«Новые приоритеты в образовании: управление изменениями» ФГОС 3 поколения.
ФГОС - (федеральные государственные образовательные стандарты) - представляют собой совокупность требований к программам образования.
Нормативные документы:
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт обеспечивает:
- единство образовательного пространства;
- преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- вариативность содержания образовательных программ;
-государственные гарантии обеспечения получения качественного образования;
ФГОС 2021 — трехуровневая система требований.
- требования к структуре основных образовательных программ;
- требования к результатам освоения;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ;
Особенности ФГОС 2021
- Возможность углубленного изучения предметов начиная с начального общего образования;
- Предусматривают гибкость усвоения отдельных сроков программ в связи с индивидуальным планом, ОВЗ у ребенка.
- Предусмотрено деление на подгруппы по различным основаниям.
- В рабочих программах и курсах внеурочной деятельности, указывается форма проведения занятия.
- На уровне ОО по 5-ти предметам (математика, информатика, физика, биология, химия) результаты определены на базовом и углубленном уровне. Школа выбирает уровень изучения этих предметов.
- Единство образовательного процесса и закрепление содержания.
- Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания;
- Прописана процедура оценки качества образования;
- Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут;
- Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной;
- Определено базовое содержание программы воспитания
и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ;
ФГОС 2021: введенные понятия.
- Раздел III. П.34.2 : В целях обеспечения реализации программы основного общего образования должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся .
- Функциональная грамотность - способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А.).
Внесены изменения в планируемые результаты .
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика» на уровне ООО.
-детализация и подробное описание- личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета, включены навыки финансовой грамотности.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
• гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания;
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
Предметные результаты по предметной области "Математика и информатика" должны обеспечивать:
По учебному предмету "Информатика" (на базовом уровне):
1) владение основными понятиями: информация, передача, хранение и обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт и их использование для решения учебных и практических задач; умение оперировать единицами измерения информационного объема и скорости передачи данных;
2) умение пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления; записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления с основаниями 2, 8, 16, выполнять арифметические операции над ними;
3) умение кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам; понимание основных принципов кодирования информации различной природы: текстовой (на углубленном уровне: в различных кодировках), графической, аудио;
4) владение понятиями: высказывание, логическая операция, логическое выражение; умение записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений; записывать логические выражения на изучаемом языке программирования;
5) развитие алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном обществе; понимание сущности алгоритма и его свойств;
6) умение составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы для управления исполнителями (Черепашка, Чертежник); создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений; умение разбивать задачи на подзадачи, использовать константы, переменные и выражения различных типов (числовых, логических, символьных); анализировать предложенный алгоритм, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
7) умение записать на изучаемом языке программирования алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа, поиск максимумов, минимумов, суммы числовой последовательности;
8) сформированность представлений о назначении основных компонентов компьютера; использование различных программных систем и сервисов компьютера, программного обеспечения; умение соотносить информацию о характеристиках персонального компьютера с решаемыми задачами; представление об истории и тенденциях развития информационных технологий, в том числе глобальных сетей; владение умением ориентироваться в иерархической структуре файловой системы, работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги;
9) владение умениями и навыками использования информационных и коммуникационных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи и анализа различных видов информации, навыками создания личного информационного пространства; владение умениями пользования цифровыми сервисами государственных услуг, цифровыми образовательными сервисами;
10) умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных; умение формализовать и структурировать информацию, используя электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов; умение применять в электронных таблицах формулы для расчетов с использованием встроенных функций, абсолютной, относительной, смешанной адресации; использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей;
11) сформированность представлений о сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и современными информационно-коммуникационными технологиями, основанными на достижениях науки и IТ-отрасли;
12) освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий;
13) умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети;
14) умение использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, умение обеспечивать личную безопасность при использовании ресурсов сети Интернет, в том числе умение защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учетом основных технологических и социально-психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода);
15) умение распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования соответствует требованиям обновленного ФГОС.
Цели и задачи ФГОС определили 4 основных раздела современного курса Информатики
Было
Стало
- Введение в информатику;
- Алгоритмы и начала программирования;
- Информационные и коммуникационные технологии.
- Цифровая грамотность
- Теоретические основы информатики
- Алгоритмы и программирование
- Информационные технологии
Федеральный перечень учебников допущенных к использованию .