СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Новые подходы к системе оценки достижения планируемых результатов в начальной школе в условиях безотметочного оценивания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о различных приемах безотметочного оценивания в 1 классе.

Просмотр содержимого документа
««Новые подходы к системе оценки достижения планируемых результатов в начальной школе в условиях безотметочного оценивания»»

Педагогическая статья

«Новые подходы к системе оценки

достижения планируемых результатов

в начальной школе в условиях безотметочного оценивания»



Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

/В.А.Сухомлинский/ 

Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижений младших школьников. Проблема оценивания всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда глобальные перемены охватили всю систему образования. Прежняя практика оценивания образовательных результатов: знаний, умений и навыков – представляется сейчас совершенно неадекватной широте запросов как ребёнка и его родителей, так и самого педагога. Это обстоятельство актуализирует проблему пересмотра отношения к образовательным достижениям и их оценке. Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. Иначе говоря, мы перешли от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно чётким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания».

К примеру Галина Цукерман пишет, что «действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний не достаёт.

Новая система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Ведь эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности. Поэтому для достижения положительной динамики учебных действий, я с 1 класса работаю над самооценкой ученика. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в оценке своих усилий. Но в 1 классе у нас безотметочное обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. Приходится искать новые подходы к оцениванию. Моя задача как учителя, прежде всего, состоит в том, чтобы обучить учеников приемам и навыкам рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки, взаимопроверки и т.д.

Это способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат. По мнению Алексея Борисовича Воронцова, кандидата педагогических наук, директора Открытого института «Развивающего обучения» «с самооценки, со способности понять

«Это я уже умею и знаю»,

«Этого я совсем не знаю, надо узнать»,

«Это я немного знаю, но надо ещё разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика, к ученику, который постоянно совершенствуется и умеет учиться».

Итак, вспомним основную цель безотметочного обучения. Это - формирование и развитие оценочной деятельности детей, которая позволит сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.

Безотметочное оценивание в начальном общем образовании имеет важные функции: здоровьесберегающую, психологическую и динамическую.

Чтобы организовать контроль и оценивание в 1 классе существуют

различные приёмы безотметочного оценивания:

• Словесное оценивание
• Волшебные линеечки
• Знаковая символика 
• «Лесенка» 
• «Солнышко» 
• «Подъём в гору» 
• « Дерево успеха»
• Карта достижений 
• Портфолио 
Словесное оценивание 
В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами:

  • Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.

  • Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением.

  • Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение.

  • Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.

  • Слова, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Тебя было приятно слушать!»

Младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути устранения.
Знаковая символика

Выполнив задание по математике, письму, ребенок оценивает красоту получившегося узора, правильность написания элементов букв и т.д., для чего на полях тетради напротив нужной строки дети ставят знаки

! (работа выполнена красиво, аккуратно)

+ (допущены ошибки)

- (много ошибок, работа выполнена небрежно)


Оценочная лесенка

Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. На начальном этапе желательно задавать только один критерий.

«Волшебные линеечки» подробно описаны в книге «Оценка без отметки» Галины Анатольевны Цукерман. «Линеечка» может содержать несколько шкал: правильность, аккуратность, красота, пропуск букв и т.п. На полях тетради ученик рисует «линеечку» и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. При проверке тетрадей учитель ставит крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. На начальном этапе желательно задавать только один критерий. Во время проверки работы учитель может либо согласиться и обвести кружком этот знак, либо не согласиться и поставить свой знак.Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской.

Если самооценка ученика совпадает с учительской оценкой, то таких детей педагог хвалит. Эти дети уже умеют делать важное дело – адекватно оценивать себя сами. Особую осторожность вызывает та группа детей, которые обладают заниженной самооценкой. К такому ребёнку следует проявлять особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере в первые дни занятий), исправляя ошибки, акцентировать только успехи, вселяя уверенность. Слова-напутствия учителя: «Пожалуйста, будь к себе подобрее». Ученики с завышенной самооценкой нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания или в маленьком учительском тренинге.

«Солнышко» 
В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.
«Подъём в гору» 
Чаще используется для отслеживания динамики развития техники чтения

(это график в координатной плоскости, где ось абсцисс – дата проверки, ось кординат – количество прочитанных слов за единицу времени (мин) 
«Дерево» 
У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево: 
плоды–всё получилось; 
цветок – получилось почти все; 
зеленый листик – не все получилось, но я старался; 
желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать. 
«Дерева Успеха». На этапе рефлексии ребёнок «срывает» красное яблочко, если считает, что всё на уроке было понятно, или зелёное, если в чём- либо затруднялся.

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью таких форм, как:

Лист учебных достижений.

Цель: отследить уровень продвижения учащихся в освоении ЗУНов. При создании данных листов учитывалась программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Предназначен для ученика и заполняется в 1-2 классах совместно с учителем, в 3-4 классах – самостоятельно, после выполнения самостоятельных работ. Рассчитан на четверть и имеется по каждому предмету.

Лист рубежного контроля. Цель этой формы учёта - показать результат письменных работ по всем образовательным областям. В них находят отражение количества баллов, полученных каждым учеником за выполнение заданий, и их процентное соотношение с требованиями, предъявляемыми к заданиям.

Журнал учёта учебных достижений.

В нём фиксируются результаты изучения каждым учеником основных разделов учебной программы. Данный журнал рассчитан на четыре года обучения. При таком отслеживании результатов учитель видит затруднения каждого ученика, планирует дальнейшую коррекционную работу. В этом же журнале имеются странички для каждого ученика, где фиксируются результаты наблюдений, которые учитель делает в течение года

Тетрадь открытий

Одна из форм для оценки творчества и инициативы ребёнка во всех сферах школьной жизни. В «Тетради открытий» помещаются творческие работы ученика, его интересные вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы о чём – либо.

Тетрадь «Что я знаю и умею».

Такая тетрадь есть у каждого ученика.

Цель – видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях.

Это позволяет отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются после проведения самостоятельных и контрольных работ.

Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности. Портфолио должно представить отчет по про­цессу образования школьника, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отсле­живание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его спо­собности практически применять приобретенные знания и умения.

Учителю необходимо помнить о «Правилах оценочной безопасности»:

- не скупимся на похвалу;

- радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче;

-не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно.

- формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника;

- не высмеиваем, а шутим по – доброму;

- хвалим исполнителя, критикуем исполнение.



И очень важно помнить при использовании безотметочной системы, что нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
И в заключении я хочу сказать, что используемая система оценки ориентирована на стимулирование ученика стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке, помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников, нейтрализует детскую тревожность, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся и учителей, делает педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.



Литература

  1. И.А. Сафронов Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011 г. 
    2. О.Б. Логинов Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. 2 класс – М.: Просвещение, 2013.

Г.А. Цукерман «Оценка без отметки» М.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!