СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственная сторона человеческих отношений в повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Дорога к добру.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 6 классе по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья». 

Просмотр содержимого документа
«Нравственная сторона человеческих отношений в повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Дорога к добру.»





Урок литературы в 6 классе

по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Нравственная сторона человеческих отношений

в повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Дорога к добру.

(УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ)



ПОДГОТОВИЛА:

Зюзюкина Наталья Васильевна,

учитель русского языка

и литературы

высшей категории

МАНОУ «Шуховский лицей»

г. Белгорода

Белгородской области





2019







Нравственная сторона человеческих отношений

в повести В. Г. Короленко «Дети подземелья».

Дорога к добру

Урок литературы в 6 классе по повести

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

(урок-размышление)

  • Обучающая цель: обучить начальным навыкам анализа литературного произведения.

  • Развивающая цель: выявить личностное восприятие текста; помочь осознанию чувства, которое возникает после прочтения художественного текста.

  • Воспитывающая цель: воспитывать любовь к ближнему, мужество, благородство, доброту, взаимопонимание, сострадание.

Ведущий метод: сотрудничество, диалог.

Использование ТСО: компьютерная презентация.

Оборудование: словарь урока, карточки со словами, сигнальные карточки темных и ярких цветов, чистые листы А-4 (листы обратной связи), фломастеры, кластеры.

Опережающее домашнее задание: проиллюстрировать 1 и 2 главы повести.



Ход урока

I. Организационный момент.

1 .Орг. момент. Звучит музыка «Одинокий пастух» Э. Мариконе

СЛАЙД 1

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок литературы, урок-размышление. Мы будем говорить о состоянии души, о нравственных поступках человека. Мы попробуем определить, о каком человеке говорят, что он обладает великим даром – чутким сердцем. А в конце урока попытаемся дать ответ на вопрос: «Какая тропинка приведет Васю к дороге правды и добра?»

СЛАЙД 2

II. Знакомство с писателем.

СЛАЙД 3

Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, бережное отношение к человеку. Владимир Галактионович Короленко, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку – это чуткое сердце, способное воспринимать состояние других людей, понимать их, проникать в их внутренний мир, делить с ними радость и горе. Таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.

III. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.

-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня станем размышлять?

(Предметом нашего сегодняшнего размышления являются нравственные проблемы, которые автор поднимает в своей повести «Дети подземелья»).

- Что значит нравственность? Смотрим словарь урока.

СЛАЙД 4

- В.Г. Короленко однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества:

«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то

удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье».

(СЛАЙД 5)

- Мне кажется, что это высказывание можно уместить всего в два слова: «Быть Человеком».

(СЛАЙД 6)

- Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы?

(Людьми становятся, а не рождаются).

Сегодня мы начинаем изучение повести В.Г. Короленко «Дети подземелья», обратившись к 1, 2 и 3 главам.



- Ребята, какое настроение у вас осталось после прочтения первой и второй глав повести «Дети подземелья» « Развалины» и «Я и мой отец»?

Поднимите сигнальные карточки, передающие вами чувства. Мы будем называть их «отражатели настроения».

- Почему вы выбрали темные цвета? Что они значит для вас?

(Грусть)

- Слышите ли вы похожее настроение в музыке, которая звучит?

(Э. Мориконе «Одинокий пастух»).

- Но всё-таки мне кажется, что в повести В.Г. Короленко есть и светлые тона.

- Попробуем их увидеть. Для этого мы с вами отправились в дорогу, по которой шел главный герой повести Вася.

- О какой дороге я говорю?

(О дороге, которая пролегла через сердце Васи).

- Мы попробуем испытать те переживания, которые испытал Вася, поэтому вслед за автором проследим по тексту путь Васи.

       -  От чьего имени ведется повествование?
    ( Вася — сын судьи. Судья — едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, «местечке», находящемся на юго-западе Российской империи).
       - Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании.

(«Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки») 

- Какой образ создает автор?
(Все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий).

Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?
     («Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках». Будочник — полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции).


- Как относился Вася к обитателям замка и к тем, кто был изгнан оттуда?

(Сожаление, не мог забыть холодной жестокости, сжималось сердце)

На доску прикрепляется слова ЖЕСТОКОСТЬ и СОСТРАДАНИЕ

- Что такое сострадание? Смотрим словарь урока.

СЛАЙД 7

- Ребята, а как такое отношение к тем и другим характеризует Васю?

- Ребята, дома вы делали иллюстрации к главе «Развалины». Прокомментируйте свои рисунки.

(объясняют рисунки и прикрепляют к доске).

-Ребята, сделайте вывод, каким был Вася в начале пути?

- С кем сравнивает себя Вася?

( как молодой волчонок, смотрели, как на отпетого маленького разбойника, себя я сравнивал с хищным коршуном, пугливый зверек, рос, как дикое деревце в поле).

- Волчонок, разбойник, коршун… - что объединяет эти слова? В чем их смысл?

(Вася беззащитный, одинокий, настороженный, живущий сам по себе, без присмотра).

НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ СЛОВО ОДИНОЧЕСТВО.

- Были ли у Васи причины стать таким в столь раннем возрасте?

(Умерла мать. Отец замкнулся в своём горе…)

- Какие чувства рождает в нём воспоминания о матери? Найди в тексте эти воспоминания (стр.41).

- Какими словами вы могли бы определить его отношение к матери? Напишите их на листах «обратной связи» и поднимите вверх.

(Дети поднимают листы, объясняют свои надписи)

НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ СЛОВА СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ.

- Почему отец не понимал этих чувств мальчика?

(Был ослеплён горем)

НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ СЛОВА ДОСАДА, БОЛЬ

- Какими словами вы могли бы определить состояние Васи в эти минуты, найдите их в тексте (стр.42)

НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ СЛОВА ЖАЛОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.

- Что такое сочувствие? Смотрим словарь урока.

Слайд 8

- Может быть, у кого-то другого в доме находил Вася внимание и интерес к себе?

- А хотел ли Вася, чтобы отец его любил? Найдите слова в тексте (стр.41)

(Мне хотелось, чтобы он обнял меня, усадил к себе на колени и приласкал).

- Прав ли Вася, скрывая свои настоящие чувства от отца, замыкаясь в себе?

(При виде строгого и угрюмого мира… я робел и замыкался. Отец смотрел на Васю с ДОСАДОЮ И БОЛЬЮ)

НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ СЛОВА ДОСАДА И БОЛЬ.

- А какие чувства испытывает Вася, когда его не понимает отец, когда от него уносят Соню?

(Ему «становилось очень ГОРЬКО И ДОСАДНО»), (стр.43)

- В такие минуты Вася чувствовал себя очень несчастливым. Он жаждал любви, сочувствия к себе, но не получал его. Тогда что-то надломилось в душе Васи…

ЗВУК ЛОПНУВШЕЙ СТРУНЫ. ЧЕРНЕЕТ ЭКРАН…

СЛАЙД 9

- Что произошло с Васей?

(Он почувствовал «ужас одиночества»)

НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ СЛОВО ОДИНОЧЕСТВО.

- Вася чувствовал горе оттого, что умерла его мама, ужас одиночества усугублялся ещё и тем, что отец отворачивался от сына. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

- Ребята, а что значит быть одиноким? Какие ассоциации у вас возникают? Напишите слова, отражающие это состояние, на листах обратной связи и поднимите.

(Дети объясняют)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

- Закройте глаза. Представьте себя маленькой звёздочкой среди огромной вселенной. Что вы чувствуете? Холодно, жутко, одиноко… А теперь представьте, что где-то в глубине вселенной забрезжила другая звёздочка, она протягивает вам свой лучик. Протяните друг другу руки. Откройте глаза. Что вы почувствовали?

(Дети отвечают).

НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ СЛОВА ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ

- Ребята, обратимся к третьей главе и ответим на вопрос: кто стал для Васи той самой звёздочкой, которая протянула ему свой лучик?

(Валек и Маруся)

- Как дети познакомились? Найдем отрывок в тексте (с.48)ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ

- Чем знакомство с Валеком и Марусей наполнило жизнь Васи?

(Теплотой дружбы)

-Как вы это почувствовали?

НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ СЛОВА ВЕСЕЛО, СМЕХ, ДРУЖБА

НА ЧЕРНОМ СЛАЙДЕ ЗАЖГЛАСЬ ЗВЕЗДА

СЛАЙД 9-2

- Ребята, так что же изменилось в жизни Васи? Что стало Васиной тропинкой к дороге правды и добра?

(Дети объясняют)

СЛАЙД 10

- На пути Васи забрезжил свет, свет надежды. Давайте поможем Васе взять с собой в дорогу добродетели, которые помогут ему в таком нелегком пути.

- Что такое добродетель? Смотрим словарь урока.

СЛАЙД 11

- Выберите из обозначенных на доске слов те, которые, на ваш взгляд, важны для Васи.

(Выбирают и объясняют).

- Запишите эти слова в кластеры, которые лежат перед вами.

СЛАЙД 12

(Дети записывают слова).



IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

-Ребята, важны ли эти понятия на сегодняшний день?

(отвечают)

СЛАЙД 13

- Так о каком человеке говорят, что он обладает великим даром – чутким сердцем?

СЛАЙД 14

- Станет ли Вася человеком с большой буквы? Почему?

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Вместе с родителями напишите мини-сочинение «Что значит обладать чутким сердцем»?

2. Прочитать 3-4 главы повести «Дети подземелья»

VI. РЕФЛЕКСИЯ:

- Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Каково оно? Поднимите сигнальные карточки, отображающие ваше настроение.

(Дети объясняют).

- Наш урок я хочу завершить словами Л.Н.Толстого: «Добродетель всякая есть свет душевный».

СЛАЙД 15

Желаю вам, чтобы этот свет согревал ваши сердца и души.

СЛАЙД16

Оглянитесь вокруг, может рядом с вами живет тот человек, которому так важно ваше внимание. Не задумывайтесь, протяните ему руку помощи, подарите ему теплоту вашего сердца. Добро не терпит промедленья, назавтра – может опоздать


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!