СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новый империализм. Происхождение Первой мировой войны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме"Новый империализм. Происхождение Первой мировой войны".

Просмотр содержимого документа
«Новый империализм. Происхождение Первой мировой войны.»

Предмет

Всеобщая история

Класс

10

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема урока

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.

Цель урока

Развитие УУД.

Задачи урока

Обучающая: овладеть конкретным учебным материалом и способами деятельности; формировать у обучающихся новых понятий, систему научных знаний.

Развивающая: создавать условия для развития психических свойств и качеств: наблюдательность, настойчивость, усидчивость, внимательность; интерес, любознательность, способности.

Воспитательная:

УУД Планируемые результаты

Предметные:

знать значение понятий «новый империализм», протекционизм, Антанта, Тройственный союз и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых предпосылок и причин Первой мировой войны; использовать историческую карту как источник информации о «новом империализме», колониях мировых держав в начале ХХ в.; устанавливать, объяснять и иллюстрировать историческими фактами причины Первой мировой войны.

Метапредметные

Познавательные: смысловое чтение, извлечение информации, умение передавать содержание; Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний (построение внутреннего плана действий как представление о целях способов и средствах деятельности).

Коммуникативные:

формирование личностной и познавательной рефлексии, указание причин успехов и неудач, называние трудностей, анализ собственных мотивов и внешней ситуации при принятии решений

Личностные:

смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения (устойчивый познавательный интерес)

развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений

(ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений)

Основные понятия

«Новый империализм», протекционизм, Антанта, Тройственный союз.

Основные даты

1907 г. — окончательное оформление Антанты. 28 июля 1914 г. — 11 ноября 1918 г. — Первая мировая война. 1 августа 1914 г. — объявление Германией войны России

Персоналии

Николай II

Межпредметные связи

Обществознание: протекционизм, внешняя функция государства — взаимодействие с другими государствами и международными организациями, социальный конфликт.

Ресурсы урока


Формы организации деятельности детей

Индивидуальна, групповая, фронтальная

Технологии


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека — прошлое, настоя­щее или будущее. Один из них сказал:
— Именно прошлое делает человека, тем, кто он есть. Всем своим умениям, я научился в прошлом.
— Не согласен! — воскликнул другой. — Че­ловека формирует будущее: какими бы знани­ями и умениями я ни обладал сегодня, я буду приобретать новые — те, которых потребует от меня будущее. Мои поступки продиктованы стремлением стать тем, кем я хочу быть.
— Вы упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существует лишь в на­ших помыслах. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Но любой поступок совершается вами в настоящем и только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы вой­дете в будущее, и не станет ли сегодня послед­ней точкой в вашем прошлом.
Не пренебрегайте днем сегодняшним, от которого столько зависит!

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/discussion/72148


2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии



Ребята! Какое название, вы бы придумали этой карикатуре и фотографии.

Территориальный раздел мира – это один из признаков….?

Какие признаки империализма вы помните?

Назовите тему урока.


Беседа по карикатуре и фотографии. Высказывают свое мнение.

https://switki.ru/assets/i/ai/4/7/7/i/3275910.jpg

https://stoneforest.ru/wp-content/uploads/2017/04/photo-wwi-1.jpg


Территориальный раздел мира


3. Выявление места и причины затруднения




Знаю, хочу узнать. Узнал.

Вопросы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Главными колониальными державами к началу ХХ в. являлись….




На рубеже XIX—ХХ вв. между колониальными державами

началась борьба за… Она стала одной из главных причин Первой мировой войны.




«Новый империализм» — это




Причины проявления «нового империализма»:

Экономические -

Политическая -




Последствием «нового империализма» стало




Причины Первой мировой войны




Военно-политические блоки






Что вам известно по теме урока?

- О чём хотите узнать?

Где вам эти знания могут пригодиться?

- Исходя из темы урока и незнания, сформулируйте цель урока.




Заполняют второй, третий столбец таблицы.

4. Построение проекта выхода из затруднения

1. «Новый империализм»: характерные черты.

2. Причины Первой мировой войны.

3. Военно-политические блоки.

Составляют план работы на уроке.

5. Реализация построенного проекта

Прочитать пункт 1,выписать значение понятия «новый империализм», выделить самостоятельно в паре ключевые моменты по теме и письменно составить кластер, например:


«Новый империализм» — явление в развитии капитализма конца XIX — начала ХХ в., проявившееся в стремлении ведущих держав захватывать или устанавливать контроль над новыми территориями с целью обеспечения преимущественного оборота собственных товаров.


Проверка самостоятельной работы. Какие ключевые моменты выделили по пункту плана?

Понятие «протекционизм» уже известно учащимся из предшествующих курсов истории, поэтому работу целесообразно построить на основе эвристической беседы.

Вопросы для беседы

1. Вспомните из курсов Новой истории и истории России, что такое протекционизм.

2. Каковы наиболее известные в истории государственные меры проведения политики протекционизма?

3. Почему большинство стран Европы в конце XIX — начале ХХ в. проводили политику протекционизма?

4. За свободу торговли («фритредерство») и против протекционизма последовательно выступала Великобритания. Какие особенности её положения способствовали такой позиции?

5. В 1913 г. США почти в два раза снизили таможенные тарифы. Можно ли назвать эту меру протекционистской? Почему государство пошло на такую меру?


2. Причины Первой мировой войны. 3. Военно-политические блоки.

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние кости (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние кости (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.



Проблема (голова рыбы): нарастание международных противоречий, ведущих к мировой войне.

Причина возникновения проблемы

(верхнее ребро)

Факт, иллюстрирующий причину

(нижнее ребро)

Борьба индустриальных держав за сферы экономического и политического влияния в мире.

Программа морских вооружений Германии. Стремление США установить контроль над зоной Панамского канала

Стремление индустриальных держав расширить свои владения за счёт приобретения новых колоний или захвата чужих.

Марокканские кризисы.

Италия захватила Ливию и Додеканезские острова.

США захватили Гавайские острова,

Филиппины и т. п.

Противоречия между ведущими державами в Европе.

Франко-прусские противоречия из-за

Эльзаса и Лотарингии.

Боснийский кризис и Балканские войны.

Возможные пути решения:

Поиск компромиссов, например, Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 гг.,

принятие принципов Третейского суда.

Создание противоборствующих блоков (Тройственный союз и Антанта)


Документ

Государственный секретарь США Генри Киссинджер о

причинах Первой мировой войны

Имперская Германия спровоцировала войну, потому что, наращивая свои военно-морские силы в десятилетний период перед 1914 годом, она бросала вызов морскому господству Великобритании, а её дипломатической стратегией являлось унижение Франции и России, чтобы продемонстрировать им, что они слишком слабы, чтобы объединиться против Германии. В результате немцы вынудили эти страны к союзу, к которому впоследствии присоединилась Великобритания.

1. Прокомментируйте высказывание Г. Киссинджера. 2. О каком союзе идёт речь?

Обострение межгосударственных противоречий к началу ХХ в.

Франко-прусская (Франко-германская) война (1870—1871)

Антанта. 1891—1907 гг. Тройственный союз. 1882 г.

Франция Германия

Россия Австро-Венгрия

Великобритания Италия

Важнейшие противоречия:

Эльзас и Лотарингия

Вопрос о колониях

Балканы — пороховая бочка

Анализ статистических таблиц с. 25

- Каково было соотношение сил между великими державами к 1914 году?

- Увеличение тоннажа флота великих держав (тыс.т)

Проверка выполненной работы.

Читают п. 1. Составляют в паре кластер.





















Выписывают в тетрадь


Участвуют в беседе

Протекционизм - это защита внутреннего рынка, от конкурирующих стран, путём урегулирования таможенных и налоговых барьеров, снижая конкуренцию других стран по сравнению с товарами национального производства.





Самостоятельная работа

в группе









































Комментируют высказывание, о каком союзе идет речь.







Анализируют таблицы

По вариантам

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Знаю, хочу узнать.

Вопросы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Главными колониальными державами к началу ХХ в. являлись….




На рубеже XIX—ХХ вв. между колониальными державами

началась борьба за… Она стала одной из главных причин Первой мировой войны.




«Новый империализм» — это




Причины проявления «нового империализма»:

Экономические -

Политическая -




Последствием «нового империализма» стало







7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. К политическим причинам «нового империализма» относится

1) необходимость получения сырья и продовольствия для про­мышленно развитых стран
2) необходимость новых рынков сбыта для товаров промышленно развитых стран
3) стремление упрочить свои позиции в мировом балансе сил
4) система долговой зависимости многих стран от наиболее раз­витых государств

2. Что считают сущностью протекционизма?

1) финансовые реформы
2) таможенные тарифы
3) захват территорий
4) создание монополий

3. В состав Тройственного союза не входила(-и)

1) США
2) Германия
3) Австро-Венгрия
4) Италия

4. Антанта окончательно сформировалась в

1) 1887 г.
2) 1891 г.
3) 1904 г.
4) 1907 г.

5. К экономическим причинам «нового империализма» относится

1) завоевание новых колоний
2) необходимость в новых территориях
3) стремление сузить рынки сбыта
4) формирование единой финансовой системы

1-3

2-2

3-1

4-4

5-1


https://testschool.ru/2018/06/30/test-po-istorii-proishozhdenie-pervoy-mirovoy-voynyi-9-klass/


8. Включение в систему знаний и повторение

Ниже приведен список названий стран. Все они, за исключением двух, являлись участниками военно-политических блоков в начале XX века.

1) Франция; 2) Германия; 3) Бельгия; 4) Япония; 5) Россия; 6) Италия.

Ответ: 34

9. Рефлексия учебной деятельности

https://intolimp.org/publication/mastier-klass-kritierial-noie-otsienivaniie.html

Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю.

10. Домашняя работа

Параграф 2. 2 уровень вопрос 2.


При подготовке к уроку были использованы: Поурочные рекомендации. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни / М. Л. Несмелова, Е. Г. Середнякова, А. О. Сороко-Цюпа. — М. : Просвещение, 2020.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!