УДК373
Новые технологии для поддержки и развития способностей школьников в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
Рыбина И.В., учитель-логопед МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В.Гордеева.
Е-mail: [email protected], Воронежская область, г. Бобров, Россия.
Количество детей, имеющих различные нарушения речи, год от года увеличивается. И нет смысла говорить о важности коррекционной логопедической работы. Чистая по звукопроизношению, грамотная, правильная речь – это, несомненно, залог успешного обучения в школе. В современном мире в коррекционной работе с детьми, сейчас уже недостаточно использовать традиционные технологии.
Основными критериями необходимости внедрения инновационных технологий, является
• повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения;
• скорейшее достижение максимально возможных успехов;
• оптимизация процесса коррекции;
• создание насыщенного, оздоровительного, гармонично-образовательного пространства для полноценного и общего развития.
Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи).
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:
• арт - терапевтические технологии;
• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
• современные технологии сенсорного воспитания;
• телесноориентированные техники;
• «Су – Джок» – терапия;
• криотерапия;
• информационные технологии.
Остановимся на некоторых из них. Которые , по моему мнению, наиболее подходят для детей с ОВЗ.
Использование компьютерных средств.
Позволяет повысить интерес, мотивацию детей к занятиям, обеспечить незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной, дает возможность расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, так же возможность быстрого создания собственного дидактического материала, а за счет повышенного эмоционального тонуса, осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
В своей работе я часто использую интерактивные игры из «МЕРСИБО», игры-тренажеры, тематические презентации для детей.
Телесно-ориентированная техника.
Метод биоэнергопластики-это совместное движение кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка и педагога на протяжении всего занятия.
Метод мнемотехники.
Это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, символ). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Музыкотерапия.
Этот метод основан на эмоциональном восприятии музыки.
На занятиях использую такие приемы музыкотерапии:
- прослушивание различных музыкальных произведений;
- пропевание специальных логопедических чистоговорок под музыкальное сопровождение.
5. Изотерапия.
Одним из приемов изотерапии является коллаж. Коллаж-это прием, заключающийся в наклеивании на какую либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре.
В логопедии этот прием можно считать одним из методов не только познавательной, но и речевой активности. В процессе работы над составлением коллажей дети овладевают умением связно передавать содержание, овладевают диалогической речью, учатся сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению.
Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности, которая развивает и приносит радость открытий и удовольствие.
Через игры с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать. Мощно развивается «тактильная» чувствительность. Формируются игровые и коммуникативные навыки ребенка.
Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, помогает снять напряжение. Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.
На мой взгляд, использование игр, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Работу веду в тесном контакте с тьюторами, учителями и родителями, которые закрепляют навыки и умения, полученные детьми на занятиях.
Вывод:
Таким образом, можно сделать вывод, что использование новых технологий в работе помогает организовать занятие интереснее и разнообразнее, превратить работу в живую и творческую. Важно поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а так же обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения материала.
Список литературы:
Книги:
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Кобзарева, Л.Г., М.П.Резунова. Игры и упражнения для разщвития речи на 1 этапе коррекционного обучения детей с ОНР.
6. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Москва 2010г.
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
8. Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта // 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь,
2005.
Статьи из журналов и сборников:
Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003
Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).
Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
Интернет ресурсы:
1. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем.
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410
2. «МЕРСИБО»
https://mersibo.ru/?utm_source=eSputnik-promo&utm_medium=email&utm_campaign=Anons._Obshaja._15_aprelja&utm_content=53392975&utm_term=anons
3. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок».
http://festival.1september.ru/articles/518752/
4. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293
.
3