СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД "Что такое облака и тучи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе, мыслительных операций через исследовательско- познавательную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«НОД "Что такое облака и тучи"»





«Что такое облака и тучи?».

Цель : Формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе, мыслительных операций через исследовательско – познавательную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

• расширять и уточнять представления детей о природе: что такое облако, туча, как они появляются;

• формировать умение отвечать полным ответом;

• закреплять понятия «облачно», «малооблачно», «пасмурно».

Развивающая:

• развивать наблюдательность за природными явлениями: облаками и тучами, их различиями;

• развивать воображение.

Воспитательная:

• воспитывать чувство прекрасного.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Материалы и оборудования: губки и тарелки с водой по количеству детей, ноутбук, видео «Сказка про Капельку», заготовки облаков, вата, лист А-3 голубого цвета, трехлитровая банка ,горячая вода, лед, иллюстрации облаков.

Методы и приемы:

- художественное слово;

- элементы ТРИЗ;

- моделирование;

- наглядность;

- ТСО

- продуктивная деят -ть.



Ход занятия:

Звучит отрывок песни «Облака белогривые лошадки»

Воспитатель:

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда-всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он нежно-голубой.

- О чем говорится в стихотворении?

- Правильно. Мы поговорим о небе. Что можно на нем увидеть? (Ответы детей.)

- Да, облака. Давайте пофантазируем. Все вы, ребята, смотрели на небо и видели, как плывут по небу облака. Закройте глаза. Представим, что у нас в руках облако.

Какое оно? (мягкое, пушистое, нежное, легкое, сказочное, белое). Облака легкие, как что? (как пух, вата, перышко). (Для примера принести вату)

Ах, какое облако, облако глубокое,

Белое, далекое, прямо надо мной.

Ах, какое облако, облако высокое,

Облако далекое, не достать рукой.

Проплывет и скроется в поле за околицей

В озере умоется свежею водой.

- На самом деле облако невозможно взять в руки. Облако состоит из множества капель воды, можно сказать это пар, собранный в кучу. Видели, когда мама готовит , из кастрюли поднимается пар. А вы хотите увидеть, как рождается облако?

Присаживайтесь на стульчики. Проведем опыт.( Закрепить правила поведения во время опыта)





Опыт №1 «Делаем облако»

Наливаем в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). На банку ставим тарелку с несколькими кубиками льда. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Физ.мин.

- Я предлагаю вам перевоплотиться , и представить, что вы облака. Вы легкие, вы невесомые. Облака плывут по небу. Подул ветерок, и – облака превратились в разные образы (дети изображают движение плывущих облаков и замирают в позах). А сейчас вы маленькие капельки. Солнце превращает воду рек , озер в легкий пар. Он поднимается вверх и свободно гуляет по воздуху. Пригрело солнышко. Капельки – человечки разогрелись, стали веселиться, играть. Они такие легкие, что стали подниматься над землей все выше и выше. Собрались капельки вместе – получилось легкое облако. Одно, второе, третье… (Дети образуют несколько кружков.) Летали они по воздуху. Им очень нравилось путешествовать. Что они видели? (Дети рассказывают.) Налетел холодный ветер. Стало холодно. Пар снова стал превращаться в маленькие капельки. И облака прижались друг другу, наполнились водой , потемнели, стали тяжелыми. Как теперь мы назовем это облако? (Тучка.)

Тучка, словно пушистая вата,

Плывет и спешит все время куда-то.

И чем опускается тучка та ниже,

Тем дождик становится ближе и ближе.

- Что же происходит с капельками в тучке? (Ответы детей.)

- Да, капельки становятся тяжелыми и падают на землю. Тогда на земле, все люди говорят, что начался… (Дети хором: «Дождик».)







- Я предлагаю вам посмотреть и послушать сказку «Про Капельку»

Просмотр презентации

- А как вы думаете почему же, все таки, идет дождь? (ответы детей) Давайте сейчас мы это выясним. Проходите в лабораторию , и рассаживайтесь.

Опыт №2 «Мокрая губка».

Педагог предлагает детям «создать» дождь. На столах у ребят лежат подносы с фигурными белыми, чуть влажными губками. Дети высказывают свои предположения о том, на что похожи эти губки (на подушку, на конфетку, на облако). Воспитатель предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

- Дождь это хорошо или плохо? Дидактическая игра «Дождь, это хорошо…, плохо…»

- А скажите , когда дождик идёт, это хорошо…, плохо….

- Ребята, а вы знали, что облака бывают разной формы? (ответы детей)

Рассматривание облаков на картинках.

- На что они похожи? Облака могут быть разной формы, цвета, размера, перистые, дождевые, кучевые, слоистые.

- Найдите на фото кучевые облака? Почему кучевые облака так называются (Потому что держатся на небе кучками, появляются перед дождем или снегопадом.)

- Найдите на фото перистые облака? Почему перистые облака так называются, на что они похожи (Потому что перистые облака похожи на перья, на тонкие беловатые полосы.)

- Найдите на фото грозовые облака? Почему грозовые облака так называются (Потому что плотные, темные, бесформенны, посылают нам грозы и дожди.)



- Кто пойдёт и найдет на фото слоистые облака? Какие облака называются слоистые (Часто такие облака закрывают все небо серой вуалью, сквозь которую Солнце и Луна просвечивают бледными пятнами.)

- Почему облака двигаются по небу? (Их гонит ветер.)

Если повнимательней присмотреться к облакам, то можно увидеть, как по небу плывут разные звери, сказочные персонажи и даже целые замки.

Предлагаю вам пройти в творческую лабораторию , пофантазировать и сделать свое облако. Продуктивная деятельность под песню «ПО ДОРОГЕ С ОБЛАКАМИ»

1. На подносе лежат куски ваты по кол-ву детей, заготовки облаков. Предложить детям взять по кусочку ваты и сделать облако в виде какого-нибудь живого существа или цветка , наклеить на бумажную заготовку.

  По мере изготовления, закрепить сделанные облака на синем ватмане , который прикреплен к мольберту. Рассмотреть работы, выяснить у детей, на что похожи облака.

- А сейчас мы пойдем на прогулку и понаблюдаем за облаками , сфотографируем интересные фигуры облаков. А потом мы с вами устроим фотовыставку.































Самоанализ занятия.

Цель: Формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе, мыслительных операций через исследовательско – познавательную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

• расширять и уточнять представления детей о природе: что такое облако, туча, как они появляются;

• формировать умение отвечать полным ответом;

• закреплять понятия «облачно», «малооблачно», «пасмурно».

Развивающая:

• развивать наблюдательность за природными явлениями: облаками и тучами, их различиями;

• развивать воображение.

Воспитательная:

• воспитывать чувство прекрасного.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Соответствие содержания цели занятия.

Занятие старалась построить на основе следующих принципов:

- научности

- наглядности

- доступности (соответствие возрастным требованиям)

- системности (была показана взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов процесса образования облаков и дождя)

- принцип индивидуального подхода (дать высказаться каждому ребенку)









Занятие построено на интеграции следующих технологий: игровые, в т.ч элементы ТРИЗа ,информационно-коммуникативные, исследовательские.

Для достижения цели на занятии использовала следующие приёмы и методы:

- наглядные - наблюдение, беседа.

- словесные – беседы, чтение худож. литературы (Игра «Хорошо - плохо», загадки,);

- практические - игры, опыты (опыты, изготовление облаков из ваты).

- инновационные - элементы ТРИЗ и моделирование образов.

Методы и приёмы направлены на:

- привлечение и сосредоточение внимания;

- активизацию и самостоятельность мысли;

Новый материал на занятии давался с опорой на имеющийся опыт, знания детей и способствовал активизации мыслительных процессов детей т.к. возникала необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. На этом занятии я впервые использовала моделирование образов в физ.мин.

Стимулировалось развития речи, т.к. необходимо было давать отчёт об увиденном , формулировать обнаруженные закономерности.

Занятие способствовало развитию творческих способностей.

Занятие построено с учётом личностно-ориентированного подхода , старалась создать особый стиль взаимоотношений с детьми, построенный на принципах сотворчества и содружества.

Дети были заинтересованы, работали с желанием, проявляли самостоятельность в поиске творческого подхода к изготовлению облаков.

На протяжении всего занятия можно заметить смену действий: беседа, опыт, физ.минутка , где дети и двигались и релаксировали ,просмотр сказки, снова опыт , рассматривание видов облаков с беседой , продуктивная деятельность и постановка перед детьми перспективы.

Я считаю , что такая смена видов деятельности , продуманная развивающее пространство позволила решить поставленные цели и задачи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!