Возраст: 5-6 лет
Продолжительность занятия: 30 минут
Форма организации: подгрупповая
Лексическая тема: «Мой город»
Грамматическая тема: Звук [й]
Цель: Расширение объёма знаний о родном городе Биробиджане.
Задачи: 1. Активизировать словарь по теме.
2. Упражнять в изменении существительных во множественном числе; в подборе антонимов, фонематическом анализе и синтезе.
3. Развивать фонематический слух, внимание, память, координацию движений, общую и артикуляционную моторику, связную речь, ориентацию в пространстве.
Оборудование: картинки с изображением улиц и достопримечательностей города, мяч, карта России, предметные картинки, символы звуков, буквы И и Й, пособие «Гусеница».
Ход
Организационный момент
Установка на занятие: каждый день, всегда везде, на занятиях, в игре.
Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.
1. Введение в тему
В какой стране мы живем? Назовите столицу России? В какой области мы живём? А как называется наш город? Какой первый звук в слове Биробиджан? Сколько слогов в этом слове? Как называются жители нашего города? Любите ли вы свой город Биробиджан? А хорошо ли вы его знаете? Предлагаю вам отправиться на экскурсию по нашему родному городу.
2. Игра «В автобусе». Речевая разминка
А поедем мы на автобусе. Кто управляет автобусом? А кто теперь вы? Ну вот, автобус может отправляться. Раз, два, три, автобус вези!
Вдруг у автобуса прокололась шина (произнесение звука ш-ш-ш-ш).
Поможем шоферу накачать колесо (произнесение звука с-с-с-с).
Автобус выехал на мокрую дорогу (произнесение слогов ша-шу-шо-ши).
Прислушайтесь. Вдалеке слышится гудок поезда (произнесение слогов на одном выдохе ту-ту-ту-ту).
Вдруг совсем близко от нас просигналила машина (произнесение слогов на одном выдохе би-би-би-би).
А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте крепко глазки.
Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашите им рукой.
На экскурсию мы едем - город свой узнать хотим. (вращают руками, как будто держат руль)
Вдоль по улицам проедем (слегка разводят руки в стороны)
И в окошко поглядим (поворачивают голову направо и налево).
3. Беседа по теме
Стоп! Смотрите прямо - что же перед вами? (показ фото стеллы «Биробиджан» на въезде в город) Видели вы эту стеллу?
На экскурсию мы едем. Стоп! Смотрите прямо - что же перед вами? (показ фото вокзала) Зачем нужен вокзал?
На экскурсию мы едем. Стоп! Смотрите прямо - что же перед вами? (показ фото гостиницы «Восток») Зачем нужна гостиница?
На экскурсию мы едем. Стоп! Смотрите прямо - что же перед вами? (показ фото площади Ленина) Были вы на площади?
На экскурсию мы едем. Стоп! Смотрите прямо - что же перед вами? (показ фото памятника еврейскому писателю Шолом Алейхему) Видели вы памятник?
На экскурсию мы едем. Стоп! Смотрите прямо - что же перед вами? (показ фото кинотеатра «Родина»)
На экскурсию мы едем. Стоп! Смотрите прямо - что же перед вами? (показ фото Дома культуры)
На экскурсию мы едем. Стоп! Смотрите прямо - что же перед вами? (показ фото телевизионной вышки, ставшей символом нашего города).
На экскурсию мы едем. Стоп! Смотрите прямо - что же перед вами? (показ фото площади Дружбы).
На экскурсию мы едем. Стоп! Смотрите прямо - что же перед вами? (показ фото Театральной площади).
Если вы где-то не бывали и чего-то не видели, сходите туда с родителями.
4. Физминутка «Самолеты»
Я хочу на самолете полететь. И на город свой в полете посмотреть. Руки – в стороны
Вы пилоты, приготовьте к полету свои самолеты. Присесть на корточки Заводим моторы: т-т-т. Круговые движения руками перед собой
Моторы разогрев: д-д-д. Взлет! Встать
Полетели: з-з-з. Покружиться на месте Скажем громко отчетливо, ясно: быстрокрылый, мощный ТУ набирает высоту. Повторить вместе
Он летит все выше, выше. Встать на носочки, потянуться.
Превращает в точки крыши. Поставить указательный палец перед собой, водить им из стороны в сторону, следя глазами.
5. Игра с мячом «Один-много»
Каким мы увидели наш город с высоты? И в нем всего много. Я называю один предмет, а вы мне в ответ отвечаете много: дом-дома, парк-парки, музей-музеи, клумба-клумбы, забор-заборы, театр-театры, вокзал-вокзалы, улица-улицы, дерево-деревья, школа-школы.
6. Игра «Четвертый лишний»
Какого здания нет в городе Биробиджан? Филармония, музей, аквапарк, вокзал.
Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе? Автобус, троллейбус, такси, автомобиль.
На какой улице находится наш детский сад? Ленина, Комсомольская, Советская, Широкая.
7. «Скажи наоборот»
Улицы, дома, площади, деревья в нашем городе очень разные. Одна улица длинная, а другая? Один дом высокий, а другой? Одна площадь большая, а другая? Один мост широкий, а другой? Одна река глубокая, а другая? Один магазин шумный, а другой?
8. Фонематическая работа
В слове ДРУГОЙ, какой звук слышится последним? Можно спеть этот звук? Как называются звуки, которые нельзя спеть? Показываю символ. Положите ладошку на горло, и скажите: дрожит ли ваш голосок? Как называются звуки, которые произносятся с голосом? Символ. Звук звучит твердо, как камешек, или мягко, как подушечка? Символ. Посмотрите на букву этого звука. Буква похожа на букву И, отличается только одним элементом. Но буква И обозначает гласный звук [и], почему? А буква Й – согласный звук [й], почему? Чем гласные звуки отличаются от согласных? Давайте найдем картинки (придумаем слова), в названии которых встречается звук [й]. Определите место звука в этих словах с помощью гусеницы.
9. Итог. Самооценка