СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новая модель занятости выпускников спо в условиях циф-ровой трансформации промышленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие цифровизации промышленных предприятий тесно связано с внедрением новых технологий, роботизацией, искусственным интеллектом, 3D-моделированием и разработкой управляющих программ с ЧПУ

Просмотр содержимого документа
«Новая модель занятости выпускников спо в условиях циф-ровой трансформации промышленности»

НОВАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СПО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ширяева Галина Борисовна,

ТОГАПОУ «Промышленно-технологически й колледж»,

преподаватель.


Понятие цифровизации промышленных предприятий тесно связано с внедрением новых технологий, роботизацией, искусственным интеллектом, 3D-моделированием и разработкой управляющих программ с ЧПУ и др. Все эти направления стали более доступными за счет высокоскоростной передачи данных в Интернете, снижения стоимости технологий и вычислительных мощностей.

Как показывают исследования, проведенные в 2018 году компанией KPMG, около 95% руководителей промышленных предприятий рассматривают цифровизацию, как возможность повышения производительности труда и развития бизнеса. Более 60% респондентов считают, что цифровизация создаст дополнительные рабочие места, а не сократит их [3].

В ноябре 2021 года Правительство РФ раскрыло детали стратегии цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности [1].

Центр стратегии составляет проект «Умное производство» — в его рамках будет сформирована инфраструктура поддержки внедрения российского ПО и программно-аппаратных комплексов. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, финансовая поддержка отечественных проектов в области промышленного ПО вырастет в четыре раза. В частности, речь идет о внедрении отечественных систем автоматизированного проектирования (CAD/CAE/CAM) и управления жизненным циклом изделий (PDM/PLM), параллельно предлагается вводить ограничения на иностранные аналоги (запреты и квоты в закупках) [4].

Задачами цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности определены:

  • стимулирование спроса на промышленную продукцию на внутреннем рынке;

  • формирование условий для роста инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе в разработку новых производственных технологий;

  • формирование условий для повышения уровня кооперации между российскими предприятиями, стимулирование интеграции российских производителей в мировые цепочки поставок, стимулирование повышения производительности труда и стимулирование экспорта российской промышленной продукции.

Реализация стратегического направления будет осуществляться при участии институтов развития, субъектов деятельности в сфере промышленности и ИТ-отрасли.

В рамках развития цифровых технологий предусматривается реализация четырех проектов:

  1. В рамках проекта «Умное производство» планируется сформировать эффективную систему поддержки российских программных решений для обрабатывающей промышленности.

  2. «Цифровой инжиниринг» предусматривает внедрение технологий виртуальных испытаний продукции.

  3. «Новая модель занятости» направлена на совершенствование механизмов подбора кадров.

  4. «Продукция будущего» — на расширение возможностей по кастомизации продукции (выпуск изделий под заказ конкретного потребителя).

Как заявил Михаил Мишустин, в результате реализации четырёх инновационных проектов в обрабатывающей отрасли российская промышленность сможет к концу 2030 года выпускать не менее 70% высокотехнологичной продукции.

Цифровая трансформация предусматривает активное внедрение в производственную практику шести ключевых новаций: искусственного интеллекта, робототехники, интернета вещей, технологий дополненной реальности, новых производственных и коммуникационных технологий. Они, как ожидается, помогут повысить производительность труда, снизят себестоимость продукции и ускорят вывод товаров на рынок.

Главное препятствием на пути цифровизации промышленности - высокая стоимость проектов по цифровой трансформации. Две другие актуальные проблемы – изначально низкий уровень автоматизации и цифровизации и недоверие со стороны персонала, сопротивляющегося изменениям - действуя на компании одновременно, порождают «замкнутый круг» недоверия к технологиям.

На сегодняшний день фиксируется, также, ряд отраслевых проблем:

  • низкая производительность труда;

  • нерациональное использование ресурсов, высокая себестоимость производимой продукции;

  • низкая эффективность производственных мощностей;

  • высокая доля брака;

  • длительный процесс вывода продукции на рынок;

  • высокая стоимость владения промышленной продукцией;

  • высокие трансакционные издержки и сложность формирования ответственных кооперационных цепочек [3].

Пути преодоления вышеизложенных проблем видятся, в следующем:

  1. Обучение персонала работе с цифровыми сервисами и повышение компьютерной квалификации.

  2. Предоставление финансовых льгот и послаблений бизнесу со стороны государства).

  3. Модернизация производства и создание предприятиями комплексных стратегий цифровизации.

  4. Поправки в нормативное регулирование как способ решения проблем промышленности.

По планам Минпромторга, реализация этой стратегии приведет к тому, что к 2024 году 30% высококвалифицированных работников, занятых в промышленности, будут получать заказы с использованием цифровых платформ (маркетплейсов). На 25% будут сокращены затраты на обслуживание высокотехнологичной продукции за счет перехода от «ремонта по регламенту» к «ремонту по состоянию» и использования технологии предиктивной аналитики. Другие ожидаемые результаты к 2024 году:

  1. На 50% будет повышена фондоотдача за счет использования кооперационных цепочек.

  2. На 45% сокращено время вынужденного простоя производственных мощностей.

  3. В 1,5 раза сокращены сроки вывода высокотехнологичной продукции на рынок за счет признания результатов виртуальных испытаний.

  4. На 30% снижены сроки окупаемости инвестиций в российские промышленные предприятия.

  5. Создана биржа мощностей промышленных предприятий на базе Государственной информационной системы промышленности (ГИСП).

Современная система среднего профессионального образования очень удачно вписывается в реализацию проекта «Новая модель занятости». Так, в ТОГАПОУ «Промышленно- технологический колледж» реализуется программа дуального обучения по специальности 15.02.15. «Технология металлообрабатывающего производства».

В рамках освоения образовательных программ большое внимание уделяется работе с различными отечественными системами автоматизированного проектирования (САПР). В частности, САПР КОМПАС, АДЕМ.


Вопросы их применения в образовательном процессе заслуживают пристального внимания, поскольку в производстве результаты внедрения новейших технологий на основе САПР в проектирование наиболее сложных изделий давно доказали свои преимущества перед традиционными методами. Сегодня ни одна важная разработка в машиностроении, энергетике, электронике и т.п. не обходится без использования систем автоматизированного проектирования.

Останавливаясь на особенности использования систем автоматизированного проектирования Компас, ADEM в учебном процессе следует отметить следующее: САПР – это человеко-машинная система. Коллектив разработчиков является составной частью системы проектирования, выполняющей проектные работы во взаимодействии с ЭВМ. Указанная особенность САПР наиболее естественным образом способствует развитию у студентов навыков работы в коллективе, что является одним из важнейших требований образовательных стандартов. Очень важно, что все САПР предназначены для проектирования не отдельных деталей или узлов, а всей системы в целом. Таким образом, студент, приступая к работе с САПР, с первого шага получает представление о сложнейшем производственном процессе проектирования. Он учится составлять техническое задание, знакомится с конструктивными особенностями будущей системы, выполняет чертежи, выбирает материалы и элементы для ее реализации и т.п.

САПР позволяют моделировать работу станка и обладают средствами анализа процессов, происходящих в модели. Это обеспечивает студенту возможность в интерактивном режиме анализировать получаемые результаты, сопоставлять с техническим заданием, при необходимости вносить коррективы в исходные данные. Студент при этом занят настоящим творческим инженерным делом. Промежуточные и итоговые результаты САПР вычисляет с учетом взаимодействия отдельных элементов проектируемой системы, тем самым способствуя важнейшему процессу синтеза знаний, полученных студентом на более ранних этапах обучения. Синтез разрозненных знаний прививает столь необходимый для разработчика сложной техники системный подход [6].

Отличительные особенности САПР:

Оказывают положительное воздействие на результативность подготовки современного специалиста.

  1. Структурированность. Согласно определению САПР – это совокупность средств и методов осуществления автоматизированного проектирования. Она включает несколько составных частей (подсистем), называемых техническим, математическим, программным, лингвистическим, информационным, методическим и организационным обеспечением.

  2. Человеко-машинная система. Коллектив разработчиков является составной частью системы проектирования, выполняющей проектные работы во взаимодействии с ЭВМ. Указанная особенность САПР наиболее естественным образом способствует развитию у студентов навыков работы в коллективе, что является одним из важнейших требований образовательных стандартов.

  3. Проектирование всей системы в целом. Студент, приступая к работе с САПР, с первого шага получает представление о сложнейшем производственном процессе проектирования. Он учится составлять техническое задание, знакомится с конструктивными особенностями будущей системы, выполняет чертежи, выбирает материалы и элементы для ее реализации и т.п.

  4. Моделирование (эмуляция) и анализ процессов, происходящих в модели. Это обеспечивает студенту возможность в интерактивном режиме анализировать получаемые результаты, сопоставлять с техническим заданием, при необходимости вносить коррективы в исходные данные.

  5. Формирование промежуточных и итоговых результатов. САПР вычисляет с учетом взаимодействия отдельных элементов проектируемой системы, тем самым способствуя важнейшему процессу синтеза знаний, полученных студентом на более ранних этапах обучения. Синтез разрозненных знаний прививает столь необходимый для разработчика сложной техники системный подход.

  6. Организация проектного обучения. При правильном подходе САПР может послужить прекрасной основой для внедрения в образовательный процесс проектного метода обучения. Суть его заключается в том, что преподаватель задает исходные данные и формулирует планируемые результаты учебной задачи. Студенты же сами намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, а выполняя проект, сравнивают полученные результаты с требуемыми, при необходимости корректируют регулируемые параметры. В итоге они приобретают навыки самостоятельно «добывать» новые знания, учатся применять их к решению практических задач, получают первый опыт исследовательской работы.

Роль педагога в такой ситуации сводится к направляющей, консультационной и корректирующей деятельности. При этом требования к квалификации преподавателя при работе по проектному методу чрезвычайно высоки. Теперь от преподавателя уже недостаточно требовать наличия багажа знаний и опыта работы с САПР, умения выступить в роли «играющего тренера». Его роль значительно сложнее. Дело в том, что подобный метод обучения допускает нарушение традиционной последовательности изучения дидактических единиц курса. Студент имеет возможность самостоятельно формулировать для себя учебные задачи в соответствии с особенностями проекта, планировать и решать их в той последовательности, которая требуется для его выполнения.

Работа с САПР позволяет студенту окунуться в атмосферу, приближенную к условиям будущей работы на реальном производстве, что в дальнейшем позволит ему легче адаптироваться на производстве, при устройстве на работу. Результатами его проекта станут не просто некие абстрактные структурные схемы, формулы и цифры, а конкретные конструкции деталей, узлов, изготовленные из реальных элементов и материалов [6] .

САПР дает студенту возможность оценить поведение характеристик спроектированного им изделия в реальных условиях, в том числе и при изменении параметров внешней среды, оценить необходимые затраты на его производство и т.п. Это серьезный шаг в деле подготовки специалиста с учетом требований современного производства. Сближение учебных задач с потребностями и возможностями производства в настоящее время – очень актуальная проблема.

Заключение

В целях обеспечения устойчивого роста экономики России, необходимо изучать успешный опыт поддержки и внедрения цифровых технологий в развитых странах и определить собственные приоритеты развития отраслей промышленности.

Особое внимание следует уделить предприятиям оборонно-промышленного комплекса, имеющим богатый научный и технический потенциал, располагающими собственными разработками, гражданского и двойного назначения, направленным на цифровизацию экономики страны.

Реализация программы «Цифровая экономика» в условиях западных экономических санкций должна способствовать снижению доли присутствия иностранного серверного и телекоммуникационного оборудования, а также программного обеспечения.

Список используемых источников

  1. Распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2021 г. N 3142-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402914382/.

  2. Цифровая трансформация промышленности: проблемы и возможности https://bstudy.net/784651/ekonomika/tsifrovaya_transformatsiya_promyshlennosti_problemy_vozmozhnosti.

  3. Цифровые технологии в российских компаниях. – Режим доступа: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2019/01/ru-ru-digital-technologies-in-russian-companies.pdf/).

  4. Цифру отправили в обработку. – Режим доступа: https://news.myseldon.com/ru/news/index/261760746.

  5. Цифровизация в промышленности России. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/.

  6. САПР как инструмент освоения высокотехнологичных дисциплин. – Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/viewFile/649/570.







3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!