Урок литературы в 6 классе
по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»
Нравственная сторона человеческих отношений
в повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».
Дорога к добру.
(УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ)
ПОДГОТОВИЛА:
Зюзюкина Наталья Васильевна,
учитель русского языка
и литературы
высшей категории
МАНОУ «Шуховский лицей»
г. Белгорода
Белгородской области
2019
Нравственная сторона человеческих отношений
в повести В. Г. Короленко «Дети подземелья».
Дорога к добру
Урок литературы в 6 классе по повести
В.Г.Короленко «Дети подземелья»
(урок-размышление)
Обучающая цель: обучить начальным навыкам анализа литературного произведения.
Развивающая цель: выявить личностное восприятие текста; помочь осознанию чувства, которое возникает после прочтения художественного текста.
Воспитывающая цель: воспитывать любовь к ближнему, мужество, благородство, доброту, взаимопонимание, сострадание.
Ведущий метод: сотрудничество, диалог.
Использование ТСО: компьютерная презентация.
Оборудование: словарь урока, карточки со словами, сигнальные карточки темных и ярких цветов, чистые листы А-4 (листы обратной связи), фломастеры, кластеры.
Опережающее домашнее задание: проиллюстрировать 1 и 2 главы повести.
Ход урока
I. Организационный момент.
1 .Орг. момент. Звучит музыка «Одинокий пастух» Э. Мариконе
СЛАЙД 1
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок литературы, урок-размышление. Мы будем говорить о состоянии души, о нравственных поступках человека. Мы попробуем определить, о каком человеке говорят, что он обладает великим даром – чутким сердцем. А в конце урока попытаемся дать ответ на вопрос: «Какая тропинка приведет Васю к дороге правды и добра?»
СЛАЙД 2
II. Знакомство с писателем.
СЛАЙД 3
Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, бережное отношение к человеку. Владимир Галактионович Короленко, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку – это чуткое сердце, способное воспринимать состояние других людей, понимать их, проникать в их внутренний мир, делить с ними радость и горе. Таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.
III. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.
-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня станем размышлять?
(Предметом нашего сегодняшнего размышления являются нравственные проблемы, которые автор поднимает в своей повести «Дети подземелья»).
- Что значит нравственность? Смотрим словарь урока.
СЛАЙД 4
- В.Г. Короленко однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества:
«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то
удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье».
(СЛАЙД 5)
- Мне кажется, что это высказывание можно уместить всего в два слова: «Быть Человеком».
(СЛАЙД 6)
- Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы?
(Людьми становятся, а не рождаются).
Сегодня мы начинаем изучение повести В.Г. Короленко «Дети подземелья», обратившись к 1, 2 и 3 главам.
- Ребята, какое настроение у вас осталось после прочтения первой и второй глав повести «Дети подземелья» « Развалины» и «Я и мой отец»?
Поднимите сигнальные карточки, передающие вами чувства. Мы будем называть их «отражатели настроения».
- Почему вы выбрали темные цвета? Что они значит для вас?
(Грусть)
- Слышите ли вы похожее настроение в музыке, которая звучит?
(Э. Мориконе «Одинокий пастух»).
- Но всё-таки мне кажется, что в повести В.Г. Короленко есть и светлые тона.
- Попробуем их увидеть. Для этого мы с вами отправились в дорогу, по которой шел главный герой повести Вася.
- О какой дороге я говорю?
(О дороге, которая пролегла через сердце Васи).
- Мы попробуем испытать те переживания, которые испытал Вася, поэтому вслед за автором проследим по тексту путь Васи.
- От чьего имени ведется повествование?
( Вася — сын судьи. Судья — едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, «местечке», находящемся на юго-западе Российской империи).
- Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании.
(«Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки»)
- Какой образ создает автор?
(Все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий).
- Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?
(«Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках». Будочник — полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции).
- Как относился Вася к обитателям замка и к тем, кто был изгнан оттуда?
(Сожаление, не мог забыть холодной жестокости, сжималось сердце)
На доску прикрепляется слова ЖЕСТОКОСТЬ и СОСТРАДАНИЕ
- Что такое сострадание? Смотрим словарь урока.
СЛАЙД 7
- Ребята, а как такое отношение к тем и другим характеризует Васю?
- Ребята, дома вы делали иллюстрации к главе «Развалины». Прокомментируйте свои рисунки.
(объясняют рисунки и прикрепляют к доске).
-Ребята, сделайте вывод, каким был Вася в начале пути?
- С кем сравнивает себя Вася?
( как молодой волчонок, смотрели, как на отпетого маленького разбойника, себя я сравнивал с хищным коршуном, пугливый зверек, рос, как дикое деревце в поле).
- Волчонок, разбойник, коршун… - что объединяет эти слова? В чем их смысл?
(Вася беззащитный, одинокий, настороженный, живущий сам по себе, без присмотра).
НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ СЛОВО ОДИНОЧЕСТВО.
- Были ли у Васи причины стать таким в столь раннем возрасте?
(Умерла мать. Отец замкнулся в своём горе…)
- Какие чувства рождает в нём воспоминания о матери? Найди в тексте эти воспоминания (стр.41).
- Какими словами вы могли бы определить его отношение к матери? Напишите их на листах «обратной связи» и поднимите вверх.
(Дети поднимают листы, объясняют свои надписи)
НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ СЛОВА СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ.
- Почему отец не понимал этих чувств мальчика?
(Был ослеплён горем)
НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ СЛОВА ДОСАДА, БОЛЬ
- Какими словами вы могли бы определить состояние Васи в эти минуты, найдите их в тексте (стр.42)
НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ СЛОВА ЖАЛОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.
- Что такое сочувствие? Смотрим словарь урока.
Слайд 8
- Может быть, у кого-то другого в доме находил Вася внимание и интерес к себе?
- А хотел ли Вася, чтобы отец его любил? Найдите слова в тексте (стр.41)
(Мне хотелось, чтобы он обнял меня, усадил к себе на колени и приласкал).
- Прав ли Вася, скрывая свои настоящие чувства от отца, замыкаясь в себе?
(При виде строгого и угрюмого мира… я робел и замыкался. Отец смотрел на Васю с ДОСАДОЮ И БОЛЬЮ)
НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ СЛОВА ДОСАДА И БОЛЬ.
- А какие чувства испытывает Вася, когда его не понимает отец, когда от него уносят Соню?
(Ему «становилось очень ГОРЬКО И ДОСАДНО»), (стр.43)
- В такие минуты Вася чувствовал себя очень несчастливым. Он жаждал любви, сочувствия к себе, но не получал его. Тогда что-то надломилось в душе Васи…
ЗВУК ЛОПНУВШЕЙ СТРУНЫ. ЧЕРНЕЕТ ЭКРАН…
СЛАЙД 9
- Что произошло с Васей?
(Он почувствовал «ужас одиночества»)
НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ СЛОВО ОДИНОЧЕСТВО.
- Вася чувствовал горе оттого, что умерла его мама, ужас одиночества усугублялся ещё и тем, что отец отворачивался от сына. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
- Ребята, а что значит быть одиноким? Какие ассоциации у вас возникают? Напишите слова, отражающие это состояние, на листах обратной связи и поднимите.
(Дети объясняют)
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
- Закройте глаза. Представьте себя маленькой звёздочкой среди огромной вселенной. Что вы чувствуете? Холодно, жутко, одиноко… А теперь представьте, что где-то в глубине вселенной забрезжила другая звёздочка, она протягивает вам свой лучик. Протяните друг другу руки. Откройте глаза. Что вы почувствовали?
(Дети отвечают).
НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ СЛОВА ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ
- Ребята, обратимся к третьей главе и ответим на вопрос: кто стал для Васи той самой звёздочкой, которая протянула ему свой лучик?
(Валек и Маруся)
- Как дети познакомились? Найдем отрывок в тексте (с.48)ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ
- Чем знакомство с Валеком и Марусей наполнило жизнь Васи?
(Теплотой дружбы)
-Как вы это почувствовали?
НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ СЛОВА ВЕСЕЛО, СМЕХ, ДРУЖБА
НА ЧЕРНОМ СЛАЙДЕ ЗАЖГЛАСЬ ЗВЕЗДА
СЛАЙД 9-2
- Ребята, так что же изменилось в жизни Васи? Что стало Васиной тропинкой к дороге правды и добра?
(Дети объясняют)
СЛАЙД 10
- На пути Васи забрезжил свет, свет надежды. Давайте поможем Васе взять с собой в дорогу добродетели, которые помогут ему в таком нелегком пути.
- Что такое добродетель? Смотрим словарь урока.
СЛАЙД 11
- Выберите из обозначенных на доске слов те, которые, на ваш взгляд, важны для Васи.
(Выбирают и объясняют).
- Запишите эти слова в кластеры, которые лежат перед вами.
СЛАЙД 12
(Дети записывают слова).
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
-Ребята, важны ли эти понятия на сегодняшний день?
(отвечают)
СЛАЙД 13
- Так о каком человеке говорят, что он обладает великим даром – чутким сердцем?
СЛАЙД 14
- Станет ли Вася человеком с большой буквы? Почему?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Вместе с родителями напишите мини-сочинение «Что значит обладать чутким сердцем»?
2. Прочитать 3-4 главы повести «Дети подземелья»
VI. РЕФЛЕКСИЯ:
- Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Каково оно? Поднимите сигнальные карточки, отображающие ваше настроение.
(Дети объясняют).
- Наш урок я хочу завершить словами Л.Н.Толстого: «Добродетель всякая есть свет душевный».
СЛАЙД 15
Желаю вам, чтобы этот свет согревал ваши сердца и души.
СЛАЙД16
Оглянитесь вокруг, может рядом с вами живет тот человек, которому так важно ваше внимание. Не задумывайтесь, протяните ему руку помощи, подарите ему теплоту вашего сердца. Добро не терпит промедленья, назавтра – может опоздать