Министерство образования и науки РБ
Хоринский район
МБОУ Хоринская СОШ №1, им.Д.Ж.Жанаева
Республиканская научно-практическая
Конференция учащихся 5-6 классов
«Серебряная альфа»
Номинация «Окружающий мир»
Тема: «Взаимосвязь живой и неживой природы»
Автор: Яковлева Маша, ученица 6 «г» класса
Хоринской СОШ№1, им. Д.Ж.Жанаева
Домашний адрес: с. Хоринск, ул. Заводская 8-2
Телефон:830148-22-0-51
Руководитель: Гомбоева Татьяна Александровна,
учитель географии и биологии.
Телефон: 89149854096
Г. Улан-Удэ
2014 г
Оглавление:
I. Введение стр. 3
II. Живая природа стр. 4
III. Неживая природа. стр. 5
IV. Взаимосвязи живой и неживой природы стр. 6-7-8
V. Практическая часть стр.8-9
VI. Заключение стр.9
VI. Список литературы: стр.10
"Любовь к природе, впрочем,
как и всякая человеческая
любовь, несомненно,
закладывается у нас с детства"
И. Соколов-Микитов
I. Введение.
Природа - материальный мир, естественная среда обитания. Грандиозное многообразие окружающего нас мира распадается на две большие области: неживую и живую природу. Животные и растения - это главные представители биосферы. Биосфера – особая земная оболочка (от греческого bios- жизнь и sphaira- шар). В буквальном переводе термин "биосфера" обозначает сферу жизни, и в таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831—1914). Однако задолго до этого под другими названиями, в частности "пространство жизни", "картина природы", "живая оболочка Земли" и т. п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями.
Первоначально под всеми этими терминами подразумевалась только совокупность живых организмов, обитающих на нашей планете. Даже автор самого термина "биосфера" Э. Зюсс в своей книге "Лик Земли", не замечал обратного воздействия биосферы и определял ее как "совокупность организмов, ограниченную в пространстве и во времени и обитающую на поверхности Земли".
Первым из биологов, который ясно указал на огромную роль живых организмов в образовании земной коры, был Ж.*Б. Ламарк (1744—1829). Он подчеркивал, что все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых организмов.
Постепенно идея о тесной взаимосвязи между живой и неживой природой, об обратном воздействии живых организмов и их систем на окружающие их физические, химические и геологические факторы все настойчивее проникала в сознание ученых и находила реализацию в их конкретных исследованиях. Поэтому на рубеже XIX—XX вв. в науку все шире проникают идеи целостного подхода к изучению природы. Особенно важен этот подход в наше время, когда человечество столкнулось со многими проблемами, которые носят глобальный характер, что во многом обусловлено непониманием важности гармоничного развития природы. Таким образом, тема работы является весьма актуальной.
Цель работы: Сформировать представление о живой и неживой природе, о преобразовательной деятельности человека; о признаках живой и неживой природы и их взаимодействии.
Задачи: 1. Дать понятие и провести анализ живой природы.
2. Дать понятие и провести анализ неживой природы
3. Разобрать взаимосвязи живой и неживой природы.
4. Провести эксперименты, подтверждающие взаимосвязь.
5. Сделать вывод.
II. Живая природа
Живая природа - совокупность организмов, которая организуется в систему составляющую биосферу. Делится на пять царств: бактерии, грибы, растения и животные. Развитие живой природы привело к появлению человека. Интерес к познанию живой природы возник у человека очень давно и был связан с его важнейшими потребностями в пище, лекарствах, одежде и т.п.
К настоящему времени учёными обнаружено и описано более одного миллиона видов животных , около полумиллиона видов растений, несколько сотен тысяч видов грибов, более трёх тысяч бактерий. Причём мир живой природы изучен не полностью. Кроме того огромное количество видов живых организмов давно вымерло. Живые организмы устроены сложнее, чем неживые тела. В чём же заключается столь радикальное отличие живой природы от неживой? Любой организм для поддержания своей жизнедеятельности получает энергию из окружающей среды, прямо или косвенно использует солнечную энергию. Живые организмы активно реагируют на окружающую среду. Если, например, толкнуть камень, то он пассивно сдвинется с места, а если толкнуть животное, то оно отреагирует активно: убежит, нападёт и т.д.. Способность реагировать на внешние раздражения - это всеобщее свойство живых существ, как растений, так и животных. Живые организмы могут не только изменяться, но и усложняться. Так, например, у растения появляются новые ветки. Всё живое размножается. Животные организмы хорошо приспособлены к среде своего обитания. Строение птицы или дождевого червя полностью соответствует тем условиям, в которых они живут. Это никак нельзя сказать о неживых телах : камню, например «всё равно, где находиться». Однако, если мы заставим, например, птицу жить в речных глубинах, а рыбу в лесу, то эти живые существа, конечно же погибнут.
III. Неживая природа.
Неживая природа - это тела природы, которые не дышат, не питаются и не размножаются. Неживая природа существует на различных уровнях сложности. Развитие неживой природы привело к появлению живой природы. Неживая природа существует вечно, она бесконечна в пространстве. Живая природа также существует вечно, но это вечное существование не является "непрерывным", как это характерно для неживой материи. Живая материя возникает, развивается и исчезает.
Неживая природа является первичной и в том отношении, что все молекулы живой природы построены из атомов и молекул неживой. Для живой природы не существует особых элементов. Они едины. Все нужное, все необходимое мы черпаем из неживой природы. Из нее мы возникаем и в нее возвращаемся. Она- основа всего. Следовательно, эта основа требует бережного к себе отношения. Если раньше человечество пользовалось неживой природой, растительным и животным миром бездумно, то в последние годы начинает возникать сознание того, что бездумному отношению к природе постепенно приходит конец.
Если говорить о живой природе, то ее жизнь была бы не возможной без таких неживых объектов, как вода, атмосфера, каменные породы и почва, потому что именно они служат для живых организмов средой обитания.
Вода - это жидкое природное вещество.
Почва - это верхний плодородный слой земли.
Воздух - это газообразное бесцветное вещество
Горные породы - это тела и вещества, из которых состоит неживая природа.
Погода - это температура и влажность воздуха, и ветер на определённой территории.
Итак, вывод: основные отличия живого от неживого заключаются в том, что все живые организмы питаются, дышат, растут и размножаются, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут, и не размножаются.
IV. Взаимосвязи живой и неживой природы
Взаимосвязи тел - это взаимное воздействие тел друг на друга в природе.
Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, у организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки.
Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха. Так, оказалось, например, что растения, живущие на песчаной почве, значительно изменяют ее структуру. Живые организмы контролируют даже состав нашей атмосферы. Число подобных примеров легко увеличить, и все они свидетельствуют о наличии обратной связи между живой и неживой природой, в результате которой живое вещество в значительной мере меняет лик нашей Земли. Таким образом, биосферу нельзя рассматривать в отрыве от неживой природы, от которой она, с одной стороны зависит, а с другой — сама воздействует на нее.
Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с живыми организмами. Она занимает промежуточное положение между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов.
Связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Так одни растения косвенно влияют на другие. Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других. Сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая их.
Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).
Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях "насекомоядные животные", "хищные животные". Благодаря питанию живые организмы получают необходимую энергию. Зеленые растения питаются солнечной энергией и пользуются ей для фотосинтеза, а животные в качестве источника пищи используют растения или других животных. В любом сообществе все ее участники, безусловно связаны между собой, и эта связь называется цепочкой питания.
Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов - воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.
Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природным сообществом.
Животные и растения со своей средой обитания образовали разнообразные сообщества , такие как тропические леса, лесистые долины и пустыни. При этом сами сообщества и их элементы также вынуждены зависеть друг от друга. А в целом все виды сообществ образуют единую систему - нашу планету.
Очень большое значение имеет связь между человеком и природой. Причем, человек - это часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее.
Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Воздействие человека на природу может быть прямым - сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным - нарушение местообитания живых организмов. То есть нарушение состояния неживой или живой природы: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее. Различные разрушения способны представлять достаточно серьезную угрозу всей планете.
Если в природе исчезнет какой-либо элемент или подвергнется изменению, то это, несомненно, окажет влияние на все остальные ее элементы. Таким образом, если вдруг исчезнет первичный потребитель, то вслед за ним могут исчезнуть и второй и третий.
V. Практическая часть
Эксперимент №1 Черви
Доказать: Черви, обитая в почве, дышат воздухом, и без доступа воздуха погибнут.
Доказательство: Дождевые черви были помещены в банку, которую закрыли крышкой, перекрыв доступ воздуха. Через неделю дождевые черви погибли. Приложение №1
Эксперимент №2. Вода
Если налить воду в любую прозрачную тару, и внимательно присмотреться сквозь стекло на воду, трудно не увидеть капельки кислорода в воде.
Вода содержит кислород, которым дышат рыбы и другие обитатели вод.
Приложение №2
Эксперимент №3. Цветок
Все живые организмы не могут жить без воды. Если не поливать цветок, то он погибнет. Приложение №2
Наблюдение №1.
Все процессы, происходящие в атмосфере, влияют на рост и развитие растений
В августе первые морозы убивают растения. Приложение № 3
Наблюдение №2.
Корни растений расположены в верхнем слое земной коры - в почве. Из почвы растения берут питательные вещества, воду. Погибнув, животные и растения, пополняют богатство питательных веществ почвы. От остатков биомассы зависит плодородный слой почвы. Приложение № 3
Наблюдение №3.
Мощность плодородного слоя в разных природных зонах разная. Самые бедные гумусом почвы пустынь и тундр, самая плодородная почва в степях. Приложение № 3.
Наблюдение №4.
Растения приспособились к разным типам почв. Одни произрастают высоко в горах, другие на полях, третьи выбирают для себя луга. И для каждого из них нужны «свои » условия для жизнедеятельности. Приложение № 4
Наблюдение №5.
Многие животные используют почву для строительства нор (полевая мышь), гнёзд (стрижи). Для многих почва является местом обитания (дождевой червь). Прил. № 5
VI. Заключение
В своей работе я постаралась разобраться, в чём же различие между живой и неживой природой. Постаралась в обычной жизни найти примеры их взаимодействия и провести простые эксперименты, доказывающие взаимосвязь живой и неживой природы. Я использовала методы наблюдения и эксперимент.
Так что же такое живая и неживая природа ? Для творений неживой природы характерна высокая устойчивость, слабая изменчивость, если судить в масштабах человеческой жизни. Человек рождается, живет, стареет, умирает, а гранитные горы остаются такими же и планеты вращаются вокруг Солнца на протяжении многих лет. Мир живой природы предстает перед нами совсем иным - подвижным, изменчивым и удивительно разнообразным. Жизнь демонстрирует нам фантастический карнавал разнообразия и неповторимости творческих комбинаций. Мир неживой природы - это прежде всего мир симметрии, придающий его творениям устойчивость и красоту. Мир живой природы - это, прежде всего мир гармонии. Жизнь возникает лишь там, где для этого имеются условия. И любой, на первый взгляд самый незначительный фактор, например, наклон земной оси, может настолько изменить условия существования живой природы, что будут происходить глобальные изменения в ее существовании. Стоит добавить в атмосферу немного "другого газа", как атмосфера потеряет все свои свойства стимулятора живого. Земля -это уникум, и жизнь возникла на Земле. Когда условия для жизни на Земле исчезнут, исчезнет и жизнь, если человечество ничего не предпримет для своего спасения.
VI. Список литературы:
1. Журнал Терры Инкогнита. N07-02, 15/02/2002 Вадим Прибытков, физик-теоретик,
2. «О сущности живой материи» Веселовский В.Н. Изд. Мысль
3. «Хочу всё знать про всё на свете», Ридерз Дайджест, 2001.
3. http://xreferat.ru/10/1156-2-otlichie-zhivoiy-prirody-ot-nezhivoiy.html
4. http://www.fos.ru/ecology/table6499_2.html
5. http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-55654
7