СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новаторство Чехова-драматурга

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Новаторство Чехова-драматурга»

Новаторство  чехова-драматурга

Новаторство чехова-драматурга

  Два великих события в  театральной жизни знаменуют собой конец 19 века –  рождение драматургии  Антона Павловича Чехова и   создание Художественного  театра.

  Два великих события в  театральной жизни знаменуют собой конец 19 века –  рождение драматургии  Антона Павловича Чехова и  создание Художественного  театра.

♦ «Безотцовщина» («Пьеса без названия», «Платонов»; 1870-е— 1880-е)  ♦«На большой дороге»  ♦«О вреде табака» (1884) (1886)  ♦«Калхас» (1887)  ♦«Иванов» (1887—1888)  ♦«Медведь» (1888)  ♦«Предложение» (1888)  ♦«Свадьба» (1889)  ♦«Леший» (1889)  ♦«Татьяна Репина»  ♦«Трагик поневоле» (1889) (1889)  ♦«Юбилей» (1891)  ♦«Дядя Ваня» (1896)  ♦«Чайка» (1895—1896)  ♦«Три сестры» (1900)  ♦«Вишнёвый сад» (1903). Пьесы А.П.Чехова

♦ «Безотцовщина» («Пьеса без названия», «Платонов»; 1870-е— 1880-е) ♦«На большой дороге» ♦«О вреде табака» (1884) (1886) ♦«Калхас» (1887) ♦«Иванов» (1887—1888) ♦«Медведь» (1888) ♦«Предложение» (1888) ♦«Свадьба» (1889) ♦«Леший» (1889) ♦«Татьяна Репина» ♦«Трагик поневоле» (1889) (1889) ♦«Юбилей» (1891) ♦«Дядя Ваня» (1896) ♦«Чайка» (1895—1896) ♦«Три сестры» (1900) ♦«Вишнёвый сад» (1903).

Пьесы А.П.Чехова

Для театра 19 века были характерны:  Громкие, полные страсти монологи; Эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, т.е., эффектно завершив свою сцену, актер подчеркнуто театрально удалялся, вызывая рукоплескание зала; За театральными чувствами исчезли сложные жизненные переживания и раздумья; Чиновники, управляющие «императорскими» театрами превратили их в места легкого развлечения; На сцену лезли бойкие драмоделы, способные на любую стряпню

Для театра 19 века были характерны: 

  • Громкие, полные страсти монологи;
  • Эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, т.е., эффектно завершив свою сцену, актер подчеркнуто театрально удалялся, вызывая рукоплескание зала;
  • За театральными чувствами исчезли сложные жизненные переживания и раздумья;
  • Чиновники, управляющие «императорскими» театрами превратили их в места легкого развлечения;
  • На сцену лезли бойкие драмоделы, способные на любую стряпню
«Герои и героини бросаются в пропасти, топятся, стреляются, вешаются, заболевают водобоязнью... Умирают они обыкновенно от таких ужасных болезней, каких нет даже и в самых полных медицинских учебниках».

«Герои и героини бросаются в пропасти, топятся, стреляются, вешаются, заболевают водобоязнью... Умирают они обыкновенно от таких ужасных болезней, каких нет даже и в самых полных медицинских учебниках».

Новая драматургия Чехова Чехов – драматург-новатор.  По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский) он создал в русской литературе новую драматургию. До Чехова преобладал театр действия . В основе конфликта лежала обычно борьба между отдельными персонажами или группой персонажей (Чацкий – фамусовское общество, Хлестаков – Городничий, Катерина – Кабаниха). Чехов же создал театр настроения. 

Новая драматургия Чехова

Чехов – драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский) он создал в русской литературе новую драматургию. До Чехова преобладал театр действия . В основе конфликта лежала обычно борьба между отдельными персонажами или группой персонажей (Чацкий – фамусовское общество, Хлестаков – Городничий, Катерина – Кабаниха). Чехов же создал театр настроения. 

«Вы чересчур игнорируете сценически требования», - говорил ему В. И. Немирович- Данченко.

«Вы чересчур игнорируете сценически требования», - говорил ему

В. И. Немирович- Данченко.

"По существу, то, что он делает, это переворачивание традиционной «хорошо сделанной» пьесы вверх ногами, выворачивание ее наизнанку. Это почти как если бы он прочитал какие то руководства по написанию пьес, а потом сделал бы все обратно тому, что в них рекомендовалось». Английский драматург Дж.Б. Пристли

1. Чехов убрал деление актеров на главных и второстепенных. На место главного героя становится «попеременноглавные» персонажи. В его пьесах главное жизнь.

1. Чехов убрал деление актеров на главных и второстепенных. На место главного героя становится «попеременноглавные» персонажи. В его пьесах главное жизнь.

2. Драматург убрал конфликт «со сцены», поскольку убрал деление героев на положительных и отрицательных. Таким образом, он убрал внешний, но теперь на сцене – внутренний конфликт.

2. Драматург убрал конфликт «со сцены», поскольку убрал деление героев на положительных и отрицательных. Таким образом, он убрал внешний, но теперь на сцене – внутренний конфликт.

3. Убрал со сцены «текст». В старой России без суфлёра не обходился ни один театр, но теперь его убрали. Убрали и словесный поединок со сцены. Теперь проблема одиночества звучит в каждой пьесе Чехова, так как герои не хотят ни слышать, ни понимать друг друга.

3. Убрал со сцены «текст». В старой России без суфлёра не обходился ни один театр, но теперь его убрали. Убрали и словесный поединок со сцены. Теперь проблема одиночества звучит в каждой пьесе Чехова, так как герои не хотят ни слышать, ни понимать друг друга.

4. Чехов ввел подтекст, т.е. то, что надо грамотно сыграть, несовпадение прямого смысла слов с эмоционально психологическим состоянием героев. Надо скрывать то, что чувствуешь.

4. Чехов ввел подтекст, т.е. то, что надо грамотно сыграть, несовпадение прямого смысла слов с эмоционально психологическим состоянием героев. Надо скрывать то, что чувствуешь.

А.П. Чехов писал: «Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни».

А.П. Чехов писал: «Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни».

Пьеса состоит из 4 актов: медленное вступление, экспозиция, знакомство с героями; лирическое раздумье, развиваются настроения, обнаруживаются стремления героев; кульминация; действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет. Композиция и элементы сюжета 

Пьеса состоит из 4 актов:

  • медленное вступление, экспозиция, знакомство с героями;
  • лирическое раздумье, развиваются настроения, обнаруживаются стремления героев;
  • кульминация;
  • действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет.

Композиция и элементы сюжета 

Роль ремарок Изменяется и роль ремарок, пейзажа, звукового сопровождения спектакля. Ремарки выполняют не только информационную функцию, как в классической драме, но и выражают внутреннее состояние персонажей озвучивают пьесу, создают определённое настроение. Есть ремарки комического назначения: войдя, герой роняет букет, натыкается на стул, который падает. Но чаще они раскрывают оттенки чувств и настроений, например: радостно, сквозь слёзы, в волнении, недовольным тоном. Чехов широко использует ремарку-паузу, которая раскрывает психологическое состояние персонажа, за ней скрывается драма непонимания.

Роль ремарок

  • Изменяется и роль ремарок, пейзажа, звукового сопровождения спектакля.
  • Ремарки выполняют не только информационную функцию, как в классической драме, но и выражают внутреннее состояние персонажей озвучивают пьесу, создают определённое настроение.
  • Есть ремарки комического назначения: войдя, герой роняет букет, натыкается на стул, который падает.
  • Но чаще они раскрывают оттенки чувств и настроений, например: радостно, сквозь слёзы, в волнении, недовольным тоном.
  • Чехов широко использует ремарку-паузу, которая раскрывает психологическое состояние персонажа, за ней скрывается драма непонимания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!