СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НПК" Химия вокруг нас"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная работа, посвященная исследованию состава продуктов питания.

Просмотр содержимого документа
«НПК" Химия вокруг нас"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя школа №70"









Секция "Химия"







Исследовательская работа

" Химия вокруг нас "



Выполнила : Борзило Ирина Викторовна

ученица 8"В" класса

Научный руководитель:

Вдовина Виктория Вячеславовна

(учитель математики и химии МБОУ СШ №70)









г. Дзержинск

2023 год









Содержание

Введение 4

Глава 1.История возникновения химии 5

Глава 2. Практическая часть………………………………………………………………….....9

Заключение……………………………………………………………………………………...13

Список используемой литературы…………………………………………….........................14



































Аннотация.

Исследовательская работа «Химия вокруг нас» направлена на самостоятельное изучение учащейся 8 класса истории происхождения и развития науки химии, исследованию влияния химических веществ в различных областях жизни. В работе «Химия вокруг нас»» можно подробнее узнать о составе различных и повседневных продуктах питания, их составе.

В процессе исследовательской работы по определению состава на наличие Е добавок были проведены анализы наличия в составе отдельных веществ и их влияние на человеческий организм. Выполненная работа может использоваться на уроках истории, химии, КВНах, факультативах.




























Введение

Поверьте без химии жизни нет ,

Без химии стал бы тусклым весь свет.

Мы с химией ездим , живём и летаем ,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим ,стираем , пятна выводим.

Химией лечимся, клеим и шьём

С химией мы бок о бок живём!

Жизнь на Земле - громадный химический процесс, получающий энергию Солнца, в нем принимает участие едва ли не все элементы таблицы Д.И. Менделеева. Нарушение химического баланса приведет к изменениям на всей планете. В связи с этим в современном мире призыв: «Знать, чтобы не навредить»- становится актуальным. У нас на слуху выражения «Химия и медицина», «Химия и автотранспорт», «Химия и косметика», «Химия в быту», «Химия и пища», «Химия в организме человека». Я выбрала тему «Химия вокруг нас», так как нас окружает множество вещей и веществ, которые кажутся обыденными и ничем не примечательными. Однако очень часто они обладают удивительными свойствами - надо только суметь их заметить. Далеко не на все интересные темы на уроках находится время, да и в учебнике про многое ничего не сказано. Поэтому, я вместе с учителем решила изучить продукты питания на предмет состава химических соединений, их химических свойств, свойств для человеческого организма, и обратиться к материалу, находящемуся за пределами школьной программы.

Гипотеза:  я предполагаю, что изучение состава продуктов повседневного питания может дать понимание о пользе и вреде для человека

Объектом исследования являются продукты питания.

Предметом исследования выступает процесс исследования состава и химических свойств.

Цель исследовательской работы:

изучить влияние химических веществ, с которыми ежедневно сталкивается человек, на его организм.

Задачи проекта:

  1. Расширить свои знания по химии.

  2. Установить вещества, входящие в состав продуктов повседневного питания;

  3. Изучить влияние химических веществ на организм человека.

Методы исследования:

  1. Практическая работа.

  2. Поиск информации из разных источников (специальная литература, интернет ресурсы).

Итог: провести познавательный урок на кружке по химии.

Актуальность темы:

связана с тем, что химия все больше входит в нашу жизнь. И чаще люди употребляют понятие химии в отрицательном значении. А того не знают или не хотят знать, что сам человеческий организм – целая химическая лаборатория, и что окружает человека в повседневной жизни – продукты химической промышленности. Как известно, продукты питания поступают в наш организм и могут пагубно на него влиять, но мы об этом не задумываемся. Поэтому я решила посвятить свою работу именно бытовом продуктам, изучив состав некоторых из них, определить, насколько безопасно их употребление.

.Методы исследования:

  • Использование Internet-ресурсов;

  • изучение печатных материалов, литературы;

  • анализ и сравнение полученных данных;

  • мониторинг результатов.

Глава 1. История возникновения химии

Накапливать сведения о различных веществах и их превращениях человек начал еще на заре своей истории. Он занимался обработкой шкур, использовал огонь и, наблюдая происходящие изменения, наивно систематизировал их.

Нахождение способов добычи огня, изобретение обжига глиняной посуды и другие достижения способствовали появлению первых химико-практических знаний. Но их рост, связанный с общими темпами развития общества, шел крайне медленно.

Древность: ремесленники и натурфилософы

Люди узнали о химических процессах гораздо больше с появлением и развитием металлургии. Человек открыл золото, медь, самородное метеоритное железо, а также свинец, олово, серебро и ртуть. Уже в древнейших государствах процветала не только обработка металлов, но и другие ремесла, связанные с преобразованием веществ.

Особенно славился производством стекла, красок, косметики, парфюмерии, лекарств Египет.

Само название «химия» восходит, к египетскому слову khemi, означавшему «чернозем» и служившему наименованием страны. Термин khemeia вошел в греческий язык при знакомстве греков с культурой Египта и стал обозначать знание руд и различных минералов.

В попытках обобщить разрозненные знания и включить их в представления об устройстве мироздания античные натурфилософы выработали две умозрительных концепции:

  • Учение о стихиях-первоначалах, или элементах, основанное на идее о непрерывности материи. Его создатели (Эмпедокл, Платон, Аристотель) полагали, что многообразие веществ возникает из комбинаций и превращений четырех начал – огня, воздуха, воды и земли.

  • Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита, согласно которому материя имеет дискретное строение. Атомисты объясняли образование вещества столкновениями и сцеплением движущихся в пустоте твердых, вечных и неделимых частиц – атомов.

Атомизм не получил широкого признания, в отличие от учения о стихиях, надолго укоренившегося в умах благодаря авторитету Аристотеля в средние века.

Время алхимиков

«Египетское искусство» или «египетское знание» – khemeia, химия – считалось магическим, священным. Мыслители эллинистической эпохи подвели под него теоретическую основу – стихии Аристотеля и числовую мистику пифагорейцев. Так родилась дисциплина, которая после завоевания Египта арабами в VII веке стала известна как алхимия.

Как на арабском Востоке, так и в Европе XIII–XVII веков своей главной задачей алхимия ставила трансмутацию – превращение одного металла в другой, желательно в золото. Обеспечить ее должен был «эликсир» или «философский камень» – особая субстанция, способная также излечивать все недуги и дарить бессмертие.

В тщетных поисках эликсира алхимики создали и усовершенствовали лабораторное оборудование – весы, химическую посуду, – и совершили ряд открытий. Они получили фосфор, мышьяк и другие вещества, изучили многие соединения. Главным же достижением алхимии было внедрение эмпирического – экспериментального – метода исследования вещества.

От натурфилософии к науке

В XVI веке алхимия претерпела идейное разделение. Часть алхимиков продолжала поиски эликсира. Но это течение, пронизанное мистицизмом, становилось все более закрытым и привело в тупик. Другие исследователи ставили во главу угла решение практических задач. Самыми важными в рациональной алхимии стали два направления:

  • Техническая химия, считавшая главной целью поддержку технологий – металлургии, стекольного и керамического производства. Одним из ее основоположников был немецкий алхимик, знаток горного дела Георгий Агрикола.

  • Ятрохимия, начало которой положил знаменитый швейцарский врач Парацельс. Представители этого направления утверждали, что задача алхимии состоит не в добывании золота, а в создании лекарств.

Деятельность этих алхимиков подвела черту под натурфилософским подходом к изучению химических явлений и стимулировала развитие химии как науки, базирующейся на осмыслении опытных данных.

Возникновение и прогресс научной химии

Вторая половина XVII века в Европе отмечена революцией в естествознании. Возрождается атомизм, появляются средства измерений, создаются объединяющие естествоиспытателей научные общества. В русле этого процесса развивается и история химии, которая четко разделяется на несколько этапов.

  1. Становление новой науки продолжалось до конца XVIII века и связано с именами выдающихся ученых Р. Бойля и А. Лавуазье. Их трудами химия встала на прочный рациональный фундамент. В предмет химии вошли новые вещества – газы.

  2. Превращение химии в точную науку – заслуга ученых первой половины XIX века – Дж. Дальтона, А. Авогадро, Й. Берцелиуса и других. Они выявили количественные правила, определяющие состав и превращения веществ, что позволило рассчитывать реакции и формулы соединений и создать атомную теорию.

  3. Бурный прогресс характерен для химии второй половины XIX века. Важнейшим достижением ее стало открытие Д. И. Менделеевым в 1869 году периодического закона, который не только связал в систему атомные массы и свойства элементов, но и имел предсказательную силу. Химия начала ветвиться на разделы, превратившиеся в самостоятельные науки. Вместе с тем в ней оставались вопросы, на которые классическая наука ответить не могла.

Современность: химия в содружестве наук

Эпоха современной химии началась вместе с XX веком. С помощью квантовой теории удалось объяснить химическую связь и понять причину периодической повторяемости свойств элементов.

Исследования по химии в современном мире нельзя представить без мощных аналитических методов, созданных развитием физики. На стыке химии с другими областями естествознания родились новые науки: геохимия, радиохимия, биохимия. С другой стороны, продолжается выделение самостоятельных дисциплин. Эти тенденции особенно заметны в XXI веке.

Глава 2. Практическая часть

  1. Изучение состава продуктов питания

Я провела проверку состава повседневных продуктов питания, используемых в рационе каждый день.

Результаты исследования состава продуктов на наличие искусственных веществ, полученных с помощью химического производства.

Диаграмма 1. Сравнение на наличие химических веществ.

Из диаграммы 1видно, что в каждом продукте есть химические добавки, нет продуктов питания, основанных только на природных компонентах.

Таблица 1. Оценка состава продуктов.

Химические вещества

Конфеты

«Шоколадные»

Россия

Конфеты

«Ромашка»

Колбаса

«сервелат»

Колбаса

Вареная

молочная

Сыр

Российский

Сыр

Гауда

Е471

есть






Е476

есть

есть





Е 500

есть






Е503

есть






Е420

есть






Эмульгатор соевый

есть

есть





Е250



есть




Е621



есть




Изоаскорбанат натрия



есть




Полифосфаты



есть




Пирофосфаты



есть




Цитрат калия



есть




Сульфат калия



есть

есть



Нитрат натрия




есть



Е525





есть

есть

Е433






есть


Химические вещества

Е471

1

Е476

2

Е 500

3

Е503

4

Е420

5

Эмульгатор соевый

6

Е250

7

Е621

8

Изоаскорбанат натрия

9

Полифосфаты

10

Пирофосфаты

11

Цитрат калия

12

Сульфат калия

13

Нитрат натрия

14

Е525

15

Е433

16

Диаграмма 2. Процентное соотношение результатов по оценки наличия отдельных веществ


По результатам данного исследования можно сделать вывод, что максимальное содержание в продукте по виду совпадает в одном консерванте; в конфетах эмульгатор соевый, в колбасах сульфат калия, в сырах Е525.


  1. Изучение влияния добавок на организм




Химические вещества

Описание состава

Отношение к организму

Е471

используемая в качестве стабилизатора и эмульгатора. Представляет собой моно - и диглицериды жирных кислот.

Ее производят преимущественно из растительных жиров (пальмовое, соевое, рапсовое масло) и глицерина. Среди примесей – свободный глицерин, свободные жирные кислоты, неомыляемые жиры, сложные эфиры полиглицерина.


При злоупотреблении продуктами, содержащими это вещество, возможно развитие ожирения, поскольку Е471 состоит из жиров.

отдаленными последствиями влияния этой пищевой добавки на организм может стать поражение пищеварительного тракта (гастрит и язвенная болезнь желудка, гастродуоденит, панкреатит, холецестит, гепатит).

Е476

Полиглицерил полирицинолеат - эмульгатор, используемый в пищевой и косметической промышленности, получаемый из рицинолевой кислоты и глицерина

генномодифицированная соя обладает рядом негативных качеств, ее потребление может привести к неприятным последствиям:

  • Возникновение аллергических реакций;

  • Увеличение печени;

  • Сбой в работе почек;

  • Нарушение работы органов пищеварения;

  • Замедление обмена веществ.


Е 500

Натрий углекислый кислый

Пищевая сода, может приводить к нарушению пищеварения

Е503

Карбонат аммония

Аллергические реакции в виде сыпи, раздражения, зуда вызывает контакт добавки с кожей.

Е420

Сорбит

При передозировке возможны негативные последствия: синдром раздраженного кишечника и диарея; повышение сахара в крови у больных сахарным диабетом; запрещен при желчекаменной болезни, при заболеваниях ЖКТ в стадии обострения; не рекомендуется принимать совместно со слабительными препаратами. Усиливает послабляющее действие; может вызвать нарушение зрения.


Эмульгатор соевый Е322

Лецитины — это жироподобные вещества из смеси липидов и триглицеридов с небольшим добавлением иных компонентов

вещество, которое препятствует процессам окисления, замедляет старение

Е250

Нитрит натрия

Смертельной дозой считается употребление более 2 граммов натрия нитрита.

Е621

натриевая соль глутаминовой кислоты

 доказано его негативное влияние на мозг и на сетчатку глаза. Пища, содержащая глутамат, вызывает как физическое, так и психологическое привыкание

Изоаскорбанат натрия Е316

соединением эриторбовых кислот и едкого натра.

мутагенного влияния на человеческий организм

Полифосфаты Е452

соли или сложные эфиры полимерных оксианионов, образованных из тетраэдрических структурных единиц PO4 (фосфата)

ведет к образованию опухолей злокачественного характера, повышать уровень в крови плохого холестерина

Пирофосфаты Е452

Фосфатами называются соли или эфиры фосфорных кислот

возникновение серьёзного дисбаланса кальция и фосфора в организме человека. Избыточное поступление фосфора с пищевой добавкой замедляет процесс усвоение кальция, что увеличивает риск развития остеопороза. Пирофосфаты (дифосфаты) являются веществом, влияющим на увеличение уровня холестерина в крови

Цитрат калия Е332

соль калия и лимонной кислоты с формулой K3C6H5O7

Может вызывать мочекаменную болезнь

Е515

Сульфат калия

Может вызывать раздражение желудочно-кишечного тракта

Е251

Нитрат натрия

при чрезмерном употреблении провоцирует появление структур злокачественного генеза Подробнее: https://foodandhealth.ru/dobavki/nitrat-natriya-e251/

Е525

Гидроксид калия

она не может вызвать негативных последствий для человека.

Е433

Полисорбат 80

( полиоксиэтилен)

Длительное употребление продуктов, содержащих добавку, может спровоцировать: развитие гастрита, воспалительные процессы в печени и почках, ожирение.

Диаграмма 3. Процентное соотношение результатов по оценки вредности на организм.

1- безвредные,2- вредные для организма добавки


Заключение.

В ходе исследовательской работы я изучила состав повседневных продуктов питания на предмет химических добавок, провела анализ. Изучила научную литературу по пищевым добавкам.

Из результатов исследования можно сделать вывод, что большинство пищевых добавок приносит вред организму человека, что усугубляет хронические заболевания, но есть абсолютно безвредные добавки природного происхождения, но производство их связано с большими энергозатратами.

Проделав эту работу, я убедилась, что такие серьезные науки, как химия и физика, очень близки к нашей обычной, повседневной жизни. И это очень интересно.




Литература.

  1. Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия». – М. : «АСТ-ПРЕСС», 2000. –176 с.

  2. Белько Е. Весёлые научные опыты. Увлекательные эксперименты в домашних условиях. – СПб: Питер, 2015. –64с.

  3. Белько Е. Весёлые научные опыты. Увлекательные эксперименты с водой, воздухом и химическими веществами. – СПб: Питер, 2015. – 64 с.

  4. Белько Е. Весёлые научные опыты. 30 увлекательных экспериментов в домашних условиях. – СПб: Питер, 2015.–64с.

  5. Болушевский С. В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче. Химия / С.В. Болушевский. – М. : «Эксмо», 2015. – 240 с.

  6. Энциклопедический словарь юного химика. М. : «Педагогика -Пресс» 2000. – 456 с.




















Отзыв

о работе «Химия вокруг нас » ученицы 8 «В» класса

МБОУ «Средняя школа № 70» Борзило Ирины Викторовны.



Исследовательская работа Борзило Ирины выполнена самостоятельно и посвящена исследованию химического состава продуктов повседневного питания. В ней учащаяся приводит историю появления химии как науки, ее развитие, проводит исследования состава продуктов на содержание компонентов содержащих в названии «Е», проводит анализ и изучает влияние на организм отдельных компонентов, что помогает расширить кругозор ученицы.

Работа выполнена на достаточно хорошем уровне, содержит ряд выводов. Рецензируемая работа четко структурирована: имеются введение, постановка задач, гипотеза, основное содержание (теоретическая и практическая часть), список изученной литературы.

Хочется отметить, что учащаяся с данной работой выступала перед одноклассниками на кружке по химии и тема ее работы вызвала интерес у других учащихся.

Эта работа получила положительную оценку на внутришкольной практической конференции и была выбрана для предъявления на городской научно – практической конференции «Старт в науку».





Руководитель: Вдовина Виктория Вячеславовна

учитель химии и математики 1 категории















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!