НОД «Доходы и расходы семьи». Работа с детьми дошкольного возраста по экономическому воспитанию.
Образовательная область: Познание
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Аннотация:
Коренные изменения экономического характера, происходящие в России в последнее десятилетие, обусловили потребность общества в экономически гра-мотном человеке. В детских дошкольных учреждениях проблема ознакомления дошкольников с деньгами достаточно не разработана, хотя в этом есть необходи-мость. Сейчас дети легко и осмысленно оперируют в быту и в общении со сверст-никами, взрослыми такими экономическими понятиями, как «деньги», «кризис», «кредит», «инфляция», «аренда» и другими. Это свидетельствует о том, что у де-тей есть зачатки экономического мышления, которые нужно развивать. Одновре-менно это показывает и определенный тип ориентировки детей в окружающей действительности, который нельзя игнорировать при проектировании системы учебно-воспитательной работы.
Введение
Цель:
- формировать у детей умение правильно и грамотно рассчитывать доходы и рас-ходы семьи;
Задачи:
- раскрыть сущность понятий «доход», «расход», «заработная плата», учить детей определять направления и источники доходов и расходов, устанавливать зависи-мость между доходом и расходом семьи;
- развивать зачатки экономического мышления, умение анализировать и сравни-вать, делать выводы.
- воспитывать экономность, рациональное использование денег.
Материал:
Разноцветный клубок, конверты со словами разного цвета, большой мешочек для денег и маленькие мешочки для денег по количеству детей, монеты, рисунки-схемы семейного дохода, выполненные детьми совместно с родителями; карточки со словами для оформления доски, обложка для словарика.
Предварительная работа:
Совместная деятельность родителей и детей с целью выяснения направлений доходов каждой семьи (создание рисунка доход семьи).
Основная часть:
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и сек-реты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну?
Д: Да!
- Посмотрите, куда это мы попали! Какое необычное место! На потолке висят разноцветные конверы. Что же в них?
Д: (выслушиваем всевозможные ответы).
1. Работа над словом: «Доход».
Итак, какой нужно первый конверт взять опреде-лит у нас Настя!
- Настя, прочитай, пожалуйста, что там написано.
- Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким (доход).
- Что такое доход?
- Доход может быть в каждой семье?
- Откуда получается доход вашей семьи?
(заслушиваем 2-3 детей)
- Ребята, а доходы в каждой семье одинаковые или нет?
- От чего это зависит?
Д: - От количества членов семьи, от возраста членов семьи, от профессии.
- Правильно. Итак, что такое доход?
(ответы 2-3 детей)
- Доход – это материальные ценности или средства, полученные нами в ре-зультате какой-либо деятельности.
- Молодцы! Вот мы с вами познакомились с первым словом – доход! И чтобы нам его запомнить повесим карточку на доску:
Загадка:
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким (доход).
Вопрос:
Что такое доход?
Ответ:
Доход – это материальные ценности или средства, полученные нами в резуль-тате какой-либо деятельности.
2. Работа над словом: «Заработная плата»
- Ну что ж нам сегодня хочется много новенького узнать, поэтому попробуем достать следующий конверт.
- Андрей, прочитай, пожалуйста, что там написано!
- И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату).
Мозговой штурм:
- Где работают ваши родители, чтобы получать заработную плату?
(Дети перечисляют те предприятия, на которых работают родители).
- По какой профессии они работают?
(Дети перечисляют профессии своих родителей).
- А сейчас мы поиграем в игру: «Что делает?»
- Я буду называть вам профессию, а вы будете называть, что человек делает.
Повар – варит кашу;
Токарь – изготавливает детали;
Врач – лечит людей;
Учитель – учит детей;
Водитель – водит машину;
Продавец – продает продукты и товары;
- А теперь вы назовите, какие профессии вы еще знаете, а я буду говорить, что они делают!
(выслушиваем детей, в сложных ситуациях помогаем).
- Молодцы! Итак, какое слово мы узнали?
Д: - Заработная плата!
- Заработная плата – это деньги, которые работник получает в обмен за свой труд. Это один из основных направлений дохода.
Прикрепляем карточку на доску:
Загадка:
И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату).
Вопрос:
Что такое заработная плата?
Ответ:
- Заработная плата – это деньги, которые работник получает в обмен за свой труд. Это один из основных направлений дохода.
3. Работа над словом: «Расход»
(берем конверт).
- Вероника, прочитай, пожалуйста, что там написано!
- Люди ходят на базар,
Покупают там товар
Тратим деньги мы весь год
Называется (расход).
- Я сейчас вам раздам кошелечки с монетами – это то, что вы заработали! И сей-час мы посмотрим, куда можно потратить эти деньги! При просмотре презента-ции вы должны будете эти денежки выкладывать на стол в большой мешочек, ес-ли вы считаете нужным!
(Включаю презентацию, дети в зависимости от статьи семейного расхода выкла-дывают свои монетки, кто, сколько считает нужным и в конце презентации мы определим, кто самый экономичный и может распределить деньги так, чтобы их хватило до следующей зарплаты).
- А сейчас посмотрите в свои мешочки. Сколько денег осталось у вас?
- Есть такие дети, у кого денег совсем не осталось?
- У кого остались денежки, те, значит, могут ценить их и могут рассчитать все так, чтобы хватило на месяц, до следующей заработной платы.
- Итак, с каким мы словом познакомились?
Дети: - Расход!
- Что это такое?
Вывешиваем табличку на доску:
Загадка:
Люди ходят на базар,
Покупают там товар
Тратим деньги мы весь год
Называется (расход).
Вопрос:
Что такое расход?
Ответ:
Расход – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
4. Работа над остальными словами:
Ребята по очереди отматывают ниточку, каждый для себя берет конверт и отгады-вает загадки о новом слове. На данное слово ребенок рисует рисунок, а остальные дети отгадывают, что это было за слово. Оставшиеся конверты должны быть по количеству детей, чтобы каждый мог взять слово рисовать:
1. Мала, кругла, покатна, как убежит, не догонишь. (Монета)
2. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги)
3. На товаре быть должна
Обязательна. (Цена).
4. Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. ОТВЕТ: Копилка.
5. Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата?
ОТВЕТ: Банкомат.
6. Люди ходят на базар:
Там дешевле весь.
Ответ: Товар.
- Посмотрите сколько слов мы сегодня с вами узнали! Давайте, соберем все новые слова и получится у нас целый словарик слов, с которыми мы с вами по-знакомились! Положим наш словарик в уголок ознакомления с окружающим ми-ром и мы в любое время можем им воспользоваться!
(Сшиваем слова между собой, обложку, можно заготовить заранее).
Заключение:
Данная работа апробирована, предполагает знание основных экономических понятий: «расход», «доход», «заработная плата», «деньги», «копилка», «монета» и др. А так же умение детей правильно и рационально расходовать карманные деньги.