СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные истоки судеб героев романа А.С.Пушкина «Дубровский» (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Нравственные истоки судеб героев романа А.С.Пушкина «Дубровский» (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Кировская школа-гимназия №2" Кировского района Республики Крым





Урок нравственности




Учитель русского языка и литературы:

Кобец Любовь Александровна




Нравственные истоки судеб героев романа А.С.Пушкина

«Дубровский» (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)


Цель: продолжить знакомство с произведениями А.С. Пушкина, героями и их судьбами, иллюстрирующими мотивы единства и взаимосвязи поступков человека и его судьбы: неотвратимости наказания за нарушение законов природы, морали и нравственности; воспитывать интерес к художественному слову как формирующему и воспитывающему фактору.

Ожидаемые результаты:

Предметные: продолжить знакомство с произведениями А.С. Пушкина, героями и их судьбами, иллюстрирующими мотивы единства и взаимосвязи поступков человека и его судьбы; неотвратимости наказания за нарушение законов природы, морали и нравственности.

Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

метапредметные: выполнять учебное действие в соответствии с целью;

коммуникативные: формировать готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, обобщать.

регулятивные: овладевать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование, информационное обеспечение: Литература. 6 класс: учебн. для общеобразоват. организаций с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014.- 303 , ч.1ПК;мультимедийный проектор; раздаточный материал.

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.

1.Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Известно также, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков. В основу романа А.С.Пушкина легли вымышленные (жизненные) обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет. Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. А.С. Пушкин (Издатели сами) назвал(и) рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Дубровский (Островский), который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить…" В романе «Дубровский» изображены только дворяне — богатые и бедные, (чиновники — судейские, исправник и станционный смотритель, крестьяне — дворовые, кузнец, кучер, нянька и другие.) Показано (ы)три (два) поколения жизни дворянских (Троекуровы, Дубровские) и крестьянских семей (Орина Бузырева и Гришка), описаны различные значимые события жизни человека — свадьба, смерть; есть любовный сюжет и детективная интрига.

Сколько допущено ошибок? (7)

Какие трудности возникли при восстановлении текста? Давайте попытаемся обобщить всё, что нам известно о романе и его героях.

     Зачем автор нарушает временнýю последовательность событий, т. е. последовательность изложения сюжета?
      Пушкин нарушает временнýю последовательность событий, чтобы создать тайну, интригу, вызвать напряженный интерес читателей.

- Какие основные особенности пушкинской прозы?

 Основными особенностями пушкинской прозы являются ее динамика и лаконизм.

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.

Дома вам необходимо было создать словесный портрет – характеристику Владимира Дубровского. Вам предстояло ответить на вопрос: « Сколько лиц у Владимира Дубровского?» Обоснуйте свой ответ.

Владимир Дубровский представлен в романе в трех вариантах своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный "разбойник". Эти превращения объясняются попытками героя изменить свою судьбу. Но Владимиру Дубровскому это не дано: он остается, в конце концов, всякий раз сыном старинного дворянина, который был "беден и независим". Душевные качества героя несовместимы с его положением (гордый слуга, добрый разбойник). Желания героя постоянно не совпадают с его судьбой. Его поведение часто определяется не обстоятельствами, а чувствами, хотя ему знакомы хладнокровие и обдуманный расчет. И всякий раз Пушкин приводит Владимира Дубровского и читателя к пониманию невозможности совместить разбой и благородство.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня нам предстоит разобраться в очень важных вещах. Нам будет полезно применить умение «читать между строк» для того, чтобы расставить все точки над i. Какие цели и задачи нашего урока? (Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока).

  1. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий

В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти. Писатели для придания занимательности часто использовали "переодевания" героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого произведения был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить живых героев в жесткие схемы. Но не только это стало причиной того, что гениальный А.С. Пушкин не окончил роман. Если бы не выстрел Дантеса, то, возможно, это произведение имело бы другой, неожиданный, финал. Ведь неоднозначно отношение автора к героям этого произведения. Он понимает обречённость людей, которые ведут такой образ жизни. Большинство из них испытывает чувство раскаяния и сожаления за совершённые ошибки, но часто это происходит очень поздно, тогда, когда уже ничего исправить нельзя.

       — Каким было общество тех времен? По каким законам (юридическим и человеческим) жило общество?
      Самодержавие, крепостное право, царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. Вот слова, которые характеризуют общество того времени. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими. Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами.

-Что известно нам о представителях дворянства? Охарактеризуйте центральные образы.

Ответ учащихся:

Образы представителей  дворянского сословия в романе — Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак.

- Что вы можете рассказать об отношениях Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского?

- Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? 
      «Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».
- Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?
- Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (2-й вопрос учебника).
      «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань...» Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей.
      Ответы на 3-й вопрос учебника найдём в тексте:
-Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»? Выделите ключевые слова, характеризующие Кирила Петровича и Андрея Гавриловича.
      «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых...»
      Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать двух соседей-помещиков, выявить их сходство и различие.
      Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский, единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.
      Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.
-Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?
      Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.
-Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б. М. Кустодиева (с. 68 учебника).
 -Какой способ мести избрал Троекуров?
-Что было главным законом Кирилы Петровича? 
      Найдите наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова.

- «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».
-Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова? 
      Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.

- Можно ли назвать суд справедливым? С какого момента становится понятно, что Дубровский проиграет дело?
Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».
      Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.
      -Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании  «решением суда»?
      Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал.
      «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.

 -Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?
      Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце».
     -Какие противоположные чувства испытывал Троекуров? «Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали».
-Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?
      Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.

Преградой для их дружбы стала заносчивость и гордыня. Какими словами описывает характер Андрея Гавриловича автор? Что повторяет неоднократно?

Он называет его гордым.

-А гордость - это положительное или негативное качество?

В словаре мы находим такое определение :

Го́рдость - положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку -наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности. В переносном смысле «гордостью» может называться причина такой самооценки.

Но есть и другое определение:

Согласно Библии, гордость или гордыня — это завышенное мнение о себе, побуждающее смотреть на окружающих, как на низших. Это неугодная Богу черта характера, противоположная смирению. Библия называет гордость грехом (см. Притч.21:4). Гордость не от Бога и Господь ненавидит её (см. 1Ин.2:16; Притч.8:13).

Произошла подмена понятий. Небольшая, скажут, разница. Одно слово, а именно «гордость» сродни чувству собственного достоинства, а гордыня – это заносчивость, осознание своего превосходства.

Так, каким же качеством обладали Троекуров и Дубровский – старший? Не стало ли это началом большой трагедии, которая разрушила, без сомнения, жизнь двух семей, всех и каждого.

  1. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством учителя.

Давайте постараемся разобраться, почему главный герой, именем которого назван роман, появляется не в самом начале? Зачем так подробно описывается история дружбы и вражды Троекурова и Дубровского- старшего? Постарайтесь ответить на этот вопрос с опорой на текст.

Предположительные ответы учащихся:

Мы уже сказали, что Владимир Дубровский играет три роли. Есть ещё одна, может быть, самая важная роль, которую играл Дубровский. Он был сыном своего отца, и многое становится понятно. Он принадлежит к дворянскому сословию, мало интересуется жизнью отца и ведением хозяйства. Ведёт праздный образ жизни. Его ожидала бы такая же скучная жизнь с сомнительными увеселениями, если бы не случай. Давайте проверим

наши предположения.

- Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?

(Владимир "был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста", "воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать".)

- Каковы были отношения отца и сына Дубровских?

(Владимир "лишился матери с малолетства, к отцу был "романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями".)

- Как воспринял Владимир известие о болезни отца?

("Мысль потерять отца : тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного: ужасала его", "Владимир упрекал себя в преступном небрежении", и он срочно выезжает к отцу.)

- Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?

(Кистеневка официально отошла Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.)

- Почему Владимир велел выгнать Троекурова?

(Потому что при виде Троекурова отца В.Дубровского охватило "ужасное смятение", он "с видом ужаса и гнева" показывает на Троекурова и падает без чувств, "паралич его ударил". Владимир считает, что виновником всех бед является Троекуров.)

Выразительное чтение. Анализ эпизода.

- Прочтите эпизод 5 главы "Владимир в Кистеневской роще. Как вы думаете, какие чувства испытывает герой?

(Владимир пытается заглушить свою боль, идет, не разбирая дороги, он понимает, что одинок и не представляет своего будущего.)

- Какую роль здесь играет пейзаж?

(Природа отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя.)

- Что общего у Дубровского – старшего и Владимира?

(Одиночество, отсутствие близких людей и друзей, полное равнодушие к ведению домашних дел).

- Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?

(Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.).

Душевные качества героя несовместимы с его положением (гордый слуга, добрый разбойник). Желания героя постоянно не совпадают с его судьбой. Его поведение часто определяется не обстоятельствами, а чувствами, хотя ему знакомы хладнокровие и обдуманный расчет. И всякий раз Пушкин приводит Владимира Дубровского и читателя к пониманию невозможности совместить разбой и благородство.

Благородство - это нравственность, самоотверженная честность и открытость. В романе благородство проигрывает везде и во всем: история дружбы завершается враждой, приезд сына оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление - вот такие непохожие события соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и его отец, наделен благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием. Однако он не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству. Но герой заслужил уважение отца, Троекурова, интерес Маши и наши восхищения.

— Как вы думаете, могла ли история любви Дубровского к Марье Кириловне иметь счастливый конец?
      У молодого Дубровского не было средств и связей, чтобы обратиться за помощью к царю, как он обещал своим крестьянам. Своими разбойничьими нападениями он поставил себя вне закона.
      История его отношений с Марьей Кириловной не могла иметь счастливой развязки. Даже если бы он успел вовремя и не дал свершиться бракосочетанию , то что бы он смог предложить Марье Кириловне взамен? Участь жены разбойника, вынужденного бежать за границу, скрывать всю жизнь свое настоящее имя и не иметь возможности приехать на родину.

Марья Кириловна – чуть ли не единственный герой в романе, который живёт по законам морали. Нам ничего не известно о набожности героини, но сила духа, которую она продемонстрировала после венчания в церкви, когда перед лицом Всевышнего она становится женой князя Верейского, завораживает. С этого момента нет больше Марьи Кириловны, а есть княгиня. Она стойко принимает удар судьбы и расставание с Дубровским. Пушкин больше ни разу не назовёт её прежним именем. Будет ли она счастлива, мы не знаем. Но однозначно она не нарушит клятву, данную Богу.

  1. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы

Роман поднимает важную проблему: как жить человеку в мире, где царит несправедливость и беззаконие? Можно ли оправдать себя обстоятельствами?
Неоднозначно отношение автора к героям своего произведения. Он восхищается их мужеством и силой любви, благородством души, но и не скрывает своё неприятие и порицание праздно-разгульной жизни, корыстолюбия и продажности. А.С. Пушкин подчёркивает, что в каждом человеке живет доброе и злое начало. Всем свойственно грешить, но не многим каяться. Большинство из героев испытывает чувство раскаяния и сожаления за совершённые ошибки, но часто это происходит очень поздно, тогда, когда уже ничего исправить нельзя. Если бы раскаяние и прощение пришло раньше, то , без сомнения , можно было бы избежать многих бед.

А.С. Пушкин никого не обвиняет. И мы не можем и не должны это делать. Нам, как и автору, очень жаль, что гибнут молодые, перспективные, порядочные люди. Пушкин пытается сказать нам, что каждый человек для нас учитель, но одни люди - пример для подражания, а другие -предостережение. Каждый неверный шаг стоит очень дорого.

Христианство учит прощать своих врагов, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова.  Это было так не  просто, но нужно, прежде всего, самому Владимиру. Да, он следует заповеди любить и почитать родителей, но нарушив другие законы и нормы, теряет себя. Ищи в себе. Научись жить так, чтобы не сломать ничью судьбу, не стать причиной чьих-то бед.

Тогда не придётся искать виноватого в собственных бедах. Да, бывают обстоятельства, которые испытывают на прочность, но так важно найти выход и не запятнать честь, выйти достойно из сложной ситуации. А могут это далеко не все. Искренне раскаиваться и уметь прощать врагов. Возлюби ближнего, как самого себя. Стань выше своих амбиций, которые имеют разрушительную силу. Быть хорошими детьми - вовсе не значит повторять ошибки своих родных. Каждый должен нести свой крест и быть ответственным за всё, что происходит.

А.С.Пушкин дал нам глубоко нравственное, философское произведение с глубинными проблемами реальной жизни, которые актуальны для нас, для тех, кто был до нас, кто придёт в этот мир завтра.

Итоги урока (рефлексия), сообщение домашнего задания.

Рефлексия

Продолжите предложение

- Сегодня на уроке я узнал…

- Открытием для меня стало…

- Самым трудным для меня оказалось…

Оценивание.

 Домашнее задание 
      Подготовиться к сочинению с элементами рассуждения по повести А.С.Пушкина « Дубровский».

Использованная литература:

1.А.С. Пушкин. Дубровский – М: «Художественная литература», 1985.

2.Н.В.Егорова "Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс".

3.CD-ROM "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы".

4. htt p://www.aleksandrpushkin.net.ru - Пушкин Александр Сергеевич

5.http://www.klassika.ru

6. ru.wikipedia.org

7.www.literature – XIX.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!