СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД "Казачьи промыслы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендовано для воспитателей детских садов, при изучении регионального компонета- казачество.

Просмотр содержимого документа
«НОД "Казачьи промыслы"»

Игра – путешествие «Промыслы донских казаков» (гончарное, кузнечное, рукоделие)




Цель: познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о промыслах донских казаков воспитывать уважение к труду и людям труда. 


Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • знакомить детей с промыслами и ремеслами донских казаков;

  • показать применение промыслов и ремёсел в современном мире.



Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • формировать навыки игровой деятельности;

  • вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • обогатить словарь детей словами (ремесло, промысел, лозоплетение, гончарное дело, кузнечное)

  • развивать умения выражать ход своих мыслей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;

  • развивать уважительное отношение к истории родного края, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества

Методы и приемы:

Наглядный метод: приём показа предметов; приём показа образца; приём показа способов действий; приём использования ТСО.

Словесный метод :рассказ; беседа; художественное слово.

Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.

Информативно - рецептивный метод:   рассматривание; образец воспитателя.

Игровой метод: загадывание загадок; организация игровой ситуации;

выполнение педагогом игровых действий;

Предшествующая работа: разучивание колыбельной песни, потешки

Материалы, оборудование:

демонстрационный материал: Ноутбук, мультимедийный проектор, презентация о народных промыслах и ремёслах, изделия народных промыслов, аудиозаписи народных мелодий, казачий народный костюм для взрослого, карточки с заданиями, дидактический материал. Иллюстрации, сюжетные картины,  глиняная посуда, вязаные салфетки, рушник, образцы красивых узоров кубанской росписи, деревянные ложки, шкатулка, ступка.





Содержание организованной образовательной деятельности


Организационный момент.

Воспитатель:

- В нашей группе красота,

Гости к нам пришли сюда,

Их улыбками встречаем

Улыбаясь, обещаем:

Будем мы внимательны,

Отзывчивы, старательны.

- Тихо сядьте, удальцы,

Ну, вы просто молодцы!

Здравствуйте, гости дорогие, дети мастеровые! Я рада приветствовать вас на нашем занятии.


Мы с вами много интересного знаете о нашем Донском крае.

Давайте вспомним.

1.Как называют коренного жителя Ростовской области?

Ответ: казак. «Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».

2. Как раньше называлось жилище казака?

Ответ: курень.

3.Кто лучший друг казака? (Конь)

4. Чем погонял казак коня? (Нагайкой)

5. Чем занимались казаки большую часть своей жизни? (Воевали, ходили в походы)

Но, когда казаки были дома, они были заняты и другими делами, а какими, мы сегодня и расскажем.         


Промысел – это добыча чего-либо или охота. Это то, что можно взять у природы.
Ремесло - работа по изготовлению каких – либо изделий ручным способом.


Воспитатель: наши земляки были неутомимыми тружениками. Дон  всегда славился своими мастерами. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства.      Они устраивали свой быт, изготовляли мебель, посуду, украшали свой дом и одежду. Казаки, знали и владели несколькими промыслами и ремеслами. И к нам в гости пришла казачка Аксинья, которая познакомит вас с ремеслами Дона.
Выход казачки под музыку.

Аксинья :

Здорово дневали казаки и казачки!. Пришла я к вам рассказать о наших предках, о ремёслах и промыслах донских казаков, что жили раньше на Донской земле. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним . Аксинья читает начало пословицы, а дети заканчивают прочитанную пословицу).


« Закончи пословицу».

  • «Терпение и труд…» (всё перетрут)

  • «Землю красит солнце…» (а человека труд)

  • «Делу время…» (а потехе час)

  • «Кто не работает…» (тот не ест)

  • «Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

  • «Больше дела…» (меньше слов)

  • «Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

Аксинья: Ребята, мы с вами отправляемся путешествовать на машине времени.

Аксинья: Отгадайте загадку о материале, который использовал этот мастер:


В земле скрывается,

В руках преображается,

Огнем закаляется,

В посуду превращается (глина)


Гончарное ремесло на Дону было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для работы. Это прочный, пластичный материал, подаренный нам самой природой.

Подумайте, где гончар мог брать глину для своего ремесла? (Ее можно найти повсюду, в карьерах и по берегам рек. А как называется добыча глины - промысел)

Донская земля богата залежами глин с разнообразием цветовой гаммы: от белой и кремовой до темно-серой и коричневой. Формы и декор глиняной посуды информировали о том, для каких продуктов она предназначалась: светлые - для молока, темные - для кваса, с узким горлом - для постного масла, черная керамика - для приготовления пищи в печи, большие макитры - для засолки овощей были светлой окраски, чтоб видеть их в темноте погреба.

Аксинья:

Дидактическая игра «Собери горшок»

Представьте, что археологи при раскопках нашли разбитые глиняные предметы, вам нужно их отреставрировать, т.е. собрать, склеить и распределить для каких продуктов она предназначалась.(Дети собирают пазлы- горшки)


Аксинья : На Дону наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него.

 Кузнецы были главными мастерами. Они изготавливали все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, подковы. Кузнецы были главными мастерами. В каждой станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Дидактическая игра «Найди такой же»


В кузнице можно обнаружить множество оборудования , инструментов, приспособлений. Из имеющихся картинок вам необходимо выбрать инструменты и приспособления , изделия которые изготовляли кузнецы.

-Горн

-Оружие

-Подковы

-Емкость с водой

-Украшения

- Большая наковальня

-Инструменты сельскохозяйственные

-Кузнечный инструмент и приспособления для ручной ковки

-Строительные элементы.


Аксинья А теперь посмотрите, что тут у меня. (Достаю из шкатулки салфетки с вышивкой и кружева, показываю детям). Ребята, мы с вами уже много говорила о Том, как жили в старину у нас на Дону, как отдыхали, как трудились. Скажите, а чем зимой занимались казачки?

Дети: Они вышивали, вязали, шили.

Воспитатель: Зимними вечерами люди занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?

Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы.
Люди  трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб,  это занимало все их время. А зимой они такой работы не делали.

Аксинья: (Показываю скатерть, рушник, фартук с вышивкой).  Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?

Дети:  Настольник, её клали на стол.

Аксинья : А как на Дону называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).

Дети: Рушник.

Воспитатель: Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы?

Дети:  Они вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.

Аксинья : Вышитыми рушниками  украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны  девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд.  Женщины же пекли «жаворонков»  или «пташек», которых раздавали детям. Дети ели эти угощения, радовались приходу весны, играли в игры. Вот и мы сейчас тоже с вами поиграем.

Игра «Кружева».

Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой  – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач»  – у второй. «Челнок»  по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если  «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.



Физкультминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим, и слова такие скажем:

Ручки, ручки помогите, нам посуду вы слепите.


Аксинья:

-Мы с вами хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть. А вы любите танцевать? Представьте, что вы настоящие кузнецы. Повторяйте за мной все движения.

Звучит казачья весёлая песня «Во кузнеце» и дети танцуют с казачкой.


Аксинья :Ребята, посмотрите на экран.

Перед вами промыслы Дона. Назовите их, что добывали и производили казаки?

Коневодство было основным направлением хозяйственной деятельности. Каждая станица содержала конский табун. Коней разводили для себя и на продажу. Этот промысел высоко ценился на Донской земле. Донские породы лошадей известны резвостью и легкостью в беге.

Многочисленные реки донского края сполна обеспечивали рыбой, и рыбный промысел не только кормил казаков, но и обменивали на другие товары. Виноградарство и виноделие. Каждая семья имела в своем саду до 400 кустов винограда и в среднем ежегодно собирала до трех пудов ягод. Многие казачьи атаманы имели в личном пользовании до 8 виноградников

Итог занятия. Дидактическая игра «Ромашка».

Аксинья :

У меня есть волшебная ромашка, отрывайте лепестки и отвечайте на вопросы, а мы посмотрим, как вы запомнили о чем мы с вами говорили.

Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы, относящиеся к теме, записанные на обратной стороне.

1.Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

2.Что больше всего вас заинтересовало?

3. Назовите виды ремесел .

4. Назовите виды промыслов

5 .Какие инструменты применяются при выполнении вышивки?

6. Какие материал используется в гончарном ремесле?

7.Какой материал используется в лозоплетении.

8. Какие предметы выполняли казаки из глины.

9.Кто такие ремесленники?

10. Кто такие промысловики?


Казачка Аксинья прощается и уходит


Воспитатель: Закончено занятие и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на занятии вы не ленились

Казачка:

Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу. Если вам занятие понравилось берите матрёшку –кладите в корзинку ,а если нет- то ложку.

Спасибо, до новых встреч!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!