НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ РИТОРИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
На современном этапе развития нашего общества повышение уровня речевой культуры становится одной из ключевых проблем. Риторика как наука и искусство красноречия призвана обеспечить формирование интеллектуально и нравственно совершенной личности, что решает такую проблему, как повышение качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях.
Нравственная функция риторического обучения состоит в связи риторики с философией и этикой. Как справедливо заметил В.И. Аннушкин, риторика - искусство мыслить. Обучение речи в риторике всегда предполагало одновременное обучение мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Отсюда особая серьезность риторики как реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни. Основой риторики всегда были философия и этика, вне этой духовно-нравственной основы невозможно представить современные методики преподавания риторики или иных многочисленных речевых технологий (1; 2).
Еще в античности красноречие предполагало нравственный выбор, определяющий образ жизни и судьбу человека. Так было с Сократом, Демосфеном, Цицероном. Однажды Цицерону довелось защищать молодого человека, обвиняемого в совершении неблаговидного поступка. Самым убедительным аргументом оказался следующий: молодой человек – оратор, следовательно, он не способен на дурное, его ум и сердце не настроены на зло, у него нет ни времени, ни сил на него. Этот аргумент вряд ли сочли убедительным в наше время, но и сейчас не утратили своей актуальности представления о нравственной составляющей образа оратора. В своем трактате «Об ораторе» Цицерон сказал, что красноречие является одним из высших проявлений нравственной силы человека.
У М. Сперанского в «Правилах высокого красноречия» читаем: «…красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий» (4; 82).
«Ораторское красноречие состоит в искусстве действовать даром слова на разум и волю других и побуждать их к высоким и нравственным целям», - писал К.П. Зеленецкий в своей книге «Частная риторика», изданной еще в 1849 году (3).
По мнению многих ученых, например С.С. Аверинцева, А.Ф.Лосева, Л.К. Граудиной, А.К. Михальской и др., современная риторика – это философия речевого общения, это обобщающая этика и эстетика речевого общения, ставящая проблемы нравственного выбора, добра и зла и их проявлений в речевом поведении и общении.
К сожалению, социальная, политическая и деловая жизнь России демонстрирует нам многочисленные примеры некорректных речевых актов. Неумение и нежелание вести конструктивный диалог нередко приводит к размежеванию тех сил, которые должны объединиться, стать единомышленниками.
Одной из главных причин появления деструктивных элементов в процессе общения является отсутствие позитивных нравственных установок его участников по отношению друг к другу.
Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, авторы книги «Деловая риторика», определяют нравственную установку как готовность личности действовать в соответствии с определенными моральными нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о социальной ответственности, справедливости, долге и т.д. Нравственная установка личности формируется в процессе социализации, т.е. воспитания в семье, при получении образования, усвоении соответствующих профессиональных и корпоративных кодексов морали (2; 31).
Следует отметить, что, начиная с античных времен, теоретики и практики ораторской речи придавали большое значение нравственной позиции говорящего.
Древнегреческий философ Аристотель указывает на такие необходимые оратору нравственные качества, как мудрость, рассудительность, безупречная честность. Они должны присутствовать в любой речи оратора, если это Оратор (с большой буквы), и любому выступающему следует продумывать свое выступление с этой точки зрения.
«Что до состояния самого ритора надлежит, - пишет М.В. Ломоносов, - то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели его народ любит за заслуги; 3) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен, ибо он тогда не токмо словом, но и видом и движением действовать будет…» (4; 73).
В «Российской риторике», изданной в 1824 году, подчеркивается: «Что касается до оратора, то он необходимо должен иметь нравы добрые и наклонности честные. Слово его не меньше должно быть вывескою его добродетели, как и просвещения. Искусство всегда получает более важности и почтения, когда оно соединяется с благородными качествами человека, владеющего оным; особливо в убеждении умов самый образ жизни оратора должен служить порукою, что советы его искренни и основаны на собственном убеждении» (6; 142).
По утверждению В.И. Аннушкина, риторика - учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом. Соответствие этому требованию позволяет воспитать такого человека, для которого язык (слово, уста) становятся подлинной «стеной» и «оградой», а общество, в котором он живет и трудится, становится благоденствующим вследствие правильно организованным речевым связям (1;2).
Итак, говоря, мы не только вступаем в общение, но и выражаем свою индивидуальность. Именно этим прежде всего мы интересны слушателям, этим же обусловлено наше право на речь.
Выдающийся философ ХХ века О. Розеншток-Хюсси рассматривает речь как личное право человека. «Любой индивид заинтересован в своей способности и праве говорить», потому что «человек, беря слово, занимает свою позицию во времени и пространстве». «Говорить – значит верить в единодушие… говорить – значит, участвуя в движении общества, вносить в это движение нечто свое». Те, кто «уклоняется от выполнения этой грандиозной задачи… либо предает себя в других, либо становится лицемером, пользующимся чужим языком» (5; 19).
Отсюда – нравственный императив философа: «Тот, кто что-то говорит и сам не верит в то, что говорит, - болтун. Люди подобного сорта могут произнести нечто, но они не говорят. Речь возникает только тогда, когда за словами человека – его репутация, жизнь, честь. Все, что не достигает этого уровня реальной достоверности, попросту неинтересно…» (5; 19).
Нравственно-философский подход распространяется Розенштоком-Хюсси не только на говорение, но и на слушание: «Чтобы восстановить действенность образования и обучения, мы должны сегодня вернуть честь и достоинство слушанию. Честь и достоинство людей в значительной мере – результат того, насколько глубоко они умели слушать, то есть расслышать в голосах других людей побуждение к действиям и отвечать на зов поступками» (5;19).
«Ответственностью филолога в обществе создается обстановка нравственной оценки речевых поступков, - утверждает В.И. Аннушкин. - Человек должен нести ответственность за произносимые слова. Именно этот особый раздел риторической науки - риторическая этика - нуждается в том, чтобы быть распространенным среди школьников и студентов. Новое поколение всегда желало жить по-новому - решение этих культурных противоречий возможно, если «новое поколение» основывает свои новации на знании культуры, а «консервативные» носители (старшее поколение) умеет радостно принимать новое. И все-таки дело учителей - быть в состоянии направить вкусы молодежи. Поэтизация криминала и романтизация пороков, блатной и уголовной жизни, - все это семиотический фон, на котором иные авторы пытаются сегодня сформировать стиль мысли, стиль слова, стиль жизни» (1; 6).
Актуальными, на наш взгляд, остаются в современном обществе и слова древнеримского оратора Цицерона: «Называются людьми многие, но являются людьми только те, кто образованы в науках, свойственных человечности» (7).
Таким образом, нравственный потенциал риторики как научной дисциплины состоит в формировании этических установок личности, оказывающих решающее влияние на весь процесс организации речевого взаимодействия.
Библиографический список
1. Аннушкин В.И. Риторика в составе коммуникативных дисциплин. www.PGLU.ru
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону: Изд. Центр «МарТ», 2002. 512 с.
3. Зеленецкий К.П. Частная риторика. 1849г.
4. Об ораторском искусстве: Хрестоматия/Авт.-сост. А.В.Толмачев. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1973.
5. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность// Мартьянова И.А. Основы риторики. СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 288с.
6. Российская риторика. Харьков, 1824.
7. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М, 1994.