СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственный аспект риторики как научной дисциплины

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследователи  рекламного текста найдут в статье интересный материал.

Просмотр содержимого документа
«Нравственный аспект риторики как научной дисциплины»

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ РИТОРИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


На современном этапе развития нашего общества повышение уровня речевой культуры становится одной из ключевых проблем. Риторика как наука и искусство красноречия призвана обеспечить формирование интеллектуально и нравственно совершенной личности, что решает такую проблему, как повышение качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях.

Нравственная функция риторического обучения состоит в связи риторики с философией и этикой. Как справедливо заметил В.И. Аннушкин, риторика - искусство мыслить. Обучение речи в риторике всегда предполагало одновременное обучение мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Отсюда особая серьезность риторики как реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни. Основой риторики всегда были философия и этика, вне этой духовно-нравственной основы невозможно представить современные методики преподавания риторики или иных многочисленных речевых технологий (1; 2).

Еще в античности красноречие предполагало нравственный выбор, определяющий образ жизни и судьбу человека. Так было с Сократом, Демосфеном, Цицероном. Однажды Цицерону довелось защищать молодого человека, обвиняемого в совершении неблаговидного поступка. Самым убедительным аргументом оказался следующий: молодой человек – оратор, следовательно, он не способен на дурное, его ум и сердце не настроены на зло, у него нет ни времени, ни сил на него. Этот аргумент вряд ли сочли убедительным в наше время, но и сейчас не утратили своей актуальности представления о нравственной составляющей образа оратора. В своем трактате «Об ораторе» Цицерон сказал, что красноречие является одним из высших проявлений нравственной силы человека.

У М. Сперанского в «Правилах высокого красноречия» читаем: «…красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий» (4; 82).

«Ораторское красноречие состоит в искусстве действовать даром слова на разум и волю других и побуждать их к высоким и нравственным целям», - писал К.П. Зеленецкий в своей книге «Частная риторика», изданной еще в 1849 году (3).

По мнению многих ученых, например С.С. Аверинцева, А.Ф.Лосева, Л.К. Граудиной, А.К. Михальской и др., современная риторика – это философия речевого общения, это обобщающая этика и эстетика речевого общения, ставящая проблемы нравственного выбора, добра и зла и их проявлений в речевом поведении и общении.

К сожалению, социальная, политическая и деловая жизнь России демонстрирует нам многочисленные примеры некорректных речевых актов. Неумение и нежелание вести конструктивный диалог нередко приводит к размежеванию тех сил, которые должны объединиться, стать единомышленниками.

Одной из главных причин появления деструктивных элементов в процессе общения является отсутствие позитивных нравственных установок его участников по отношению друг к другу.

Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, авторы книги «Деловая риторика», определяют нравственную установку как готовность личности действовать в соответствии с определенными моральными нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о социальной ответственности, справедливости, долге и т.д. Нравственная установка личности формируется в процессе социализации, т.е. воспитания в семье, при получении образования, усвоении соответствующих профессиональных и корпоративных кодексов морали (2; 31).

Следует отметить, что, начиная с античных времен, теоретики и практики ораторской речи придавали большое значение нравственной позиции говорящего.

Древнегреческий философ Аристотель указывает на такие необходимые оратору нравственные качества, как мудрость, рассудительность, безупречная честность. Они должны присутствовать в любой речи оратора, если это Оратор (с большой буквы), и любому выступающему следует продумывать свое выступление с этой точки зрения.

«Что до состояния самого ритора надлежит, - пишет М.В. Ломоносов, - то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели его народ любит за заслуги; 3) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен, ибо он тогда не токмо словом, но и видом и движением действовать будет…» (4; 73).

В «Российской риторике», изданной в 1824 году, подчеркивается: «Что касается до оратора, то он необходимо должен иметь нравы добрые и наклонности честные. Слово его не меньше должно быть вывескою его добродетели, как и просвещения. Искусство всегда получает более важности и почтения, когда оно соединяется с благородными качествами человека, владеющего оным; особливо в убеждении умов самый образ жизни оратора должен служить порукою, что советы его искренни и основаны на собственном убеждении» (6; 142).

По утверждению В.И. Аннушкина, риторика - учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом. Соответствие этому требованию позволяет воспитать такого человека, для которого язык (слово, уста) становятся подлинной «стеной» и «оградой», а общество, в котором он живет и трудится, становится благоденствующим вследствие правильно организованным речевым связям (1;2).

Итак, говоря, мы не только вступаем в общение, но и выражаем свою индивидуальность. Именно этим прежде всего мы интересны слушателям, этим же обусловлено наше право на речь.

Выдающийся философ ХХ века О. Розеншток-Хюсси рассматривает речь как личное право человека. «Любой индивид заинтересован в своей способности и праве говорить», потому что «человек, беря слово, занимает свою позицию во времени и пространстве». «Говорить – значит верить в единодушие… говорить – значит, участвуя в движении общества, вносить в это движение нечто свое». Те, кто «уклоняется от выполнения этой грандиозной задачи… либо предает себя в других, либо становится лицемером, пользующимся чужим языком» (5; 19).

Отсюда – нравственный императив философа: «Тот, кто что-то говорит и сам не верит в то, что говорит, - болтун. Люди подобного сорта могут произнести нечто, но они не говорят. Речь возникает только тогда, когда за словами человека – его репутация, жизнь, честь. Все, что не достигает этого уровня реальной достоверности, попросту неинтересно…» (5; 19).

Нравственно-философский подход распространяется Розенштоком-Хюсси не только на говорение, но и на слушание: «Чтобы восстановить действенность образования и обучения, мы должны сегодня вернуть честь и достоинство слушанию. Честь и достоинство людей в значительной мере – результат того, насколько глубоко они умели слушать, то есть расслышать в голосах других людей побуждение к действиям и отвечать на зов поступками» (5;19).

«Ответственностью филолога в обществе создается обстановка нравственной оценки речевых поступков, - утверждает В.И. Аннушкин. - Человек должен нести ответственность за произносимые слова. Именно этот особый раздел риторической науки - риторическая этика - нуждается в том, чтобы быть распространенным среди школьников и студентов. Новое поколение всегда желало жить по-новому - решение этих культурных противоречий возможно, если «новое поколение» основывает свои новации на знании культуры, а «консервативные» носители (старшее поколение) умеет радостно принимать новое. И все-таки дело учителей - быть в состоянии направить вкусы молодежи. Поэтизация криминала и романтизация пороков, блатной и уголовной жизни, - все это семиотический фон, на котором иные авторы пытаются сегодня сформировать стиль мысли, стиль слова, стиль жизни» (1; 6).

Актуальными, на наш взгляд, остаются в современном обществе и слова древнеримского оратора Цицерона: «Называются людьми многие, но являются людьми только те, кто образованы в науках, свойственных человечности» (7).

Таким образом, нравственный потенциал риторики как научной дисциплины состоит в формировании этических установок личности, оказывающих решающее влияние на весь процесс организации речевого взаимодействия.


Библиографический список


1. Аннушкин В.И. Риторика в составе коммуникативных дисциплин. www.PGLU.ru

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону: Изд. Центр «МарТ», 2002. 512 с.

3. Зеленецкий К.П. Частная риторика. 1849г.

4. Об ораторском искусстве: Хрестоматия/Авт.-сост. А.В.Толмачев. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1973.

5. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность// Мартьянова И.А. Основы риторики. СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 288с.

6. Российская риторика. Харьков, 1824.

7. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М, 1994.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!