СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД " Бобры-какие они"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие знакомит детей с историей сохранения речного бобра в Воронежском государственном заповеднике.

Занятие "Бобры- какие они?"

 

Цель: познакомить детей с историей сохранения речного бобра в Воронежском государственном заповеднике; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; дать реалистичные знания о жизни бобров, об особенностях их поведения, питания, внешнем виде; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

Ход занятия.

1.Беседа о Воронежском государственном заповеднике.

-Ребята ,к нам в детский сад принесли одно письмо, сейчас я вам его прочитаю.

Чтение  стихотворения.

БЕРЕГИ ПРИРОДУ!

Закрой глаза,

Представь себе,

Как будет страшно на Земле,

Когда не станет вдруг деревьев,

Исчезнут звери и леса,

И, выйдя в поле, не увидишь

Ни колоска, ни василька.

Пустая, голая Земля.

Как будет страшно,

Ты представил?

А чтоб такому не бывать,

Давай же будем мы природу

Любить, жалеть и уважать.

Костры в лесу не разжигать,

Зверей и птиц не обижать!

В тенистый лес входи,

Будь другом!

Грибов и ягод набери.

Вдыхая свежий, чистый воздух,

Деревья поблагодари!

Природа - щедрая хозяйка,

Бери, что надо,

Ей не жалко!

И не забудь, что ждет она

От нас  такого же  добра!

                     (Войтова Полина.)

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете кто его нам прислал?(Ответы детей)

-Это письмо прислал нам Лесовичок из Воронежского государственного заповедника.

-А вы что-нибудь слышали о таком заповеднике?

-Воронежскому государственному заповеднику  в декабре этого года исполнится 90 лет .Давайте рассмотрим с вами эмблему этого заповедника. Кто изображен на эмблеме Воронежского заповедника?

 

Загадки.

Трав копытами касаясь,

ходит по лесу красавец,

ходит смело и легко,

рога раскинув широко.

(Олень)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И построили плотину.

(Бобры)

 

-Правильно ,ребята, это фигуры оленя и бобра. Своим созданием и существованием заповедник обязан прежде всего бобрам.

Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорого меха. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник- это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, насекомые, рыбы.

 

-Лесовичок прислал нам фотографии самых главных обитателей Воронежского государственного заповедника.(Показ фотографий бобра)

 

2.Рассказ о бобре.         

          Бобры – очень удивительно- трудолюбивые животные звери. Только бобры умеют строить на речках и ручьях настоящие платины, прокладывать в лесу настоящие каналы, как лесорубы, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Прочная, искусно сложенная из веток, зацементированная речным илом, бобровая платина не боится, даже половодья. Но вот платина построена, вода в ручье поднялась, образовался большой речной пруд и посреди выросла бобровая хижина. Вход в бобровую хатку всегда под водой. Внутри хатки выше уровня воды зверьки устраивают просторную жилую камеру. Там звери отдыхают днём, а ночью отправляются на «лесозаготовки».Вот бобр нашёл осину или иву и начинает подгрызать дерево со всех сторон. Дерево наконец подает. Упавшее дерево бобры старательно разделывают : отделяют ветки, перегрызают на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляют по пруду к своему домику и складывают рядом в большие кучи. Так бобры устраивают себе на зиму продовольственные запасы. Зимой бобры не спят, сидят в своём домике, на снег и мороз не выходят. Запас еды сделан ими ещё с осени. Передвигаться по снегу бобрам неудобно и небезопасно, так как лапы у них короткие, хвост волочиться по снегу, может примёрзнуть на морозе. Замёрзнет пруд, а бобры будут сидеть в своём жилище и с удовольствием грызть кору и молодые ветки осины, ивы, берёзы, тополя, которые они очень любят.

 

Физкультминутка.

Мы в заповеднике, друзья (шагаем) И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя) Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно) И каждый встрече с нами рад (киваем головой) Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны) А это – высится сурово, как солдат (руки вверх) Одно – раскидистые ветви простирает, (руки в стороны) Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверху, качаются, как ветви)

-Продолжаем рассказ. Перезимуют бобры, а к весне появятся у них маленькие бобрята .Они рождаются с открытыми глазками, опушенные, быстро растут. Новорожденные бобрята через два дня уже плавают, а через три недели едят растения. К осени зверьки подрастут и вся трудолюбивая семья вместе подправляют плотину, своё жильё и устраивает новые запасы веток. А когда совсем вырастут, то находят себе новое место для жизни. И на лесном ручье поднимается ещё одна плотина, появляется ещё одна хатка.

-Давайте рассмотрим бобра поближе. Если посмотреть на него спереди,  он поразит великолепными резцами, торчащими поверх губ. Ими он и работает под водой, не раскрывая рта. У бобров очень прочные зубы, которые растут всю жизнь, а цвет у них оранжево-красный.

-Ребята, а как вы думаете что можно сказать о бобре, у которого зубы не ярко-оранжевые, а светлые? (Это говорит о том, что бобр себя плохо чувствует или уже старенький)

- Нос тоже удивит, ноздри плотно смыкаются, когда бобёр ныряет; а какой не обычный хвост у бобра, он помогает ловко передвигается ему в воде.

3.Загадки.

-Ребята, а сейчас давайте с вами разделимся на 2 команды. Я вам буду загадывать загадки, а вы будете их отгадывать. За каждый правильный ответ вы будете получать кусочек мозаики, а затем  вы из этих кусочков соберёте  картинку животного.

 

1 команде

В заводи живу речной, В теплой шубе меховой, Постоянно я в работе, О плотине я забочусь, Без гвоздя и топора, Дом мы строить мастера. Жизнерадостны, бодры, Это, братцы, кто? (Бобры)

 

2 команде

У него на голове Ветки. Даже сразу две. Говорят: Всего два рога, Да зато отростков много. Как он носит этот груз, Я сказать Вам не берусь. Их носить ему не лень, Потому, что он…(Олень)

 1 команде

Он других не обижает. Ест траву, в лесу гуляет, Но ветвистыми рогами Может справиться с волками!                                  (Олень)

2 команде

Мы отличные работники, Мы и столяры, и плотники, Работящий наш народ, За плотиною живет. В речке строим мы свой дом, От людей вдали живем. Но к соседям мы добры, А зовемся мы —(Бобры)

1 команде.

Вмиг спилю я, как пилой, зубками осину, Ведь закончить должен я к вечеру плотину. Из деревьев строю хатку, Не спеша все, по порядку. Часть в воде, часть над водою, Без гвоздей отлично строю. И умен я, и хитер, Ведь на то я и... (Бобёр)

2 команде

Я скажу, а ты - поверь. Пробегал по лесу зверь. Нёс на лбу зверь неспроста, Два огромнейших куста, Их ему носить не лень Зверя же зовут?...(Олень)

1 команде

Куст на голове,  вот диво, Вырос, и таскать не лень. Стройный, гордый и красивый Благородный он..  ( Олень)

2 команде

Замечательный работник, Я и столяр, я и плотник. Зубы острые мои, Дом построить помогли. Шубка теплая такая, Не промокнуть помогает, Возвожу в реке плотину, Глина, ветки, древесина. Хоть жилище не шатер, Хорошо живет... (Бобёр)

 

 (Дети складывают картинки бобра и оленя из кусочков мозаики)

 

4.Инсценировка стихотворения.

С. Парамонов Бобр, бобриха, три бобренка Дружно строят дом себе. И трещит сорока громко: - Дурни, строят на воде! Рассердился бобр – подросток: - Ты – кричит – трескунья просто! Строим крепость – теремок, Волк – Разбойник чтоб не смог Разломать нам оборону! прилетела вдруг ворона И сороку обругала, Чтоб работать не мешала. А тем временем, бобер Пруд плотиною подпер. А бобрята и бобриха Обгрызают бревна лихо. Дом построен крепкий, прочный, Не пролезет враг, уж точно. Никакой Разбойник – зверь: Под водой в том доме дверь.

 

5.Эстафета "Построй хатку бобра"

-Ребята, а теперь давайте и мы с вами попробуем построить хатку бобра. Для этого снова разделимся на 2 команды. По сигналу вам надо будет перенести гимнастические палки, которые у нас будут изображать стволы и сучья деревьев  и "построить" из них хатку бобра.

 

 

 

А теперь при помощи гимнастических палок изобразим лесной ручей и сделаем плотину на ручье.

 

6.Работа с трафаретом-раскраской "Бобры"

 

-Ребята, а теперь давайте с вами раскрасим наших бобрят и отправим их письмом к нашему Лесовичку.

 

Итог занятия.

-Что такое заповедник?

-Как называется бобровый дом?

-Впадают ли бобры в спячку?

-Едят ли бобры рыбу?

-Оранжевые зубы у бобра -хорошо это или плохо?

-Где бобры прячут запасы на зиму?

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!