СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. Основные направления деятельности. Перспективы развития законодательства.

Просмотр содержимого документа
«Нормативно-правовая база противодействия наркотизму»

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму

9 класс

Цель урока:

  • Образовательные: привлечь внимание учащихся к факту губительного распространения наркомании среди молодежи, познакомить их с нормативно-правовой основой противодействия наркомании; обсудить статью Уголовного кодекса РФ, в которой предусмотрены наказания за действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами. Сформировать у учащихся убеждение в том, что самая эффективная профилактика наркомании — это ин­дивидуальная система самовоспитания. Познакомить учащихся с психологической основой по формированию индивидуальной системы профилактики наркомании, обсудить поведение для профилактики наркомании;

  • Развивающие: развивать у обучающихся собственное мышление, познавательные умения; развивать умения владеть собой и действовать самостоятельно;

  • Воспитательные: воспитывать личность, способную оказывать само- и взаимопомощь

Тип урока: Комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент;

  2. Актуализация знаний

  3. Сообщение темы и целей урока;

  4. Знакомство с новым материалом;

  5. Домашнее задание пояснения к нему.



Организационный момент


Мировое сообщество, напуганное быстрым распространением наркотиков по планете, начало активную борьбу за разрешение использования наркотиков исключительно только в медицинских целях как обезболивающих средств.


Началом этой борьбы считают Шанхайскую опиумную комиссию (1909 г.). Эта комиссия предприняла попытку разработать меры, препятствующие нелегальному проникновению наркотиков из регионов Азии в Европу и США.


В декабре 1911 г. в Гааге состоялась Международная конференция по опиуму. В ходе работы конференции была подготовлена и принята первая Конвенция о наркотиках. В ней впервые были определены виды наркотических средств, употребление которых ставилось под международный контроль.

Актуализация знаний

Представители государств-участников взяли на себя ряд обязательств по усилению борьбы с наркотизмом. Особо отмечалось, что во всех странах — участниках этой конференции будут изданы законы об ответственности и наказании лиц за деяния, связанные с неправомерным владением наркотиками.


Начиная с 1946 г. контроль за наркотиками (их производством, распространением и потреблением) перешел под эгиду ООН.


В 1961 г. в Нью-Йорке прошла Международная конференция ООН, на которой была принята Единая конвенция о наркотических средствах и был создан Комитет по контролю над наркотиками ООН, наделенный широкими организационно контролирующими и аналитическими функциями.


Вопросам борьбы с наркоопасностью была посвящена 20-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, которая состоялась 8—10 июня 1998 г. В ее работе приняли участие 15 президентов и ряд премьер-министров различных стран.


В своем выступлении на этой сессии Президент Французской Республики Жак Ширак подчеркнул, что распространение этого зла (наркомании) происходит угрожающими темпами, наркотики выбирают свои жертвы среди молодежи. Однажды овладев молодыми, они ведут их к смерти. Президент отметил, что наркодельцы становятся все более изощренными, распространяя наркотики по всему земному шару и проникая во все слои общества.


Сообщение темы и целей урока

Наркомания — болезнь молодых. Она выбивает из нормальной жизни самых дееспособных.


В России, как и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь.


Статистика


Средний возраст приобщения к наркотикам в настоящее время составляет 13 лет. Более 8 тыс. несовершеннолетних состоят на учете в качестве потребителей наркотиков. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за 2005 г. составило 750 человек.


Особенно тревожное положение с ростом наркомании среди школьников и в студенческой среде, который в последние годы составил 6—8 раз.


Как считают специалисты российского клуба «Экология общественного сознания», в настоящее время наркомания захватила в свои сети, как минимум, от 15 до 30% школьников.


Рассмотрим существующие на данный момент антинаркотические законодательства, как документы, в содержании которых сконцентрирована сущность реализуемой государственной антинаркотической политики, а именно:


- Уголовный Кодекс Российской Федерации. Глава 25 посвящена преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Глава 6 - Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

- Федеральный Закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах». Настоящий федеральный закон установил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществах и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Одновременно им определены направления государственной политики в рассматриваемой сфере, выполняющие роль приоритетных правовых ограничений:

- государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;

- порядок культивирования наркотикосодержащих растений;

- порядок экспорта и импорта наркотических средств и психотропных веществ под контролем государства;

- порядок использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях .

С принятием данного закона впервые в нашей стране был установлен порядок составления списков наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» позиционировал Россию в качестве субъекта, активно формирующего и реализующего государственно-правовую политику противодействия наркотизации страны. Закон разработан в духе рекомендаций Программы ООН по наркотикам и получил ее одобрение. Принятием закона Россия продемонстрировала, что ее официальная политика направлена на жесткое государственное противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Знакомство с новым материалом

Этот закон определил, что «государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту будет направлена на практике на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ».


- Трудовой Кодекс Российской Федерации. Статья 81 (пункт 6 «б»): расторжение трудового договора со стороны работодателя в связи с появлением работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.


В настоящее время в мире действуют три крупнейших соглашения о международном контроле над наркотиками: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, дополненная Протоколом 1972 года о поправках к ней, Конвенция о психотропных средствах 1971 года и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, принятая в 1988 году. Все эти соглашения образуют единую систему, каждое последующее базируется на положениях предыдущего, дополняет, расширяет и усиливает их.


В нашей стране на базе Конституции РФ и перечисленных выше международных правовых актов (Конвенций 1961,1971 и 1988гг.) утверждена Концепция государственной политики по контролю за наркотиками от 22 июля 1993 года (далее - Концепция). Основной целью Концепции является установление основ государственной политики по контролю за наркотиками, и в первую очередь в ее организационных и законодательных аспектах, а также в плане выработки единой скоординированной программы борьбы с наркоагрессией.


В рамках реализации Концепции 8 января 1998 года принят Федеральный закон № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», а Правительством Российской Федерации раз в 3-5 лет разрабатывались целевые программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»


Концепция включила в себя видение различных аспектов проблемы, определив направления общей работы как внутри страны, так и на международной арене. В дальнейшем она стала фундаментом Стратегии государственной анатинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года №690.


Совершенствование законодательной базы противодействия незаконному обороту наркотиков является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации. В нашей стране издано более 60 Федеральных законов, свыше 100 постановлений Государственной Думы, более 180 указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства РФ, которыми регламентируются вопросы контроля за оборотом наркотиков. Издано более 700 ведомственных нормативных актов, касающихся указанной темы.


Правовую базу сотрудничества ФСКН России с компетентными органами зарубежных государств составляют более 200 двухсторонних договоров. Наиболее плодотворно развиваются и укрепляются взаимоотношения с компетентными органами зарубежных государств - участников СНГ: Таджикистана, Украины, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Белоруссии, а также США и стран Европы. Черкасов В.В. Развитие наркосистемы приостановлено. Наркоконтроль. №1-М.: Юрист, 2008-45с.


Выполнив анализ имеющихся нормативно-правовых актов можно сделать не вполне утешительный вывод о том, что в настоящее время отсутствует системный подход в области совершенствования правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Существуют бреши в законодательстве, в недостаточной мере оговорены крупные и особо крупные размеры наркотических веществ, находящихся в незаконном обороте. Приведем лишь несколько проблемных вопросов, требующих регулирования на законодательном уровне:


Ввиду несовершенства уголовного законодательства, все в большей степени в наркоторговлю вовлекаются несовершеннолетние, которыми ловко манипулируют матерые преступники (в соответствии со статьей 20 УК РФ ответственность за наркоторговлю наступает лишь с 16-летнего возраста).


Необходимо ужесточение наказаний по отношению к тем, кто реализует оптовые партии наркотиков, адекватных уровню особой социальной опасности для общества. Минимальная оптовая партия по методике ООН - это 20 тыс. доз, Тезисы выступления директора ФСКН России В.П. Иванова 19 февраля 2009г. на парламентских слушаниях на тему «О причинах и последствиях «афганского наркотрафика» для Российской Федерации, законодательных мерах по защите общества от наркоагрессии».т.е. 1 кг. Из одного грамма чистого афганского героина изготавливается около 20 разовых доз наркотика.


Необходимо разработать и принять комплекс мер к усилению контроля за перемещением грузов за границу, которые нередко используются для контрабанды (особенно касается поступления наркотиков из Афганистана по «северному героиновому маршруту» через Среднюю Азию и Кавказ). К сожалению, это наталкивается на действие ряда международных, межправительственных и межведомственных соглашений, которые касаются режима охраны границы и вместе с тем существенно облегчают возможность от пересечения наркокурьерами (в частности, при поступлении в Россию импортной сельхозпродукции). Это вызывает необходимость внесения изменений в существующие нормативно-правовые акты. Совершенствование законодательства должно затронуть урегулирование вопросов, связанных с ужесточением наказания для наркобаронов и тех, кто сбывает наркотики несовершеннолетним, с оптовым сбытом наркотиков, а также с распространением прекурсоров.


Криминализация в уголовном законе норм, предусматривающих ответственность за действия с наркотическими средствами и психотропными веществами в небольших размерах, т.е. снижение размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2004 года №231 для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного Кодекса РФ, до разумных пределов, позволит поставить эффективный заслон самой распространенной форме наркосбыта - мелкооптовой. Снижение ответственности за указанные действия до административной не отвечает интересам борьбы с наркопреступностью, а также приумножает количество наркоторговцев и вызывает адекватное возрастание числа наркозависимых лиц.

Домашнее задание пояснения к нему:

Подготовка к проверочной работе, по изученному материалу


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!