1. Звучит музыка, дети заходят (песня «За самоваром») Познавательная деятельность Воспитатель: Проходите, гости дорогие присаживайтесь, а расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав загадку. Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Он шипит и кипит, Всем чай пить велит. Дети садятся за стол. Воспитатель читает стих. «Что вы знаете про старый, Русский, тульский самовар? В нем пылал когда-то пар, В золотой, пузатый бок Глухо бился кипяток... Что за чай без самовара, Без душистого завара, Без крутого кипятка, Без угарного дымка?!» С. Михалков. Из стихотворения "Самовар". Беседа о чайной традиции. Работа с иллюстрациями. Хозяйка: У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои. Показываю иллюстрации чаепития в России. - Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить. - Для чего наливали чай в блюдца? -А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник. - Как вы думайте, дети, что такое подстаканник - Для чего его придумали? - Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. - А как в старину заваривали чай? (в чайник - заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара). Только на Руси пили чай из самовара. Его родиной считают город Тулу. Их делали разными: Большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму самовару, ручкам и краникам. Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Непременным атрибутом русского чаепития которым и был самовар. Самовар - исконно русское изобретение. Почему его так назвали? Вода в нем быстро закипает и долго не остывает. Выпускали около 150 фасонов самоваров: «шары», «бочонки», «рюмки», «Яйца» и прочее. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные и богато украшенные. Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар — символ семейного очага, уюта, дружеского общения — занимал почётное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого. Недаром говорили в народе - «печка матушка», да самовар «батюшка. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрёшка, балалайка, хохлома, гжель. Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические чайники. Но традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась до наших дней. Хозяйка: Какой же он самовар? Игра «Из чего какой самовар?» - из меди, (фарфора, серебра, железа) Хозяйка: Что есть у самовара? Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны? Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные? Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара. Хозяйка: А для чего нужен самовар? Хозяюшка: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен внутри. У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем. У нас на столе разный чай: черный, зеленый, с различными добавками цветов и фруктов, лекарственный чай. Хозяйка: Давайте рассмотрим и понюхаем разные виды чая. Какой чай тебе понравился по запаху Хозяюшка: Посмотрите, какой еще чай бывает. Хозяйка: Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав. Хозяйка: Ребята дайте поиграем в игру, «Какой чай у нас получится»: -Если мы заварим чай с листьями земляники, то, как мы его называем? -Если с листьями жасмина? -С веточками малины? -С листьями клубники? -С веточками вишни? -Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? -Если в чай добавить кусочки яблока? -Цедру лимона? -Кусочки персика? -Если вы заболели, с какой травой, и какими ягодами вы пьете чай? Хозяйка: Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что ещё делают на праздниках? Хозяйка: Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру – хоровод «Бабушка Маланья». «У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь дочерей, Семь сыновей, Все без бровей. С такими глазами, С такими ушами, С такими носами, С такими усами, С такой головой, С такой бородой. Ничего не ели, Целый день сидели, На нее (на него) глядели, Делали вот так. Дети садятся на стульчики. 2.Продуктивная деятельность Хозяюшка: А давайте мы с вами сделаем чай в пакетиках старинным способом прямо сейчас. Предлагаю детям пройти за другой стол. На столах лежат тарелочки, в которых находится марля и нитки. Аккуратно берем марлю и раскладываем её на столе, (предлагаю детям помочь кому необходима помощь). Вот и получился пакетик с чаем. Хозяйка: А, сейчас мы проверим, заваривается он или нет (в стакан с горячей водой отпускаю самодельный пакетик). Ребята заварился он или нет? Пакетики, которые вы сделали, покажите своим родителям и заварите чай вместе с ними. Хозяйка: Давайте все вместе накроем на стол. Словес. игра «Куда положим?» Рассаживаемся за столом. Сверху пар, снизу пар, Кипит наш русский самовар. Милости просим на чашку чая! Предлагаю каждому открыть кран у самовара и налить себе чаю. Хозяюшка: Попробуйте гости дорогие чай, каким он у нас получился? Итог занятия. Хозяюшка: - О чем мы сегодня с вами говорили? Что делали? - Из чего любили пить чай? Какой чай пили? - Что делали люди в праздники? - Понравилось ли вам наше занятие? - А на следующем занятии мы с вами отправимся в путешествие по нашей необъятной России, побываем на Родине чая в Китае и познакомимся с традициями чаепития народов разных стран. Хозяюшка: Ну, а теперь приятного чаепития! Звучит песня Ю.Тухманова «Самовар» | Ответы детей. Это самовар Разные люди и крестьяне и богатые сидят за столом и пьют чай, на столе в центре стоит самовар чтобы чай быстрее остывал ажурная подставка с ручкой чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем. Да потому, что он сам варит, т.е. кипятит воду.
Блестящий, красивый, пузатый, большой.
– медный, серебряный, фарфоровый, железный
Крышка, дно, стенки, шейка, кран. две ручки, сделаны из дерева
чтобы не обжечься четыре ножки В нём кипятят воду, а потом пьют чай.
индивидуальные ответы детей
рассыпной и в пакетиках
Земляничный чай Жасминовый чай Малиновый чай Клубничный чай Вишнёвый чай Фруктовый чай
Яблочный чай Лимонный чай Персиковый чай
С ромашкой, мятой
Ответы детей: поют, танцуют, играют в игры
Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего) даю ему платочек Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение. Играем 3 раза.
Дети работают самостоятельно сами раскладывают ложкой сухой чай и завязывают ниткой в узелок.
Да, заварился
расставляем чайные пары, раскладываем угощения. сахар – в сахарницу, сухари - в сухарницу, конфеты – в конфетницу, молоко – нальем в молочник, вафли – в вафельницу, хлеб – в хлебницу,
душистый, сладкий, крепкий, ароматный.
О самоварах, чайной традиции на Руси Травяной, мятный, фруктовый. пели, играли, танцевали
Ответ детей: очень понравилось. |