СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное обновление человека в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, сего рассказом "После бала". Определить проблематику рассказа, идейное содержание.

Просмотр содержимого документа
«Нравственное обновление человека в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"»

 Лев Николаевич Толстой    Рассказ  «После бала»

Лев Николаевич

Толстой

Рассказ «После бала»

  Цели урока:  Выявить художественные особенности рассказа «После бала», авторский замысел; Развивать навыки анализа текста; Определить социально-нравственные проблемы рассказа;

Цели урока:

  • Выявить художественные особенности рассказа «После бала», авторский замысел;
  • Развивать навыки анализа текста;
  • Определить социально-нравственные проблемы рассказа;
Контраст -  это литературный прием, основанный на резко выраженной противоположности черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления.  Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами.  Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.

Контраст -

это литературный прием, основанный на резко выраженной противоположности черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления.

Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами.

Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.

Анализ первой части. Найдите ключевые слова-эпитеты первой части. Какова атмосфера первой части? Каковы Иван Васильевич, Варенька, Полковник? Чем можно объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все «с восторженным умилением»? Прочитайте описание пейзажа на с. 36-37 учебника. Как помогает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя?

Анализ первой части.

  • Найдите ключевые слова-эпитеты первой части. Какова атмосфера первой части? Каковы Иван Васильевич, Варенька, Полковник?
  • Чем можно объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все «с восторженным умилением»?
  • Прочитайте описание пейзажа на с. 36-37 учебника. Как помогает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя?
Анализ второй части. С каких слов начинается вторая часть? Почему рассказ не поделен на главы? Каковы ключевые слова-эпитеты второй части? Каков Полковник, Иван Васильевич, Татарин?

Анализ второй части.

  • С каких слов начинается вторая часть? Почему рассказ не поделен на главы?
  • Каковы ключевые слова-эпитеты второй части? Каков Полковник, Иван Васильевич, Татарин?
 Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы Полковник Наказываемый Высокий военный в шинели и фуражке. Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное и неестественное. Шел твердой, подрагивающей походкой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед… Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Сморщенное от страдания лицо. Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. Спотыкающийся, корчившийся человек.

Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы

Полковник

Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке.

Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное и неестественное.

Шел твердой, подрагивающей походкой.

Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед…

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Сморщенное от страдания лицо.

Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Спотыкающийся, корчившийся человек.

Сопоставление частей рассказа Характеристики На балу Чувства После бала Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, доволен, счастлив, блажен, добр. Эпитеты Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет. Грациозная, ласковые, милые, сияющие, красивый, высокий, статный, свежий, блестящий, радостный. Цвет Звуки Жестокая, нехорошая музыка, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, испуганный, грозно, злобно, гневный. Белый, розовый, румяный, серебряные, светло. Черное, красное, пестрое, белые. Мазурка, вальс, полька, кадриль. Детали Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос. Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, перышко от веера. Оттопыренная губа полковника, замшевые перчатки.

Сопоставление частей рассказа

Характеристики

На балу

Чувства

После бала

Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, доволен, счастлив, блажен, добр.

Эпитеты

Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет.

Грациозная, ласковые, милые, сияющие, красивый, высокий, статный, свежий, блестящий, радостный.

Цвет

Звуки

Жестокая, нехорошая музыка, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, испуганный, грозно, злобно, гневный.

Белый, розовый, румяный, серебряные, светло.

Черное, красное, пестрое, белые.

Мазурка, вальс, полька, кадриль.

Детали

Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос.

Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, перышко от веера.

Оттопыренная губа полковника, замшевые перчатки.

Анализ таблицы Определите роль белого цвета в обоих частях рассказа. Какова роль детали – замшевой перчатки полковника – в рассказе? С помощью какого приема передает Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни? Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

Анализ таблицы

  • Определите роль белого цвета в обоих частях рассказа.
  • Какова роль детали – замшевой перчатки полковника – в рассказе?
  • С помощью какого приема передает Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни?
  • Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
Вывод:  Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную автором во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.

Вывод:

Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную автором во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!