СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.                                                     Д.С. Лихачев

Просмотр содержимого документа
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

 Любовь к родному краю,  родной культуре, родной речи  начинается с малого –  любви к своей семье, к своему жилищу,  к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь  переходит в любовь к родной стране,  к ее истории, прошлому и настоящему,  ко всему человечеству.   Д.С. Лихачев

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д.С. Лихачев

Введение

  • В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
  • Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
  • Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.
Задачи воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о России, ее столице; знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном; развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Задачи

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о России, ее столице;
  • знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

 Принципы построения работы   “ позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); Непрерывность и преемственность педагогического процесса; Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; Деятельностный подход; Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Принципы построения работы

  • позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:   Создание благоприятных материально-технических и социальных условий; Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей; Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека; Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:

  • Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
  • Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
  • Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
  • Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
   Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.    Патриотическое воспитание Мой сад Моя семья Здравствуй, это Я! Моя страна Мой город Традиции

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Патриотическое воспитание

Мой сад

Моя семья

Здравствуй, это Я!

Моя страна

Мой город

Традиции

    Тематические блоки  работы с дошкольниками по воспитанию чувства патриотизма

Тематические блоки

работы с дошкольниками

по воспитанию чувства патриотизма

Блок «Здравствуй, это Я !» Формирование у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Показать разнообразие имен. помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку; понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлениям излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью);

Блок «Здравствуй, это Я !»

  • Формирование у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других.
  • Показать разнообразие имен.
  • помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;
  • понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлениям излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью);

Организованная деятельность Средняя группа: Хороводные игры: “Ты скорее, Таня, спрячь …”, “Узнай по голосу” Досуг “Именины”  “ Праздник имени” Старшая группа: “ Наши имена” Проект “Мое имя” Подготовительная группа:          Дидактические упражнения:  “Я и вселенная”, “Составь собственный герб”                “ Альбом «Это я !» «Кем я буду».

Организованная деятельность

  • Средняя группа:
  • Хороводные игры: “Ты скорее, Таня, спрячь …”, “Узнай по голосу”
  • Досуг “Именины”

Праздник имени”

  • Старшая группа:
  • Наши имена”
  • Проект “Мое имя”
  • Подготовительная группа:         
  • Дидактические упражнения:  “Я и вселенная”, “Составь собственный герб”               
  • Альбом «Это я !»
  • «Кем я буду».

Блок «Моя семья» Прививать детям чувство гордости за свою семью; воспитывать любовь к родному дому; учить внимательнее относиться к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага.

Блок «Моя семья»

  • Прививать детям чувство гордости за свою семью;
  • воспитывать любовь к родному дому;
  • учить внимательнее относиться к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага.

Организованная деятельность Средняя группа : Знакомство с составом семьи. Оформление семейного альбома Дидактическое упражнение “Построй семью” Создание уголка уединения с семейными фотографиями Празднование Дня рождения детского сада Старшая группа: Проекты: “Моя семья”, “Семейные традиции: досуг, коллекции” Фотоальбом “Один день в нашей семье” Обмен информацией между родителями Подготовительная группа:  Альбом “Дружная семья” Проекты: “Герб”, “Семейные традиции” Посещение городских выставок, музеев

Организованная деятельность

  • Средняя группа :
  • Знакомство с составом семьи.
  • Оформление семейного альбома
  • Дидактическое упражнение “Построй семью”
  • Создание уголка уединения с семейными фотографиями
  • Празднование Дня рождения детского сада
  • Старшая группа:
  • Проекты: “Моя семья”, “Семейные традиции: досуг, коллекции”
  • Фотоальбом “Один день в нашей семье”
  • Обмен информацией между родителями
  • Подготовительная группа: 
  • Альбом “Дружная семья”
  • Проекты: “Герб”, “Семейные традиции”
  • Посещение городских выставок, музеев
      Блок «Мой сад»        Формировать желание посещать дошкольное учреждение, встречаться с друзьями; воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада; прививать бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь; учить запоминать дорогу к детскому саду, его адрес; знакомить дошкольников с посещениями детского сада, воспитывать желание поддерживать порядок в своей группе, на своей площадке.

Блок «Мой сад»

  • Формировать желание посещать дошкольное учреждение, встречаться с друзьями;
  • воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада;
  • прививать бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь;
  • учить запоминать дорогу к детскому саду, его адрес;
  • знакомить дошкольников с посещениями детского сада, воспитывать желание поддерживать порядок в своей группе, на своей площадке.

Организованная деятельность Средняя группа Фотоальбом «Я и мои друзья Наши дни рождения! Старшая группа Выставка детских работ «Мой любимый детский сад» Альбом «Маршрут от дома до детского сада» Подготовительная группа Альбом с рассказами «Мой самый лучший друг» День рождение детского сада.

Организованная деятельность

  • Средняя группа
  • Фотоальбом «Я и мои друзья
  • Наши дни рождения!
  • Старшая группа
  • Выставка детских работ «Мой любимый детский сад»
  • Альбом «Маршрут от дома до детского сада»
  • Подготовительная группа
  • Альбом с рассказами «Мой самый лучший друг»
  • День рождение детского сада.
 Блок «Мой город»   познакомить детей с историей возникновения Петергофа. воспитывать у дошкольников уважение к людям различных профессий, работающих в городе; дать представление о транспорте города, его природе; прививать интерес к историко-культурному наследию своего народа; формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.

Блок «Мой город»

  • познакомить детей с историей возникновения Петергофа.
  • воспитывать у дошкольников уважение к людям различных профессий, работающих в городе;
  • дать представление о транспорте города, его природе;
  • прививать интерес к историко-культурному наследию своего народа;
  • формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.
Организованная деятельность Средняя группа Уголок «Мой город» Д/и «Собери картинку» «Выложи силуэт» Старшая группа Уголок «Мой Петергоф» «Лабиринты» Д/и «Найди чья тень» Подготовительная группа Уголок «Я живу в Петродворце» Альбом «Мой любимый Петергоф» Макет микрорайона Альбомы для рассматривания во всех возрастных группах

Организованная деятельность

  • Средняя группа
  • Уголок «Мой город»
  • Д/и «Собери картинку»
  • «Выложи силуэт»
  • Старшая группа
  • Уголок «Мой Петергоф»
  • «Лабиринты»
  • Д/и «Найди чья тень»
  • Подготовительная группа
  • Уголок «Я живу в Петродворце»
  • Альбом «Мой любимый Петергоф»
  • Макет микрорайона
  • Альбомы для рассматривания во всех возрастных группах
Блок «Моя страна» Познакомить с государственной символикой России. Дать знания о стране, в которой мы живём (города, национальности, богатства нашей страны, народное творчество)  Познакомить с картой, глобусом. Познакомить с праздниками .

Блок «Моя страна»

  • Познакомить с государственной символикой России.
  • Дать знания о стране, в которой мы живём (города, национальности, богатства нашей страны, народное творчество)
  • Познакомить с картой, глобусом.
  • Познакомить с праздниками .
Организованная деятельность Средняя группа Альбом для рассматривания Старшая группа Альбом «Города России» Подготовительная группа Альбом «Широка страна  моя родная»  Выставка рисунков «Моя Родина - Россия»

Организованная деятельность

  • Средняя группа
  • Альбом для рассматривания
  • Старшая группа
  • Альбом «Города России»
  • Подготовительная группа
  • Альбом «Широка страна

моя родная»

Выставка рисунков «Моя Родина - Россия»

Блок «Мои традиции» Развивать у детей художественный вкус, творческие способности; воспитывать чувство гордости и восхищения к своей малой Родине с помощью традиций русского народа и через музейную педагогику; прививать интерес к культурным ценностям своего и других народов.

Блок «Мои традиции»

  • Развивать у детей художественный вкус, творческие способности;
  • воспитывать чувство гордости и восхищения к своей малой Родине с помощью традиций русского народа и через музейную педагогику;
  • прививать интерес к культурным ценностям своего и других народов.
Организованная деятельность Праздник «Масленица» Праздник «Пасха» День Наума граммотника Альбомы народно-прикладного искусства Выставки детских работ. Мастер класс по изготовлению кукол Знакомство с устным народным творчеством

Организованная деятельность

Праздник «Масленица»

Праздник «Пасха»

День Наума граммотника

Альбомы народно-прикладного искусства

Выставки детских работ.

Мастер класс по изготовлению кукол

Знакомство с устным народным творчеством

 Формы работы с детьми и их родителями:   Экскурсии; Прогулки; Совместная образовательная деятельность Праздники и развлечения; Вечера встреч; Туристические походы. Родительские собрания Заседания круглых столов Посиделки Субботники Консультации Наглядная агитация Анкетирование Выставки Фотовыставки Викторины Создание альбомов

Формы работы с детьми и их родителями:

  • Экскурсии;
  • Прогулки;
  • Совместная образовательная деятельность
  • Праздники и развлечения;
  • Вечера встреч;
  • Туристические походы.
  • Родительские собрания
  • Заседания круглых столов
  • Посиделки
  • Субботники
  • Консультации
  • Наглядная агитация
  • Анкетирование
  • Выставки
  • Фотовыставки
  • Викторины
  • Создание альбомов
Памятка для родителей Обращайте внимание ребенка на красоту родного города Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Расширяйте собственный кругозор Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.  

Памятка для родителей

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

 

Вывод:  Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.  Это - уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.

Вывод:

Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.

Это - уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!