Конспект НОД в старшей группе
Тема: «История возникновения села»
Цель: формирование уважительного отношения к истории родного села.
Задачи:
Уточнить представления детей о последовательности событий в жизни родного села.
Способствовать проявлению потребности в получении информации об истории села.
Воспитывать чувство признательности и любви к родному селу.
Формировать способы практического применения полученной информации в самостоятельной деятельности.
Материал к занятию:
книга о родном селе ;
готовые рисунки;
карта России;
карта области;
карта села;
мультфильм об истории названия села;
фольклорная группа «Забавушки»
аудиозапись песни о Родине: «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского);
презентация по теме: «Наше село сегодня и много лет тому назад».
Оборудование.
Мультимедийная установка.
Аудиозапись.
Предварительная работа.
Чтение и заучивание стихов и пословиц о Родине.
Беседы: Что раньше было на месте нашего села? Почему его называли Венгерово? Почему люди решили здесь поселиться? Кто были первыми жителями нашего села, где они поселились?
Дидактическая игра: «Передай сердечко и скажи словечко».
Рисунки по теме: «Село, в котором я живу».
Знакомство с картой Венгеровского района.
Организационный момент.
Воспитатель:
Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать! Здравствуйте!
Ход занятия.
(Под звуки лёгкой музыки ребёнок читает стихотворение И. Мазнина «У каждого листочка»)
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете
Есть Родина своя!
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья.
У каждого на свете
Есть Родина своя!
- Ребята, какое удивительное стихотворение, оказывается у всего на свете: у берёзки, у листочка, даже у ручейка, есть своя Родина. Для ивушки – это (реченька) , для берёзки –(опушка) , для листочка – (ветка) , а откуда берётся ручей, что можно назвать его Родиной?
- А для вас, что такое Родина? (Родина - это где мы родились; где живут наши мама и папа, наши родные; родина - это где нас любят и понимают.)
- А наше село вы можете назвать своей Родиной? Почему?
- Представим, что вот этот маленький круг – это наше село Венгерово. (Показываю.) За пределами нашего села, есть ли другие сёла, города? (Да.)
- В каком районе находиться наше село? (Наше село находится в
Венгеровском районе.)
- Какой круг мы возьмём для него? (Побольше.)
- Следующий круг будет обозначать нашу область. Как называется наша область?(Новосибирскаяобласть.) Какой круг для неё возьмём?
- А Новосибирская область где находиться? (В России.) Как вы думаете, какой круг будет обозначать нашу страну?
- А Россию можно назвать нашей Родиной? (Да, можно.) А почему?
Россия, является Родиной для многих и многих миллионов людей. В России мы все друг друга понимаем, несмотря на то, что мы люди разных национальностей, потому что говорим на одном языке.
(Слайд2)
Россия - ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала себя славой,
И нет другого у тебя пути!
-Наше село – это малая часть России, поэтому наше село для нас – это малая Родина, а Россия – это большая Родина.
(слайд 3)
- Посмотрите – это карта Венгеровского района. А вы можете показать наше село, нашу малую Родину?
Дети показывают.
Воспитатель: Да, эта маленькая точка и является нашим селом. Ребята, оказывается, про наше село написана книга. В ней собрано много сведений об истории нашего села, помещены фотографии.
Дети рассматривают книгу.
Но эта книга написана для взрослых и школьников. А я вам предлагаю издать свою книгу о нашем селе, которая будет интересна, понятна и доступна для воспитанников детского сада. Я думаю, что мы с вами сможем издать такую книгу. А обложка у неё уже есть.
(показываю)
-Что можно разместить в этой книге?
Дети: Рассказы об истории нашего села, рисунки, фотографии.
Воспитатель: Я думаю, что сначала нам нужно написать рассказы об истории села. Давайте вспомним, что раньше было на этом месте и почему его так называли? Почему люди решили здесь поселиться? Кто были первыми жителями нашего села, где они поселились?
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам с помощью машины времени переместимся в прошлое и узнать, откуда берёт начало наше село, как оно называлось и почему. Готовы?
(заставка машина времени)
(Дети смотрят мультфильм)
Воспитатель: Кто запомнил, как называлось наше село раньше? Почему оно так называлось?
Шло время, село росло…
(слайд4-7)
Дома в селе были маленькие. Жители села спали на войлоке и соломе. Одежду носили домотканую, из конопли делали холсты. За дровами ездили в лес. Люди днём много работали – сеяли хлеб, косили траву, ухаживали за скотом, адолгими вечерами собирались девушки и все вместе, пряли, ткали холсты и пели песни, а по праздникам девушки и парни водили хороводы и играли в игры. Хотите посмотреть, как это было и принять участие ?
Фольклорная группа «Забавушки»
(слайд8)
Шли годы, строились дома, магазины, больница, почта. Построили люди и церковь. А в один из церковных праздников (в праздник Спаса) назвали церковь Спасской. И село стало называться по-другому---Спасское.
(слайд 9)
Прошло много- много лет, и село наше вновь переименовали в Венгерово. Назвали село так в честь героя гражданской войны Михаила Венгерова. Был такой партизан, которого враги расстреляли на берегу реки Тартас. Смерти Михаил не боялся. На расстрел шел с гордо поднятой головой, твердо, спокойно, со связанными за спиной руками. Перед расстрелом Михаил крикнул своим товарищам, которых тоже вели на расстрел вместе с ним: «Не поворачивайтесь спиной, примем смерть в лицо!» Враги скомандовали отвернуться лицом к реке, чтобы стрелять партизанам в спины. Все отвернулись, а Венгеров принял смерть «в лицо» и успел крикнуть врагам: «Всех не перебьете!».
(слайд 10)
После тех событий прошло много времени.В настоящее время в селе построены: средняя школа, магазины, Дом Культуры, многоквартирные дома со всеми удобствами.
Работают аптеки, больница, детские сады, школы, библиотека, столовая. Даже была своя хлебопекарня, кирпичный и маслозавод.
Вот мы и узнали, от куда берёт начало село Венгерово. Теперь нам пора возвращаться в своё время. Готовы?
(машина времени)
Вот какой большой рассказ у нас получился. Его можно будет напечатать и поместить в нашу с вами книгу.
Каждый город, село имеет свой день рождения. На день рождения дарят подарки. Что мы с вами можем сделать, чтобы наше село стало ещё красивее?
Дети: Посадить цветы, деревья, следить за чистотой, сделать выставку рисунков.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно исполнить на дне рождения села?
Дети: Рассказать стихи, спеть песни.
Воспитатель: О нашем селе написано много красивых стихов.
(слайд 11-25)
Венгерово
Село моё, родное и бесценное,
Манят меня природа и любовь.
Село моё родное, драгоценное,
Что снится мне во снах и вновь, и вновь.
Я так люблю село своё красивое,
Родную школу, церковь и леса.
И улицу свою, до боли милую,
Я в жизни не забуду никогда.
Люблю поля, что мною пройдены,
Любимые берёзы в тех полях.
И нет милее Венгерова - родины,
Я буду помнить ... пусть в других мирах .
Родные лица нежно улыбаются,
Цветёт моё село из года в год.
Моё село растёт и прославляется,
Пусть жизнь, порой негладкая, идёт.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю сейчас собрать книгу из рассказов об истории возникновения нашего села, из стихов и картин, которые мы с вами и подарить эту книгу малышам, чтобы они тоже узнали об истории нашего села – села Венгерово.
Звучит аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова сл. М. Пляцковского).
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, скажите, о какой малой родине мы сегодня вели речь?
Дети: О родном селе – Венгерово..
Воспитатель:Мы с вами – граждане России, гордимся нашей страной, стараемся сделать её сильной и богатой. Ребята, вы можете сделать многое для нашей Родины. Если не будете ссориться, будете любить своих близких, друзей, будете оберегать природу. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и все вместе скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»