СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по развитию речи(составление синквейна) по теме «Путешествие в подводный мир» в подготовительной группе для детей с ОНР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД по развитию речи(составление синквейна) по теме «Путешествие в подводный мир»

в подготовительной группе для детей с ОНР.

Просмотр содержимого документа
«НОД по развитию речи(составление синквейна) по теме «Путешествие в подводный мир» в подготовительной группе для детей с ОНР.»

НОД по развитию речи(составление синквейна) по теме «Путешествие в подводный мир»

в подготовительной группе для детей с ОНР.

Цель: познакомить детей с творческой формой работы - составление синквейна; активизировать словарь по теме «Подводный мир»; уточнить и расширить представления детей о жизни под водой; побуждать детей анализировать, делать выводы и грамотно формулировать свой ответ; упражнять в умении образовывать множественное число имен существительных; согласовывать существительные и числительные в роде, подбирать однокоренные слова с корнем «рыба»; подбирать слова-признаки и слова-действия к заданному слову. Развивать логическое мышление; продолжать учить находить в информационном материале наиболее существенные элементы. Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны.

Материал: ракушка - рапан, презентация «Подводный мир», «Морские обитатели», картинки по теме, карточки для счета предметов, д\и «Что сначала, что потом», карточки-схемы для составления синквейна.

Словарь: акваланг, батискаф, морской ёж, морская звезда, осьминог, краб, коралл, акула, кит, летучая рыба, рыба-молот, медуза, водоросли.

Ход:

-Посмотрите, море выбросило на берег ракушку. В ракушке письмо. Посмотрите, в конверте находятся разрезанные картинки, чтобы узнать, что там нарисовано, вам необходимо их собрать. Назовите, кто у вас получился? Как вы думаете, что общего у всех этих существ? Правильно, все они обитают в воде.

-Ребята, посмотрите на карту. Большую часть поверхности Земли занимает вода. Это… моря и океаны. Существует 4 океана: Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый (показ на карте). Морей очень много. Назовите, какие моря знакомы. (Чѐрное, Азовское, и т.д.)?

-А кто из вас пробовал, какая морская вода на вкус? Морская вода очень полезна для взрослых и детей. В морской воде растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод, очень полезно в морской воде купаться. Морская соль и минералы используются при приготовлении лекарств.

-Что бы изучать моря, океаны и их обитателей существует много изобретений: ласты, маска, трубка для дыхания, водолазные костюмы, акваланги, батискафы, подводные лодки. Давайте посчитаем эти предметы.

- Ребята, давайте отправимся в путешествие по морям и океанам?

1 -2 -3 – все замрём! В мир подводной попадём.

Сейчас начнутся чудеса! Надо только открыть глаза.

Детский сад наш изменился, в дно морское превратился.

Мы отправимся гулять, дно морское изучать!

-А вы знаете, что обитатели океана живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине. Хотите узнать, кто на каких этажах живет?

- Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан.  Кто же это? (Синий кит). Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи. Излишки воды кит выбрасывает через отверстие, которое находится сверху, в виде фонтана.

-Ближе к поверхности обитают дельфины. Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные.

- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

- Посмотрите, какие красивые медузы. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания — это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Медузы бывают разного размера. Есть — малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами. Медуз нельзя трогать, потому что при прикосновении они выпускают ядовитое вещество. Так она защищается от врагов. Нас она не знает, друзья мы или враги, поэтому может обжечь. А еще медузами питаются рыбы и морские животные.

- У нас на картинках – один морской житель, а в морях и океанах их очень много. Назовите их:

- Море – моря; океан- океаны; рыба – рыбы;

- Акваланг – акваланги; батискаф - батискафы; лодка – лодки;

- Водолаз - водолазы; маска – маски; кит – киты;

- Дельфин – дельфины; медуза – медузы;


Физкультминутка 

Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя, а над морем — мы с тобою! 

Мы теперь плывём по морю и резвимся на просторе.

Веселее загребай и дельфинов догоняй. 



- Мы опускаемся глубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

- Ой, кто же это плывёт? 

- Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

- Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Акула - хищник, она питается животной пищей.

- Смотрите, вот и осьминог! У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю. Опыт «Реактивное движение». Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Осьминог вбирает в себя воду (надуваем шарик), а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик). У осьминога есть еще один секрет- если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого.

Пальчиковая гимнастика «Осьминог»

- Восемь пальчиков для ног -

- Получился осьминог.

- Сколько ног у осьминога?

- Много - Много!   -  всеми пальчиками ребенок изображает щупальца осьминога.

-Ребята, посмотрите, как много рыб в этом слое воды! И все они разные. Вот рыба- клоун, яркая, обитает в теплых морях. А вот рыба-молот. А эти маленькие рыбки называются прилипалами, потому что на спине у них есть плавники, как присоски, чтобы ездить верхом на других животных. Они не приносят вреда, а просто таким образом перемещаются на большие расстояния. А эти рыбки похожи на бабочек или птиц, это летучие рыбы. Они совершают самые дальние для рыб полѐты. А какие рыбы водятся в наших морях(кефаль, хамса, рыба – султанка, сельдь, ставрида, скумбрия, бычки).

-Поиграем с ними? (дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.) Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как………………. рыбы

Я б хвостом махала гибким

И резвилась словно ……………….рыбка

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая ………………………рыбешка

Выплывает, корм ища,

пребольшая………………………… рыбища

Эх сорвался мой улов!,

Рассердился………………………… рыболов.-

Рыба не клюет никак,

Видно, я плохой……………………... рыбак

От обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день………………….. рыбачит

Рыбаку ужасно жалко,

что не удалась………………………   рыбалка

- Молодцы, отпустим рыбку плавать.

- Рыбы имеют удлиненную и суживающуюся к хвосту форму, которая позволяет им передвигаться в воде. Тело рыб может быть покрыто чешуйками, а может быть совершенно гладким (рассматривание с детьми чешуи рыб). Очень разнообразна цветовая окраска рыб (рассматривание иллюстраций). Большинство рыб используют свой хвост, как мотор. При помощи хвоста и плавников они управляют своими движениями. Рыбы не очень разборчивы в пище. Некоторые из них питаются водорослями, но большинство – хищники, то есть поедают других рыб или морских животных. А есть у рыб уши (у рыбы есть уши внутри головы)?

- Ребята, а вы знаете, как появляются рыбы? Взрослая рыба мечет икру и откладывает ее в укромном месте. Через определенный момент из икры, как из яйца, появляется малек. Мальки имеют большую голову, маленькое туловище и хвостик. Не все рыбы заботливые родители, и мальки с рождения очень самостоятельные. Постепенно мальки вырастают и становятся похожими на своих родителей-рыб. Давайте с помощью картинок покажем, как появляются и растут рыбы( дети выкладывают последовательно картинки, комментируя свои действия).

- Погружаемся в морские глубины. Смотрите, начинаются чудеса. Что это за растения на дне морском? (это водоросли). Морские водоросли очень разнообразны по форме, цвету, размеру. Они служат для морских обитателей и пищей, и домом. Морские водоросли очень полезны. Кто из вас пробовал морскую капусту?

- На самом дне живут камбала и морские звезды; в густых зарослях водорослей - креветки и ракушки. Ракушки – это дом морских моллюсков, например, мидии, рапаны, устрицы. В ракушках моллюски могут образовывать жемчужины - твердые образования перламутра.


Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения

пальцами рук)

Гостей встречает осьминог.

- Мы увидели морских обитателей и многое о них узнали. Расскажите мне о…

-медузе – опасная, прожорливая, хищная, злая, быстрая;  

дельфин – добрый, ласковый, загадочный, мокрый, быстрый;

кит – огромный, тяжёлый, добрый;

морская звезда – разноцветная, пятиконечная, весёлая, радужная;

ракушка – красивая, неподвижная, говорливая, разноцветная.

-  Где живут рыбы?

-В реке живут,  какие рыбы? - Речные

-В озере? – Озерные.                      

-В море? – Морские.                        

-В океане? – Океанические. 

-В аквариуме? - Аквариумные    

-Что рыбы делают в воде? Давайте подберем слово -  действие:

- Ныряют, резвятся, играют, прячутся, выпрыгивают, плещутся, дышат, питаются.

- Ребята, давайте подведем итог- что мы сегодня узнали в форме синквейна.

Синквейн – это короткий рассказ из 5 строк:

- 1 строка – кто? что? одно существительное;

- 2 строка – какой? два прилагательных;

- 3 строка – что делает? три глагола;

- 4 строка – предложение из четырёх слов;

- 5 строка – слово - ассоциация, возникшая, когда слышишь это слово.

Зачитываю свой пример:

  1. Дельфин

  2. Веселый, мокрый.

  3. Плавает, ныряет, играет.

  4. Дельфин ныряет за рыбой.

  5. Море

-Предлагаю варианты: медуза, кит, рыба, осьминог, акула.

- Молодцы, ребята! Вы составили замечательные рассказы. Но нам пора возвращаться, ведь мы- жители земные! Всплываем!

А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс, (имитационные движения)
Одной, другой – это кроль (имитационные движения)
Качаясь на волне, плывем мы на спине (переступание с ноги на ногу, наклоны)
Вот так руками покрути и, как дельфин, скорей плыви. («Мельница»)
Вышли на берег крутой, (шагают на месте)
Повертели головой, (повороты головой)
И вернулись все домой (вдох –выдох).


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!