Новаторство чехова-драматурга
Два великих события в театральной жизни знаменуют собой конец 19 века – рождение драматургии Антона Павловича Чехова и создание Художественного театра.
♦ «Безотцовщина» («Пьеса без названия», «Платонов»; 1870-е— 1880-е) ♦«На большой дороге» ♦«О вреде табака» (1884) (1886) ♦«Калхас» (1887) ♦«Иванов» (1887—1888) ♦«Медведь» (1888) ♦«Предложение» (1888) ♦«Свадьба» (1889) ♦«Леший» (1889) ♦«Татьяна Репина» ♦«Трагик поневоле» (1889) (1889) ♦«Юбилей» (1891) ♦«Дядя Ваня» (1896) ♦«Чайка» (1895—1896) ♦«Три сестры» (1900) ♦«Вишнёвый сад» (1903).
Пьесы А.П.Чехова
Для театра 19 века были характерны:
- Громкие, полные страсти монологи;
- Эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, т.е., эффектно завершив свою сцену, актер подчеркнуто театрально удалялся, вызывая рукоплескание зала;
- За театральными чувствами исчезли сложные жизненные переживания и раздумья;
- Чиновники, управляющие «императорскими» театрами превратили их в места легкого развлечения;
- На сцену лезли бойкие драмоделы, способные на любую стряпню
«Герои и героини бросаются в пропасти, топятся, стреляются, вешаются, заболевают водобоязнью... Умирают они обыкновенно от таких ужасных болезней, каких нет даже и в самых полных медицинских учебниках».
Новая драматургия Чехова
Чехов – драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский) он создал в русской литературе новую драматургию. До Чехова преобладал театр действия . В основе конфликта лежала обычно борьба между отдельными персонажами или группой персонажей (Чацкий – фамусовское общество, Хлестаков – Городничий, Катерина – Кабаниха). Чехов же создал театр настроения.
«Вы чересчур игнорируете сценически требования», - говорил ему
В. И. Немирович- Данченко.
"По существу, то, что он делает, это переворачивание традиционной «хорошо сделанной» пьесы вверх ногами, выворачивание ее наизнанку. Это почти как если бы он прочитал какие то руководства по написанию пьес, а потом сделал бы все обратно тому, что в них рекомендовалось». Английский драматург Дж.Б. Пристли
1. Чехов убрал деление актеров на главных и второстепенных. На место главного героя становится «попеременноглавные» персонажи. В его пьесах главное жизнь.
2. Драматург убрал конфликт «со сцены», поскольку убрал деление героев на положительных и отрицательных. Таким образом, он убрал внешний, но теперь на сцене – внутренний конфликт.
3. Убрал со сцены «текст». В старой России без суфлёра не обходился ни один театр, но теперь его убрали. Убрали и словесный поединок со сцены. Теперь проблема одиночества звучит в каждой пьесе Чехова, так как герои не хотят ни слышать, ни понимать друг друга.
4. Чехов ввел подтекст, т.е. то, что надо грамотно сыграть, несовпадение прямого смысла слов с эмоционально психологическим состоянием героев. Надо скрывать то, что чувствуешь.
А.П. Чехов писал: «Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни».
Пьеса состоит из 4 актов:
- медленное вступление, экспозиция, знакомство с героями;
- лирическое раздумье, развиваются настроения, обнаруживаются стремления героев;
- кульминация;
- действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет.
Композиция и элементы сюжета
Роль ремарок
- Изменяется и роль ремарок, пейзажа, звукового сопровождения спектакля.
- Ремарки выполняют не только информационную функцию, как в классической драме, но и выражают внутреннее состояние персонажей озвучивают пьесу, создают определённое настроение.
- Есть ремарки комического назначения: войдя, герой роняет букет, натыкается на стул, который падает.
- Но чаще они раскрывают оттенки чувств и настроений, например: радостно, сквозь слёзы, в волнении, недовольным тоном.
- Чехов широко использует ремарку-паузу, которая раскрывает психологическое состояние персонажа, за ней скрывается драма непонимания.