СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина «Горе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема Нравственные проблемы в рассказе В. М. Шукшина "Горе"

Цели урока: создать условия для формирования интереса к нравственным проблемам в творчестве В. М. Шукшина, навыкам работы с текстом и словом.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина «Горе»»


Урок по творчеству В.М. Шукшина

(6 класс)

Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина «Горе»

Учитель Шлюнько Е.М.

МБОУ «СОШ №126»

Тема: Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина «Горе»

Цель: Создать условия для формирования

-интереса к нравственным проблемам в творчестве В.М. Шукшина

- навыков работы с текстом и словом

-представления учащихся об особенностях стиля писателя


Ход урока


Если мы в чём-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке.

В. Шукшин



I. Выразительное чтение стихотворения «Мой Шукшин»

(автор учитель Шитова Л.П.)

Шукшин- актёр, Шукшин- писатель,

И просто Русский человек.

Своим трудом Алтай прославил

И дорог землякам навек.

Он воспевал нашу Россию,

Простой мужик алтайского села.

В его произведеньях с силою

Забытая деревня ожила.

В деревне этой мужики и бабы

Не покладая рук работают, живут,

В субботу баньку русскую затопят

И чарочку с устатку всем нальют.

Село его родное Сростки

Все знают хорошо: стар и млад.

И каждый год сюда приехать

На чтения Шукшинские спешат.


II. Вступление. Слово учителя

Действительно, Шукшин дорог тем, что в своём творчестве он прославил наш край. Но более всего ценится то, писатель воспевал русского человека в повседневной будничной жизни. Размышляя о человеке, Шукшин постоянно задавался вопросами: что он взял в дорогу, что приобрёл, что потерял? Вместе с героями писатель стремится найти и раскрыть такие вечные, непреходящие духовные ценности, как доброта, душевная щедрость, совесть. Шукшин видел в способности чистого человеческого сердца к добру самое дорогое богатство: «Если мы в чём-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке».

Любовь к человеку приводит к простой мысли: жизнь тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга.

Мера всех ценностей жизни- Ч Е Л О В Е Ч Н О С Т Ь


Как вы понимаете значение этого слова?


Посмотрите, как сам Шукшин постоянно проводит эту мысль в своих выступлениях, рассказах.

**Презентация

«Что с нами происходит?»

«Будь человеком!»

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту».


Сам Шукшин своей сокровенной темой считал «раскрытие чистоты и нравственности, глубокой духовной красоты людей». Прославляются эти человеческие ценности в обычном.


III. Работа над рассказом «Горе»

У Шукшина в повседневной, будничной жизни рождаются драмы и трагедии. Частное событие подводит героя и читателей к размышлению о человеческой жизни вообще.

В человеческой памяти существует случай, воспоминание о котором сопровождает всю жизнь. Мы невольно корректируем своё поведение в зависимости от нравственного урока, преподнесённого жизнью когда-то.

Так рождается р а с с к а з – в о с п о м и н а н и е .


Найдите в тексте слова, которые говорят о том, что это рассказ-воспоминание


Какие произведения подобного рода вы знаете? Что их объединяет?


(«Конь с розовой гривой» В.Астафьева, «Уроки французского» В.Распутина

Авторы-люди,умудрённые жизненным опытом, оценивают прошлое с высоты прожитых лет. Они, став взрослыми, понимают, что именно из детства вынесли во взрослую жизнь лучшие человеческие качества.)


Почему именно эта ночь запомнил ась рассказчику, 12летнему мальчику?


(Перед этим рассказчик говорит о том,что душа томится от чего-то, как будто ждёт чего-то,каких-то открытий.Случайно услышанные душевные излияния деда Нечая испугали мальчика, довели до жути и заставили убежать домой.

А ещё потому, что узнал он в эту ночь,светлую, хорошую, как тяжко бывает одинокому человеку.)

Как повёл себя мальчик, услышав беседу деда с умершей женой?


(Как любой ребёнок, он испугался, так как всё располагало к жуткой истории: длинная холщовая рубаха, белевшая под луной, ночь, плач деда, стон. Но даже в такой ситуации ребёнок проникся жалостью к деду Нечаю)



Многие говорят, что жалость унижает человека.

А вы как считаете?


На самом деле, в народном понимании «жалеть» означает «любить».Русские писатели В.Белов, В.Астафьев, В.Распутин (представители деревенской прозы) вернули этому слову первозданное значение. В.М.Шукшин - наиболее последовательный защитник идеи ж а л о с т и.


Подберите синонимы к слову жалость.

(Сострадание, соболезнование, сочувствие, соучастие, милосердие. В русском языке приставка со имеет значение «вместе»).


**Презентация

«Жалость – светлая чистота этого чувства.

В словаре Добровольского отмечено: « жалость – любовь, сожаление, грусть. Жалеть – любить (Всякая матка ребёночка своего жалеет.)

Жалкий – ласкательное слово

Жалкий – внушающий к себе любовь, возбуждающий к себе сожаление» )


Жалости нельзя обучить, её можно впитать с молоком матери. В жалости кроется человеческая сила.

А теперь что вы скажете о жалости?


Участие, которое проявил мальчик по отношению к деду, не должно удивлять читателя. Мальчик прибежал домой и рассказал об увиденном своему деду.

Как повёл себя дед мальчика?


(Он, выслушав внука, не заругал ребёнка, а пошёл среди ночи, поднял деда Нечая, привёл к себе, обещая бутылку самогона. Это ли не доброта и сочувствие?)


А как ещё проявляются эти качества?


(Дед оставил деда Нечая у себя, понимая, что его нельзя оставлять одного. Он отвлёк старика от тяжёлых мыслей рассказом о военном времени.)


Найдите в тексте строчки, которые характеризуют мальчика как доброго и отзывчивого человека.

(«Узнал я в ту светлую, хорошую ночь, как тяжело бывает одинокому человеку». «Я смотрел сзади на него, маленького, убитого горем, и тоже плакал…» «Жалко было дедушку Нечая.» «Не было для меня в эту минуту ни ясной тихой ночи, ни мыслей никаких, и радость непонятная, светлая умерла. Горе маленького старика заслонило прекрасный мир».


Как писатель показывает горе деда Нечая?

На что обращает автор, описывая деда?

С какой целью писатель использует детали?

(Через разговор с умершей женой. При описании деда автор отмечает детали: маленький, худой, плачет, бормочет неразборчиво, идёт медленно, говорит тихо, не может унять слёзы, спотыкается. Всё это показывает переживание старика, его горе.)


Деда Нечая мы видим глазами мальчика, душевную боль старика чувствуем через восприятие ребёнка. Это лишний раз доказывает, что главный герой – человек, воспринимающий чужую боль как свою.

IV. Вывод

Критик Е.Громов писал: «…доброта – ключевое понятие русского национального характера, как его трактует В.Шукшин. Только она (доброта) несёт в себе цель, высшую цель, знаменуя собой светлое, сердечное, бескорыстное отношение человека к человеку, повелевая ему жить по совести». Герои рассказа «Горе» живут по совести, при этом не задумываются над тем, что они творят добро.

Согласны ли вы с высказыванием: «Нравственные ценности, вынесенные человеком из мира детства, сохраняются на всю жизнь»?

V. Рассуждаем

«Хорошие поступки облагораживают нас» М. Сервантес

«Милосердие – активная доброта» И. Шевелев

«Люди! Будьте человечны! Это ваш первый долг» Ж.-Ж. Руссо

«Не делай того, что осуждает твоя совесть» М. Аврелий


Какие высказывания, на ваш взгляд, можно соотнести с проблемами в рассказе «Горе»?





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!