Тема: Организация духовно – нравственное воспитания подрастающего поколения в общеобразовательной школе.
Участник: Шевченко Светлана Николаевна, [email protected]
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комсомольская средняя школа» Одесского муниципального района Омской области
Учитель начальных классов
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» А.С.Макаренко.
Жизненную направленность и судьбу каждого ребёнка во многом определяю его родители и педагоги, но далеко не все из них способны развить стремление к красоте, воспитать в нем внутреннюю культуру и облагородить душу.
При недостаточной работе с детьми воспитание постепенно приобретает насильственно- принудительный характер. Иногда, к сожалению, упор делается не на воспитание ребёнка, а на его информационное «наполнение».
Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из самых главных задач нашего общества.
Это процесс, нацеленный на взаимодействие учителей и учеников, который направлен на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС предполагает педагогическую поддержку становления высоконравственного, ответственного молодого гражданина, наделенного инициативой.
Каждый ребёнок с раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от безобразия. Это нетрудно увидеть по чувству вины, сочувствию и прочим проявлениям. Не воспользоваться врождённым чувством красоты и не развивать его – недопустимая халатность со стороны педагога.
Ведь именно это чувство, будучи развитым, даст стойкое неприятие и отторжение от всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает нас к человечности.
Некоторые категории людей, выступая за нравственное воспитание, в то же время упорно пренебрегают его духовной составляющей.
Но нельзя обходить область духовных знаний человечества, которые легли в основу общечеловеческой морали, обуздали дикие нравы прошлых времён, на тысячелетия сформировали нравственные устои в общественных отношениях.
Изъятие из воспитания духовной составляющей схоже с беспечным строительством дома на песке. Ведь возведённая таким образом бездуховная нравственность окажется непрочной, шаткой и не выдержит испытания временем.
Основной целью организации духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения в современных социоусловиях – уберечь душу ребёнка, сделать её невосприимчивой к безобразиям окружающего мира, помочь создать идеал для подражания осознанно, на основе истинных духовно – нравственных знаний и достойных исторических примерах.
Нужно у детей развивать не технические навыки с помощью громадного объёма сухих знаний, а прочувствовать сердцем те знания, которые могли бы напитать и отогреть душу ребёнка.
Прежде чем возводить небоскрёб из интеллектуальных знаний, надо подумать о нравственном фундаменте, без которого это нагромождение знаний будет несовершенным, будет таить в себе проблемы и даже угрозу для окружающего мира.
Безнравственный интеллектуал подобен бомбе с часовым механизмом, поэтому главной задачей, как для родителей, так и для педагогов должно стать сотворение человечного человека.
Для этого в школах проводятся классные часы, которые направлены на раскрытие потенциала души ребёнка, развития природного чувства красоты, желание познать мир и приобретать знания, осмысление жизни и места в ней человека.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения предполагает взаимопонимание и сотрудничество с родителями, что становится для школьника подтверждением значимости его учебной деятельности. Дети совместно со своими родителями на уроках окружающего мира составляют родословное древо своей семьи, рассказывают о традициях своей семьи, создают герб своей семьи. Совместно с родителями дети готовят мини - проекты по теме: «Семейные праздники», «Новый год», «Рождество», «Пасха», «Масленица» и др.
Духовный человек – это, прежде всего гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой. Идея формирования подрастающего поколения - патриотизм и гражданственность, без которых можно вырастить поколение образованных интеллектуалов-грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для грабежа родины и личного обогащения, а не для развития и блага своего народа.
Необходимо воспитывать подрастающее поколение, болеющих душой за реальную, а не выдуманную Россию, знающих русскую историю и любящих русскую культуру.
Нарастает приток людей в Россию из-за рубежа. Далеко не все люди, желающие стать нашими согражданами, принадлежат к православной традиции. Это, однако, не означает, что они должны быть чужды нашей исторической памяти и нашему духовному наследию.
Основной фактор становления и формирования личности – социальная среда, формирующая подрастающего ребёнка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира.
Духовный человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Поэтому наши ученики участвуют в научно- практических конференциях на муниципальном и региональном уровнях, в мероприятиях патриотической направленности. Это такие мероприятия как битва хоров «Музыкальная колыбель войны» с песнями военных лет, смотр песни и строя, конкурс стихотворений о Великой Отечественной войне «Белый журавлик», библиотечные уроки, тематические часы общения, уроки мужества, фото – выставки, военно- спортивные конкурсы, оформление стендов, флешмобы в социальных сетях, участие в митинге 9 Мая, шествие в «Бессмертном полку», всевозможные акции «Свеча Памяти», «Памяти Беслана» и др.
Одним из важнейших условий культурного развития современного общества является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, которое должно осуществляться комплексом таких институтов как: семья, государство, образование, наука и религия.
«Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» Аристотель.Поэтому трудовая деятельность учеников заключается в том, чтобы участвовать в дежурствах по школе, организовывать уборки в закрепленном классе, проведению субботников, принимать непосредственное участие в акциях по благоустройству. Полезная деятельность для общества помогает обогатиться ученикам в плане духовности. Ученики могут оказывать посильную помощь инвалидам, ветеранам и другим категориям нуждающихся граждан. Проявление таким образом милосердия к нуждающимся позволит детям реализовать одну из основных целей при развитии духовности – взаимопомощь и сострадание.
Необходимо обратить внимание на уроки добровольчества и волонтёрства, во многих учебных заведениях их проведение является доброй традицией. Основной целью проводимых занятий о добровольчестве и благотворительности является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Они могут проводиться как в традиционной форме, так и в форме тематических видеопоказов или групповых проектов. Можно включить в занятие несложную форму доброго дела, примером может являться изготовление кормушек для птиц.
В организации духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения и гуманного отношения к себе и окружающему миру в современных социоусловиях необходимо проводить дни занятия своим здоровьем. В рамках таких мероприятий хорошо зарекомендовали себя спортивные состязания среди учеников школы, примером таких состязаний могут являться дни здоровья, которые проводятся в нашей школе регулярно в конце каждой четверти. Другим ярким примером можно назвать спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты». На классных часах следует проводить занятия по общей гигиене человека, а также о пропаганде здорового образа жизни учеников, отказа от курения, алкоголя и других вредных привычек у подрастающего поколения. Учащиеся должны знать, что иметь хорошее здоровье и не зависеть от собственных слабостей – это здорово!
Конечно, на сегодняшний день дети получают информацию не только в школе, поэтому педагог должен учитывать ситуации, происходящие в стране, в городе, в районе и в классном коллективе. Эти ситуации могут стать материалом для обсуждения на классном часу. То есть, сегодня классный руководитель нашей школы системно развивает духовно-нравственное воспитание.
Также огромную роль в организации духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения играет пришкольный лагерь с дневным пребывание детей. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
В заключении хочется отметить, что воспитательный процесс длится всю жизнь. Для того, чтобы добиться успеха в этом деле, необходимо приложить много усилий и терпения. Результатом воспитания должна стать воспитанная личность, которая будет не просто знать нормы поведения, но и неукоснительно соблюдать их. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании – сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств.