Тема: «Нормы словоизменения имен прилагательных».
Класс: 5
Дата: 01.02.2023
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока: - овладение системой словоизменения имён прилагательных, формирование умений устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными и определять их признаки; - познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам, родам и числам
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Знают: словоизменение имен прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от имен существительных, к которым они относятся.
Умеют: изменять имена прилагательные по родам, числам, падежам в зависимости от имен существительных, к которым они относятся.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
1.Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.
2.Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.
3.Ориентироваться в учебнике, в словаре.
4.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
5.Строить рассуждения.
Регулятивные:
1.Уметь определять и формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке;
2.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
3.учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника ;
4.Проговаривать последовательность действий на уроке;
5.Самостоятельно формулировать тему и цель урока.
Личностные:
1.Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
2.Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
3.Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Коммуникативные:
1.Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
2.Слушать и понимать речь других;
3.Выразительно читать;
4.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный момент | -Здравствуйте! -Пусть вам этот урок принесет новые знания и радость общения. Подарите друг другу свои добрые улыбки и садитесь! -Откройте тетради, запишите дату: Первое февраля Классная работа. | -Демонстрируют готовность к уроку. -Записывают число, классная работа. | Личностные УУД: 1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: 1.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Словарная работа | -Ребята, наш урок я хочу начать со словарной работы. Запишите под диктовку слова. Выделите окончание у этих слов. -Кто хочет поработать у доски?... -Чудесная, прекрасная, ненастный, позднее, доблестный, захолустная (отсталый), яростный, счастливый, совестливый, участливое. | Чудесная, прекрасная, ненастный, позднее, доблестный, захолустная (отсталый), яростный, счастливый, совестливый, участливое. | Познавательные: 1.Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. Коммуникативные: 1.Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Актуализация знаний | -Ребята, посмотрите, что общего между этими словами? -Что вы уже знаете об имени прилагательном? (расскажите об этом друг другу в парах) Далее повторение в игровой форме «Ты мне, я тебе» -Что такое имя прилагательное?На какие вопросы отвечает? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?какая?какое? чей?) (Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам.) (Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.) , (Имена прилагательные бывают полные и краткие.) | -Все эти слова - имена прилагательные в ед. числе. -Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?». -Имя прилагательное -Имена прилагательные обозначают разные признаки предметов, а их грамматические признаки зависят от имен существительных, с которыми они связаны. -Имена прилагательные стоят в том же роде, числе и падеже, что и имена существительные, с которыми они связаны. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные: 1.Учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. |
Определение темы урока | Вопрос «Как изменяются имена прилагательные»? и будет основным вопросом нашего урока. -Сегодня мы будем говорить о том, как изменяются имена прилагательные. | Записали тему урока в результате устного опроса | Личностные: 1.Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Регулятивные: 1.Учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные: 1.Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Открытие новых знаний | - Ребята, посмотрите на упражнение 618 на странице 97. Прочитайте задание. - Работа у дочки… ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -Скажите, одинаковые или разные окончания у имен прилагательных при склонении? -От чего это зависит? - Какой вывод мы можем сделать? | -Читают задание к упражнению. | Познавательные: 1.Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. 2.Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания. 3.Ориентироваться в учебнике, в словаре. 4.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные: 1.Уметь определять и формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке; 2.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Личностные: 1.Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; 2.Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Коммуникативные: 1.Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 2.Слушать и понимать речь других; |
Применение знаний - развитие умений | Для закрепления теоретического блока я предлагаю небольшой тест. Перед вами на столах два варианта теста А и В . Вариант А- повышенной трудности. Вы можете выбрать любой вариант. | Выбирают вариант, выполняют | Познавательные: 1.Воспроизводить знания, удерживать в памяти, делать выводы; 2.повышение интереса учащихся к изучаемому предмету Регулятивные: 1.уметь концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы. Личностные: 1.Актуализация мыслительной и творческой деятельности; |
Домашнее задание | -Откройте дневники и запишите домашнее задание 624 | | |
Итог урока | -Над какой темой мы сегодня работали? -Что нового вы узнали? -Чему научились? -К каким выводам пришли? -Что на уроке для вас было интересно? | | |
Рефлексия | - А сейчас я предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Если урок понятен вам- улыбнитесь, если нет – закройте руками глазки Спасибо за урок! Урок окончен! | Оценивают свою деятельность на уроке. Слушают учителя. | |
Тест В
1. Имя прилагательное – это: часть речи, которая обозначает:
а) предмет; б) признак; в) действие.
2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
А) медленные, верное, желтизна, белеть;
Б) медленный, верная, желтое, белые;
В) медленная, верность, желтые, белое.
3. У прилагательного нет признака: а) времени, б) числа, в) рода.
4. Найдите неверное утверждение:
а) имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам; б) прилагательные могут иметь краткую форму; в) в предложении прилагательные могут быть сказуемыми.
5. Выберите правильный ответ.
А) У сирени аромат тонкий.
Б) У сирени аромат тонкий.
Ответ :1б, 2б, 3а, 4в, 5а, 6а.
Тест А
1.Какое утверждение является неверным?
а)Имя прилагательное обозначает признак предмета.
б)Прилагательное отвечает на вопросы какой? Каков? чей?
в)Прилагательное относится к одному из трех родов.
г)В предложении прилагательное является определением или сказуемым.
2. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?
а)белый, синеть, широкий, тихий
б)жестокий, трусливый, белеть, свежесть
в)верный, робость, надёжный, густой
г)быстрый, вялый, пугливый, храбрый
3,Какое прилагательное в сочетании со словом девочка отражает внутреннее состояние человека или черты его характера?
а)высокая б)стройная в)отзывчивая г)худенькая
4.Какое прилагательное может быть использовано в сообщении по радио сводки погоды?
а)дивная б)дрянная в)холодная г)скверная
5. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным?
а)Ёлку украсила снежная шапка.
б)По холмику вверх поднималась зелёная тропка.
в)Вода здесь прозрачная.
г)Весенняя вода валит деревья.
Ответ: 1в, 2г, 3в, 4в, 5в, 6а.
Тест В 1. Имя прилагательное – это: часть речи, которая обозначает: а) предмет; б) признак; в) действие. 2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные: А) медленные, верное, желтизна, белеть; Б) медленный, верная, желтое, белые; В) медленная, верность, желтые, белое. 3. У прилагательного нет признака: а) времени, б) числа, в) рода. 4. Найдите неверное утверждение: а) имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам; б) прилагательные могут иметь краткую форму; в) в предложении прилагательные могут быть сказуемыми. 5. Выберите правильный ответ. А) У сирени аромат тонкий. Б) У сирени аромат тонкий. | Тест В 1. Имя прилагательное – это: часть речи, которая обозначает: а) предмет; б) признак; в) действие. 2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные: А) медленные, верное, желтизна, белеть; Б) медленный, верная, желтое, белые; В) медленная, верность, желтые, белое. 3. У прилагательного нет признака: а) времени, б) числа, в) рода. 4. Найдите неверное утверждение: а) имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам; б) прилагательные могут иметь краткую форму; в) в предложении прилагательные могут быть сказуемыми. 5. Выберите правильный ответ. А) У сирени аромат тонкий. Б) У сирени аромат тонкий. |
Тест В 1. Имя прилагательное – это: часть речи, которая обозначает: а) предмет; б) признак; в) действие. 2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные: А) медленные, верное, желтизна, белеть; Б) медленный, верная, желтое, белые; В) медленная, верность, желтые, белое. 3. У прилагательного нет признака: а) времени, б) числа, в) рода. 4. Найдите неверное утверждение: а) имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам; б) прилагательные могут иметь краткую форму; в) в предложении прилагательные могут быть сказуемыми. 5. Выберите правильный ответ. А) У сирени аромат тонкий. Б) У сирени аромат тонкий. | Тест В 1. Имя прилагательное – это: часть речи, которая обозначает: а) предмет; б) признак; в) действие. 2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные: А) медленные, верное, желтизна, белеть; Б) медленный, верная, желтое, белые; В) медленная, верность, желтые, белое. 3. У прилагательного нет признака: а) времени, б) числа, в) рода. 4. Найдите неверное утверждение: а) имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам; б) прилагательные могут иметь краткую форму; в) в предложении прилагательные могут быть сказуемыми. 5. Выберите правильный ответ. А) У сирени аромат тонкий. Б) У сирени аромат тонкий. |
Тест А 1.Какое утверждение является неверным? а)Имя прилагательное обозначает признак предмета. б)Прилагательное отвечает на вопросы какой? Каков? чей? в)Прилагательное относится к одному из трех родов. г)В предложении прилагательное является определением или сказуемым. 2. В каком ряду все слова являются именами прилагательными? а)белый, синеть, широкий, тихий б)жестокий, трусливый, белеть, свежесть в)верный, робость, надёжный, густой г)быстрый, вялый, пугливый, храбрый 3,Какое прилагательное в сочетании со словом девочка отражает внутреннее состояние человека или черты его характера? а)высокая б)стройная в)отзывчивая г)худенькая 4.Какое прилагательное может быть использовано в сообщении по радио сводки погоды? а)дивная б)дрянная в)холодная г)скверная 5. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным? а)Ёлку украсила снежная шапка. б)По холмику вверх поднималась зелёная тропка. в)Вода здесь прозрачная. г)Весенняя вода валит деревья. | Тест А 1.Какое утверждение является неверным? а)Имя прилагательное обозначает признак предмета. б)Прилагательное отвечает на вопросы какой? Каков? чей? в)Прилагательное относится к одному из трех родов. г)В предложении прилагательное является определением или сказуемым. 2. В каком ряду все слова являются именами прилагательными? а)белый, синеть, широкий, тихий б)жестокий, трусливый, белеть, свежесть в)верный, робость, надёжный, густой г)быстрый, вялый, пугливый, храбрый 3,Какое прилагательное в сочетании со словом девочка отражает внутреннее состояние человека или черты его характера? а)высокая б)стройная в)отзывчивая г)худенькая 4.Какое прилагательное может быть использовано в сообщении по радио сводки погоды? а)дивная б)дрянная в)холодная г)скверная 5. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным? а)Ёлку украсила снежная шапка. б)По холмику вверх поднималась зелёная тропка. в)Вода здесь прозрачная. г)Весенняя вода валит деревья. |