МБОУ КАРПИЛОВСКАЯ ООШ
Внеклассное занятие
по географии
7 класс
ТЕМА:
«Новый взгляд на цветной мир»
Подготовила:
учитель географии
Таранова С.Я.
2017-2018учебный год
Цель: посредством элементов игры, соревнования и проблемных вопросов
способствовать повышению интереса учащихся к предмету географии.
Планируемые результаты
предметные: способствовать расширению представлений о способах формирования географических знаний, географии некоторых объектов, формирование картографических приемов работы; способствовать развитию географического мышления, географического кругозора учащихся.
метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности, формирование умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, привитие навыков самоконтроля; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.
личностные: формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение организовывать совместную деятельность в группе.
Оборудование:
Маршрутный лист путешественника
Материалы для работы в паре по смысловому чтению
Задания для групп
Ведущая форма организации: групповая
Форма занятия: путешествие
Ведущая учебная деятельность:
Работа с источниками знаний – работа с картами разного масштаба, закрепление приемов работы с настенной картой, упражнения на выбор соответствия, выполнение творческих заданий.
Самооценка и рефлексия: работа с оценочными компонентами, сопоставление ответов с критериями, упражнение «Комплимент»
Ход занятия
1.Оргмомент.
2.Мотивационно-целевой этап
- Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. География – это всепроникающая наука.
-Современному человеку кажется, что все неведомые земли уже открыты, но неразгаданной до сих пор осталась главная, пожалуй, загадка - сам человек. Именно путешествия могут помочь нам разгадать ее.
Итак, мы начинаем... «Новый взгляд на цветной мир»
Секретов в мире много, их всех не перечесть.
В науке география свои загадки есть.
Пускай ты белых пятен уж не найдешь на карте,
Открытия рождаются на каждой школьной парте.
-Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие.
-Куда же мы отправимся?
(Учитель показывает символику олимпийских игр – 5 колец)
-Как вы думаете, что символизируют эти кольца, их цвет?
-Идея использования пяти колец как символа Олимпийских игр появилось более 100 лет назад. В далеком 1913 году французский барон Пьер де Кубертен, который возобновил спортивные соревнования, придумал стяг, состоящий из разноцветных колец, помещенных на белое полотно. О том, что означают олимпийские кольца, знают не многие из нас.
Синий. Данный цвет ассоциируется с Европой: мир, гармония, постоянство и мудрость.
Черный. Черным кольцом барон обозначил Африку. Очевидно, данный выбор был связан с цветом кожи людей, проживающих на данном континенте.
Красный. Красный цвет французский аристократ связал с Северной Америкой – бескрайние гранатовые каньоны, и Южной Америкой – горячий нрав латинских народов.
Желтый. Данный цвет характеризуется с Азией: открытость и умеренное душевное состояние. Именно такими характеристиками славятся восточные религиозные учения.
Зеленый. Несмотря на то, что Пьер де Кубертен никогда не был в Австралии, именно с зеленым цветом у него ассоциировался этот таинственный континент.
До 1951 года официальный справочник утверждал, что цвета колец соответствуют разным частям света:Европа — голубой, Азия — жёлтый, Африка — чёрный, Австралия — зелёный и Америка — красный.
Появились новые версии, объясняющие оттенки колец:
-Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное заочное «Путешествие по цветной планете», где откроем тайны далеких Земель.
3 команды: ЧЕРНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, КРАСНЫЕ (южные материки)
-А готовы ли вы к путешествию? Как вы думаете, каким должен быть путешественник? Быть внимательным и сообразительным, помнить, что важна дисциплина и умение принимать правильные решения. В каждой команде есть капитан, который следит за выполнением заданий, сообщает об их выполнении.
- Путешествовать будете в команде. Какие правила важны в командной работе?
-На рабочих столах у каждой команды находятся маршрутные листы, которые представляют собой навигаторы нашей предстоящей работы. Каждое путешествие должно проходить по определённому курсу.
План:
1. «Карта – источник знаний»
2. «По следам великих и знаменитых»
3. «Кто такой, что такое?»
4.«Цветные страны»
5. «Место встречи изменить нельзя»
6. «Таинственное послание»
7. «Экологическое лото»
8. «Где мы бывали, что там видали».
9. «Комплимент»
-И так мы отправляемся в путешествие, но совершить его невозможно, не имея (Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог ) …..карты.
1. «Карта – источник знаний»
Команды получают конверты, в которых лежат пазлы с изображением Африки, Южной Америки и Австралии, Антарктиды собрав их, путешественники узнают, на каких материках они побывают (приклеить на лист бумаги, разместить на доске).
-Наш курс лежит на юг. Мы направляемся к Южным материкам нашей планеты. Мы будем вспоминать изученное, закреплять знания по географии.
-Чтобы не перепутать материки, как это случилось с героями Жюль Верна, в произведении «Дети капитана Гранта», вы должны продемонстрировать знания о материке, по которому собираетесь путешествовать.
Из карточек, лежащих у вас на столах, выберите те географические объекты, которые встречаются на ваших материках.
г.Атлас, Дарлинг, Эфиопское нагорье, Амазонка, Конго, Большой водораздельный хребет, Титикака, Танганьика, Большая пустыня Виктория, влк. Килиманджаро, оз. Эйр, вдп.Анхель , Анды, г. Костюшко, г.Аконкагуа.
АФРИКА | ЮЖНАЯ АМЕРИКА | АВСТРАЛИЯ |
г.Атлас | Амазонка | Дарлинг |
Эфиопское нагорье | Анды | Большой водораздельный хребет |
Конго | Титикака | оз.Эйр |
Танганьика | вдп.Анхель | Большая пустыня Виктория |
влк. Килиманджаро | г.Аконкагуа | г. Косцюшко |
По одному из представителей показать на карте
2. «По следам великих и знаменитых»
1. Это мореплаватель родился в 1451 году в Генуе (Италия). Он стремился открыть морской путь из Европы в Индию, плывя на запад. Убедил испанского короля организовать для этого экспедицию. Во время плавания генуэзец пересек Атлантический океан и достиг Багамских островов, Кубы и Гаити. Во втором походе он открыл ряд других островов, в третьем – достиг побережья Южной Америки, в последнем – берегов Центральной Америки. Всю жизнь отважный моряк был убежден, что достиг Индии. Возглавил экспедицию с целью поиска пути в богатую Индию, но в 1492 году привел испанские корабли к неизвестным землям за Атлантическим океаном. Открытие Нового Света стало величайшим событием в истории человечества.
Христофор Колумб
2. Родился в Португалии. С ранней юности участвовал в морских сражениях. Во главе флотилии отправился морским путем из Европы в Индию. Несмотря на трудности, его корабли обогнули мыс Доброй Надежды. На восточных берегах Африки они обнаружили торговые и военные поселения арабов. Экспедиция дошла до Индии до города Каликут, а в 1499 году вернулась в Португалию с грузом пряностей. Плавание продолжалось два года и два месяца. Васко да Гама
3.В 1521 году из Испании под началом этого мореплавателя отправился флот из 5 кораблей, на борту которых находилось 237 человек. Так началось первое кругосветное плавание. Переплыв Атлантику, флотилия двигалась на юг, вдоль побережья Южной Америки, долго искали пролив, соединяющий Атлантику с Южным морем. Наступила зима, мятеж на кораблях, один из кораблей потерпел крушение, один корабль с водой и провиантом вернулся назад.21 октября 1520 года флотилия достигла узкого пролива, мореплаватель назвал его проливом Всех Святых, в его честь пролив назовут позднее. На трёх кораблях они выходят в Южное море, почти четыре месяца море было спокойным, путешественник назвал его Тихим океаном. Но кончились вода и продовольствие, началась цинга, команда умирала. В марте 1521 года флотилия подошла к Филиппинским островам, где и погиб великий мореплаватель Фернан Магеллан
4. Он начал плавать на кораблях еще мальчишкой – юнгой. Пришло время, и он стал капитаном корабля. В 1768 году на корабле «Эндевер» капитан вышел в свое первое кругосветное путешествие. На Родину он вернулся только через три года. Скоро мореплаватель отправился в новое плавание, чтобы найти загадочную Южную землю, которую он так и не нашел, но открыл множество островов в Тихом океане. Он был первым из тех, кто трижды совершил путешествие вокруг Земли. Сын батрака, на военном флоте прошёл путь от юнги до офицера. Совершил 3 кругосветных плавания. Первым изучил природу Новой Зеландии. Исследовал и нанес на карту восточное побережье Австралии. На восточном побережье обнаружил большой залив, берега которого рекомендовал как лучшее место для большого порта; сейчас на этом месте стоит город Сидней. Первым в истории пересек Южный полярный круг 17 января 1773г. Плавания имели целью не только подчинение британской короне новых земель, но их полноценное научное описание. Джеймс Кук
5. Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели из России. Судьба свела их в 1819 году, когда Морское министерство снарядило экспедицию к Южному полушарию. Нелегкое путешествие предстояло осуществить двум хорошо оборудованным кораблям. В 1820 году, 27 января, экспедиция пересекла Южный полярный круг. А уже на следующий день ее участники вплотную подошли к Антарктическому материку, его ледяному барьеру. Ф.Ф. Беллинсгаузен , М.П. Лазарев
3.«Кто такой, что такое?»
-Путешественники, побывавшие до вас на этих удивительных материках, написали книги, в которых рассказали нам обо всем необычном, интересном, что им довелось увидеть. Вы сейчас увидите фрагменты, по ним вам надо определить, на каких материках встречаются данные животные, растения, природные явления
1.Осадки здесь бывают не каждый год. Путешествовать летом опасно. При такой жаре человек теряет 1 литр воды в час. Это быстро ведет к обезвоживанию организма (Пустыня). Здесь находится жаркая область южного полушария, пустыня в названии женское имя – победа, часто дуют песчаные бури (Австралия, Большая пустыня Виктория)
2.В этих лесах то тут, то там растут деревья – гиганты. Их кроны поднимаются выше всех других деревьев леса. Между высокими деревьями растут более низкие. Еще ниже жмутся кустарники. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы, в нижних ярусах растут бананы, папоротники, лианы, которые, свисая гирляндами с деревьев, делают лесную чащу местами непроходимыми. Палящие лучи солнца не проникают в глубину такого леса (Экваториальные леса). Здесь такие леса называют сельва (Ю.Америка).
3.В сухой период она окрашена в желто-бурые тона. Зато в дождливый период она выглядит очень яркой, зеленой и нарядной. Травы достигают в высоту трех метров. Нигде в мире нет такого скопления крупных животных: антилопы, зебры, жирафы, слоны (Саванна). Данная природная зона занимает 40% территории материка ( Африка).
4.Этих крупных животных знают все. Родившийся детёныш (как правило, один) величиной с грецкий орех, достигает в зрелом возрасте высоты более 2 м. появившись на свет он – цепляясь коготками за шерсть – пробирается в сумку матери, где его вынашивают длительное время (Кенгуру, Австралия).
5.Одно дерево даёт до 40 кг плодов и может приносить плоды в течение 100 лет. Из листьев плетут упругие корзины и циновки, а из волокна получают верёвки и канаты. Древесина от стоящих деревьев идёт на строительство жилищ. Из плодов сочных сортов варят мёд. Плоды составляют один из главных предметов питания, поэтому можно назвать его хлебом пустыни. Финиковая пальма, Африка.
6. Открыто в 1864 году немецким путешественником Шомбургом, названо в честь только что взошедшей на престол королевы Виктории. Местные аборигены называли «Апона», что переводится с их языка как «Сковородка для птиц». Видимо, такое название связано с тем, что часто птицы используют листья, чтобы отдохнуть и половить рыбу в воде. Аборигены использовали листья растения, чтобы переплывать небольшие реки, поскольку одни из самых больших экземпляров достигали в диаметре свыше двух метров. Корневища же растения перемалывались в муку и использовались в пищу местными жителями. Двухметровые листья со стороны очень похожи на круглые блюдца, у которых края загнуты перпендикулярно к поверхности листа. Однако, растение умеет защищаться от возможных нападений в воде – у него с внешней стороны листа, на стеблях и подводной части растения находятся шипы, которые уберегают растение от съедения травоядными рыбами. (Виктория-регия, Южная Америка).
7.Виды этого дерева разнообразны, высотой от кустарников до10 метров и более. Корни глубоко уходят в землю и выкачивают из нее влагу. Листья у них расположены ребром к Солнцу, поэтому леса светлые. Выделяют большое количество эфирных масел, используемых для приготовления лекарств. (Австралия - эвкалипт)
8. Часто в стволах этих "зеленых толстяков" образуются огромные дупла. Так, еще выдающийся английский путешественник Давид Ливингстон писал, что видел как 20-30 человек сладко спали в дупле высохшего ствола, причем никто никому не мешал. В Республике Кения на шоссе Найроби-Мобаса стоит убежище - дупло в нем оборудовано дверьми и окном. В Республике Зимбабве в дупле одного дерева оборудовали автобусную станцию, в зале ожидания которой помещается до 40 человек. Возле местечка Касане в Республике Ботсвана растет это дерево, дупло которого использовалось как тюрьма. В Намибии есть дупло растения.где располагается баня. Там есть даже ванна. Полые стволы занимают под временные жилища и кладовые, а в некоторых случаях их специально приспосабливают под резервуары для хранения воды (Баобаб, Африка).
9.Это странное творение природы. У него тело жирного щенка, шкурка ему заметно велика, между пальцами лап перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра, а передние лапы барсучьи. Он откладывает яйца, но детёнышей вскармливает молоком. (Утконос, Австралия)
4. «Цветные страны»
По контуру определить название страны, ее столицу.
Основу флага Бразилии представляет зеленое полотно. На нем в центре изображен желтый горизонтальный ромб. Внутри ромба вписана синяя окружность: на ее фоне расположены 27 белых пятиконечных звезд, которые образуют 9 созвездий. Круг пересекает белая лента, на которой написана фраза на португальском языке «Порядок и Прогресс» — государственный девиз Бразилии. Цвет букв девиза — зеленый. 5 ноября 1889 г. была провозглашена независимость Бразильской республики. Созвездия на флаге расположены так, как их мог бы видеть наблюдатель в Рио-де-Жанейро в этот день. Через несколько дней, 19 ноября, такой вид флага утвердили окончательно. С некоторыми видоизменениями он дошел до настоящего времени. В созвездиях представлено 5 размеров звезд. Звезды символизируют федеральный округ Бразилиа, где расположена столица страны и 26 штатов.
-Одна версия гласит, что желтый цвет символизирует запасы золота, которыми богата страна, а зеленый — леса Амазонии. Синий цвет обозначает безоблачное небо, а белый, традиционно — цвет мира.
На флаге ЮАР присутствуют шесть цветов и он является самым многоцветным в мире. Главнейшая идея, заложенная в нем – это призыв к объединению и примирению жителей страны. Так, синий, белый и красный являются цветами одного из предыдущих флагов республики. Они олицетворяют её белокожее население. Верхняя правая часть флага имеет форму перевернутой трапеции красного цвета. Этот оттенок символизирует Великобританию и население ЮАР, говорящее на английском языке. Снизу и справа на полотнище – трапеция синего цвета, который олицетворяет Нидерланды и буров. Зеленая средняя часть флага ЮАР отражает права "цветных" жителей страны, к которым относятся многочисленные потомки смешанных браков европейцев, исповедующие исламскую религию.
Со стороны древка в тело флага ЮАР словно "врезается" черный треугольник, символизирующий борьбу чернокожего населения страны за свои свободы и права. Желтая "кайма" треугольника – символ индейского населения, проживающего на юге Африки.
Государственный флаг Австралийского Союза окрашен в синий цвет. В верхнем левом углу помещен флаг Великобритании - символ принадлежности Австралийского Союза к Британскому содружеству наций. Синий цвет флага - символ океана, окружающего со всех сторон Австралию. В середине флага помещено изображение созвездия Южного креста. 6 звезд на флаге символизируют шесть штатов Австралийского Союза. Семь лучей звезды обозначают шесть штатов и территорию Папуа. Пятиконечная звезда символизирует федеральный округ Канберру. Флаг утвержден в 1954 году.
Жили на свете ЖЕЛТЫЕ люди,
А рядом с ними ЧЕРНЫЕ, БЕЛЫЕ.
И, конечно, люди КРАСНЫЕ.
Все люди были разные.
В разных странах говорят на разных языках. Давайте попробуем перевести на наш язык то, что написано в следующем задании. Каждой команде дается лист с зашифрованной фразой.
1а | 2б | 3в | 4г | 5д | 6е | 7ё | 8ж | 9з | 10и | 11й |
12к | 13л | 14м | 15н | 16о | 17п | 18р | 19с | 20т | 21у | 22ф |
23х | 24ц | 25ч | 26ш | 27щ | 28ъ | 29ы | 30ь | 31э | 32ю | 33я |
1. Земля – наш общий дом 9 6 14 13 33 / 15 1 26/ 16 2 27 10 11/ 5 16 14
2.Основа жизни – любовь 16 19 15 16 3 1 / 8 10 9 15 10/ 13 32 2 16 3 30
3. Знать чтобы беречь 9 15 1 20 30/ 25 20 16 2 29/ 2 6 18 6 25 30
Земля, лучше других книг,
учит нас познавать самих себя.
Экзюпери
Земля – колыбель человечества и наш общий дом. Исследовать Землю, чтобы знать ее, полезно всем, на ней живущим. Ибо знать - значит уберечь Землю, спасти мир от кислотных дождей, от радиации, от вредных веществ.
В основе нашей жизни на Земле должна лежать любовь – наша к ней, к её снежным вершинам, прохладным рекам, зеленым лугам, синим морям.
5.«Место встречи изменить нельзя».
Работа выполняется на контурных картах.
1.КРАСНЫЕ выходят с точки координатами и 15 ю.ш. и 48з.д. (г.Бразилиа)двигаются строго на юго-восток. ЧЁРНЫЕ выходят одновременно из точки с координатами 25 ю.ш. и 28◦ в.д.( г.Претория) и двигаются строго на юг. ЗЕЛЁНЫЕ стартуют с точки 36 ю.ш. и 149b .д.
(г. Канберра) в юго-западном направлении. Где состоится ваша встреча, если вы будете двигаться с разной скоростью по своим направлениям, преодолевая все препятствия? Свой путь, место старта и место встречи вы должны показать на карте. (Материк Антарктида)
-Наше место встречи – материк науки, дружбы, материк, который не принадлежит ни одному государству (видео об Антарктиде)
Антарктиду можно назвать чемпионом среди материков по количеству полюсов, которые на ней находятся. Какие это полюса и сколько их? (Шесть)
Южный полюс Земли - географический, 90* ю.ш. ;
Южный магнитный полюс Земли- 72*25 ю. ш.,, 155*16/ в. д. (плато Земли Адели в восточной части Антарктиды, на 16 января 1909г),
70* ю. ш. и 150* в. д. на 1950 в районе горного плато Земли Виктории, а к 1977 г. сместился с суши на воду, неподалеку от берега, близ французской станции Дюмон- д, Юрвиль;
Южный геомагнитный полюс- 78*36/ю. ш. ,109*54/ в. д. ( к середине 20столетия), район научной станции «Восток»;
Полюс относительной недоступности- 82*ю. ш.,60* в. д.,летом 1958 здесь функционировала научная станция – Полюс Недоступности;
Полюс холода - станция Восток- -89,2*С в 1984г.;
Полюс ветров - мыс Денисон на Земле Адели( скорость ветра может достигать 70-80м/сек, а в 1912- 1913 гг. за 12 месяцев было отмечено 235 дней со скоростью ветра 18 м/сек и более).
6. «Таинственное послание»
Нужно по описанию узнать предмет, который находится в черном ящике.
1.Этот плод завез в Россию Петр Первый. Плод поначалу вызывал недоумение и был встречен с недовольством. «Темные» русские люди ели горькую кожуру, а мякоть отдавали лошадям. Только через пять лет в России научились правильно есть этот плод, и он стал непременным атрибутом новогоднего стола в каждом доме. Что это? (Мандарин).
2. Этот напиток самый распространенный в мире, родина его Юго-западный Китай. (Чай) ПРИЛОЖЕНИЕ
3. Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом». (Бутерброд)
4. Что в Африке называют негритянским хлебом? (Банан).
5. В. И. Даль назвал это блюдо итальянскими трубками. (Макароны).
6. Что в древнем Египте делали из фиников, в древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки, меда, а в Европе из засахаренных фруктов? (конфеты)
7.«Экологическое лото»
Отчего не ходить в походы
И на подвиги не пускаться
И не странствовать год за годом,
Если есть, куда возвращаться?
2017 год в РФ был годом экологии, а 2018год объявлен
-Кто такие волонтеры?
Кто быстрее отыщет окончание пословицы.
1. Без хозяина Земля - / круглая сирота.
2.Зелёное царство - / лучшее лекарство.
3. Была бы водица, - / и зелень родится.
4. Если хочешь плодов, - / не срывай цветов.
5. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – / посади.
6. Кто Землю лелеет, / того земля жалеет
8. «Где мы бывали, что мы видали».
-Наше путешествие подошло к концу. Вы показали достойные знания и хорошие географические умения. Сейчас каждая команда продемонстрирует, сколько смайликов получила.
Притча об учителе, учениках, сундуке.
Образование – клад, а труд-ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть любой клад.
9. Рефлексия . «Комплимент»
-Поделитесь своими впечатлениями от занятия.
-Выразите своё настроение, применяя характеристику цветов, предложенную психологом Максом Люшером
Красный цветок - удовольствие, радость
Коричневый – огорчение
Зелёный – активность
Белый – неуверенность
Синий - усталость
Жёлтый - спокойствие, интерес
Приложение
Откуда пришел к нам чай?
1. Родина чая
Китайцы открыли само растение – чайный куст, впервые упомянув о нем 4 веке. Поначалу они использовали чай исключительно в лекарственных целях – в первую очередь, как противоядие. Когда чай стал использоваться как самостоятельный напиток, и по какому рецепту он приготовлялся, точно неизвестно. Есть основания предполагать, что в 5 веке изначально чайные листья заваривали в воде с солью, маслом и, возможно, какими-либо еще добавками. На это косвенно указывают чайные рецепты.
Но у китайцев была привычка кипятить воду перед употреблением. Однажды император и философ Чен-Нунг приказал вскипятить себе воду в саду. Несколько листочков, сорванных ветром с дерева, попали в воду. Так, по преданию, родился чайный напиток. Император, восхищенный его прекрасным вкусом, повелел распространить напиток по всей стране. Так чай появился как напиток значительно позже.
Тцай-йе в переводе с китайского значит «молодые листочки». Отсюда и название – чай.
2. Путь чая
Секрет выращивания и переработки чайного листа охранялся китайцами так же, как и секрет изготовления фарфора. Поэтому до середины 19 века Китай был единственным в мире производителем и поставщиком чая.
а) Появление чая в Европе
В Европу чай впервые завезли только в начале 16 века из португальских колоний Азии. Началось триумфальное шествие чая, сначала как предмета роскоши, доступной богатым и знати, а значительно позднее – как традиционного напитка широких слоев. Он стал доступен горожанам лишь с конца XVIII века.
б) Появление чая в России
В Россию чай пришел из Азии, через Сибирь в 1637 году. Впервые чай привез русский дипломат Василий Старков, как подарок одного из западно-монгольских ханов. Новый напиток так понравился царю и боярам, что чай стал предметом ввоза в Москву, где продавался на рынке наряду с обыденными товарами. Вплоть до конца XVIII века чай продавали в основном в Москве. Уже к 1847 г. в столице насчитывалось около ста чайных магазинов, а чайных заведений было более трехсот. Кроме Москвы, чаем бойко торговали в Нижнем Новгороде, на Ирбитской и Макарьевской ярмарках. И все-таки чай долго еще оставался слишком дорогим удовольствием, так как доставляли его караванным путем из стран Азии.
3. Польза чая
По оценкам ученых, в чайных листьях содержится около трехсот ингредиентов, включая белки, жиры, более 10 видов витаминов, а также чайный фенол, теин и липидные сахара. Поэтому чай питает организм, регулирует физиологические процессы и обладает общим оздоровительным воздействием. Особенно полезен чай людям среднего и пожилого возраста.
Витаминам С, Е, D, никотиновой кислоте и йоду чай обязан своей репутацией напитка долголетия. Чай бодрит, убирает усталость и обладает бактерицидным действием, уменьшает изнашиваемость организма. Это идеальный напиток для путешественников и моряков.
Древние китайцы называли чай «огнем жизни» потому, что он способствует очищению крови, регулирует работу печени, является полезным средством при простудных заболеваниях, выводит из организма вредные вещества.
13