2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника. - Как называется раздел, который сейчас познаем? - Кто такие братья наши меньшие? - Произведения, каких авторов мы уже узнали? Проверка домашнего задания - Что вам нужно было сделать дома? Чтение стихотворения наизусть по желанию (Аргументированное оценивание) | - «О братьях наших меньших». - Животные. И. Пивоваровой, Б. Заходера, В. Берестова - Чтение наизусть стихотворения Валентина Берестова «Кошкин щенок» | Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний (анализ, синтез, обобщение); Регулятивные: волевая саморегуляция; Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор при ответе на вопрос |
3).Этап выявления места и причины затруднения. | - Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. – Какого человека можно назвать неравнодушным? – Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. - Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? - Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? Слова- помощники : узнать, познакомиться, определить | -Человека, который может посочувствовать, помочь, не пройти мимо того кто в беду попал. Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя - К Михаилу Михайловичу Пришвину. * Узнать о жизни и творчестве писателя * Познакомиться с новым произведением * Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке | Регулятивные: целеполагание; волевая саморегуляция; Познавательные: формирование умения использовать простые логические действия (анализ) Коммуникативные: формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос |
4).Этап построения проекта выхода из затруднения. 5).Этап реализации построенного проекта. | Знакомство с автором и его произведениями. - М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом. М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др. Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше. – Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина. - Откройте учебник на стр.132й Прочитайте название произведения. –Поднимите руку, кто видел маленьких утят? –Где? –Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин Это очень маленькая уточка, которая живет в наших водоёмах. -Чирок–свистунок - Как вы думаете, много у неё врагов? - Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»? - Посмотрите, на стр.134й есть изображение. - Кто попробует по изображению предположить о хороших поступках это произведение или о плохих? - А как проверить ваши предположения? - Верно. - Итак, какова основная цель нашего урока? - В тексте есть слова, которые могут быть вам не понятны. Я называю слово, кто знает его лексическое значение, поднимает руку. Словарная работа: Верста - (русская мера длины, равная 1, 06 км) Паровое поле – (невспаханное поле с осени, отдохнувшее, пары) Кузница – место, где работают кузнецы. Вода спала – стало меньше воды в водоёме (уменьшение объёма воды в водоёме). - Я начинаю читать произведение, вы внимательно слушаете и следите. В любой момент я останавливаюсь, и кто-то из класса продолжает чтение. | - «Ребята и утята». - Летом на речке. - Много - Потому что в рассказе будет говориться о детях и об этой уточке. - О хороших - Прочитать, понять, что-то взять для себя. - Познакомиться с текстом рассказа Михаила Михайловича Пришвина “Ребята и утята”, внимательно прослушать рассказ, понять, о чём произведение, какая главная тема, мысль. Используют словарь для объяснения слов | Познавательные: добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке Регулятивные: освоение способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные: формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос. |
6).Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 8).Этап включения в систему знаний и повторения. | Первичное восприятие текста: - Какие чувства у вас возникли, когда ребята ловили утят? (Активизирую работу учащихся) - Какой поступок совершили дети? - Почему? - Смогли ли они исправить свой плохой поступок? - Кто им помог его исправить? - Что вы можете сказать об этом человеке? - А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней? - Не захотелось ли бы вам поймать утят? - Почему? (Оценивание) Работа по рассказу. -Прочитайте начало рассказа и представьте себе эту картину. - Устно опишите путь уточки с утятами к озеру. (до 5 абзаца) - Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышленые? - Все согласны? Объясните своё мнение. -А как поступили бы вы на месте автора: стали бы их ругать, или объяснили им, как труден путь утят к озеру? А может быть, ещё как-то по-другому? -Смогли ли ребята понять свой поступок? -Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ? Работа с пословицами. Прочитайте пословицы. Найдите из них те пословицы, которые подходят к рассказу М.М.Пришвина. - Как ты понимаешь эту пословицу? - Почему ты считаешь, что именно эта пословица подходит к рассказу? - Как ты понимаешь эту пословицу? - Почему ты считаешь, что именно эта пословица подходит? - Как называется рассказ, с которым мы работали на уроке? Кто его автор? - Что вы сможете сказать об авторе? - Чему автор учит нас? - Прочитайте, выделенное жёлтым, высказывание на 134й стр.. - Как вы думаете, автор высказывания прав? - Значит, каковы наши предположения? | Выражают свои чувства, мысли. - Чувство жалости к утке и утятам, чувство злости и обиды к ребятам. - Плохой. - Потому что просто так обижали маленькую утку с утятами. - Смогли. - Автор рассказа, который увидел происходящее. - Этот человек, добрый, справедливый, любящий природу, умеющий бережно к ней относиться - Мы бы их не трогали - Нет. - Потому что так нельзя делать, это плохой поступок, и птицам будет страшно. Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к части. - Ребята глупые, немного жестокие и весёлые. - Глупые потому что не понимали как тяжело птичкам, жестокие потому что думали только о себе, видя, что птицам страшно, весёлые, потому что ребята играли. - Объяснили бы. - Думаем, что смогли. - Он добрый, понимающий, справедливый, уважающий природу. Кто скоро помог, тот дважды помог. - Чем быстрее поможешь, кому-либо, тем лучше и эффективнее твоя помощь. - Потому что автор вовремя заметил ребят и спас птиц, ведь мы не знаем, что могло бы произойти с утятами и уткой, если бы автор пришёл позже. За правое дело стой смело! - Если твоё дело нужное, хорошее и справедливое, не отступай от него. - Потому что в рассказе автор не прошёл мимо, а защитил утку с утятами, объяснил ребятам, что они поступили плохо. А ребята наоборот струсили, потому что осознали, что поступают плохо и дело их не правое. - «Ребята и утята». - Михаил Михайлович Пришвин. - Он очень любил природу и бережно к ней относился. - Бережно относиться к природе, помогать ей, и задумываться, от своих поступках. - Да - Верны. | Познавательные: формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); Коммуникативные: формирование умения отвечать на вопрос, аргументировать Познавательные: добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке Коммуникативные: формирование умения учебного сотрудничества с учителем; формирование умения объяснять свой выбор. |