к самообразованию.

В среде несовершеннолетних практически беспрепятственно распространяются (часто путем морального и физического принуждения) стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям.

Острый психологический кризис несовершеннолетних, усугубляемый отсутствием к ним внимания и доверия со стороны взрослых, таков, что общество ставится перед риском не получить полноценной смены поколений.

Необходимо оздоровление социальной жизни студентов и их внутреннего мира. Это предполагает выявление причин деформаций в развитии, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах студента, построение процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности.

Помощь студентам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством путем организации специальной государственной социальной службы. Она оказывает всестороннюю помощь в реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья; охраняет права, используя при этом силу закона, социальные институты, общественные структуры.

Родившийся индивид должен успеть за очень короткое время развиться в личность — носителя социальных отношений, члена общества, способного взаимодействовать с людьми. Сам по себе индивид не обладает способностью к таким преобразованиям, он не получает биологических гарантий личностного развития. Личностью надо "выделаться" в процессе социально активной жизни, на уровне современной культуры. Но, чтобы студент смог принимать активное участие в общественных событиях и отношениях, он должен быть воспитан, т.е. усвоить данный уровень духовной и материальной культуры.

Сегодня следует учитывать изменение масштабов целостности воспитательного процесса, поскольку сферы духовной культуры, социального образования и воспитания, социальной работы все более органично сопрягаются с социальным пространством и его временными характеристиками. Это конструктивно воздействует на стратегию и технологию образовательно-воспитательного процесса, придает всем субъектам деятельности более устремленную личностно-гуманистическую ориентацию в сферах социальной политики, образования и социальной работы.

 Объектом исследования является внеклассная работа.

Предметом исследования: социально-педагогические механизмы воздействия внеклассной работы на личность студента, формирование социальных качеств, влияние заинтересованности студентов и педагогов на эффективность внеклассной работы.  

Целью является оценка эффективности внеклассной работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной работы









Задачи:

1. Определить степень заинтересованности студентов и педагогов во внеклассной работе.

2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива и студентов.

3. Определить место внеклассной и общетехникумовской работы в    студенческой жизни.

4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких личностных качеств по мнению преподавателей должна быть направлена внеклассная работа).

Гипотезы:

1.Социально-педагогическая работа не является приоритетной в деятельности педагогов.

2.Социально-педагогические элементы включены в деятельность не всех преподавателей предметников.

3.Образовательный процесс строится без точного учета социального эффекта.

4.Воспитательная работа осуществляется вне контекста общей образовательной деятельности.

Этапы исследования

Этапы

Содержание работы

Сроки реализации

Отметка о выполнении

1Этап подготовительный

1.Подбор и изучение литературы по теме, доклады, методические разработки, пособия, отчеты.

I –ое полугодие 2018-2019


2.анкетирование- самостоятельное заполнение анкет респондетами

Январь. 2019


2.Этап основной

1.Интервьюирование – предполагает личное общение с респондентами. Наблюдение - целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения.


2019г.


2.Участие в студенческих мероприятиях

2018- 2020г


3Этап обобщающее - аналитический

Анализ результатов

2018-2020




При оценке эффективности проводимой внеклассной работы я выделила основные критерии эффективности внеклассной  работы:

1. Получение дополнительных внепрограммных учебных знаний. Индикатор: число студентов, посещающих факультативные занятия , число студентов назвавших нормой поведения чтение дополнительной литературы.

2. Занятия спортом, физическое совершенствование. Индикатор: число студентов посещающих различные секции, число студентов назвавших основными ценностями жизни здоровье, число студентов назвавших нормой поведения занятия спортом

3. Занятия искусством. Индикатор: число студентов принимающих участие в различных театральных постановках, КВНах, праздниках, и т. п.

4. Исполнение социальной роли. Индикатор: число студентов принадлежащих к различным общественным организациям, и занимающихся общественной деятельностью.

5. Занятия в  русле избранной профессии. Индикатор: число студентов обучающихся в филиале, число профессионально-ориентированных студентов.

6. Комфортность в филиале. Индикатор: число студентов ощущаюших себя «хозяевами филиала».

7. Характеристика. Самооценка значимости своей личности. Критерий. Возможность принимать решения, определяющие жизнь группы и филиала. Индикатор: Число студентов имеющих возможность принимать решения, определяющие жизнь техникума.

8. Возможность и интенсивность общения с внешними партнерами. Индикатор: число студентов оценивших возможность общения.



Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, в учёбе, в работе. Социологический подход к воспитанию недостаточен для педагогики, так как растущий человек осваивает информацию активно и избирательно. В психологии и педагогике социальная среда понимается как объективно пережитая человеком объективная реальность. Воспитательная среда часть социальной среды, которая специально создаётся для формирования субъектов общественной деятельности на всех уровнях общественной жизни.

В настоящее время выделяют такие приоритетные направления воспитания личности, как осуществление возрастного подхода в процессе создания благоприятной среды воспитания, укрепление духовных контактов между воспитателями и воспитанниками в ходе сотрудничества в общем деле и ответственного отношения к нему; постоянное побуждение человека к самовоспитанию, к самообразованию.

В среде несовершеннолетних практически беспрепятственно распространяются (часто путем морального и физического принуждения) стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям.

Острый психологический кризис несовершеннолетних, усугубляемый отсутствием к ним внимания и доверия со стороны взрослых, таков, что общество ставится перед риском не получить полноценной смены поколений.

Необходимо оздоровление социальной жизни детей и подростков и их внутреннего мира. Это предполагает выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах ребенка, построение процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности.

Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством путем организации специальной государственной социальной службы. Она оказывает подросткам и детям всестороннюю помощь в реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья; охраняет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные институты, общественные структуры.

Родившийся индивид должен успеть за очень короткое время развиться в личность — носителя социальных отношений, члена общества, способного взаимодействовать с людьми. Сам по себе индивид не обладает способностью к таким преобразованиям, он не получает биологических гарантий личностного развития. Личностью надо "выделаться" в процессе социально активной жизни, на уровне современной культуры. Но, чтобы ребенок смог принимать активное участие в общественных событиях и отношениях, он должен быть воспитан, т.е. усвоить данный уровень духовной и материальной культуры.

Сегодня следует учитывать изменение масштабов целостности воспитательного процесса, поскольку сферы духовной культуры, социального образования и воспитания, социальной работы все более органично сопрягаются с социальным пространством и его временными характеристиками. Это конструктивно воздействует на стратегию и технологию образовательно-воспитательного процесса, придает всем субъектам деятельности более устремленную личностно-гуманистическую ориентацию в сферах социальной политики, образования и социальной работы.



 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в учебных заведениях и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической  работы.

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.

Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20—30-е гг. В 60-е гг. появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т. д.).

На рубеже 70—80-х гг. общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми. В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.

Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт социальных педагогов — специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. В настоящее время в высших и средних специальных учебных заведениях введены специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа».

Взаимозависимость личности, общества и истории. Очеловечивающая сила истории делает ее неисчерпаемым источником обогащения духовной жизни людей. Однако в истории есть и разрушительные потенции; овладевая личностью, они производят весьма опасное действие на нее и на окружающих. Свобода выбора добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше и совершеннее культура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой (а не своеволием!) он обладает.

Исторический процесс поддерживается двумя средствами — общением и преемственностью, в свою очередь обусловленными воспитанием, образованием. Вне этих главных факторов невозможно взаимопонимание людей, равно как и культурное наследование.

Любой человек имеет социальную принадлежность и, следовательно, социальные качества. Личность как субъективное начало получает свою индивидуальную определенность только благодаря комбинации элементов культуры, приобретаемых ею в различных общностях, а эти последние жизнеспособны из-за культурного участия в них тех или иных людей.

Успехи человеческого общежития созданы совместными усилиями всех культурных народов. Даже в тех случаях, когда историческое развитие где-то на время прерывалось, в общем оно не прекращалось никогда. Сознание определяется преимущественно характером общества, к которому принадлежит личность, а также самой ее жизнью. Задача культуры в том и состоит, чтобы гармонизировать интересы и возможности социальных групп с запросами и склонностями личностей, в них входящих.

 Нация — это идея, пронизывающая материальную и духовную культуру большого сообщества людей. Наиболее стабильное в этнической истории — это дух народа, проявляющийся в любви к родному как изначально данному, будь то язык, нравы, обычаи, отношения, ценности. Все родное, складывающееся на базе общения и воспитания, имеет колоссальное формирующее значение.

Таким образом, национальное воспитание следует понимать как введение индивида в духовную культуру, в историческую филиацию основных идейных стремлений, выразившихся в этносе данного народа или народов, если речь идет о много этнической нации, и как развитие способностей личности к прогрессивному вкладу в верования, язык, жизненные цели и средства их благотворного достижения, что служит на пользу и данной нации, и человечеству в целом

Занимаясь ежедневными делами, человек вольно или невольно творит историю. Мотивы деянии личности и есть в конечном счете движущая сила истории, а воспитание мотивов, облагораживающее их, служит спасению человечества. Среди них особое место занимает понимание смысла жизни — представление о том, зачем, с какой целью мы проявляем жизненную активность.

Потребность в осмыслении жизни означает появление самоуважения, а в дальнейшем — и социальной полноценности. Потребности (страсти, интересы), движущие человеком, тесно связаны с представлениями о ценностях. Нередко потребности зависят от них. Так, потребность в материальных благах может разрастаться или суживаться вследствие принятия личностью потребительских или, напротив, творческих ценностей.

Социальный прогресс состоит в том, что формируются новые потребности, а вместе с ними и новые ценности, среди которых научное знание и способ мышления занимают выдающееся место. Для поступательного движения человеческой истории совершенно необходимо, чтобы людские потребности все дальше выходили за рамки насущного. Соответственно, приспособление людей к изменяющимся условиям жизни невозможно без усвоения ими новой системы ценностей. Однако следует помнить, что и вне преемственности культуры немыслим какой бы то ни было прогресс.

В социологическом плане воспитание — означает формирование и развитие личности под воздействием всей совокупности объективных и субъективных факторов, с  которыми  индивид находится в контакте. Социологии предстоит разработка фундаментальных вопросов воспитания, проведение крупномасштабных исследований, раскрывающих основные черты и особенности новых экономических и социально-культурных процессов, происходящих в нашем обществе, так как они связаны с формированием личности, переориентацией общественного и индивидуального сознания.

Современные учебные заведения должны управлять воспитательным процессом, а не плестись в хвосте, особенно в условиях большого города. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. Однако в практике воспитания прочно укоренилось мнение, что воспитываемый всегда является лишь объектом воспитательного воздействия, и ответная его реакция на это воздействие не учитывается Воспитывать по старинке “огулом” легче, но результат неудовлетворителен. Такое воспитание действует однозначно негативно: подавляет волю и инициативу, поощряет приспособленчество, отбивает вкус к самовоспитанию, ибо для этого нужна самостоятельная работа, творческие усилия, а об их развитии школа заботится менее всего. Догматическая система воспитания изжила себя и не в состоянии способствовать решению указанных задач. Речь должна идти не просто о совершенствовании отдельных звеньев воспитания, по разработке новой, единой комплексной системы воспитания, фундаментом которой должны стать общечеловеческие достижения  науки, прогресс педагогической мысли, которая призвана ориентироваться не только на потребности современной социальной практики, но и на будущее. Проблема влияния на воспитания процессов, связанных с урбанизацией, понимается как распространение городского стандарта жизни в результате роста городов, развития промышленности. Главные из признаков  городского стандарта жизни - повышение плотности населения, ослабление эффективности системы непосредственного визуального контроля над поведением принадлежащих к данной территории общности людей. Эта тенденция оказывает наиболее сильное влияние на сознание и поведение людей. Развитие самосознания личности как главной опоры социального контроля в условиях урбанизации, делает возможным постепенное перерастание его в самоконтроль. Недостаточная зрелость самосознания и самоконтроль у человека, живущего в городе, особенно в большом городе, влечёт за собой усиление в поведении различного рода импульсов, поэтому замена традиционной системы социального контроля новой, соответствующей условиям современного города, должна быть обеспечена интенсивным ростом нравственной культуры населения, самосознания, ответственности людей. Если это не происходит, урбанизация становится фактором роста аморализма и преступности. Неформальные группы, играющие в крупных городах значительно большую роль, чем в мелких селениях, становятся во внерабочее  время почти  монопольной микросредой. Нередко они бывают источником антисоциальных явлений, преступного поведения.

 Проблема профориентации молодёжи по мере научно-технического прогресса далеко выходит за рамки экономики и приобретает воспитательное значение, так как работа, выполнять которую человек не способен, к которой у него нет призвания, какой бы престижной она ни была, всегда повёрнута к нему не творческой, а принудительно-механической стороной. А так как проблема сохранения и развития творческой активности ребёнка не стала основной целью воспитания, мы имеем основание говорить о несовершенстве современной системы воспитания, о малой эффективности воспитательного воздействия семьи. Существенной стороной деятельности педагогического коллектива является организация и руководство внеклассной воспитательной работой. Значительную часть этой работы планируют и осуществляют кураторы и мастера производственного обучения (нравственное воспитание, стимулирование учебной деятельности, организация общественно-полезного труда). Большое место в организации внеклассной работы занимают мероприятия (вечера, дискотеки), которые проводятся в филиале. При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на:

1.      Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

2.      Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания обучающихся, так и для разумной организации их свободного времени.

3.      Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех обучающихся.

4.      Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности обучающихся.

С учётом этих положений педагогический коллектив разрабатывает систему внеклассной работы, а руководство оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой работы.

Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с обучающимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы студенту был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов  можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются обучающиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в филиале, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается обучающимися так, как будто оно возникло  по их инициативе.

Успеху внеурочной воспитательной работы  содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий  решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Важным условием  действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных обучающихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место  в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей обучающихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.      Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических  клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических  учений и др. Распространённой формой являются музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными  людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых. Они рассчитаны на одновременный охват многих обчающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на ребят. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации обучающихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество: рисунки, сочинения, поделки. олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают все студент Их цель — вовлечь всех с отбором наиболее талантливых. Смотры — наиболее общая соревновательная  форма массовой работы. Их задача — подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску. Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные обучающиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Учебное заведение является организованно-действующей  средой, длительное время влияющей на обучающегося в период, когда он проходит важнейшие этапы развития, отрочество, юность. Преобразование социальной позиции подростка рассматривается в органической взаимосвязи с преобразованиями социальной среды. Социальные функции заведения состоят в том, чтобы обеспечивать приобщение подрастающих поколений к ценностям, созданным цивилизацией, и вооружать их способами освоения и приумножения её богатств. Источник социальной активности, формирующей потребности, находится в общественно- политической и культурной среде жизни, которая воздействует на филиал. Социальная позиция включает в себя систему отношений, целей и ценностей, установок и мотивов, формирование социально- активной позиции молодого человека на производстве предваряет отношение к действительности  молодых людей в период их обучения. В Конвенции о правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 г. зафиксированы три основных права ребёнка; на выживание, развитие и защиту. Это важный ориентир для России, в которой сегодня интенсивно “ размывается “ социальная инфраструктура детства в области здоровья, образования, культуры, спорта. Интересы детей, которых в РФ 28,5% от численности населения, затрачивают всё общество. Образ жизни детей, уровень их развития, служат важнейшим индикатором благополучия страны. Социальное воспитание детей объективно служит государственным инструментом стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Социальное воспитание подрастающего поколения – задача всего общества, и не только того или  иного образовательного ведомства. Социологи пришли к выводу: огромная армия профессиональных воспитателей работает малоэффективно. Важнейшим условием успешной деятельности в этой сфере является совпадение целей и задач социального воспитания со стратегией развития общества. В социальном воспитании ведущая роль принадлежит семье и учебным заведениям .МЫ сегодня отвыкли работать с семьёй в единой системе, не имеем чёткой позиции по отношению к своей роли в социуме, не оказываем существенного влияния на процесс и результаты воспитания. Применительно к современной России, ввергнутой в социально-экономический передел, стремительное развитие социально- педагогических служб — это процесс объективно необходимый. Социальная педагогика или педагогика отношений в социуме рассматривается как базовая интегративная основа в системе служб социальной помощи. Её цель — педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме. Социальная служба, это структура, созданная для помощи людям, имеющим проблемы в сфере общественных отношений и в своей личной жизни, проблема в неурочной деятельности сейчас явно недооценивается. То учебное заведение, которое не живёт после уроков, не может гарантировать правильного нравственного развития детей. Дети воспитываются в деятельности. Главное — опираться на актуальные потребности детей. Обществу нужна надёжно поставленная воспитательная служба.

Главное понятие педагогики — воспитание. В научной педагогике есть только одна основополагающая категория — воспитание, она выражает объективный процесс движения отношений, деятельности в обществе, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Воспитание суммирует опыт познания мира и опыт мировой общественной практики.

Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности индивида, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики – состоит в развитии сущностных сил индивида, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность. Механизмы и формы проявления педагогической деятельности опираются на деятельность, отношения, общения. Целостный педагогический процесс есть материализация всеобщей категории воспитания как общественного явления. Структура целостного педагогического процесса включает следующие компоненты: основные категории и законы, цель и воспитательные ценности, систему “педагог - дети”, содержание воспитания и обучения, учебно-воспитательные учреждения. В общем виде критерий эффективности воспитательного процесса могут быть выражены в степени воспитанности подрастающего человека, степени его обучения, в степени мобильности его психических процессов. Стихийный поиск добавляет новые проблемы. Одной из самых острых проблем остается воспитание. Каковы же концептуальные основы воспитания в сложившейся политической и экономической обстановке?

1.      Воспитание как возрождение гражданина, человека культурного и нравственного, как необходимое условие социализации личности, является социально обусловленным процессом, выполняющим стабилизирующие функции.

2.      Сохранение, развитие культуры.

3.      Обслуживание исторического процесса смены поколений.

4.      Создание условий для свободного развития личности, как субъекта культуры исторического процесса собственного развития и жизнетворчества.

Важными базовыми компонентами воспитания являются:

1.       Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, самодисциплины).

2.       Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, терпимость, доброжелательность, готовность оказать помощь).

3.       Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании в красоте общения).

4.       Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта).

5.       Воспитание практичной личности (знание основ экономики, трудолюбия, хозяйственность, владение языками, физическая закалка, хорошие манеры).

Обновление воспитания, опирающегося на принцип гуманизации означает:

1.     Возвращает воспитание к человеку.

2.     Поддержку индивидуальности и самобытности ребенка, решительный отказ от «валового» подхода в воспитании и признание каждого отдельного ребенка высшей ценностью воспитания, развитие субъективных свойств творческой потенциала.

3.     Осуществление в контексте национальной культуры, как среды питающей духовное и нравственное развитие ребенка.

4.     Возвращение воспитания в семью к родителям, признание в них главных воспитателей, поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями.

5.     Существенное повышение педагогической культуры воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции. Восстановление и сохранение природы, исторических памятников, возрождение народных промыслов, во всем необходимо участие.

Для образовательных учреждений с гуманистическими воспитательными системами характерны следующие признаки:

1.     Наличие собственной идеологии .

2.     Формирование определенного образа жизни.

3.     Педагогически целесообразная организация среды образовательного учреждения, как внутренней (предметно-эстетической, пространственной, духовной), так и внешней (Социальной, природной). генеральной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, способной полноценно выполнить систему социальных ролей; функции семейные, трудовые, гражданские, геосоциальные, саморегулятивные. При этом необходимо ориентироваться на общечеловеческие ценности, следует помнить об опережающем характере цели воспитания, о необходимости проектирования тех качеств, которые понадобятся нашему воспитаннику для жизнедеятельности в будущем. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут мораль и право.

Свобода как цель и необходимое условие прогрессивного развития достижима лишь при условии ее осознания участниками образовательного процесса, осознания, которым может снабдить молодежь только воспитание и обучение в их единстве. Чтобы человек мог справиться с грузом ответственности, возлагаемым на него свободой воли, ему необходимо мужество.

Стремление к самостоятельности выбора того, что составляет содержание и смысл жизни — работы, общения, потребления, личной жизни, досуга, присуще человеку, но воспитание призвано вдохновить эту генеральную потребность личности, укрепить, наполнить ее конструктивным содержанием.

В воспитании нуждаются добродетели созерцания и рефлексии, рвения к истине, творчеству и самосовершенствованию. Колоссальное значение имеет также приобщение людей к искусству достойного человека счастья, искусству благородного наслаждения прекрасным. Чтобы восполнить утрачиваемый смысл жизни в постоянно усложняющемся мире, учение и научную работу, размышление над сложными Проблемами, бескорыстное стремление к познанию важно представить как трудную, но достойную, очень нужную, возвышающую человека и уважаемую другими деятельность.

Правильное воспитание призвано гармонизировать способности и потребности людей. А для достижения этой цели им нужно уметь рефлектировать. Неразрушительное, а то и созидательное, творческое сознание образованному и развитому человеку дает только рефлексия — и цель, и важнейший компонент образовательно-воспитательных усилий.

Воспитание призвано позаботиться об умственном развитии детей, достаточном для понимания ими различий между мечтой и учением, пророчеством и доктриной, утопией и наукой. Важно убедить подростков не обманываться словами.

Воспитание ума, нацеленное на предотвращение личных и общественных трагедии, должно включать в себя обучение последовательной  самокритичности и критичности, способности трезво мыслить, готовности подвергать сомнению все надежды и устремления и отвергать их, если они заключают в себе опасность. Нужно научить детей ненавидеть самообман. В жизни часто придется перепроверять информацию, искать    и находить новые    материалы для такой проверки и перепроверки.

Человеку необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к жизни, к окружающему миру. Поэтому в высшей степени желательно соединение эстетического и этического начал в личности.

Воспитание, основанное на глубоком знании моральной организации человека. Чтобы выжить, обществу предстоит научиться более искренней терпимости, чем ныне признаваемая.

Социальная педагогика служит цели облагородить, очеловечить разрушительные эгоистические природные влечения, ибо иначе совместная жизнь людей становится невозможной. В связи с этим необходимо преодолеть отчуждение человека от культуры. Педагог должен способствовать интериоризации культурных предписаний, сочетая внутренние задатки ребенка с активно взывающими к их развитию внешними обстоятельствами, приводя к первым успехам и закрепляя их последующими Содержание воспитанияЧто же необходимо знать каждому члену общества? То, что полезно для домашнего хозяйства, для ведения своих дел, свободного развития способностей и профессиональных навыков, для умения осуществлять и защищать свои права, для понимания своих обязанностей и возможности их хорошего исполнения; суждения о поступках по точным критериям; то, что полезно для отторжения внушения.

Новым поколениям необходимо знать пути самоуничтожения человечества. К ним мы относим прежде всего глупость, невежество, жадность и недальновидность. История человеческой глупости представляет собой ценный компонент содержания воспитания: она "учит" учиться на уже совершенных ошибках. Одновременно история заблуждений и трагедий разума полезна в том смысле, что способствует развитию осторожности, строгости суждений, дает представление о сложности умственной работы, учит уважать ее и проверять конечные результаты.

Социальной педагогике предстоит оказать помощь молодежи в усвоении целей жизни, а значит, своей деятельности. Этому служит эволюция культуры и науки. Их история помогает новым поколениям лучше понять современность. В истории искусств, ремесел, теорий, технологий, социальных устройств и т.д. приращение знаний о законах мира предстает как бы в замедленной киносъемке, раскрывающей драму людей и идей, обобщающей причины успехов и поражений человечества. Это позволяет усвоить законы развития прогресса, застоя и регресса в исторической перспективе.

Большое значение имеет и изучение истории субъекта познания (его рациональности и самого понятия): оно воспитывает конструктивность мышления, располагает к творчеству и служит просвещению в более обширном смысле — как выходу человеческого рода из состояния несовершеннолетия в состояние свободного неразрушительного творчества жизни.

Огромное значение приобретает усвоение методов познания, понимание их сравнительной эффективности, развитие способности к их уместному и правильному применению. Научное и учебное познание имеет грани взаимодействия, позволяющие применять методы науки в воспитательных целях. Так, интроспекция, в психологической науке служащая методом исследования и диагностики, является одновременно и эффективным способом самосовершенствования.

Любовь, свобода, гармония — вот три величайшие силы в воспитании человека, его счастье и судьбе. Они дают защиту от (ужасов мира, закаливают в жизненной борьбе и уравновешивают немногие радости со многими скорбями.

Мы должны защищать,   развивать,   поощрять   самостоятельность и ответственность. Такое воспитание позволяет преодолевать страх людей перед свободой личного выбора.

Ни одно действие растущего человека не может быть совершено без предварительного размышления над причинной зависимостью одних поступков от других: только таким образом можно развить ценнейшую способность предвидеть последовательность и последствия действий.

Взгляд в будущее.

Опасность человечеству исходит прежде всего от неправильного воспитания, укореняющего самодовольное и не подозревающее о себе скудоумие, жадность, безответственную недальновидность.

Обществу приходится опасаться нового деспотизма. Ибо оно столкнулось с ростом невежества, научившегося добиваться власти, — властвующего невежества серых, поверхностно образованных людей. Отсюда — жесточайшие наши беды

Социальная справедливость может войти только в свободную страну. Поэтому интеллектуальная свобода обладает всемирно-историческим спасительным значением.

В обозримом будущем воспитательно-образовательная активность станет наиболее емким резервуаром социально и" индивидуально-ценной занятости сотен миллионов людей. В исторической перспективе воспитание должно предшествовать экономике и политике и опережать их в каждую данную единицу времени. Воспитание обладает властью над властью: влияет на общественное мнение и стимулирует производство идей.









2. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы.

В.А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается  в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой.».

 Какое же мировоззрение формирует сегодняшние учебные заведения? Многие преподаватели честно отвечают на этот вопрос – никакое. Но ведь так не должно быть. Человек растет, он должен ответить себе на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо. Он поставлен перед необходимостью хоть в каком-то приближении понять, что такое жизнь, как она устроена и что ему в ней дела.В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого требуется общение, оно дает возможность получить и пережить более широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения.

Идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:

1.        Воспитание – это органическая часть целостного «образования личности», оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности.

2.        Процесс воспитания – это взаимодействие взрослых и подростков (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов.

3.        «Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности.

4.        Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания.

5.        Идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающим для гуманистической ориентации педагога.

6.        Участие обучающихся во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным.

7.        Коллективная творческая деятельность – это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляющуюся общность подростков и взрослых

Семья закладывает фундамент личности, на учебные заведения падает главный труд по ее строительству, причем нередко приходится заниматься и укреплением и перестраиванием самого фундамента. Один из главных аспектов мировоззрения воспитания – развитие у человека способности самостоятельно оценивать социальные явления. Эта способность необходима современной молодежи и как предпосылка социальной правильности ее поведения в обстановке ослабления традиционных форм общественного регулирования и контроля. Даже существенно повысить воспитательную отдачу обучения, мы не вправе отказываться от воспитания как первичной и более масштабной цели, достижение которой призвано поднять на новую качественную высоту отношение педагога к обучающимся. Поэтому наша задача: воспитывать культуру поведения и мышления, уважительного отношения к труду и старшим.

Трудовое воспитание подростков, не единственный способ приобщить к трудовой деятельности. Обучающиеся мало читают, больше смотрят телевизор, сидят в интернете. Важное значение имеет такая организация профессиональной ориентации, которая намного бы увеличила трудовую отдачу каждого, повысила бы удовлетворенность трудом, так как только труд человека, нашедшего себя, может стать творческим, принести ему уважение товарищей. Общественность может способствовать воспитательной деятельности семьи в различных направлениях. Это развитие неформальных контактов с подростками, важно в этом случае, чтобы взрослые выступали перед подростками в роли образцов. В настоящее время, в период научно-технической революции, обновления общества, эффективно готовить молодежь к жизни может только воспитанием. Хочется закончить словами ректора Рязанского Педагогического университета Лиферова А.П.: «Чтобы стать центром сообщества учебное заведение (должно стать глобальным сообществом, где вклад каждого в общее дело, где отношения обучающихся и родителей к учебному процессу не потребительское, а конструктивное и созидательное















3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы

По вопросам внеклассной работы я проводила исследование в Хоронхойском филиале « БРТСиПТ, и получила следующие результаты:

Комментарий к анкете обучающихся

Опрос проводился в 2018 году Опрошены были: 1-курс (19 человек), 2 курс(25 человек), 3курс(30 человек), 4 курс (7 человек)

В результате обработки анкет я получила следующие данные:

В параллели первого курса считают внеклассную работу достаточно эффективной – в среднем 8.4 балла.

В 2-3 курс средний гораздо ниже: 2-3 - 7.9 балла. На первом курсе интересной внеклассную работу считают – 7.8 балла опрошенных. Таким же получился результат на втором курсе, в 3-4- ее считают абсолютно не интересной (2.5 балла). Очень низкий бал (3.8 балла) в участии в общефилиальской работе приблизительно 4.1 балл, в на первом курсе несколько выше (6.9 балла).

Учащиеся 1 курса считают, что внеклассная работа очень развивает их социальные качества – 9.6 балла, 4 курс приблизительно 4 балла. Посещение классных часов практически 100%, ! курс считают их достаточно интересными, старшие курсы - 6.5 балла.

Также достаточно высока степень взаимопонимания студентов и учителей. Отражение своих интересов во внеклассной работе нашли лишь первокурсники и второкурсники. Старшекурсники находят мало интересующего их во внеклассной работе и считают, что филиал не имеет представления об интересующих их проблемах, также они считают, что филиал не может удовлетворить их интерес. Хотя картина на 1.2. 3курсе прямо противоположна. 4 курс - считают внеклассную работу обременительной, но в среднем время на работу уходит немного.

Комментарий к анкете старшекурсников..

Опрос проводился в 20199 году в филиале. Опрошены были: 2 курс (29 человек), 3 курс(21 человек), 4 курс (22 человека

В результате обработки анкет я получила следующие данные:

У 80% опрошенных есть хобби и более чем у половины – это хобби – спорт, компьютер и общение. В филиале не имеют возможности заниматься своим хобби лишь 10,3%, 31% опрошенных занимаются  хобби в пределах филиала, 31% - лишь иногда занимаются хобби в филиале; 27% опрошенных считают, что упустили возможности самосовершенствования в филиале, 8% - уверены в этом твёрдо; 45% считают, что скорее всего имели возможности для самосовершенствования, 13,8% - уверены в этом твёрдо. Средний балл по развитию потенциала при обучении в филиале- 27.5% опрошенных ответили, что филиал не нарушает их основных прав и свобод. 5% ответили, что скорее всего их права и свободы нарушены, твёрдо в этом уверены 3%. Затруднились ответить на этот вопрос- 20%.  5%  считают, что не имеют возможности непосредственно участвовать в принятии решений в группе, 6,8% - твёрдо убеждены в своём влиянии на решения в группе и филиале 17% - их поддержали, но не совсем в этом уверены. Гармонично живут более 50% учащихся.

Филиал расширяет круг общения более чем для 80% опрошенных. 82% удовлетворены внеклассной работой, проводимой их классным руководителем, хотелось бы больше экскурсий. 86,2% - считают, что внеклассной работой с ними должен заниматься непосредственно классный руководитель. 89% - удалось найти общий язык с классным руководителем. Внеклассная работа важна в среднем на 8 баллов из 10. Чаще всего учащиеся проводят внеурочное время с группой на классных часах. Более 80% их считают необходимыми.



.

Комментарий к анкете учителя-куратора.

Было опрошено 13 учителей-кураторов.

В процессе анкетирования на первый вопрос были получены следующие результаты:

1.     Воспитание гражданина, самостоятельность, отзывчивость, взаимопомощь, ответственность, сплоченность коллектива, нравственность.

2.     Совестливость, дружелюбие, дружба, порядочность, коммуникабельность, воспитание семьянина.

3.     Воспитание человека труда, гражданственность, доверие, умение жить в коллективе, честность.

4.     Трудолюбие, сострадание и милосердие, активность, ответственность, информированность, доброта, дисциплинированность, порядочность.

5.     Духовность, патриотизм, гордость за свои успехи и успехи товарищей.

Почти все учителя считают, что интересы у студентов и учителей должны совпадать. Они считают, что это помогает им в учебе, а учителям в работе. А также, чтобы правильно проходил учебно-воспитательный процесс.

Все учителя стремятся удовлетворять интересы студентовво вне внеклассной работе, иначе теряется интерес в самой внеклассной работе.

По мнению учителей, они имеют представление об интересах учеников на 8 баллов из 10.

 Учителям в профилирующих классах рассматривают внеклассную работу, как продолжение урока. Большое внимание уделяется профориентации.

По мнению учителей ученикам удалось получить профессиональные знания и навыки на 9 баллов из 10.

Во внеклассной деятельности профессиональной склонности учеников отражены через дифференцированные задания с различным уровнем сложности, различные творческие задания: стенгазеты, творческие вечера, конкурсу, КВН-ы, сдают экзамены по выбору.

На последний вопрос анкеты об изменениях в существующей системе внеклассной деятельности, учителя ответить затрудняются, или их все устраивает.

Заключение

Основной проблемой эффективности внеклассной работы является кураторство, ведь, именно от куратора зависит насколько детям будет интересна внеклассная работа. Некоторые студенты даже не смогли найти общего языка со своим куратором. И именно в группах , где у студентов нет контакта с куратором, они считают внеклассную работу ненужной и обременительной. Почти все учителя считают, что интересы студентов и учителей должны совпадать, но как видно из исследований таково нет. Интересы не только не совпадают, а как считают студенты об этих самых интересах учителя не знают и естественно не стремятся их удовлетворять. Необходимо , чтобы учителя проводили анкетирования с целью выяснения их интересов.

В группах, где кроме классных часов дети с куратором ходят в кино, ездят в поездки, на природу, вместе отмечают праздники и т.п. значительно выше оценена важность внеклассной работы. Ошибка многих учителей в том, что они видят внеклассную работу лишь только как продолжение урока. Ведь на уроке  происходит процесс передачи информации, а внеурочное время служит для воспитательного процесса. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием.

При обсуждении проблемы эффективности внеклассной работы я определила, что в большинстве случаев учителя не справляются с обязанностями воспитателя-куратора. С этой целью необходимо для более эффективной внеклассной работы, чтобы вопросами воспитательной работы занимался отдельный человек – социальный педагог.

В этом я вижу решение проблемы недостаточной эффективности внеклассной работы.

 Анализируя свою работу в филиале по основным критериям эффективности проводимой внеклассной работыя могу дать общую характеристику ситуации:

1.Получение дополнительных внепрограммных учебных знаний. Индикатор: число учащихся, посещающих факультативные занятия , число учащихся назвавших нормой поведения чтение дополнительной литературы. студенты считают, что знаний, полученных на уроке, не достаточно, а факультативы, на которых могли бы получить дополнительную информацию, не хватает. Дополнительную литературу читают лишь половина опрошенных. Необходимо определить основные направления дополнительных занятий с помощью анкетирований .

2.Занятия спортом, физическое совершенствование. Индикатор: число студентов посещающих различные секции, число учащихся назвавших основными ценностями жизни здоровье, число учащихся назвавших нормой поведения занятия спортом. Так же критерием может выступать: число студентов занимающихся утром зарядкой Более половины опрошенных в каждой из групп называет своим хобби – спорт. Занимаются им дети в пределах филиала. Существуют различные направления спортивной подготовки, направленные на углубление спортивных интересов у студентов. Понятие спорт и здоровье для учащихся взаимосвязаны, а здоровье они называют основной жизненной ценностью. Необходимо вести пропаганду здорового образа жизни в связи с ухудшением состояния окружающей среды, увеличением числа подростков с аморальным поведением(курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания и т. д.)

3.Занятия искусством. Индикатор: число студентов принимающих участие в различных театральных постановках, КВНах, праздниках, и т. п. В филиале проводятся различные театральные постановки, КВНы, праздники, на которых дети могут реализовать свои возможности. Создание методик для  выявления одаренных детей (в области искусства), создание необходимых условий для дальнейшего развития. 

4. Характеристика. Самооценка значимости своей личности учениками. Критерий. Возможность принимать решения, определяющие жизнь группы. Индикатор:. Число учащихся имеющих возможность принимать решения, определяющие жизнь группы. Большинство учеников считают, что не имеют возможности непосредственно участвовать в принятии решений в группе. Детям нужно дать как можно больше ответственности. Они должны почувствовать себя нужными и самостоятельными, чтобы подготовить их к выходу в жизнь. Учебное заведение должно защищать,   развивать,   поощрять   самостоятельность и ответственность. Такое воспитание позволяет преодолевать страх людей перед свободой личного выбора.

5.Возможность индивидуального разностороннего личностного развития. Индикатор: число учеников имеющих возможность личностного развития. Очень многие считают, что упустили возможность самосовершенствования и культурного роста, а также, что недостаточно развили свой личностный потенциал. Гармонично жить удается лишь половине опрошенных. Необходимо формирование у детей осознанности обучения.

6.Возможность и интенсивность общения с внешними партнерами. Индикатор: число учеников оценивших возможность общения. Учащиеся считают, что филиал постоянно расширяет их круг общения, приглашает интересных людей, организовывает конференции. У филиала существует выход в интернет, дети создали там свою страничку. Необходимо максимальное расширение круга общения.

Основными рекомендациями могут быть:

1. Создание в образовательных учреждениях воспитательных систем, находящихся в русле не только на гуманистической, но и социальной  парадигм.

2. Гармонизация социального поля жизнедеятельности студента, педагогическое освоение среды в радиусе действия образовательного учреждения.

3. Развёртывание клубной, досуговой и любительской деятельности, поддержка и создание новых молодёжных общественных объединений, поощрение демократических начал в управлении, в том числе самоуправлении.

При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на:

1.Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

2.Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания студентов, так и для разумной организации их свободного времени.

3.Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех студентов.

4.Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности.

С учётом этих положений педагогический коллектив разрабатывает систему внеклассной работы, а руководство оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой работы. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

Я бы хотела, работая в данной области, двигаться в том направлении, где искусство воспитания базируется на научно-теоретическом фундаменте, а новые методики и технологии воспитательного процесса произрастают из зерен социально-педагогической теоретической мысли.

Воспитание — это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры, а не вне ее.

Усвоение мира обеспечивает уровень взаимодействия с реальностью, оснащает ребенка свободным поведением. Частично школьное обучение выполняет данное назначение воспитания, формируя у воспитанников ценностно-значимые умения. Но за пределами учебных программ располагается жизнь, не отраженная в них, и кто-то должен помочь ребенку познать и эту жизнь, рассчитывает на семью. Семья, сама не готовая жить в контексте культуры, возлагает надежды на школу.

А подросток тем временем, не обученный элементарному взаимодействию с миром, страшится окружающей действительности, занимает заведомо агрессивную позицию по отношению к этому непонятному миру, ожидая от него каверз, неприятностей, несчастья. Мир представляет перед ним отторженным, а его собственная жизнь кажется постоянной борьбой с этим миром, у которого надо постараться отнять как можно больше.

Кажется, что воспитание — тяжелейший труд, а с другой стороны, воспитание — дело легкое и простое, ибо не видны внутренние духовные усилия, производимые воспитателем.

В воспитании должна наступить концентрация внимания на задачах и конкретных действиях, а не лишь только на лице воспитанника. В воспитании надо акцентировать внимание на перспективу, на будущее, не только на прошедшее и современность.







Список использованной литературы:

1.     Социальная педагогика: теория, метод, опыт. Свердловск, 2009 г.

2.     Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 2012 г.

3.     Мальковская П.Н. «Социальная активность старшеклассников», М. «Педагогика», 2008 г.

4.     Немировский В.Г. Социология личности, Красноярск, 2009 г.

5.     Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М. «Просвещение», 2011 г.

6.     Сохань Л.В. Разумная организация жизни личности, М, 1989 г.

7.     Коротов В.М. Самоуправление школьников, М. «Просвещение», 2011 г.

8.     Социальная служба школы: назначение, функции, проблемы/Вопросы социологии и социальной педагогики: сборник научных трудов. Вып.2 / под ред. проф. А. Н. Ростовцева./

9.     Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии. Рязань, РГПУ, 2009.

10. Степанов Н.А., Горнов В. А. Социальная педагогика как академическая дисциплина и профессия /Вопросы социологии и социальной педагогики: сборник научных трудов. / под ред. проф. А. Н. Ростовцева.

11. Лиферов А.П., Степанов Н.А. «Образование будущего: глобальные проблемы – локальные решения» Методическое пособие. г. Рязань.

12. Степанов Н. А. Подготовка специалистов по социальной педагогике как условие качественно нового уровня воспитания // Психология взросления и педагогическая стратегия проблемы формирования позитивной Я-концепции. - Рязань, 2012. - С. 70-73.

13. Горнов В. А. Формирование и развитие навыков исследовательской работы у студентов отделения социальной педагогики // Психология взросления и педагогическая стратегия проблемы формирования позитивной Я-концепции: Тезисы докладов научно-практической конференции. - Рязань, 2010. - С. 73-75.

14. Социальные характеристики молодёжи Ряз. обл. Анализ результатов социалогического исследования. Молодёжь 97 / Г. В. Гаврилова, В. А. Горнов, Н. А. Степанов – Рязань, 2013 - 121 с.

15. Марда









хаев Л. В. Основы социально-педагогической технологии: Учебное пособие. – Рязань, 1999. – 92 с.

16. Степанов Н. А. Социальные аспекты образовательных процессов в «элитных» школах (по итогам социологических исследований в школах г. Рязани) // Вопросы социологии и социальной педагогики под ред проф. А. Н. Ростовцева. – Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. – 88 с.

17. Горнов В. А. Некоторые штрихи к социальному «портрету» региональной молодёжной элиты // Вопросы социологии и социальной педагогики под ред. Проф. А. Н. Ростовцева. – Рязань: Изд-во РГПУ, 1999.  – 88 с.

18. Мардахаев Л. В. Дипломная работа по социальной педагогике (методическое пособие), М –1999.  – 56 с.

Журнал «Педагогика».

1.     Лихачев Б.М. Основные категории педагогики. №1 за 1999 г.

2.     Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества №7 за 1998 г.

3.     Сурова Л.В. Куда нам плыть? №3 за 1998 г.

4.     Коротов В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования №5 за 1997 г.

5.     Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей №4 за 1997 г.

6.     Гликман И.З. Воспитание и образование, №2 за 1999 г.

Журнал воспитание школьников.

1.     Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы

.Данная тематика достаточно широко рассматривается в литературе:

1. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г.

2. Мальковская П.Н. «Социальная активность старшеклассников», М. «Педагогика», 1988 г.

3. Немировский В.Г. Социология личности, Красноярск, 1989 г.

4. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М. «Просвещение», 1980 г.

5. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества №7 за 1998 г.





































В данной литературе проблема внеклассной работы рассматривается с  разных точек зрения. Описываются этапы становления социально-педагогической работы, отмечается сопряженность социальной работы с  социальным пространством и его временными характеристиками. Так же отмечается возрастающая роль внеклассной работы в социализации студента. Указываются основные формы организации внеклассной работы. Описываются современные подходы к внеклассной работе, ее новые формы.



21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!