НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ : ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД, ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА, НОВЫЕ ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ Профессор кафедры непрерывного образования МГОУ Руководитель Департамента развития кадрового потенциала Национального центра цифровой экономики МГУ им.М.В.Ломоносова Заслуженный деятель науки РФ,д.т.н.,профессор Шахраманьян М.А . [email protected]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
Сводная система кондратьевских волн и соответствующих им технологических укладов выглядит следующим образом:
4-й цикл — производство автомобилей и других машин, химическая промышленность, нефтепереработка и двигатели внутреннего сгорания, массовое производство;
1-й цикл — текстильные фабрики, промышленное использование каменного угля;
5-й цикл — развитие электроники, робототехники,
вычислительной, лазерной и
телекоммуникационной техники;
2-й цикл — угледобыча и чёрная металлургия, железнодорожное строительство, паровой двигатель;
6-й цикл — NBIC-конвергенция (конвергенция нано-,
3-й цикл — тяжёлое машиностроение, электроэнергетика,
био-, информационных и когнитивных технологий) ,цифровая экономика,3-D моделирование и прототипирование
неорганическая химия, производство стали и электрических двигателей;
Особенности шестого технологического цикла
Цифровая экономика
При слиянии реального и виртуального миров образуется новый гибридный мир, в котором будут работать другие законы и правила , отличные от привычных нам сегодня
НАПРАВЛЕНИЕ «КАДРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ» ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «КАДРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ»
- Утверждение приоритетного проекта "Цифровая школа", предусматривающего комплекс мероприятий, направленных на создание образовательных условий и процессов, обеспечивающих устойчивое развитие личности обучающегося, формирование персональных траекторий развития, учет и рейтингование достижений обучающихся, безопасность нахождения в цифровой среде, благоприятного воздействия цифровой среды, доступности качественного цифрового контента и механизмов управления обучением в условиях цифровой экономики ( сроки: апрель - сентябрь 2018 ). - Разработка при участии компаний цифровой экономики требований к базовой модели компетенций и перечню ключевых компетенций цифровой экономики для выпускников и обучающихся системы профессионального образования по всем специальностям и направлениям подготовки (сроки: май 2018 - апрель 2019) .
Требование к работникам на рынке труда ближайшего будущего 1. Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними . В том числе системная инженерия). 2. Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях) . 3. Умение управлять проектами и процессами с использованием цифровых технологий . 4. Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом . 5. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя . 6. Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах) . 7. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми . 8. Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем). 9. Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса . 10. Бережливое производство .
3-D ТЕХНОЛОГИИ МЕНЯЮТ СПЕКТР ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Специалисты уверяют, что 3D-печать уже в ближайшем будущем изменит нашу реальность до неузнаваемости! С развитием 3D принтеров очень многие фабрики и заводы закроются. Ведь человеку для создания большинства предметов понадобится принтер, чертежи и сырье. Уже сейчас можно спокойно скачать в интернете чертежи одежды или обуви, а потом распечатать. Именно такие чертежи и будут продавать интернет-магазины, а владельцу 3D-принтера останется лишь купить и распечатать их. Причем одежду так создают уже несколько лет. В Нью-Йорке уже во всю работают дома моды одежды созданной с помощью 3D-печати.
С появление 3D принтеров, основная часть труда будет приходиться на тех, кто создаст 3D-чертеж, который потом будет распечатан, причем, в любой точке планеты, там, где есть 3D-принтер. Это означает, что рабочие руки будут нужны все меньше, а труд тех, кто умеет что-то создавать в 3D-программах, станет наоборот — важнее.
Проблемы современной молодежи
Слишком глубокое погружение в виртуальное пространство – так называемая проблема «поколения Z».
Основная проблема данного поколения заключается в том, что дети и подростки продолжительное время находятся в Интернете (в основном – в разного рода социальных сетях).
Зачастую взрослые – родители и школьные учителя, не могут проконтролировать круг общения и влияния.
Это может привести (и нередко приводит) к возрастанию риска проникновения деструктивных идеологий в неокрепшее сознание подрастающего поколения.
- Необходимость выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в части формирования базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем) ; коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми) ; самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы ) .
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем) ;
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми) ;
- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы ) .
Схема функционирования ЭШР
ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТЫ ЭФФЕКТИВНЫЙ И ПРОСТОЙ ИНСТРУМЕНТ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОРТРЕТА УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКА
Метод интеллект-карт
«заставляет» работать
оба полушария мозга.
Интеллект –карта для учителя
Основная идея « Как стать успешным в своей профессиональной
деятельности?»
Интеллект –карта для ученика
Основные идеи
1. Кем я хочу быть?
2. Каким Вы видите свое будущее?
3. Что необходимо мне сделать , чтобы спроектированное будущее стало реальностью?
Пример ученической интеллект-карты
Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского http://bershadskiy.ru
Проект программы ДПО « Основы организации учебной и проектной деятельности в школе в условиях развития цифровой экономики, появления новых специальностей и профессий »
Основные разделы
1.Основные задачи , стоящие перед системой образования как организационной структуры по формированию кадрового потенциала цифровой экономики ближайшего будущего в условиях появления новых специальностей и профессий.
2.Особенности учебно-воспитательной работы в условиях развития цифровой экономики.
3.Методические рекомендации по организации по созданию в школе организационных структур ,обеспечивающих формирование кадрового потенциала цифровой экономики ближайшего будущего.
4 .Требования к педагогам , осуществляющие свою профессиональную деятельность с использованием элементов цифровой экономики
Проект программы ДПО « Основы организации учебной и проектной деятельности в школе в условиях развития цифровой экономики, появления новых специальностей и профессий »
5.Формирование у школьников базовых компетентностей современного человека в условиях развития цифровой экономики с использованием игровых цифровых форм обучения.
6.Методические рекомендации по организации учебного процесса по предмету «Технология» с использованием элементов цифровой экономики
7.Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности школьников в рамках дополнительного образования с использованием элементов цифровой экономики.
8.Методические рекомендации по разработке программы развития школы в условиях развития цифровой экономики, появления новых специальностей и профессий.
Благодарю за внимание!