СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное послание сказок Уайльда

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование творчества английского поэта Оскара Уайльда.

Художественное произведение всегда понимается субъективно, поэтому каждый читатель, обнаруживая авторские посылы, делает нравственное открытие, тем самым обогащая свой духовный мир...

Просмотр содержимого документа
«Нравственное послание сказок Уайльда»

Управление образования администрации Тогучинского района

Новосибирской области



X муниципальная научно-практическая конференция школьников


Секция Литература


Сайдулина Дарья Максимовна


НРАВСТВЕННЫЕ ПОСЛАНИЯ СКАЗОК ОСКАРА УАЙЛЬДА


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тогучинская средняя школа № 4

9 класс







Руководитель:Калитвинцева Ирина Владимировна

Квалификационная категория: высшая

Стаж работы: 26 лет

Должность: учитель русского языка и литературы





2018 год




Оглавление:




  1. Введение………………………………………………………….3

  2. Глава 1. Жизнь О.Уайльда……………………………………..5

  3. Глава 2. Творчество………………………………………………9

2.1.Литературная сказка. Мир сказок О. Уайльда……………..9

2.2. Анализ сказокО.Уайльда…………………………………11

2.3. Проблематика сказок О.Уайльда…………………………15

4. Заключение……………………………………………………..17

5. Список литературы…………………………………………….19

6. Приложение…………………………………………………….20















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что творчество Оскара Уайльда почти не известно современному школьнику. Изучение сказок Уайльда позволит не только проникнуть в художественный мир поэта, но и раскрыть идейную ценности этого жанра.

Новизна исследования:

Смысл художественного произведения понимается всегда субъективно, поэтому каждый читатель, обнаруживая авторские посылы, делает нравственное открытие, тем самым обогащая свой духовный мир, развивая литературный вкус, совершенствуя читательское мастерство.

Объект исследования:

 Сказки О.Уайльда.

Предмет исследования:

  Проблематика и нравственный посыл сказок писателя.

Цель работы:

 Исследовать основные нравственные проблемы, поднимаемые писателем в сказках.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

-изучение жизни и творчества английского писателя Оскара Уайльда;

-определение литературной сказки;

-анализособенностей сказок О. Уайльда;

- выявление основных нравственных проблемсказок.

Методы исследования: 

- метод теоретического исследования, включающий аналитическое чтение сказок О.Уайльда;

- изучение работ литературоведов о его творчестве, изучение учебной литературы;

- метод системного анализа;

- работа с ресурсамиИнтернета.

Методологическая основа:

 Труды исследователей творчества О. Уайльда.

Теоретическая основа: 

Сборники сказок О.Уайльда «Счастливый принц» и «Гранатовый домик».

Теоретическая значимость:  

Работа расширяет представление о литературной сказке как жанре.

Практическая значимость:

 Материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы на уроках при знакомстве с жанром литературной сказки, при изучении курса зарубежной литературы, на уроках по творчеству О.Уайльда, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по литературе и русскому языку (в качестве материала для аргументов).

Структура работы:

Исследовательская работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.

Гипотеза:

Человек создает свой воображаемый мир тогда, когда не приемлет реальность. Уайльд, скорее всего, не принимал тот мир, в котором жил, поэтому в поиске идеалов красоты и гармонии создал свой, поэтический, иносказательный. Именно этот субъективный взгляд передал в сказках писатель, благодаря своему обостренному интересу к живым и ярким впечатлениям, изобилию красок, к предметным деталям, помогающим увидеть истинную нравственную красоту человека и реального мира.

Оскара Уайльда мы знаем как автора мистического произведения «Портрет Дориана Грея». Стихи его менее известны, их я узнала на уроках английского языка, и это понятно: имя Уайльда в английской литературе стоит в первом ряду, следуя за Байроном, Шелли и Китсом… Работая над переводом его стихов, я мало что поняла с первого прочтения, но глубокое эмоциональное впечатление произвел на меня его стиль, его поэтические образы нашли в моей душе особенный эмоциональный отклик. Это и заставило меня найти другие его произведения, прочитать их... Но Уайльд более всего заинтересовал меня как создатель удивительных сказок, красивых и грустных.Тогда я поняла, что Оскар УАЙЛЬД - это МОЙ писатель, что я хочу глубже проникнуть в его творчество, изучить и понять его концепцию мира.


  1. ЖИЗНЬ



У меня был высокий дар;

я сделал искусство философией,

а философию - искусством,

что бы я ни говорил, что бы ни делал –

все повергало людей в изумление,

все, к чему бы я ни прикасался, -

будь то драма, роман,

стихи или стихотворение в прозе,

остроумный или фантастический диалог, -

все озарялось неведомой дотоле красотой.

Я пробудил воображение моего века так,

что он и меня окружил мифами и легендами.

Оскар Уайльд









Оскар Уайльд(OscarWilde)

Дата рождения: 16 октября 1854 г.

Знак зодиака: Весы

Возраст: 46 лет

Дата смерти: 30 ноября 1900 г.

Место рождения: Дублин, Ирландия

Рост: 191

Деятельность: прозаик, поэт, драматург, философ, журналист

Семейное положение: в разводе.



Детство будущего прозаика, драматурга и поэта последнего периода Викторианской эпохи Оскара ФингалаО’ФлаэртиУиллса Уайльда прошло в столице Ирландии, городе Дублине. Он родился 16 октября 1854 года. Его родители принадлежали к высшему обществу. Отец Уильям Уайльд занимался медициной, был офтальмологом. Мать писателя Джейн Франческа Уайльд была женщиной с активной жизненной позицией, боролась за права ирландцев, была почти революционеркой. Оба родителя увлекались литературой: отец писал исторические и археологические труды, а мать - стихи. Их дом славился своими интеллектуальными салонами, на которых присутствовал цвет медицинской и культурной элиты страны. От столь эксцентричных родителей Оскар унаследовал редкую трудоспособность и любознательность, мечтательный и несколько экзальтированный ум, подчеркнутый интерес к таинственному и фантастическому, склонность придумывать и рассказывать необыкновенные истории.

Оскар был средним ребенком в семье. Он получили прекрасное домашнее образование, далее продолжил образование в Королевской школе Портора. Маленький Оскар отличался талантом к чтению и к остроумным высказываниям. Он окончил школу с золотой медалью и был направлен в Тринити-колледж. Особое впечатление на Оскара произвела древнегреческая культура. Он стал заниматься изучением античной истории, всё более погружаясь в ее эстетику. Постепенно Уайльд так увлекся, что решил возродить эллинский образ жизни. Его манера поведения, одежда, скептицизм, самоирония - все то, что составило его славу в дальнейшем, формировались под воздействием полученных знаний. 

Через три года будущий поэт едет в Оксфорд, где окончательно складывается стиль и образ Оскара Уайльда- денди. В том обществе, в котором вращался Уайльд, одним из критериев успешности было формирование ореола особенности вокруг своей личности, поэтому он никогда не разрушал невероятные сплетни и слухи, которые касались его имени. Наоборот, он их всячески поощрял и буквально создавал имидж легендарного человека, проповедовал философию индивидуализма.

В Оксфордском университете окончательно сформировалось отношение будущего литератора к прекрасному. В годы учебы Оскар впервые совершил путешествие в обожаемые им Италию и Грецию. Вдохновленный новыми впечатлениями, Уайльд пишет одну из первых своих поэм «Равенна», за которую получает премию университета. Педагогом, повлиявшим на мировоззрение Уайльда, стал Джон Рескин, английский писатель.

После окончания Оксфорда двадцатичетырёхлетний Уайльд переезжает жить в столицу Великобритании и становится завсегдатаем светских салонов Лондона. Его ироничные и противоречивые высказывания, манера одеваться, вкусы и привычки диктовали моду для интеллигенции и аристократии. Вскоре он стал кумиром молодежи. Шутки молодого ирландца разбирались на цитаты. 1882 - 1883 годы литератор провел за рубежом, в США. Вернувшись на родину и обретя семью, Оскар Уайльд посвящает себя написанию сказок, на создание которых его вдохновили собственные дети, сыновья-погодки. К этому времени слава Уайльда в Англии достигла своего пика. Писатель занимается журналистикой. Талант писателя развивался, в это время появились самые главные его произведения, началась работа для театра. Лондонский денди и провокатор вызывал противоречивые чувства у публики: от слепого обожания до критики, которая выражалась в нападках и публикации карикатур. Но это лишь укрепляло авторитет и популярность Уайльда в обществе.

А в личной жизни наметились изменения: через несколько лет брака между супругами началось отчуждение. Оскар Уайльд начал жить отдельно от жены и детей. Вскоре попал под суд за неподобающее поведение. Оскар Уайльд получил максимальное наказание, существовавшее в те годы: два года каторжных работ. Это было позором! Многие друзья отвернулись от поэта. Жена вместе с детьми покинула страну и поменяла фамилию.

После возвращения на свободу в 1897 году Оскар сразу поспешил покинуть родину и отправился в Париж. Эти годы он жил на содержание, которое присыла ему жена после распродажи всего личного имущества семьи Уайльда. Взяв псевдоним, Оскар приступил к литературной деятельности и создал знаменитое произведение последних лет своей жизни «Баллада Редингской тюрьмы». 

В начале 1900 года Уайльд заболевает. Воспаление мозга стало причиной смерти писателя, и 30 ноября того же года он был похоронен на одном из кладбищ в Париже.









2. ТВОРЧЕСТВО

2.1 Литературная сказка. Мир сказок О. Уайльда

В мировую культуру вошли литературные сказки Г-Х. Андерсена,В.Гауфа, А.С.Пушкина…Свое место в этой плеяде занимает и английский писатель Оскар Уайльд со своими возвышенными по стилю и нравственными по содержанию сказками.

Сказка литературная — эпический жанр; произведение с вымышленным сюжетом, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее в устной форме и не имевшее вариантовдо публикации.Цель любой сказки - это обучение ребёнка или взрослого человека правилам общественной жизни, привитие нравственных понятий…

Оскар Уайльд был не только самым талантливым поэтом, драматургом, философом Викторианской Англии. Будучи остроумнейшим собеседником, яркой артистичной личностью, он играл на публику, эпатировал, демонстрировал особый стиль. В стиле своей жизни, в своем облике он выразил идеи и настроения своего времен. Его произведения отличались остротой мысли, смелостью слога. Газеты называли его лучшим из современных драматургов, отмечая ум, оригинальность, совершенство словесного стиля. В 29 лет писатель женится, у него рождаются двое сыновей. Именно для них Уайльд и сочиняет сказки.

Писатель издал два сборника сказок: в 1888 году - «Счастливый Принц и другие сказки». В этот сборник вошли сказки: «Счастливый Принц», «Соловей и Роза», «Эгоистичный Великан» («Великан-Эгоист»), «Преданный Друг», «Замечательная ракета». Сборник «Гранатовый домик» вышел в 1891 году и содержал следующие сказки: «Гранатовый домик», «Молодой Король», «День рождения Инфанты», «Рыбак и его душа», «Мальчик-звезда». Сказки поражают изяществом, поэтичностью, загадочностью, особой атмосферой. Все истории – это симбиоз фантазии и реальности, гимн красоте, добрым поступкам и человечности, призыв к сочувствию обиженным и обделённым. Читая их, человек оставляет каждодневные заботы и погружается в мир иллюзий, прекрасных и возвышенных, обретает веру в чудеса…

Но сказки Уайльда не наивные вымыслы, писатель не замыкался на сугубо детской аудитории, он называл сочинения «этюдами в прозе» и адресовал их всем читателям. Ощущая алчность и корысть буржуазного мира, высмеивая пустоту и чванливость людей, автор противопоставлял чувства, не загрязненные холодным расчетом, цинизмом, равнодушием, которые и составляют подлинную красоту человека.

Надо сказать, что сказки вызвали неодобрение литературных критиков.Дело в том, что Уайльд считал, что проза - истинное Искусство, в котором так много значит выдумка, красочность, гротеск, условность, игра, что книга должна распахнуть перед читателями двери в захватывающий, необычный мир, и хотя бы на мгновенье позволить забыть о том, как тягостно, как бесцветно существование, подчиненное требованиям житейской выгоды. Только искусство, а не реальность! Только фантазия, а не факт! Таков был писатель Оскар Уайльд! Творческое начало было для него высшей ценностью. А О.Уайльду говорили, что он пишет о пустяках, вместо того чтобы озаботиться серьезными социальными проблемами, что превращает литературу в беспечную забаву. Но с творчеством О.Уайльда в литературу стала возвращаться романтика. Заговорили даже о целом художественном направлении, которое было названо неоромантизмом. Уайльд был одним из первых, кто пошел в литературе по этому пути. «Следуя романтическим традициям первой трети XIX в., поэт в иносказательной форме изображает столкновение героев, носителей высоких гуманистических идеалов, таких как дружба, любовь, верность, самоотверженность с миром корысти, сословных и имущественных предрассудков»,-писал исследователь творчества Уайльда, О.Поддубный.

Да, в сказках Уайльда нет глубокого исследования социальных проблем его времени, но они содержат глубокое нравственное послание. Писателю удалось по-своему заявить о сложных жизненных вопросах, конфликтах, царящих в обществе. Чтобы бороться с недостатками, их надо обнажить, назвать своим именем. Уайльд срывает с пороков маски и представляет их на суд читателей. Но понятны ли эти послания современному школьнику?

2.2. Анализ сказок О.Уайльда

Мы провели опрос учащихся нашей школы: попросили прочесть сказки Оскара Уайльда и ответить на вопросы:

  1. Ради чего написана сказка?

  2. Какие идеи хотел донести автор до читателей? На основании чего Вы так думаете?

  3. Над чем автор хотел заставить читателей задуматься?

  4. На основании чего Вы так думаете?


В это же время мы читали произведения, пыталисьпонять их нравственный посыл, изучали статьи о творчестве писателя, создавали сказки в подражание Уайльду, иллюстрации.

Представляем результаты исследования:

Сказка «Замечательная ракета».

Героиня сказки, «замечательная ракета», считает только себя единственно ценной, демонстрирует самовлюбленность, высокомерие, надменность, презрение к окружающим, когда же пришло время показать всем свою исключительность, произвести сенсацию, она лишь жалко прошипела и потухла. Противопоставление самомнения и истинной ценности создаёт комический эффект, показывает всю несостоятельность восхваления собственных достоинств и самолюбования.


Сказка «День рождения Инфанты».

В этой сказке очень мало сказочного, кроме думающих и говорящих цветов, все остальное очень реально.Сказка повествует о взаимоотношении двух детей, о гибели Карлика, безнадежно влюбленного в принцессу-Инфанту. Король скорбит по умершей жене, он проводит долгие часы возле забальзамированного тела, отгородился от мира, королевства и дочери. Карлик, сын угольщика, взятого во дворец для забавы, влюбился в свою госпожу, он никогда не гляделся в зеркало и не подозревал о своем безобразии, но мечтал об ответном чувстве. И тут, во дворце, впервые увидел зеркало и понял, насколько он уродлив. Его отчаяние заставляет его биться в рыданиях, которые Инфанта и гости принимают за новый потешный спектакль. Карлик умирает от горя – его сердце разорвалось, а Инфанта, раздражённая смертью, которая нарушила ее планы, приказывает допускать впредь в ее дворец лишь тех, у кого нет сердца. День ее рождения становится днем, когда эгоизм, легкомыслие, избалованность и ограниченность берут верх над искренней и верной любовью.

Сказка «Счастливый Принц».

При жизни Счастливый принц не умел плакать, он отгородил себя высоким забором от людских страданий. И лишь после смерти принц познает сожаление и грусть и учится сочувствовать людям - слезы катятся из сапфировых глаз его статуи, которая стоит на высокой колонне над городом. По частям он отдает себя людям. «Боже! Какой стал оборвыш, этот Счастливый Принц! - воскликнул Мэр. - Рубина уже нет в его шпаге, глаза его выпали, и позолота с него сошла… Он хуже любого нищего!» По мере того как статуя теряет блеск и ценность, оловянное сердце принца становится по-настоящему драгоценным. Истинная красота души и сердца принца реализовались именно в его желании быть полезным людям.


Сказка "Соловей и роза" очень грустная.

Она доносит до читателя мысль, что любовь - одна из самых ценных вещей в жизни. Студент  влюбился в девушку, но вот душу её  не разглядел. Несоответствие внешней и внутренней красоты обернулось трагедией. Соловей отдал жизнь за любовь, а ради любви, как он считал, можно отдать все. Автор кричит нам: «Задумайтесь над тем, чем вы дорожите! Возможно, не тем, чем нужно! Цените людей не за красоту, не за богатство, не за статус в обществе, а за его внутренний мир. Иначе все может закончиться печально!»


Сказка «Молодой король».

Герой чувствует себя неуютно в той реальности, которая его окружает. Поняв жестокую цену роскоши, он отказывается от беззаботной жизни, окружающие его не понимают, ему грозит смерть. «Воистину он лишился рассудка.… И что нам жизнь тех, кто трудится на нас? » - говорят с удивлением придворные. В сказке основной конфликт дополняется целым рядом сопутствующих конфликтных ситуаций: противоречием искренности и лжи, мечты и жесткой реальности, природной жизни и придворной, равнодушия и гуманности, великолепия и жестокости, пышности двора и обездоленности.

Сказка «Мальчик-звезда».

Необыкновенная красота мальчика покоряла все вокруг, заставляла ему повиноваться. Красота давала беспредельную власть, но принесла лишь зло. Мальчик вырос жестоким и себялюбивым, злобным и гордым, неспособным любить даже свою мать – все эти черты духовного уродства постепенно отражаются на лице и делают его безобразным внешне: «Он подошел к водоему и поглядел в него, но что, же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки».В этой сказке ярко показано соотношение внутренней и внешней красоты. Внешне Мальчик-звезда прекрасен, но его внутренний мир - безобразен. В наказание у него забирают самое ценное - красоту. Но, стоит герою осознать истинную красоту человека, - его тело вновь становится прекрасным.


Опрос учащихся показал, что сказки произвели глубокое впечатление, заставили задуматься о многих жизненных вопросах. Вот некоторые ответы:

1. Ради чего написана сказка «Мальчик-звезда»?

-Чтобы показать человеку, что нельзя зазнаваться, даже если ты очень красив...

-Чтобы показать, какой ужасной может быть участь человека с холодным сердцем…

Какие идеи хотел донести автор до читателей?

-Автор хотел показать, как важно научиться любить, проявлять доброту и жертвовать чем-то ради других…

Над чем автор хотел заставить читателей задуматься?

-Холодное сердце погубит мир, но можно заслужить прощения, если осознаешь ошибки или вынесешь наказание..

-Над отношениями между людьми, над поведением высокомерных людей, над тем, что нельзя судить о людях по внешнему виду…


2. Ради чего написана сказка «Великан-эгоист»?

-Чтобы показать жалкую участь эгоистичного человека…


Какие идеи хотел донести автор до читателей?

-От эгоизма страдает и сам эгоист – он обречён на одиночество…



Над чем автор хотел заставить читателей задуматься?

-Об отношении к другим людям: если впустишь в свой мир других людей, обретёшь счастье…


А вот сказка «Соловей и роза» была понята не так однозначно:

3. Ради чего написана сказка «Соловей и роза»?

-Чтобы показать человеку, как важна любовь в жизни… Показывает истинные жизненные ценности…

-Чтобы показать, что может случиться, если пожертвуешь всем ради человека, которого плохо знаешь…

Какие идеи хотел донести автор до читателей?

-Любовь – прекрасное чувство, ради нее можно пожертвовать всем…

-Прежде чем жертвовать, надо задуматься, а нужна ли человеку эта жертва и достоин ли он ее вообще…

Над чем автор хотел заставить читателей задуматься?

-Над взаимоотношениями людей…

-Полюбив человека лишь за внешность, можно ошибиться. Человека нужно ценить не за красоту, а за богатство души.


Становится ясно: сказки О.Уайльда заставляют размышлять, поднимают важные нравственные проблемы, нуждаются во вдумчивом чтении, глубоком проникновении в авторскую идею, требуют знания и понимания художественных средств выразительности…


2.3. Проблематика сказок О.Уайльда


Эстет О.Уайльд, преклоняясь перед красотой вообще, в своих сказках все же подчеркивал, что красота внешняя непременно должна соответствовать красоте внутренней.

Все сказки О.Уайльда кончаются нравственной победой любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным, помощью бедным. Читая эти сказки, мы видим, что часто внутренний мир героев - это мир романтических иллюзий. Он рушится от столкновения с реальностью. В них не только критика жестоко реального мира, но и своеобразное предупреждение.

Сказки Уайльда необычайно поэтичны. Они наполнены авторским отношением к миру. А мы знаем, что отношение это было особенное, оригинальное, субъективное. В его мире предметы, животные говорят, мыслят и действуют подобно человеку. Внешняя обстановка изысканная, утонченная, образы необычны. Повествование держится на полутонах и оттенках. Речь афористична, выражения остроумны. Во всем - особенность художественного видения писателя. Но, в отличие от других произведений Уайльда, написаны сказки они сравнительно просто.

Интересно то, что писатель вступает в противоречие с выдвинутой им же программой свободы Искусства от морали. Искусство для Уайльда было обителью Красоты, в которой можно хотя бы на какое-то время уйти от безобразного, пошлого, скучного…Но в то же время сказки доказывают, что нравственные вопросы пронизывают жизнь человека, что невозможно не сочувствовать обиженным, обездоленным, страждущим, невозможно не осуждать буржуазную спесь, самодовольство, жестокость, бездушие. Бескорыстный подвиг самопожертвования как высшее проявление альтруизма - лейтмотив сказок Уайльда.

Выводы:

1. Основные проблемы сказок:

- проблема самопожертвования: жертвенность героев часто оказывается ненужной людям;

- проблема взаимоотношения героев и окружающего мира: герой часто оказывается непонятым и непринятым грубым и невежественным реальным миром;

- проблема соотношения красоты внешней и внутренней: правильно выбранные нравственные ориентиры в жизни помогают восстановить гармонию между внутренним и внешним миром человека.

2. В сказках нет глубокого художественного исследования социальных проблем того времени.

3. Сказки О.Уайльда представляют собой воплощениеэстетическихых идей писателя.

4. Главной ценностью текста О.Уайльд считал не истинность мысли, а остроту её выражения, игру слов, образность, побочные смыслы, афористичность.



  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе исследования нами было выполнено следующее:

-изучены основные этапы жизни Оскара Уайльда;

-проанализировано понятие литературной сказки;

-прочитаны сказки О.Уайльда «Великан-эгоист», «Счастливый Принц», «Молодой Король» и «Мальчик-звезда» и др.

- выявлено своеобразие сказок О.Уайльда;

- отмечены некоторые особенности художественного стиля сказок;

-определен нравственный посыл сказок писателя.





Выводы:

  1. Сказка - особая область словесного искусства, оказывающая огромное влияние на воспитание нравственного начала в человеке.

  2. Гармоничное соотношение фантастического и реального способствует глубокому постижению смысла сказок.

  3. В авторской сказке раскрытие замысла и поучительная составляющая полностью зависят от таланта конкретного писателя.

  4. Своеобразие сказок О.Уайльда обусловлено эстетическими идеями писателя, его восприятием окружающего мира.

  5. Основные нравственные проблемы, затронутые О.Уайльдом в сказках - это проблема самопожертвования, проблема взаимодействия героев с окружающим миром и проблема соотношения красоты внешней и внутренней.

  6. Сказки Оскара Уайльда имеют глубокий общечеловеческий жизнеутверждающий посыл, поэтому не устаревают, провозглашают высокие нравственные идеалы и несут духовную пользу читателям во всем мире.

Осознавая свои ограниченные знания и возможности, я взяла на себя смелость лишь прикоснуться к творчеству Оскара Уайльда, воспринять хотя бы то, что лежит на поверхности, проникнуть, насколько это сейчас возможно, в его художественный мир. Оказывается, чтобы глубоко и целостно понять творчество этого писателя, надо иметь достаточно глубокие знания не только в области литературы, но и в истории, философии, этике, эстетике, филологии и даже психологии… Для меня не вызывает сомнений то, что знакомство с творчеством О.Уайльда будет продолжаться и станет началом более глубокого изучения смежных с литературой наук…


Список использованной литературы:

1. А.М. Прохоров. Советский энциклопедический словарь. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1984.

2. М. Ковалева. Оскар Уайльд. Избранное. Свердловск, Изд-во Уральского ун-та, 1990.

3. Поддубный О., Колесников Б. Примечания // Уайльд О. Избранное. - М.: Просвещение, 1990.

4. Оскар Уайльд. Избранное: Пер. с англ. / Сост. и вступ. ст. С. Бэлза; прим. А. Зверева; - М.: Правда, - 1989.

5. Чуковский К. О. Уайльд: Чуковский К. Собрание сочинений в 6т. Т3. - М., 1966.

6. Оскар Уайльд. Соловей и Роза. (Пер. с англ. М. Благовещенской )// // Уайльд. О.Избранное. - М.: Просвещение, 1990.

7. Интернет ресурс: http://www.philology.ru/literature1/shatin-04.htm

8. Интернет ресурс: http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Wilde.htm

9. Интернет ресурс:http://www.novsu.ru/file/18791

10. Интернет ресурс:http://www.peoples.ru/Oscar Wilde/

11. https://sites.google.com/site/solovejiroza71/mozaika-rabot/15-osnovnaa-idea-skazki-o-uajlda






ПРИЛОЖЕНИЕ



Ткач в сказке Оскара Уайльда говорит пламенный монолог, в котором заключены мысли, что плоды труда бедняков, оплаченные их кровью и потом, достаются богачам – это они едят хлеб, носят одежду и владеют оружием, созданными бедняками, не оставляя им ничего:

«In war the strong make slaves of the weak and in peace the rich make slaves of the poor. We must work to live, and they give us such mean wages that we die. We toil for them all day long, and they heap up gold in their coffers, and our children fade away before their time, and the faces of those we love become hard and evil. We tread out the grapes, and another drinks the wine. We sow the corn, and our own board is empty. We have chains, though no eye beholds them, and we are slaves, though men call us free. It is so with all, with the young as well as with the old, with the women as well as the men, with the little children as well as with those who are stricken in years. The merchants grind us down, and we must needs do their biddings. Through our sunless lanes creeps Poverts with her hungry eyes, and sin with his sodden face follows close behind her. Misery wakes us in the morning, and Shame sits with us at night».



















Песнь свиристели.
В давние времена в одном Старом городе, на самой его окраине, жил пожилой мужчина. Внешностью своей он был неказист: на широком лице красовался огромный нос картошкой, глаза прятались за морщинами, его седые волосы, торчавшие в разные стороны, будто бы никогда не были в пригожем виде, из-под старых лохмотьев, которые являлись его обычным одеянием, виднелся большой горб. Но за ужасающей внешностью в нем скрывались добрая душа и опыт, накопленный за годы.

Никто не помнил, откуда он пришел и когда поселился в этих краях. Всю жизнь он провел в одиночестве, не имея ни семьи, ни друзей. Никто им не интересовался. И лишь маленькая птица - свиристель, что все время следовала за ним, скрашивала унылую одинокую жизнь старца.

Каждый день, слыша ее пение, он улыбался, будто бы забывая обо всех трудностях, что уготовила ему судьба. Он садился в плетеное кресло, стоявшее на небольшой террасе уже почти разрушенного дома, и наблюдал за единственным своим собеседником, ожидая, какую мелодию он исполнит сегодня. Ему казалось, будто во всем большом мире нет никого, кто понимал бы его так, как эта слабая пташка.
Горожане верили, что человек, живущий одиноко и замкнуто, ничего, кроме несчастья, не принесет. Его дом старательно обходили, никто не забредал в его пустошь… Хотя старик уже давно привык, что жители городка избегают его, но где-то глубоко в душе его влекло к людям, редко-редко он выходил на дорогу и входил в городские ворота. Однажды, выйдя на дорогу, ведущую в город, он увидел поля пшеницы, что раскинулись вдаль на многие километры. Колоски, изможденные засухой, склонили свои головки к земле. Подойдя к фермеру, что владел угодьями, старик произнес:
- Извините, но ваш урожай погибает… Взгляните на почву, на которой он произрастает: ей не хватает влаги. В нашем краю давно не было дождей, да и грунтовой воды здесь недостаточно…
- Что можешь знать ты, глупый старик, всю жизнь проведший в старой лачуге? – рассмеялся фермер. - Убирайся вон, не мешай работать добрым людям!

Старик лишь томно вздохнул. Понурив голову, он побрел дальше по проселочной дороге, сопровождаемый песнью птицы.
На пути к городу старик увидел стадо. Он подошел к пастуху, что дремал под деревом, и сказал ему:
- Простите меня, но ведь ваши овцы уже разбрелись по всему полю. На них могут напасть волки. Год нынче голодный, пищи в лесу мало. Скоро серые разбойники начнут выходить за его пределы.

- Не выдумывай! Мое стадо под хорошим присмотром! - грубо закричал овчар. - Я-то свою работу знаю! Уйди прочь, дед! Не мешай работать добрым людям…

После чего снова погрузился в сон.
С горечью в сердце старичок пошел дальше по дороге, и песнь свиристели зазвучала тише в его ушах.
Дойдя до городской площади, старик зашел на рынок. Но услышал лишь недовольный ропот толпы: все гнали его, уверенные, что он нагоняет на них беду.

Не сказав ни слова, старик развернулся и направился в сторону дома. Никто не смог бы понять его тоски и одиночества. Никто не хотел его поддержать… Ах, какую боль он испытывал в этот момент!

Он вошёл в дом, душа его страдала. Он был одинок. Старые глаза наполнились слезами, а потом слезы покатились, как град в осеннюю пору. Тогда же песнь свиристели для него совсем смолкла.

Старик страдал три дня: ни ел, ни спал, а лишь думал, как он одинок и как мешает целому миру.
На четвертый день он умер от горя - изгоем, не нужным никому… Ни один человек в мире не пролил слезу из-за его гибели. И лишь та самая птичка, над его телом продолжала петь свою самую нежную, самую печальную песню. Она возвышала свой голосок все громче и громче, пока вскоре не смолкла навсегда.



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!