СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников посредством игры. Картотека дидактических игр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы идет переосмысление сущности нравственно- патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма у гражданственности, приобретает все больше значение, общественное становится задачей государственной важности. Воспитание патриотических чувству детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к родине, любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, родному городу и родной стране. Формирование у дошкольников к любви к родине с раннего периода - -это этап накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщению мира родной культуры. Поэтому нравственно- патриотическое воспитание с дошкольный возраста- единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством игры.

Гармоничное развитие ребенка – это основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственно патриотического воспитания.

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Просмотр содержимого документа
««Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников посредством игры. Картотека дидактических игр»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 комбинированного вида города Бокситогорска»

















«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников посредством игры. Картотека дидактических игр»


















Разработала воспитатель I кв. кат.

Иконникова Ольга Петровна















2022

АКТУАЛЬНОСТЬ

В последние годы идет переосмысление сущности нравственно- патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма у гражданственности, приобретает все больше значение, общественное становится задачей государственной важности. Воспитание патриотических чувству детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к родине, любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, родному городу и родной стране. Формирование у дошкольников к любви к родине с раннего периода - -это этап накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщению мира родной культуры. Поэтому нравственно- патриотическое воспитание с дошкольный возраста- единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством игры.

Гармоничное развитие ребенка – это основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственно патриотического воспитания.

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

  • Формировать у детей знания о символике, достопримечательностях. И богатствах России и родного края.

  • Чувство любви и привязанность к своей семье, родному краю.

  • Развивать интерес к традициям и промыслам различных народов родного края.

  • Воспитывать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности и самое главной – игровой. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты своих товарищей.

Таким образом, решая задачи нравственно – патриотического воспитания через игровую деятельность, я планирую планирую свою работу с детьми учитывая следующие способности:

  • Нравственно-патриотическое воспитание в образовательном процессе;

  • Участие в мероприятиях, проводимые дошкольными учреждениями и другими организациями;

  • Привлечение родителей к участию различных патриотических мероприятиях.

  • Использование дидактических игр в процессе патриотического воспитания дошкольников.

  • Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Значение дидактических игр:

- являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, вол», отношения, поступки и поведение вообще;

- выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

- развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

- развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное эвукопроиэношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;

- свода красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;

- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Структура дидактической игры:

  • Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

  • Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

  • Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

  • Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

  • Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.

Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков.

Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи - воспитание нравственных чувств и отношений.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и т.д.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

В соответствии с системно-структурным походом патриотическое воспитание рассматривается как целостная педагогическая система, состоящая из взаимосвязанных структурных компонентов: задачи, содержание, средства, методы работы, формой организации, условия и результат.

Комплексный подход предполагает взаимосвязь и преемственность всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса.

Решение задач патриотического воспитания предполагает комплексное использование содержания, средств и методов различных разделов воспитания патриотического, нравственного, интерсоциального, умственного, эстетического, трудового, экологического, сенсорного.

Деятельностный подход позволяет реализовать содержание программы в различных видах деятельности. Деятельность детей выполняет свою воспитательно-образовательную функцию лишь в том случае, если она доведена до уровня самостоятельности.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе значимых мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра.

Средовой подход позволяет целенаправленно решить задачу организации образовательного пространства патриотического воспитания. Изготовление и внесение дидактических игр и пособий, атрибутов и элементов костюмов, использование различного оборудования и ТСО.

Вывод:

Гражданская позиция дошкольников начинает формироваться как в детском саду, так и в семье. Ученые доказывают, что предпосылки будущих нравственных представлений складываются у ребенка в возрасте 3-5 лет. В этот период малыши особенно доверчивы ко всему, что происходит вокруг них.

Используя различные формы организации игр, занятий, инсценировок и других видов деятельности воспитатель знакомит ребенка с великими русскими князьями, полководцами, правителями, строительством городов, подвигами в сражениях.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных национальностей, профессий, представление о трудовой деятельности. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета.

Детям дошкольного возраста доступны знания об истории, культуре, традициях своего Отечества.

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в воспитании патриотизма и при правильном руководстве педагогов может успешно решать задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Деятельность дошкольника, доведенная до уровня самостоятельности, является эффективным средством патриотического воспитания. Разные виды деятельности оказывают различное влияние на ее структурные компоненты: знания, поведение, потребности и интересы.

Общеизвестным педагогическим основанием является признание того, что любая деятельность, в том числе - игра, становится средством воспитания лишь тогда, когда она доведена до уровня самостоятельности. С целью практической реализации этого тезиса с детьми была проведена поэтапная работа, направленная на руководство процессом становления игры.


Список литературы

  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М.: Просвещение, 2001.

  2. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002,

  3. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003.

  4. Иванова А. Экологические наблюдения и эксперементы в детском саду. Мир растений.- М. 2004.-65 с.

  5. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: 2006.-135с.

  6. Николаева С. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях.- М.: 2003.-50с.

  7. О.В.Ворошилава «Русские фольклорные традиции»
    Р.А.Жукова « Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет»
    Виноградова A.M. "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников".

  8. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

  9. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!