СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственный смысл поступков. М. Пришвин «Ребята и утята» Литературное чтение 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Нравственный смысл поступков. М. Пришвин «Ребята и утята».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока познакомить с произведением М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Задачи урока:

Образовательная - сформировать понятие о доброте, любви к животным через рассказ М. Пришвина  «Ребята и утята»;

Развивающая – развивать литературные способности: отвечать на вопросы по содержанию словами текста, определять идею произведения путём выбора пословицы, которая  наиболее точно выражает главную мысль, характеристика персонажей, определение детьми собственного отношения к их поступкам, подбор эпизода из текста к иллюстрации;

Воспитывающая – воспитывать адекватное восприятие читаемого произведения, интерес к размышлению о характере и поступках героев, уважительное отношение к предмету литературное чтение.

Планируемый результат универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные: развивать умение сравнивать, осмысливать, анализировать, полученную информацию; понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

Познавательные: анализировать, обобщать полученные ранее знания; осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя; пересказывать прочитанное или прослушанное

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Личностные: формирование у учащихся позитивного отношения к действительности; совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

Оборудование урока: учебник «Литературное чтение» часть 1, УМК «Школа России», сост. Л.Ф.Климанова и др., толковый словарь Ожегова, портрет писателя, изображение утки Чирок-свистунок.

Просмотр содержимого документа
«Нравственный смысл поступков. М. Пришвин «Ребята и утята» Литературное чтение 2 класс»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



ПРОВЕРИЛ

руководитель практики

_________/_________/

«___»_________20___г.

СОГЛАСОВАЛ
учитель начальных классов
__________/_________/


«___»_________20___г.


Нравственный смысл поступков. М. Пришвин «Ребята и утята»

Литературное чтение

2 класс

Выполнила: Бойченко Д.В.

студентка Ш-41 группы




Ейск, 2018 г.

Тема урока: Нравственный смысл поступков. М. Пришвин «Ребята и утята».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока познакомить с произведением М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Задачи урока:

Образовательная - сформировать понятие о доброте, любви к животным через рассказ М. Пришвина «Ребята и утята»;

Развивающая – развивать литературные способности: отвечать на вопросы по содержанию словами текста, определять идею произведения путём выбора пословицы, которая наиболее точно выражает главную мысль, характеристика персонажей, определение детьми собственного отношения к их поступкам, подбор эпизода из текста к иллюстрации;

Воспитывающая – воспитывать адекватное восприятие читаемого произведения, интерес к размышлению о характере и поступках героев, уважительное отношение к предмету литературное чтение.

Планируемый результат универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные: развивать умение сравнивать, осмысливать, анализировать, полученную информацию; понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

Познавательные: анализировать, обобщать полученные ранее знания; осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя; пересказывать прочитанное или прослушанное

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Личностные: формирование у учащихся позитивного отношения к действительности; совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

Оборудование урока: учебник «Литературное чтение» часть 1, УМК «Школа России», сост. Л.Ф.Климанова и др., толковый словарь Ожегова, портрет писателя, изображение утки Чирок-свистунок.



Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1).Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята.

Проверьте готовность к уроку.



Приветствуют учителя.

Проверяют посадку, готовность к уроку.






Личностные: развитие мотивов учебной деятельности

Коммуникативные:готовность слушать собеседника и вести диалог

2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.

- Как называется раздел, который сейчас познаем?

- Кто такие братья наши меньшие?

- Произведения, каких авторов мы уже узнали?


Проверка домашнего задания

- Что вам нужно было сделать дома?

Чтение стихотворения наизусть по желанию

(Аргументированное оценивание)




- «О братьях наших меньших».


- Животные.


И. Пивоваровой, Б. Заходера, В. Берестова



- Чтение наизусть стихотворения Валентина Берестова «Кошкин щенок»


Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний (анализ, синтез, обобщение);

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор при ответе на вопрос


3).Этап выявления места и причины затруднения.


- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным?


– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.


- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

- Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?

Слова- помощники : узнать, познакомиться, определить

















-Человека, который может посочувствовать, помочь, не пройти мимо того кто в беду попал.
















Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя

- К Михаилу Михайловичу Пришвину.










* Узнать о жизни и творчестве писателя

* Познакомиться с новым произведением

* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке








Регулятивные: целеполагание; волевая саморегуляция;

Познавательные: формирование умения использовать простые логические действия (анализ)

Коммуникативные: формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос

4).Этап построения проекта выхода из затруднения.



























5).Этап реализации построенного проекта.



Знакомство с автором и его произведениями.

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

- Откройте учебник на стр.132й

Прочитайте название произведения.

–Поднимите руку, кто видел маленьких утят?

–Где?

–Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин

Это очень маленькая уточка, которая живет в наших водоёмах.

-Чирок–свистунок - Как вы думаете, много у неё врагов?


- Почему автор назвал рассказ

« Ребята и утята»?


- Посмотрите, на стр.134й есть изображение.

- Кто попробует по изображению предположить о хороших поступках это произведение или о плохих?


- А как проверить ваши предположения?

- Верно.


- Итак, какова основная цель нашего урока?

- В тексте есть слова, которые могут быть вам не понятны.

Я называю слово, кто знает его лексическое значение, поднимает руку.

Словарная работа:

Верста - (русская мера длины, равная 1, 06 км)


Паровое поле – (невспаханное поле с осени, отдохнувшее, пары)

Кузница – место, где работают кузнецы.


Вода спала – стало меньше воды в водоёме (уменьшение объёма воды в водоёме).



- Я начинаю читать произведение, вы внимательно слушаете и следите. В любой момент я останавливаюсь, и кто-то из класса продолжает чтение.






































- «Ребята и утята».



- Летом на речке.


















- Много



- Потому что в рассказе будет говориться о детях и об этой уточке.





- О хороших


- Прочитать, понять, что-то взять для себя.



- Познакомиться с текстом рассказа Михаила Михайловича Пришвина “Ребята и утята”, внимательно прослушать рассказ, понять, о чём произведение, какая главная тема, мысль.





Используют словарь для объяснения слов


















Познавательные: добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке

Регулятивные: освоение способов решения проблем поискового характера;

Коммуникативные: формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос.


Физминутка

-Встали из-за столов

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем-

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют движения.

Регулятивные: саморегуляция

6).Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.























7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.























8).Этап включения в систему знаний и повторения.

Первичное восприятие текста:


- Какие чувства у вас возникли, когда ребята ловили утят?

(Активизирую работу учащихся)

- Какой поступок совершили дети?

- Почему?


- Смогли ли они исправить свой плохой поступок?

- Кто им помог его исправить?

- Что вы можете сказать об этом человеке?


- А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней?

- Не захотелось ли бы вам поймать утят?

- Почему?


(Оценивание)


Работа по рассказу.

-Прочитайте начало рассказа и представьте себе эту картину.

- Устно опишите путь уточки с утятами к озеру. (до 5 абзаца)



- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышленые?

- Все согласны? Объясните своё мнение.






-А как поступили бы вы на месте автора: стали бы их ругать, или объяснили им, как труден путь утят к озеру? А может быть, ещё как-то по-другому?

-Смогли ли ребята понять свой поступок?

-Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?


Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы. Найдите из них те пословицы, которые подходят к рассказу М.М.Пришвина.

- Как ты понимаешь эту пословицу?



- Почему ты считаешь, что именно эта пословица подходит к рассказу?





- Как ты понимаешь эту пословицу?



- Почему ты считаешь, что именно эта пословица подходит?








- Как называется рассказ, с которым мы работали на уроке?


Кто его автор?

- Что вы сможете сказать об авторе?


- Чему автор учит нас?



- Прочитайте, выделенное жёлтым, высказывание на 134й стр..

- Как вы думаете, автор высказывания прав?

- Значит, каковы наши предположения?


Выражают свои чувства, мысли.

- Чувство жалости к утке и утятам, чувство злости и обиды к ребятам.


- Плохой.


- Потому что просто так обижали маленькую утку с утятами.

- Смогли.

- Автор рассказа, который увидел происходящее.

- Этот человек, добрый, справедливый, любящий природу, умеющий бережно к ней относиться


- Мы бы их не трогали


- Нет.


- Потому что так нельзя делать, это плохой поступок, и птицам будет страшно.





Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к части.


- Ребята глупые, немного жестокие и весёлые.

- Глупые потому что не понимали как тяжело птичкам, жестокие потому что думали только о себе, видя, что птицам страшно, весёлые, потому что ребята играли.




- Объяснили бы.


- Думаем, что смогли.



- Он добрый, понимающий, справедливый, уважающий природу.




Кто скоро помог, тот дважды помог.

- Чем быстрее поможешь, кому-либо, тем лучше и эффективнее твоя помощь.

- Потому что автор вовремя заметил ребят и спас птиц, ведь мы не знаем, что могло бы произойти с утятами и уткой, если бы автор пришёл позже.


За правое дело стой смело!

- Если твоё дело нужное, хорошее и справедливое, не отступай от него.

- Потому что в рассказе автор не прошёл мимо, а защитил утку с утятами, объяснил ребятам, что они поступили плохо. А ребята наоборот струсили, потому что осознали, что поступают плохо и дело их не правое.



- «Ребята и утята».


- Михаил Михайлович Пришвин.

- Он очень любил природу и бережно к ней относился.

- Бережно относиться к природе, помогать ей, и задумываться, от своих поступках.




- Да


- Верны.

Познавательные: формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение);



Коммуникативные: формирование умения отвечать на вопрос, аргументировать










Познавательные: добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке

















Коммуникативные: формирование умения учебного сотрудничества с учителем; формирование умения объяснять свой выбор.





9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-Что у вас особенно получилось?



- Поднимите руку те, кто хорошо работал на уроке и всё понял.

- Поднимите руку те, кому ещё нужно поработать.

- Вы все молодцы. Спасибо за хорошую работу.

- Представлять сцены происходящего, предполагать содержание произведения, читать, анализировать прочитанное.


Регулятивные:

Умение объективно оценивать свою деятельность.


Домашнее задание

Дом. задание написано на доске.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание. №6 пересказ по плану, №7 свой план пересказа.


Записывают домашнее задание.

-


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!