СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе. Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского  «Тёплый хлеб»

Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» 3 класс»

Технологическая карта урока литературного чтения

Автор: Ушакова Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 «Спектр» г. Бердска

Тема: Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

УМК: Развивающая система Л.В. Занкова

Тип урока: обобщение знаний

Класс: 3

Цель: создать условия для осмысления сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб», а также, понимания проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества человека.

Задачи: 

Образовательные: формировать у обучающихся навыки внимательного и осмысленного чтения литературного произведения; формировать навыки анализа художественного произведения; формировать умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику.

Воспитательные: воспитывать любовь к литературе; содействие формированию этических норм поведения на уроке; воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду; формировать нравственные качества, такие как: доброта к себе и ближним, внимание к другим, уважительное отношение к окружающим.

Развивающие: развивать умения анализировать литературное произведение и делать обобщающие и самостоятельные выводы; развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения; обогащение словарного запаса учащихся; развитие кругозора учащихся, внимание и память учащихся; положительные эмоции обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные: ознакомление с текстом произведения; формирование навыков работы с текстом; умения анализировать художественный текст, формирование системы читательских и речевых умений.

Метапредметные: умение давать оценку поступкам героев; сопоставление сюжета произведения с реальной жизнью; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение; саморегуляция своего поведения

Личностные: формирование нравственного отношения; развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления; выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи; давать определения понятиям; отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы; использовать информационные ресурсы (текст произведения) для поиска информации; выразительно читать и пересказывать текст.

Регулятивные УУД: высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.  

Личностные УУД: выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Оборудование: Учебник, доска, проектор, раздаточный материал, задания для групп, презентация, костюмы героев сказки.



Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

Приветствие обучающихся, создание благотворной социальной среды.

- Здравствуйте, ребята.

- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока литературного чтения?

- Я вам предлагаю творческую работу. Вы готовы?

Обучающиеся успокаиваться садятся за парты, настраиваются на работу на уроке.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

Определение темы и цели

Учитель подводит детей к проблеме, учащиеся формулирует тему урока и его цель.








- Послушайте звуки природы и посмотрите слайд. На слайде картинка вьюги со звукозаписью завывания ветра.



- Что вы услышали? Что почувствовали?


- А теперь возьмите друг друга за руки в парах. Что вы теперь почувствовали?

- Тепло рук, тепло добрых человеческих отношений.

- Какие слова ассоциируются со словом добро? На обычной доске появляется табличка со словом добро.






- Назовите антоним к слову добро.

- Назовите ассоциации к слову зло.




- В сказках часто встречаются добро и зло. А что побеждает?

- В какой известной вам сказке, недавно вами прочитанной встречается борьба добра и зла?


- Кто творил это добро и зло?

- Как вы думаете, ребята, какой теме будет посвящён наш урок?


Слайд: Добро и зло в поступках героев сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

- Сегодня у нас заключительный урок. Выберите цели на слайде.



(- Завывание ветра, тревогу, беспокойство)


- Тепло рук






Дети высказывают мнение по этому вопросу, учитель прикрепляет на доску слова столбиком или дописывает, например: сердечность, искренность, забота, нежность, и т.д.




-Зло (появляется новая табличка во втором столбике)

Дети называют ассоциации, учитель закрепляет слова под словом зло , например: ненависть, грубость, гнев, и т.д.


К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»


- Природа, человек.

-Добро и зло в поступках героев сказки «Тёплый хлеб»



1. Обобщение знаний о поступках героев сказки.

2. Определение главной мысли сказки.


Регулятивные:

целеполагание, планирование учебной деятельности,

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные:

Взаимодействие учителя и ученика, ученика и его сверстников.

Викторина по сказке



- Проверим, на сколько хорошо вы знакомы со сказкой. Я предлагаю вам викторину.

1. В какое историческое время происходят события?

2. В какой деревне происходят события?

3.Какой масти был конь?

4. Кто взял себе коня?

5. Какое прозвище имел Филька?

6. Что сделал Филька с куском хлеба?

7. Что случилось в природе после этого?

8. Сколько лет назад был такой же мороз?

9. Куда послала бабушка Фильку в поисках совета?

10. Сколько времени дал Фильке Панкрат?

11. Что придумал Филька?

12. Что понёс Филька раненому коню?

13. Что сделал конь, после того как съел тёплый хлеб?





После войны

Деревне Бережки.

Вороной.

Мельник.

Ну тебя!

Кинул в снег.

Метель, ударил сильный мороз.

100 лет назад.

К Панкрату.

Час с четвертью.

Продолбить лёд на реке.

Тёплый хлеб.

Положил голову на плечо Фильке.


Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.


Работа по тексту. Поступок Фильки.





Творческая работа в группах.








































-Назовите самый острый момент в произведении.

-Какой совершил поступок Филька?

-Почему он совершил этот поступок? Почему был грубым, замкнутым?

- Чтобы достичь цели, нужно более подробно разобраться в причинах поступков героев. Для этого я предлагаю вам творческую работу в группах.

-В каждой группе по 4 человека:

-выбираем координатора (руководит работой группы).

-выбираем секретаря (ведёт записи)

Дети знакомятся с заданиями для группы и приступают к выполнению.

-На всю работу отводится 5 минут.


























Филька ударил коня наотмаш и кинул в снег хлеб.

Ему не хватала человеческого тепла, доброты.





1 группа

«Природа реагирует на злой поступок Фильки». Заполняют таблицу.(Приложение 1.)

2, 3 группа

«Сказ бабушки о минувших событиях» Дети должны восстановить текст с пропуском слов (Приложение 2.)

4 группа

Инсценировка отрывка сказки «Бессмысленный гражданин» (Приложение 3.)

5 группа

Заполнение таблицы:

«Природа реагирует на изобретение Фильки от беды неминучей» (Приложение 4)

6 группа

Пересказ отрывка сказки «Примирение Фильки с конём»

7 группа

«Всем миром»

В центре ватмана изображение солнца- символа света, теплоты и счастья. Дети подписывают под лучами солнца тех героев, кто помогал искоренить в деревне «Злобу людскую» (Панкрат, бабушка, мужики, ребята, Филька)








Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; структурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска в книге; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прочитанного текста; определение основной и второстепенной информации литературного произведения; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста в соответствии цели вопроса.


Коммуникативные: постановка вопросов, и обсуждение их с одноклассниками;

владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Личностные: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,

исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Проверка работы групп. Выступление детей.



1 группа выступает.

Беседа после выступления детей:

- Почему так реагировала природа?

-На чьей стороне природа?


2,3 группа

-Представьте свою работу.

Беседа после выступления детей:


- Зачем бабушка рассказала такую историю?

-Отчего по мнению бабушки случился такой мороз?



-К кому послала бабушка Фильку за мудрым советом? Почему?




4 группа

Инсценировка отрывка. Дети в костюмах, декорация печки, где грелся Филька.

Беседа после выступления детей:

-Что происходило в душе Фильки?




-«Бессмысленный ты гражданин, Филька!» -Так ли это?



-Почему Филька был так уверен, что ребята пойдут помогать?









Дети читают вставленные в таблицу слова и комментируют.

- Природа недовольна, возмущена. Как человек выражает свои чувства.

-На стороне коня.


Дети зачитывают восстановленный отрывок из сказки.


-Догадалась.

-От злобы людской. Злой поступок породил Фильки породил возмущение природы. Вызвал бурю.

-К Панкрату. Он умный, мудрый человек. К нему часто обращались за советом.







-Филька понимал, что только он может исправить. На душе было горько, стыдно, но он решается пойти к Панкрату.


-Оценил, Панкрат дал определение злого поступка. Такие люди не приносят пользы никому.

-Все жители в этой деревне были дружны, это не раз доказывали. В те времена деревенский народ дружно поднимался на подмогу любому, оказавшемуся в беде.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; структурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска в книге;

определение основной и второстепенной информации литературного произведения; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста в соответствии цели вопроса.


Коммуникативные: постановка вопросов, и обсуждение их с одноклассниками и учителем; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Физкультминутка








-В этом отрывке, только что прослушанном, встречается ещё один персонаж-«она подслушала разговор Фильки и Панкрата». -Кто это?

-Какая сорока обычно в сказках?

-А в этой сказке она какая?

-Почему?


-Да, сказать не может, НО! Поступок какой совершает?

Физ-минутка:

-Встаньте, ребята.

-Представим, что вот летит сорока, возвращается с юга (Машем руками)

-Несёт с собой тёплый ветер(показать)

-Что же она видит, пролетая над деревней?

-Мужики и ребята колют лёд на реке (показать движения)

-Лёд треснул (показываем)

-В мельничный лоток хлынула вода с шумом (ш-ш-ш)

-Колесо завертелось сначала медленно, потом быстрее (Показать движения)

-Жернова начали перетирать зерно (движения)

-Посыпалась ТЁПЛАЯ мука

-В домах затопили печки, хозяйки пекут горячий, ароматный хлеб (движения)

-Садитесь.



-Сорока.


-Болтуша, сплетница, всё про всех знает.

-Старая, мудрая.

-Живёт у Панкрата, видит его добрые дела, слушает мудрые советы.

-Приносит тёплый ветер с юга.




Обучающиеся отдыхают, расслабляются после работы на уроке. Знакомятся кратко с технологией работы водяной мельницы, что в этой деревне была.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, показать как работает мельница

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками

Проверка работы групп. Выступление детей. (продолжение)



5 группа

-Природа реагирует на изобретение Фильки.

Выступление детей.

Беседа после выступления детей:

-Если сравнить природу с человеческими чувствами, то природа сначала возмущалась, заступилась за коня, а теперь какой стала?

-Выберите подходящие слова из столбика на доске.


6 группа

Пересказ небольшого отрывка сказки «Примирение Фильки с Конём»

Беседа после выступления детей:

-Почему не сразу подошёл Конь к Фильке?

-Опять кто помогает Фильке?



7 группа

«Всем миром»

-Кто же помогал искоренить «злобу людскую»?


- Как понимаете смысл этого словосочетания: «Всем миром»?



-Изменился ли Филька? Что помогло?







Выступление детей.




-Стала доброй , нежной, ласковой. Природа прощает Фильку.






-Недоверие.

-Панкрат.





-Панкрат, бабушка, ребята, Мужики, сорока, и сам Филька.

- В те времена люди в деревнях жили дружно. Деревенский народ дружно поднимался на подмогу любому, оказавшемуся в беде.

-Филька изменился, обдумал свой злой поступок, придумал изобретение.

-Помогли близкие люди, жители деревни понять и исправить ошибку.
































Подведение итогов урока














В чём главная мысль сказки? Чуму учит нас сказка?


-Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? Что тёплого мы ещё встречаем?

ВЫВОД:

-Только тёплые и добрые человеческие отношения могут победить любое зло!




Вернёмся к цели урока:

Слайд (Цели урока)

-Достигнута ли цель урока?

Слайд 7:

Почитайте добрые советы от автора:

-Обсудите в паре:

-Закончите каждый совет.

После обсуждения дети высказывают своё мнение.

Добрые советы К.Г. Паустовского:

1. Чтобы исправить, остановить зло…

2. Когда вместе люди берутся за дело…

3. Человек и природа…

4. Нельзя относиться к окружающему миру…




-Каждый имеет право на ошибку, на переосмысление и исправление.

-Тёплый ветер, тёплый хлеб, тёплая мука, тёплое дыхание коня на плече у Фильки.










Работа детей в паре.


Дети высказывают свои мнения.

1. Чтобы исправить, остановить зло…(совершить добрый поступок)

2. Когда вместе люди берутся за дело…(многое по силам)

3. Человек и природа…(неразделимы)

4. Нельзя относиться к окружающему миру…(безралично)


Личностные:

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,

исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство своей точки зрения.


Рефлексия

Учитель проводит рефлексивын анализ учащихся.


-Закончите высказывание:

Слайд 8:

-Сегодня на уроке я…

-самым полезным, интересным для меня было…

-Я понял, что…

-Мне захотелось…

-Было трудно…

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, делаться своими открытиями и неудачами.

Личностные: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,

исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.


Регулятивные: оценка

Домашнее задание


Творческая работа. Письменно дома порассуждать над вопросом: «Что вы ощущаете на сердце, от сделанного вами доброго поступка». Привести свои примеры.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!