Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент | Приветствие обучающихся, создание благотворной социальной среды. | - Здравствуйте, ребята. - Что вы ожидаете от сегодняшнего урока литературного чтения? - Я вам предлагаю творческую работу. Вы готовы? | Обучающиеся успокаиваться садятся за парты, настраиваются на работу на уроке. | Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
Определение темы и цели | Учитель подводит детей к проблеме, учащиеся формулирует тему урока и его цель. | - Послушайте звуки природы и посмотрите слайд. На слайде картинка вьюги со звукозаписью завывания ветра. - Что вы услышали? Что почувствовали? - А теперь возьмите друг друга за руки в парах. Что вы теперь почувствовали? - Тепло рук, тепло добрых человеческих отношений. - Какие слова ассоциируются со словом добро? На обычной доске появляется табличка со словом добро. - Назовите антоним к слову добро. - Назовите ассоциации к слову зло. - В сказках часто встречаются добро и зло. А что побеждает? - В какой известной вам сказке, недавно вами прочитанной встречается борьба добра и зла? - Кто творил это добро и зло? - Как вы думаете, ребята, какой теме будет посвящён наш урок? Слайд: Добро и зло в поступках героев сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» - Сегодня у нас заключительный урок. Выберите цели на слайде. | (- Завывание ветра, тревогу, беспокойство) - Тепло рук Дети высказывают мнение по этому вопросу, учитель прикрепляет на доску слова столбиком или дописывает, например: сердечность, искренность, забота, нежность, и т.д. -Зло (появляется новая табличка во втором столбике) Дети называют ассоциации, учитель закрепляет слова под словом зло , например: ненависть, грубость, гнев, и т.д. К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» - Природа, человек. -Добро и зло в поступках героев сказки «Тёплый хлеб» 1. Обобщение знаний о поступках героев сказки. 2. Определение главной мысли сказки. | Регулятивные: целеполагание, планирование учебной деятельности, Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: Взаимодействие учителя и ученика, ученика и его сверстников. |
Викторина по сказке | | - Проверим, на сколько хорошо вы знакомы со сказкой. Я предлагаю вам викторину. 1. В какое историческое время происходят события? 2. В какой деревне происходят события? 3.Какой масти был конь? 4. Кто взял себе коня? 5. Какое прозвище имел Филька? 6. Что сделал Филька с куском хлеба? 7. Что случилось в природе после этого? 8. Сколько лет назад был такой же мороз? 9. Куда послала бабушка Фильку в поисках совета? 10. Сколько времени дал Фильке Панкрат? 11. Что придумал Филька? 12. Что понёс Филька раненому коню? 13. Что сделал конь, после того как съел тёплый хлеб? | После войны Деревне Бережки. Вороной. Мельник. Ну тебя! Кинул в снег. Метель, ударил сильный мороз. 100 лет назад. К Панкрату. Час с четвертью. Продолбить лёд на реке. Тёплый хлеб. Положил голову на плечо Фильке. | Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. |
Работа по тексту. Поступок Фильки. Творческая работа в группах. | | -Назовите самый острый момент в произведении. -Какой совершил поступок Филька? -Почему он совершил этот поступок? Почему был грубым, замкнутым? - Чтобы достичь цели, нужно более подробно разобраться в причинах поступков героев. Для этого я предлагаю вам творческую работу в группах. -В каждой группе по 4 человека: -выбираем координатора (руководит работой группы). -выбираем секретаря (ведёт записи) Дети знакомятся с заданиями для группы и приступают к выполнению. -На всю работу отводится 5 минут. | Филька ударил коня наотмаш и кинул в снег хлеб. Ему не хватала человеческого тепла, доброты. 1 группа «Природа реагирует на злой поступок Фильки». Заполняют таблицу.(Приложение 1.) 2, 3 группа «Сказ бабушки о минувших событиях» Дети должны восстановить текст с пропуском слов (Приложение 2.) 4 группа Инсценировка отрывка сказки «Бессмысленный гражданин» (Приложение 3.) 5 группа Заполнение таблицы: «Природа реагирует на изобретение Фильки от беды неминучей» (Приложение 4) 6 группа Пересказ отрывка сказки «Примирение Фильки с конём» 7 группа «Всем миром» В центре ватмана изображение солнца- символа света, теплоты и счастья. Дети подписывают под лучами солнца тех героев, кто помогал искоренить в деревне «Злобу людскую» (Панкрат, бабушка, мужики, ребята, Филька) | Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; структурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска в книге; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прочитанного текста; определение основной и второстепенной информации литературного произведения; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста в соответствии цели вопроса. Коммуникативные: постановка вопросов, и обсуждение их с одноклассниками; владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. |
Проверка работы групп. Выступление детей. | | 1 группа выступает. Беседа после выступления детей: - Почему так реагировала природа? -На чьей стороне природа? 2,3 группа -Представьте свою работу. Беседа после выступления детей: - Зачем бабушка рассказала такую историю? -Отчего по мнению бабушки случился такой мороз? -К кому послала бабушка Фильку за мудрым советом? Почему? 4 группа Инсценировка отрывка. Дети в костюмах, декорация печки, где грелся Филька. Беседа после выступления детей: -Что происходило в душе Фильки? -«Бессмысленный ты гражданин, Филька!» -Так ли это? -Почему Филька был так уверен, что ребята пойдут помогать? | Дети читают вставленные в таблицу слова и комментируют. - Природа недовольна, возмущена. Как человек выражает свои чувства. -На стороне коня. Дети зачитывают восстановленный отрывок из сказки. -Догадалась. -От злобы людской. Злой поступок породил Фильки породил возмущение природы. Вызвал бурю. -К Панкрату. Он умный, мудрый человек. К нему часто обращались за советом. -Филька понимал, что только он может исправить. На душе было горько, стыдно, но он решается пойти к Панкрату. -Оценил, Панкрат дал определение злого поступка. Такие люди не приносят пользы никому. -Все жители в этой деревне были дружны, это не раз доказывали. В те времена деревенский народ дружно поднимался на подмогу любому, оказавшемуся в беде. | Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; структурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска в книге; определение основной и второстепенной информации литературного произведения; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста в соответствии цели вопроса. Коммуникативные: постановка вопросов, и обсуждение их с одноклассниками и учителем; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Физкультминутка | | -В этом отрывке, только что прослушанном, встречается ещё один персонаж-«она подслушала разговор Фильки и Панкрата». -Кто это? -Какая сорока обычно в сказках? -А в этой сказке она какая? -Почему? -Да, сказать не может, НО! Поступок какой совершает? Физ-минутка: -Встаньте, ребята. -Представим, что вот летит сорока, возвращается с юга (Машем руками) -Несёт с собой тёплый ветер(показать) -Что же она видит, пролетая над деревней? -Мужики и ребята колют лёд на реке (показать движения) -Лёд треснул (показываем) -В мельничный лоток хлынула вода с шумом (ш-ш-ш) -Колесо завертелось сначала медленно, потом быстрее (Показать движения) -Жернова начали перетирать зерно (движения) -Посыпалась ТЁПЛАЯ мука -В домах затопили печки, хозяйки пекут горячий, ароматный хлеб (движения) -Садитесь. | -Сорока. -Болтуша, сплетница, всё про всех знает. -Старая, мудрая. -Живёт у Панкрата, видит его добрые дела, слушает мудрые советы. -Приносит тёплый ветер с юга. Обучающиеся отдыхают, расслабляются после работы на уроке. Знакомятся кратко с технологией работы водяной мельницы, что в этой деревне была. | Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, показать как работает мельница Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками |
Проверка работы групп. Выступление детей. (продолжение) | | 5 группа -Природа реагирует на изобретение Фильки. Выступление детей. Беседа после выступления детей: -Если сравнить природу с человеческими чувствами, то природа сначала возмущалась, заступилась за коня, а теперь какой стала? -Выберите подходящие слова из столбика на доске. 6 группа Пересказ небольшого отрывка сказки «Примирение Фильки с Конём» Беседа после выступления детей: -Почему не сразу подошёл Конь к Фильке? -Опять кто помогает Фильке? 7 группа «Всем миром» -Кто же помогал искоренить «злобу людскую»? - Как понимаете смысл этого словосочетания: «Всем миром»? -Изменился ли Филька? Что помогло? | Выступление детей. -Стала доброй , нежной, ласковой. Природа прощает Фильку. -Недоверие. -Панкрат. -Панкрат, бабушка, ребята, Мужики, сорока, и сам Филька. - В те времена люди в деревнях жили дружно. Деревенский народ дружно поднимался на подмогу любому, оказавшемуся в беде. -Филька изменился, обдумал свой злой поступок, придумал изобретение. -Помогли близкие люди, жители деревни понять и исправить ошибку. | |
Подведение итогов урока | | В чём главная мысль сказки? Чуму учит нас сказка? -Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? Что тёплого мы ещё встречаем? ВЫВОД: -Только тёплые и добрые человеческие отношения могут победить любое зло! Вернёмся к цели урока: Слайд (Цели урока) -Достигнута ли цель урока? Слайд 7: Почитайте добрые советы от автора: -Обсудите в паре: -Закончите каждый совет. После обсуждения дети высказывают своё мнение. Добрые советы К.Г. Паустовского: 1. Чтобы исправить, остановить зло… 2. Когда вместе люди берутся за дело… 3. Человек и природа… 4. Нельзя относиться к окружающему миру… | -Каждый имеет право на ошибку, на переосмысление и исправление. -Тёплый ветер, тёплый хлеб, тёплая мука, тёплое дыхание коня на плече у Фильки. Работа детей в паре. Дети высказывают свои мнения. 1. Чтобы исправить, остановить зло…(совершить добрый поступок) 2. Когда вместе люди берутся за дело…(многое по силам) 3. Человек и природа…(неразделимы) 4. Нельзя относиться к окружающему миру…(безралично) | Личностные: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство своей точки зрения. |
Рефлексия | Учитель проводит рефлексивын анализ учащихся. | -Закончите высказывание: Слайд 8: -Сегодня на уроке я… -самым полезным, интересным для меня было… -Я понял, что… -Мне захотелось… -Было трудно… | Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, делаться своими открытиями и неудачами. | Личностные: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: оценка |
Домашнее задание | | Творческая работа. Письменно дома порассуждать над вопросом: «Что вы ощущаете на сердце, от сделанного вами доброго поступка». Привести свои примеры. | | |