0
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
Предмет – литература | Класс 10 |
Тема: «Нравственный выбор художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Служение искусству или золотому тельцу». |
Цель урока: Определить, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества; выяснить, как автор решает проблему истинного искусства. |
Планируемы образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Самостоятельное формулирование цели, проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание, постановка вопросов, умение выражать свои мысли, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения, приобретение исследовательских навыков ориентирования в потоке информации и умения анализировать ее; умение обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты; делать логические заключения и проявлять творческие способности. | Самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности. |
Словарь урока: «художественное мастерство», «язык и стиль», «прототип литературного героя», «образ в системе образов», «сюжет», «композиция», «идея», творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Искусство – образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. Талант – высокий уровень одаренности, выдающиеся способности человека к деятельности в какой-либо области. Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Тщеславие – кичливое высокомерие, любовь к славе, почитанию. |
Ресурсы урока: Портрет Н.В. Гоголя, текст повести «Портрет», мультимедийный проектор, учебник под ред. А.Н. Архангельского, критические статьи: Белинский В.Г. «Взгляд на русскую литературу», Белый А. Мастерство Гоголя, Гуковский Г.А. «Реализм Гоголя», Манн Ю.В. «Поэтика Гоголя», Интернет-ресурсы: www.nsportal.ru, www.infourok.ru, www.doc4web.ru, www.открытый урок.рф |
Образовательные технологии: технология развития критического мышления учащихся |
Методы и приемы обучения: компетентностное обучение, метод проблемного изложения материала, дискуссия, дифференцированный подход в обучении, беседа по содержанию текста повести, доклады студентов, ответы на проблемные вопросы. |
Ход учебного занятия |
Этапы | |
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. этап | Приветственное слово. - Добрый день. Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить, творить, идя тернистым путём, с чистой душой, либо быть модным, жить в достатке, растратив свой талант, жизнь, продав душу. | Самоконтроль готовности учащихся к уроку |
Мотивация | Начнем с эпиграфа. Высказывание принадлежит самому автору: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» Как вы понимаете эти слова? Мы проведем нашу работу в технике «загзаг», разделив его на три части и озаглавив соответственно «знаем», «хотим знать», «узнали» | Предполагаемый ответ учащихся. Художник более чем кто-либо другой в ответе за свою судьбу. Его искусство пробуждает в людях добрые или злые чувства. Поэтому художник отвечает не только за своё будущее, но и за судьбы других людей. |
Актуализация | Итак, вопросы 1 части «знаем»: -
Что вы знаете из бигорафии Н.В. Гоголя? -
Какие проблемы поднимает и решает Н.В. Гоголь в своих произведениях? -
Что вы знаете о сборнике Н.В. Гоголя «Петербургские повести»? -
Какие повести входят в этот сборник? -
С содержанием каких повестей вы уже знакомы? | Предполагаемый ответ учащихся. В первой половине 1835 года Гоголь публикует сборник «Арабески», в состав которого вошли три повести: «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Петербургскими повестями, дополненными затем рассказом «Нос» и повестью «Шинель», Гоголь завершал целостную картину русской жизни, существенным звеном которой оказалась также написанная в эти годы комедия «Ревизор». Основная тема петербургских повестей – обманчивость внешнего блеска столичной жизни, её мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза. Кроме того Гоголя волнует тема творчества и художника. Он убеждён, что талант – это Божий дар, он дан, чтобы «постигнуть высокую тайну создания». |
Целеполагание | Слово учителя. Талант – это Божий дар, он дан, чтобы «постигнуть высокую тайну создания». Этой теме посвящена повесть «Портрет». Тема нашего урока «Нравственный выбор художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Служение искусству или золотому тельцу». Предположите, какова будет цель урока? | Предполагаемый ответ учащихся. Определить, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества; выяснить, как автор решает проблему истинного искусства. |
Информационный этап
Учитель: 2 часть – «хотим узнать». О петербургском периоде творчества Н. В. Гоголя и история создания повести «Портрет» наши учащиеся подготовили сообщения. Слушаем их выступления.
Повесть «Портрет» посвящена основной и животрепещущей теме Н. В.Гоголя – теме творчества, судьбы художника, эстетического и нравственного. Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – «Невский проспект», «Портрет» (1 ред.), «Записки сумасшедшего» – вошли в сборник «Арабески», опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей «Арабесок» по вопросам искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. «...Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято... В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства...» – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому. В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: «Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без увлеченья... Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя...» В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все «нервы» произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: «Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?» Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика. Повесть состоит из двух частей. В первой рассматривается трагическая история художника Чарткова; вторая рассказывает историю преображения человека. Здесь Н. В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём «перевёрнутой композиции» (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой). |
Учитель: напоминаю, 2 часть нашего зигзага – «хотим узнать»
-
Почему погиб талант Чарткова?
-
Почему герою не удалось сохранить свой талант, а автору таинственного портрета удалось преодолеть в себе живописца “нестройной жизни”?
-
Каков смысл композиции?
Ответы на эти и другие вопросы помогут вам разгадать многочисленные тайны гоголевского текста. На урок речь пойдёт о тайне творчества, о загадке человеческого духа, о возможных способах постижения природы искусства, о том, как важно человеку не предавать себя, не изменять своему таланту и верить в своё призвание.
Аналитическая беседа | 2 часть – «хотим узнать». Вопросы для анализа повести. Часть I. -
Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе? -
Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный? -
Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой? -
Зачем так подробно описана комната Чарткова? -
Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем? -
Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства? -
Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника? -
Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой»? -
Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует? -
Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы? -
Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки? -
Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери? -
Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки? -
Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию? -
Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам? -
Почему «Золото сделалось... страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова? -
Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь? -
Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства? -
Отчего Чартков впал в «безнадёжное сумасшествие» и умер? Часть 2. -
Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией? -
Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие? -
Чем странен ростовщик, с которого писался портрет? -
Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком? -
Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать? -
Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны? -
Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа? -
В чём значение искусства и почему «талант...чище всех должен быть душою»? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство – две вещи несовместимые»? | |
Учитель: Мы повторили содержание повести, а теперь обратим внимание на тот факт из жизни Гоголя: именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству («Живопись, скульптура и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «Об архитектуре нынешнего времени»), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью «Портрет». Это свидетельствует о том, что Гоголя волнуют вопросы творчества и место художника в обществе.
В повести «Портрет» автор рассматривает жизнь современного художника в этом суетном мире, писатель ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства.
Гоголь рассчитывает на понимание читателей и критиков, но каково же было разочарование писателя, когда ведущий критик 30-40-х годов В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «Портрет есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество фантастических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, и которая бранит балы и восхищается природою – и вы не откажете в достоинстве этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия».
Обратите внимание: Белинский называет вторую часть повести «приделкой, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия»...
Заранее подготовленный ученик рассказывает о дальнейшей судьбе Гоголя и его повести «Портрет»:
Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора» Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные красоты... Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности, с художником Ивановым, который работает над картиной «Явление Христа народу».
Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть «Портрет». К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.
Аналитическая беседа | Итак, что по-вашему заставило Гоголя вновь взяться за перо и переделывать повесть? Как это показано в повести? Как был наказан Чартков? | Предполагаемый ответ: Гоголя не устраивала критика его произведения, так как он придавал огромное значение идее повести: его интересовала проблема истинного искусства и место художника в современном мире; настоящий художник не должен думать о наживе, о деньгах, так как это губительно для настоящего искусства Предполагаемый ответ: Чартков становится на путь лжи и предательства по отношению к искусству: первоначально это проявляется в том, что он солгал, придав девице образ Психеи. Чартков доволен: он получил значительную сумму, затем автор показывает дальнейшее «падение» Чарткова: «кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он отдавал ему байроновское положение и поворот». Предполагаемый ответ: Он погибает в страшных муках, зависть и злоба уничтожили его душу, талант: «Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства... Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою. осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на неё кидался, рвал, разрывал её, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья...» |
Учитель: Поражённый микробом наживы и зависти, главный герой повести гибнет в страшных муках, но история на этом не кончается. Как вы думаете, почему Гоголь пишет вторую часть, что он ещё недосказал? Ведь, казалось бы, мысль выражена предельно ясно и чётко: истинный художник не должен продавать душу дьяволу, обладающий талантом, он должен служить прекрасному на земле.
Аналитическая беседа | В чём же должно убедить читателя соседство первой и второй частей? | Предполагаемый ответ: Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком, независимо от его нравственной природы. Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые «глядели демонски-сокрушительно», уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма, «нет святости в лицах» |
Учитель: Совершенно верно, Вторая часть повести имеет огромное значение для идейного содержания повести. Критика Белинского заставила о многом задуматься великого писателя. Жизненные обстоятельства складывались так, что в Италии он познакомился с истинным художником (Ивановым), увидел, как самозабвенно он трудится над картиной на божественную тему, – все эти факты заставили вновь взяться за перо Гоголя. Во второй части он рассказывает о судьбе художника, который, соприкоснувшись со злом, проходит путь внутреннего очищения: «...он удалился с благословенья настоятеля в пустынь... Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силою молитвы...». Только после этого он позволил себе вновь взяться за перо, и тогда уже из-под его кисти стали выходить картины, полные святости: «...святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём», – говорит ему настоятель.
Только после этого он получил право давать наставления своему сыну-художнику, который собирается ехать в Италию: «Намёк о божественном, небесном заключён для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего... Всё принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства».
Аналитическая беседа | 3 часть – «узнали». Выводы: Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с повестью Н. В. Гоголя «Портрет», каков, на ваш взгляд, идейный замысел автора? | Предполагаемый ответ: «Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его», – так учит своего сына старый художник, это и составляет основную идею произведения. |
Учитель: В заключение мне хотелось бы обратить ваше внимание на концовку повести для того, чтобы увязать её с вашим домашним заданием. Вернёмся к финалу повести, мы знаем, что Гоголь переделав конец повести отнимает надежду на искоренение зла: портрет, принесший столько зла людям, бесследно исчезает, а это значит, что зло не уничтожено, оно продолжает бродить по свету. Насколько современна проблема противостояния ремесла и искусства? (предполагаемые ответы).
Из религиозной темы Н.В.Гоголь не сделал предмет теоретических или художественных изображений, он хотел, прежде всего, найти правду для самого себя, осуществить эту правду в самом себе, в своих произведениях.
Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап
Рефлексия.
Что лично для себя я открыл (понял, отметил, запомнил, заинтересовало) на этом занятии?
Чему научил меня сегодняшний урок? (Каждый должен учиться делать выбор, иметь представление о нравственных ценностях.)
Выставление оценок.
Спасибо всем за интересное обсуждение (отметить лучшие ответы, похвалить тех, кто сумел раскрыться во время занятия), но хотелось бы активности на занятии (пожелания).
Домашнее задание:
Напишите сочинение-миниатюру на тему: « Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?»