СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по нравственно - патриотическому воспитанию «Традиции на Руси. Самовар кипит, нам чай пить велит!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного мероприятия обобщить представления детей о  традиции чаепития на Руси, о культуре и быте русского народа. Учить чтить и уважать традиции своего народа, воспитывать льбовь к Родине, патриотические чувства через приобщение к русской национальной культуре. Расширять общий кругозор.

Просмотр содержимого документа
«НОД по нравственно - патриотическому воспитанию «Традиции на Руси. Самовар кипит, нам чай пить велит!»»


структурное подразделение

«Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска












Конспект

непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы с ЗПР


Тема: «Традиции на Руси. Самовар кипит, нам чай пить велит!»














Подготовила и провела воспитатель

Кудинова Ольга Николаевна




«Традиции на Руси. Самовар кипит, нам чай пить велит!»

Цель: Обобщить представления детей о традиционном на Руси чаепитии, о культуре и быте русского народа.

Задачи:

Образовательные: способствовать знакомству детей с традицией чаепития на Руси, русским самоваром, как символом семейного очага, исконно русским изобретением.

Развивающие: Развивать мелкую моторику, самостоятельность, инициативу.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре; расширять общий кругозор детей.

Речевые: совершенствовать умение согласовывать слова в предложения, прилагательные с существительными, формировать умение образовывать относительные прилагательные. Развивать навыки словообразования (сахарница, конфетница и тд).

Словарная работа: самовар, разнос, конфорка, лучина, чаепитие, сухарница, конфетница, сахарница, хлебница, вафельница.

Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, самовары, разнос, два стола со скатертью, разные виды чая в тарелочках, заварной чайник, пакетик чая, чашки и блюдца по количеству детей, стакан, марля размером 15х15, нитки по количеству детей, сахар - рафинад, угощения к чаю, взрослый костюм хозяйки.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: игры, беседа, рассматривание.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Вопросы воспитателя

Ответы детей

1. Звучит музыка, дети заходят (песня «За самоваром»)

Познавательная деятельность

Воспитатель: Проходите, гости дорогие присаживайтесь, а расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав загадку.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Он шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Дети садятся за стол. Воспитатель читает стих.

«Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток...
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?!»
С. Михалков. Из стихотворения "Самовар". 
Беседа о чайной традиции. Работа с иллюстрациями.

Хозяйка: У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

Показываю иллюстрации чаепития в России.

- Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.

- Для чего наливали чай в блюдца?

-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.

- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник

- Для чего его придумали?

- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску.

- А как в старину заваривали чай? (в чайник - заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара).

Только на Руси пили чай из самовара. Его родиной считают город Тулу. Их делали разными: Большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму самовару, ручкам и краникам.

Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Непременным атрибутом русского чаепития которым и был самовар. Самовар - исконно русское изобретение. Почему его так назвали? Вода в нем быстро закипает и долго не остывает. Выпускали около 150 фасонов самоваров: «шары», «бочонки», «рюмки», «Яйца» и прочее. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные и богато украшенные. Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар — символ семейного очага, уюта, дружеского общения — занимал почётное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого. Недаром говорили в народе - «печка матушка», да самовар «батюшка. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрёшка, балалайка, хохлома, гжель. Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические чайники. Но традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась до наших дней.

Хозяйка: Какой же он самовар?

Игра «Из чего какой самовар?» - из меди, (фарфора, серебра, железа)

Хозяйка: Что есть у самовара?

Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?

Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара.

Хозяйка: А для чего нужен самовар?

Хозяюшка: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен внутри.

У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем. У нас на столе разный чай: черный, зеленый, с различными добавками цветов и фруктов, лекарственный чай.

Хозяйка: Давайте рассмотрим и понюхаем разные виды чая. Какой чай тебе понравился по запаху

Хозяюшка: Посмотрите, какой еще чай бывает.

Хозяйка: Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.

Хозяйка: Ребята дайте поиграем в игру,

«Какой чай у нас получится»:

-Если мы заварим чай с листьями земляники, то, как мы его называем?

-Если с листьями жасмина?

-С веточками малины?

-С листьями клубники?

-С веточками вишни?

-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет?

-Если в чай добавить кусочки яблока?

-Цедру лимона?

-Кусочки персика?

-Если вы заболели, с какой травой, и какими ягодами вы пьете чай?

Хозяйка: Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что ещё делают на праздниках?

Хозяйка: Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру – хоровод «Бабушка Маланья».

«У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так.

Дети садятся на стульчики.

2.Продуктивная деятельность

Хозяюшка: А давайте мы с вами сделаем чай в пакетиках старинным способом прямо сейчас.

Предлагаю детям пройти за другой стол. На столах лежат тарелочки, в которых находится марля и нитки. Аккуратно берем марлю и раскладываем её на столе,

(предлагаю детям помочь кому необходима помощь). Вот и получился пакетик с чаем.

Хозяйка: А, сейчас мы проверим, заваривается он или нет (в стакан с горячей водой отпускаю самодельный пакетик). Ребята заварился он или нет?

Пакетики, которые вы сделали, покажите своим родителям и заварите чай вместе с ними.

Хозяйка: Давайте все вместе накроем на стол. Словес. игра «Куда положим?»

Рассаживаемся за столом.

Сверху пар, снизу пар,

 Кипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Предлагаю каждому открыть кран у самовара и налить себе чаю.

Хозяюшка: Попробуйте гости дорогие чай, каким он у нас получился?

Итог занятия.

Хозяюшка:

- О чем мы сегодня с вами говорили? Что делали?

- Из чего любили пить чай? Какой чай пили?

- Что делали люди в праздники?

- Понравилось ли вам наше занятие?

- А на следующем занятии мы с вами отправимся в путешествие по нашей необъятной России, побываем на Родине чая в Китае и познакомимся с традициями чаепития народов разных стран.

Хозяюшка: Ну, а теперь приятного чаепития! Звучит песня Ю.Тухманова «Самовар»





Ответы детей.








Это самовар






















Разные люди и крестьяне и богатые сидят за столом и пьют чай, на столе в центре стоит самовар



чтобы чай быстрее остывал


ажурная подставка с ручкой


чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан


Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.














Да потому, что он сам

варит, т.е. кипятит воду.

















































Блестящий, красивый, пузатый, большой.



– медный, серебряный, фарфоровый, железный



Крышка, дно, стенки, шейка, кран.

две ручки, сделаны из дерева



чтобы не обжечься четыре ножки

В нём кипятят воду, а потом пьют чай.























индивидуальные ответы детей



рассыпной и в пакетиках



















Земляничный чай

Жасминовый чай

Малиновый чай

Клубничный чай

Вишнёвый чай

Фруктовый чай



Яблочный чай

Лимонный чай

Персиковый чай





С ромашкой, мятой



Ответы детей: поют, танцуют, играют в игры



Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего) даю ему платочек

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Играем 3 раза.















Дети работают самостоятельно сами раскладывают ложкой сухой чай и завязывают ниткой в узелок.







Да, заварился



расставляем чайные пары, раскладываем угощения.

сахар – в сахарницу, сухари - в сухарницу, конфеты – в конфетницу, молоко – нальем в молочник, вафли – в вафельницу, хлеб – в хлебницу,




душистый, сладкий, крепкий, ароматный.







О самоварах, чайной традиции на Руси

Травяной, мятный, фруктовый.

пели, играли, танцевали



Ответ детей: очень понравилось.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!