Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Просмотр содержимого документа
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д.С. Лихачев
Введение
- В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
- Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
- Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.
Задачи
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о России, ее столице;
- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Принципы построения работы
- “ позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:
- Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
- Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
- Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
- Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Патриотическое воспитание
Мой сад
Моя семья
Здравствуй, это Я!
Моя страна
Мой город
Традиции
Тематические блоки
работы с дошкольниками
по воспитанию чувства патриотизма
Блок «Здравствуй, это Я !»
- Формирование у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других.
- Показать разнообразие имен.
- помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;
- понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлениям излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью);
Организованная деятельность
- Средняя группа:
- Хороводные игры: “Ты скорее, Таня, спрячь …”, “Узнай по голосу”
- Досуг “Именины”
“ Праздник имени”
- Старшая группа:
- “ Наши имена”
- Проект “Мое имя”
- Подготовительная группа:
- Дидактические упражнения: “Я и вселенная”, “Составь собственный герб”
- “ Альбом «Это я !»
- «Кем я буду».
Блок «Моя семья»
- Прививать детям чувство гордости за свою семью;
- воспитывать любовь к родному дому;
- учить внимательнее относиться к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага.
Организованная деятельность
- Средняя группа :
- Знакомство с составом семьи.
- Оформление семейного альбома
- Дидактическое упражнение “Построй семью”
- Создание уголка уединения с семейными фотографиями
- Празднование Дня рождения детского сада
- Старшая группа:
- Проекты: “Моя семья”, “Семейные традиции: досуг, коллекции”
- Фотоальбом “Один день в нашей семье”
- Обмен информацией между родителями
- Подготовительная группа:
- Альбом “Дружная семья”
- Проекты: “Герб”, “Семейные традиции”
- Посещение городских выставок, музеев
Блок «Мой сад»
- Формировать желание посещать дошкольное учреждение, встречаться с друзьями;
- воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада;
- прививать бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь;
- учить запоминать дорогу к детскому саду, его адрес;
- знакомить дошкольников с посещениями детского сада, воспитывать желание поддерживать порядок в своей группе, на своей площадке.
Организованная деятельность
- Средняя группа
- Фотоальбом «Я и мои друзья
- Наши дни рождения!
- Старшая группа
- Выставка детских работ «Мой любимый детский сад»
- Альбом «Маршрут от дома до детского сада»
- Подготовительная группа
- Альбом с рассказами «Мой самый лучший друг»
- День рождение детского сада.
Блок «Мой город»
- познакомить детей с историей возникновения Петергофа.
- воспитывать у дошкольников уважение к людям различных профессий, работающих в городе;
- дать представление о транспорте города, его природе;
- прививать интерес к историко-культурному наследию своего народа;
- формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.
Организованная деятельность
- Средняя группа
- Уголок «Мой город»
- Д/и «Собери картинку»
- «Выложи силуэт»
- Старшая группа
- Уголок «Мой Петергоф»
- «Лабиринты»
- Д/и «Найди чья тень»
- Подготовительная группа
- Уголок «Я живу в Петродворце»
- Альбом «Мой любимый Петергоф»
- Макет микрорайона
- Альбомы для рассматривания во всех возрастных группах
Блок «Моя страна»
- Познакомить с государственной символикой России.
- Дать знания о стране, в которой мы живём (города, национальности, богатства нашей страны, народное творчество)
- Познакомить с картой, глобусом.
- Познакомить с праздниками .
Организованная деятельность
- Средняя группа
- Альбом для рассматривания
- Старшая группа
- Альбом «Города России»
- Подготовительная группа
- Альбом «Широка страна
моя родная»
Выставка рисунков «Моя Родина - Россия»
Блок «Мои традиции»
- Развивать у детей художественный вкус, творческие способности;
- воспитывать чувство гордости и восхищения к своей малой Родине с помощью традиций русского народа и через музейную педагогику;
- прививать интерес к культурным ценностям своего и других народов.
Организованная деятельность
Праздник «Масленица»
Праздник «Пасха»
День Наума граммотника
Альбомы народно-прикладного искусства
Выставки детских работ.
Мастер класс по изготовлению кукол
Знакомство с устным народным творчеством
Формы работы с детьми и их родителями:
- Экскурсии;
- Прогулки;
- Совместная образовательная деятельность
- Праздники и развлечения;
- Вечера встреч;
- Туристические походы.
- Родительские собрания
- Заседания круглых столов
- Посиделки
- Субботники
- Консультации
- Наглядная агитация
- Анкетирование
- Выставки
- Фотовыставки
- Викторины
- Создание альбомов
Памятка для родителей
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Вывод:
Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.
Это - уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.