Игра – путешествие «Промыслы донских казаков» (гончарное, кузнечное, рукоделие)
Цель: познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о промыслах донских казаков воспитывать уважение к труду и людям труда.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
знакомить детей с промыслами и ремеслами донских казаков;
показать применение промыслов и ремёсел в современном мире.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
формировать навыки игровой деятельности;
вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию.
Образовательная область «Речевое развитие»:
обогатить словарь детей словами (ремесло, промысел, лозоплетение, гончарное дело, кузнечное)
развивать умения выражать ход своих мыслей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
развивать уважительное отношение к истории родного края, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества
Методы и приемы:
Наглядный метод: приём показа предметов; приём показа образца; приём показа способов действий; приём использования ТСО.
Словесный метод :рассказ; беседа; художественное слово.
Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.
Информативно - рецептивный метод: рассматривание; образец воспитателя.
Игровой метод: загадывание загадок; организация игровой ситуации;
выполнение педагогом игровых действий;
Предшествующая работа: разучивание колыбельной песни, потешки
Материалы, оборудование:
демонстрационный материал: : Ноутбук, мультимедийный проектор, презентация о народных промыслах и ремёслах, изделия народных промыслов, аудиозаписи народных мелодий, казачий народный костюм для взрослого, карточки с заданиями, дидактический материал. Иллюстрации, сюжетные картины, глиняная посуда, вязаные салфетки, рушник, образцы красивых узоров кубанской росписи, деревянные ложки, шкатулка, ступка.
Содержание организованной образовательной деятельности
Организационный момент.
Воспитатель:
- В нашей группе красота,
Гости к нам пришли сюда,
Их улыбками встречаем
Улыбаясь, обещаем:
Будем мы внимательны,
Отзывчивы, старательны.
- Тихо сядьте, удальцы,
Ну, вы просто молодцы!
Здравствуйте, гости дорогие, дети мастеровые! Я рада приветствовать вас на нашем занятии.
Мы с вами много интересного знаете о нашем Донском крае.
Давайте вспомним.
1.Как называют коренного жителя Ростовской области?
Ответ: казак. «Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».
2. Как раньше называлось жилище казака?
Ответ: курень.
3.Кто лучший друг казака? (Конь)
4. Чем погонял казак коня? (Нагайкой)
5. Чем занимались казаки большую часть своей жизни? (Воевали, ходили в походы)
Но, когда казаки были дома, они были заняты и другими делами, а какими, мы сегодня и расскажем.
Промысел – это добыча чего-либо или охота. Это то, что можно взять у природы.
Ремесло - работа по изготовлению каких – либо изделий ручным способом.
Воспитатель: наши земляки были неутомимыми тружениками. Дон всегда славился своими мастерами. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Они устраивали свой быт, изготовляли мебель, посуду, украшали свой дом и одежду. Казаки, знали и владели несколькими промыслами и ремеслами. И к нам в гости пришла казачка Аксинья, которая познакомит вас с ремеслами Дона.
Выход казачки под музыку.
Аксинья :
Здорово дневали казаки и казачки!. Пришла я к вам рассказать о наших предках, о ремёслах и промыслах донских казаков, что жили раньше на Донской земле. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним . Аксинья читает начало пословицы, а дети заканчивают прочитанную пословицу).
« Закончи пословицу».
«Терпение и труд…» (всё перетрут)
«Землю красит солнце…» (а человека труд)
«Делу время…» (а потехе час)
«Кто не работает…» (тот не ест)
«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)
«Больше дела…» (меньше слов)
«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)
Аксинья: Ребята, мы с вами отправляемся путешествовать на машине времени.
Аксинья: Отгадайте загадку о материале, который использовал этот мастер:
В земле скрывается,
В руках преображается,
Огнем закаляется,
В посуду превращается (глина)
Гончарное ремесло на Дону было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для работы. Это прочный, пластичный материал, подаренный нам самой природой.
Подумайте, где гончар мог брать глину для своего ремесла? (Ее можно найти повсюду, в карьерах и по берегам рек. А как называется добыча глины - промысел)
Донская земля богата залежами глин с разнообразием цветовой гаммы: от белой и кремовой до темно-серой и коричневой. Формы и декор глиняной посуды информировали о том, для каких продуктов она предназначалась: светлые - для молока, темные - для кваса, с узким горлом - для постного масла, черная керамика - для приготовления пищи в печи, большие макитры - для засолки овощей были светлой окраски, чтоб видеть их в темноте погреба.
Аксинья:
Дидактическая игра «Собери горшок»
Представьте, что археологи при раскопках нашли разбитые глиняные предметы, вам нужно их отреставрировать, т.е. собрать, склеить и распределить для каких продуктов она предназначалась.(Дети собирают пазлы- горшки)
Аксинья : На Дону наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него.
Кузнецы были главными мастерами. Они изготавливали все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, подковы. Кузнецы были главными мастерами. В каждой станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.
Дидактическая игра «Найди такой же»
В кузнице можно обнаружить множество оборудования , инструментов, приспособлений. Из имеющихся картинок вам необходимо выбрать инструменты и приспособления , изделия которые изготовляли кузнецы.
-Горн
-Оружие
-Подковы
-Емкость с водой
-Украшения
- Большая наковальня
-Инструменты сельскохозяйственные
-Кузнечный инструмент и приспособления для ручной ковки
-Строительные элементы.
Аксинья А теперь посмотрите, что тут у меня. (Достаю из шкатулки салфетки с вышивкой и кружева, показываю детям). Ребята, мы с вами уже много говорила о Том, как жили в старину у нас на Дону, как отдыхали, как трудились. Скажите, а чем зимой занимались казачки?
Дети: Они вышивали, вязали, шили.
Воспитатель: Зимними вечерами люди занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?
Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы.
Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой они такой работы не делали.
Аксинья: (Показываю скатерть, рушник, фартук с вышивкой). Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?
Дети: Настольник, её клали на стол.
Аксинья : А как на Дону называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).
Дети: Рушник.
Воспитатель: Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы?
Дети: Они вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.
Аксинья : Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд. Женщины же пекли «жаворонков» или «пташек», которых раздавали детям. Дети ели эти угощения, радовались приходу весны, играли в игры. Вот и мы сейчас тоже с вами поиграем.
Игра «Кружева».
Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач» – у второй. «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.
Физкультминутка «Гончары»
Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим, и слова такие скажем:
Ручки, ручки помогите, нам посуду вы слепите.
Аксинья:
-Мы с вами хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть. А вы любите танцевать? Представьте, что вы настоящие кузнецы. Повторяйте за мной все движения.
Звучит казачья весёлая песня «Во кузнеце» и дети танцуют с казачкой.
Аксинья :Ребята, посмотрите на экран.
Перед вами промыслы Дона. Назовите их, что добывали и производили казаки?
Коневодство было основным направлением хозяйственной деятельности. Каждая станица содержала конский табун. Коней разводили для себя и на продажу. Этот промысел высоко ценился на Донской земле. Донские породы лошадей известны резвостью и легкостью в беге.
Многочисленные реки донского края сполна обеспечивали рыбой, и рыбный промысел не только кормил казаков, но и обменивали на другие товары. Виноградарство и виноделие. Каждая семья имела в своем саду до 400 кустов винограда и в среднем ежегодно собирала до трех пудов ягод. Многие казачьи атаманы имели в личном пользовании до 8 виноградников
Итог занятия. Дидактическая игра «Ромашка».
Аксинья :
У меня есть волшебная ромашка, отрывайте лепестки и отвечайте на вопросы, а мы посмотрим, как вы запомнили о чем мы с вами говорили.
Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы, относящиеся к теме, записанные на обратной стороне.
1.Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
2.Что больше всего вас заинтересовало?
3. Назовите виды ремесел .
4. Назовите виды промыслов
5 .Какие инструменты применяются при выполнении вышивки?
6. Какие материал используется в гончарном ремесле?
7.Какой материал используется в лозоплетении.
8. Какие предметы выполняли казаки из глины.
9.Кто такие ремесленники?
10. Кто такие промысловики?
Казачка Аксинья прощается и уходит
Воспитатель: Закончено занятие и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на занятии вы не ленились
Казачка:
Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу. Если вам занятие понравилось берите матрёшку –кладите в корзинку ,а если нет- то ложку.
Спасибо, до новых встреч!