СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по познавательно - исследовательской деятельности "Дерево источник древесины - чудо природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка закрепляет и формирует представления детей о деревьях, помогает с помощью опытов понять и сделать выводы о том что, дерево (древесина и кора)  обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек  их широко использует. Дети знакомятся с производством бумаги, с изделиями их древесины.

Просмотр содержимого документа
«НОД по познавательно - исследовательской деятельности "Дерево источник древесины - чудо природы"»

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы с ЗПР на тему:

«Дерево источник древесины – чудо природы»

Программные задачи:

Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, бережное и заботливое отношение к деревьям. Уточнить с детьми понятия «кора» и «древесина». Продолжать узнавать по внешнему виду дерево, его возраст, закреплять свойства древесины. Дать представление о том, что даже старое дерево растёт, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева. Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными. Уточнить и расширить знание детей о том, для чего нужна древесина, и что изготавливают из коры деревьев. Познакомить с производством бумаги, книг.

Предварительная работа: Экскурсия в парк для рассматривания цвета коры у разных деревьев. Обратить внимание на возраст дерева, его породу, величину. Наблюдение за дятлом. Беседа о том, что производят из древесины.

Материал: Кусочки коры деревьев (берёзы, ели, липы, сосны, кусочки смолы, веточки тополя). Спилы деревьев, опилки. Образцы предметов, сделанных из бересты, из коры дуба, липы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята нам на почту пришла посылка от лесника. Вы знаете, кто такой лесник?

Дети: Это человек, который ухаживает за лесом: растениями, птицами, животными, которые там обитают.

Воспитатель: Послушайте загадку, отгадка находится в посылке: загадка «Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший, протянет нам десятки рук и тысячи ладошек». Совершенно верно это дерево.

Давайте откроем и узнаем, о чём мы будем говорить сегодня.

- Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?

Ответы детей: Оно дышит, питается, растёт, размножается.

Воспитатель: Верно, ребята, даже старое дерево растет. Каждую весну на нем появляются новые веточки, молодые побеги. А как дышит дерево?

Ответы детей: Оно дышит листьями, дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдаёт кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Воспитатель: Дети, но мы с вами забыли о подарке лесника. Что это?

Ответы детей: Кузовок.

Воспитатель: Откроем кузовок и посмотрим. Показывает образцы коры, раскладывает их на столе.

Дети, как вы думаете, что это? Ответы детей: кора

Воспитатель: Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора?

Ответы детей: Кора защищает дерево.

Воспитатель: А от чего она его может защитить?

Ответы детей: От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок.

Воспитатель: Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?

Ответы детей: Она защищает и ветки дерева.

Воспитатель: Посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку осторожно, придерживая рукой, отделяем часть кожицы. Что находится под ней?

Дети: Это древесина – ценный материал, который дает дерево людям.

Воспитатель: А какая сама кожица?

Дети: Кожица тонкая, гибкая, мягкая.

Воспитатель: Кожица – это тоже кора, только молодая. Как вы думаете можно определить возраст дерева по коре?

Дети: Чем дерево старше, тем кора толще, твёрже.

Воспитатель: Давайте посмотрим на спил древесины. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она? Найдите кору старого дерева. Посмотрите и скажите, с каких деревьев эта кора? (Берёза, сосна, липа, дуб) Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева?

Дети: Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.

Воспитатель: А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых?

Дети: Больные деревья.

Воспитатель: Как определить, узнать, что дерево болеет?

Дети: Листья вянут, кора трескается.

Воспитатель: А отчего деревья болеют?

Дети: В них поселились вредные насекомые.

Воспитатель: Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредителями и покажите другим. Как вы думаете, кто лечит деревья?

Дети: Дятел. У дятла язычок с зазубринами и липкий, когда он продолбит дыру в стволе, то высовывает свой язычок и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему и дятел вытаскивает их из ствола.

Воспитатель: Чтение отрывка из рассказа «Жалейкин и дятел».

От чего ещё болеют деревья?

Дети: Кто-то порезал кору, сломал ветку ...

Воспитатель: Да кто так делает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет.

Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок. Сделают надрез, и сок стекает по стволу, набирают нужное количество сока и уходят. А сок продолжает течь, спустя некоторое время образуется красная полоса. В народе говорят «Берёза плачет кровавыми слезами».

Мало кто знает, что после сока забора необходимо замазать рану на стволе глиной или землёй, чтобы дерево не болело, не погибло. Берёзовый сок, ребята, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают клей. Давайте понюхаем кусочки коры. Что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору?

Дети: Ответы детей (она пахнет смолой).

Воспитатель: Проводит опыты и эксперименты с корой.

Каждый опыт зарисованный  на карточку будем помещать на мнемодорожку, чтобы не забыть, какими полезными свойствами дерево обладает.
Опыт№1.
- Как вы думаете, дерево тонет в воде? Давайте проверим: опустим деревянную пластинку в емкость с водой. Почему не утонула деревянная пластинка?
 Вывод: Дерево легкое, поэтому и в воде не тонет.
Опыт №2

- Ребята, а дерево теплое или холодное? Как узнать? Перед вами на  столах лежат 2 ложки. Приложите деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой. Что вы почувствовали, от какой ложки холодней?
Вывод: Дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него строят теплые деревянные дома.
Опыт №3

-  Нам предстоит провести еще один опыт. Возьмем точилку и попробуем поточить деревянный карандаш. (Точат карандаш.) Как вы думаете, если вам легко удалось поточить карандаш, какой можно сделать из этого вывод?

 Вывод: Дерево легкое в обработке. Из него можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы. когда древесину обрабатывают, появляется стружка – мелкие опилки, давайте рассмотрим их. Понюхаем, чем они пахнут? Свежеспиленным деревом.

Вывод: древесина имеет свой запах

Как вы думаете, можно ли узнать, сколько дереву лет? Как? Дети, перед вами спилы дерева. Внимательно их рассмотрите. Что вы видите? Дети рассматривают спилы дерева и считают кольца.
Вывод:  Чем больше колец, тем старше дерево и толще ствол.

Опыт № 4 что такое спички? Из чего они сделаны?

Правильно из древесины, которая хорошо горит (проверим)

Вывод: древесина хорошо горит.
- Ребята, давайте закрепим, еще раз какими свойствами обладает дерево? Рассказ можно начать словами «Я сегодня проделала опыты с  деревом и узнала, что…»

Воспитатель: Мы с вами говорили, что древесина идёт на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. И вот сейчас я предлагаю вам посмотреть как люди изготавливают бумагу, как делают книги.

(Показ презентации)

А что же можно сделать из коры дерева, мы сейчас узнаем, посетив наш музей.

Воспитатель: ребята, а что такое музей?

Дети: это такое место – где собирают и хранятся старинные и очень красивые предметы.

Воспитатель: я буду вашим экскурсоводом, а вы будете моими помощниками и посетителями. Мы вместе с вами попробуем выяснить, почему же люди называют дерево «чудом».

В древние времена, когда ещё не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры берёзы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти. Пробки для термоса делают из коры пробкового дуба. А кора обыкновенного дуба используется, как лекарство для лечения дёсен. Многие наши мамы используют такую приправу как корица. Это измельчённая кора дерева, растущего в Азии.

Воспитатель: вот перед вами матрешки! А знаете ли вы, что Матрёшка - символ русского народного искусства. Означает тепло и уют в доме.

Воспитатель: перед вами посуда, сделанная из дерева: стаканчики, ложки, сахарница, тарелочки. Давным-давно люди пользовались только деревянной посудой.

Воспитатель: из дерева делают и игрушки, музыкальные инструменты, картины, шкатулки, счеты, раньше люди считали с помощью счет.

Воспитатель: Вот оно, какое чудо-дерево! Сколько разных полезных предметов можно изготовить из дерева.

Рефлексия. Воспитатель: Ребята, сколько всего интересного мы узнали на занятии! А что больше всего на нашем занятии понравилось вам? Что нового и интересного вы запомнили?

Будете ли вы бережно относиться к деревьям, находясь в парке или лесу? Сможете ли вы поделиться своими знаниями с родителями? Что вы им расскажете о наших зеленых друзьях?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!