НОД по подготовке к обучению грамоте
по теме «Буква Е»
для детей с ОНР в подготовительной группе
Цель: познакомить с буквой «Е», звуками, которые она обозначает, характеристикой буквы «Е».
Задачи: упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в различных позициях. Закрепить знания о гласных, согласных звуках, твердых, мягких, звонких, глухих. Закрепить умение детей делить слова на слоги. Совершенствовать умение детей составлять предложения с заданным словом, выкладывать схему предложения и составлять предложения по заданной схеме. Расширять поле творческой мыслительной деятельности детей. Формировать предпосылки учебной деятельности.
Оборудование: касса букв, предметные картинки, карточки для чтения.
Словарь: гласные, согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие, глухие, слог, предложение.
Ход:
-У меня для вас, ребята, очень трудная загадка:
Давным-давно во времена, когда волшебников полна была земля,
В лесу глухом среди корней обросших мхом
Родился очень странный зверь. На вид лошадка… Но поверь!
То был не просто белый конь: копытом высекать огонь он мог!
И главное – во лбу имел он рог, пронзавший тьму.
- Кто же это? Правильно, этот сказочный зверь ЕДИНОРОГ.
-Вот и у нас появился единорог. Он появился для того чтобы познакомить нас с еще одной буквой. Как вы думаете, какой? Почему вы так думаете?
- Верно, это буква Е. Ребята, посмотрите, как я произношу звук «Е». Зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот, голосовые связки напряжены, колеблются, в результате образуется голос, и я произношу звуки « ЙЕ». Попробуйте вы произнести звуки «ЙЕ». Когда вы произносили «ЙЕ», какие звуки вы произносили?
- Правильно, буква Е состоит из двух звуков [й] и [э], но только если буква Е стоит в начале слова, после Ъ и Ь, или после гласной. Если буква Е стоит в середине слова после согласного звука, она звучит как Э, и обозначает мягкость согласного звука. В Буквограде буква Е будет жить в красном доме.
- Давайте научимся писать букву Е:
Клеим палочки к черте:
Раз, два, три… и буква Е.
О трёхзубом гребешке
Нам напомнит буква Е.
- Это заглавная буква. Маленькая буква «е» пишется по-другому: верхняя горизонтальная линия закругляется, образует овал со средней, а нижняя линия тоже приобретает очертания полукруга.
Работа в прописях.
Физминутка.
Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
А потом кругом, кругом, всё бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите! Карусель остановите,
Раз, два, раз, два! Вот и кончилась игра.
- Ребята, наш Единорог заскучал без друзей. Он не знает ни одно животное, название которого начинается с буквы Е. Поможем ему найти друзей? Вспомнитеживотных, названия которых пишутся с буквой Е в начале слова( ежонок, енот).
-Отлично, у единорога появились друзья, и он пригласил их на пикник. Место встречи назначено под деревом, название которого тоже начинается с буквы Е(ель)?
-Друзья расположились под елью. А вот и угощение. Чем угостим енота? – Орехом.
Чем угостим ежа? – Ежевикой. Чем угостим единорога? – Желе.
-Разделите слова на слоги: е-ди-но-рог, е-жо-нок, е-нот, о-рех, е-же-ви-ка, же-ле.
-Сделайте звуковой анализ слова ЖЕЛЕ. Ребята, помните, что буква Е указывает на мягкость согласного звука.
- Почему вы обозначили первый звук синей фишкой? – Правильно, первый звук -Ж- всегда твердый. Обозначьте гласные звуки буквой. Какую букву вы поставили на красную фишку?- Э.
- Ребята, у нас на доске картинки. Давайте составим предложение с каждой картинкой. Дети составляют предложения и схему к нему.
-Теперь я составлю схему, а вы придумаете к этой схеме предложение(Скачет красивый единорог. Ежонок ест ежевику. Твердый орех разбили),
-Единорогу и его друзьям пора возвращаться. А нам пора заканчивать наше занятие,
-на котором мы познакомились с буквой…Е,
- буква Е может обозначать…два звука Й и Э,
-если буква Е стоит после согласного, она обозначает… мягкость согласного,
- большая и маленькая буква Е пишется… по разному,
- в Буквограде буква Е будет жить в…красном доме
- Молодцы!