СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственная проблематика пьесы А.Н. Островского «Гроза»: тема греха, возмездия и покаяния.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Нравственная проблематика пьесы А.Н. Островского «Гроза»: тема греха, возмездия и покаяния".

Просмотр содержимого документа
«Нравственная проблематика пьесы А.Н. Островского «Гроза»: тема греха, возмездия и покаяния.»

Тема: Нравственная проблематика пьесы А.Н. Островского «Гроза»: тема греха, возмездия и покаяния.

Цели:

- определить тематику и проблематику пьесы;

- формировать аналитические умения у учащихся, умения работать с текстом;

- воспитывать интерес к русской литературе и культуре, помочь учащимся осознать такую категорию нравственности как совесть.

Оборудование: компьютер, колонки, текст пьесы.

Ход урока:

1. Оргмомент (1м.)

2. Вступительное слово (1м.)

Произведение практически изучено, прочитаны и проанализированы статьи Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, А.А. Григорьева. Но мы всё ещё не нашли ответа на вопрос, почему натура Катерины так противоречива. Мы помним, что её не понимали герои драмы (Варвара, Тихон), до сих пор ведут споры об этой героине литературоведы. Именно эта неисчерпаемость и глубина созданных образов и делает произведение истинным произведением искусства, актуальным на все времена.

3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала (3м.)

- Ребята, на уроках мы с вами постоянно говорим, что литературные тексты учат нас нравственности, конечно, драма Островского не исключение.

- Вспомните, что такое нравственность. (Учащиеся говорят, что нравственность – это система ценностей, которым следует человек, руководствуясь внутренними побуждениями).

- В чём отличие понятия «нравственности» от понятия «мораль»? (Учащиеся: мораль – правила поведения, регулируемые извне, а нравственность – правила поведения, регулируемые самим человеком, он поступает правильно, потому что не может иначе).

- Назовите категории нравственности (учащиеся: добро, зло, честь, достоинство, совесть и т.д.). Сегодня мы с вами поговорим о нравственной проблематике пьесы А.Н. Островского «Гроза», по ходу урока вам необходимо самим делать конспективные записи в тетрадях.

4. Объяснение нового материала (29м.)

- Обратимся к понятию совесть. На ваших столах лежат различные высказывания мыслителей о совести. Прежде чем читать высказывания, посмотрите на авторов, все ли они вам знакомы (учитель спрашивает, кому принадлежат фамилии, чтобы убедиться, что ученики знают, в какой сфере деятельности работали данные люди).

- Теперь работаем в парах (на работу – 7м.). Прочитайте высказывания, обсудите. Какое из них вы считаете наиболее точно отражающим понятие «совесть»? Постарайтесь прийти к соглашению и выбрать только одно высказывания, если не получится, то можете назвать несколько, аргументируя свой выбор.


Высказывания:

1. Совесть есть воспоминание о Боге (Николай Бердяев)

2. Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце (А.С. Пушкин)

3. Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен» (Ч. Дарвин)

4. Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы (А. Эйнштейн)

5. Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью (Л.Н. Толстой).

6. Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае (А.В. Суворов)

После прочтения учитель спрашивает 3-4 пары в зависимости от времени, подводя учеников к мысли о том, что если обобщить все высказывания, совесть – это голос Бога в душе человека, или внутренний голос.

- Давайте поразмышляем, жители города Калинов вроде бы благочестивые граждане, они ходят в церковь, берегут традиции, но почему же тогда их образ жизни называют «тёмным царством»? (Учащиеся должны прийти к выводу, что жители г. Калинов не слышат свой внутренний голос, т.е. не живут по совести).

- А чем же заглушают они свою совесть? Почему не слышат её? (Учащиеся: Дикой – власть денег, Кабаниха – боится потерять власть, держится за традиции, остальные приспосабливаются к этому)

- Как получилось, что такое количество людей перестало слушать и слышать свою совесть, стало бессовестными? (Учащиеся подходят к тому, что для них большую роль играют обряды, постепенно учитель подводит их к понятию «фарисеи», обычно находятся учащиеся, которые говорят, что так называют людей, лицемерно исполняющих правила благочестия).

- Итак, значит большинство людей, живущих в г. Калинов, верили в спасительное значение одного лишь точного исполнения обрядовых действий самих по себе, без осознания и понимания их смысла.

- Так ли учит нас православная вера? (Учитель подводит учеников к мысли о том, что Православие мыслит человека свободным, наделенным даром свободной воли: человек сам избирает путь праведности или греха, но, согрешив, может победить свой грех духовным усилием, нравственным борением).

- Поэтому наши писатели утверждали совесть как основную меру всех поступков. А совесть – это голос Бога в нашей душе. Не будем забывать, что драма создана в XIX веке, поэтому, анализируя «Грозу», нельзя не принимать во внимание православных корней творчества писателя. При этом нельзя не сказать, что А. Н. Островский создал психологическую драму. В обществе возникают вопросы о новой нравственности: рубеж двух эпох, рушится крепостничество, рождаются новые идеи. А Островский отвечает: нет никакой новой нравственности, есть одна, единственная, вечная, потому что душа живет по вечным законам. Итак, значит, что конфликт в пьесе не только социальный, но и нравственный, он находится в душе Катерины.

- Послушаем музыкальную композицию, созданную современным ансамблем Пан-Квартет для постановки пьесы «Гроза». (Прослушивание и обсуждение – 4м.).

- Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас эта музыка? (Учащиеся: тревожные перестукивания создают ощущение тревоги, а усиление – осуждение поступка народа косными жителями г. Калинов).

- Хорошо, наверное, мы можем сказать, что в этой композиции ассоциативно возможно проследить жизнь Катерины, давайте вспомним, как она жила, и подумаем, почему всё-таки произошла трагедия. (Поскольку до этого рассматривался образ Катерины учащиеся могут проанализировать и рассказать об образе подробно: Катерина жила вольно у своих родителей, а после замужества попала в совершенно другую семью, деспотичную. Её душа жаждет счастья, любви. И вот она встречается с человеком, ни на кого не похожим в г. Калинов, Борисом. Полюбив его, Катерина согрешила, но и Борис оказывается слабым человеком, он не может помочь Катерине, и героиня принимает страшное решение).

- Хорошо, посмотрим, как всё начиналось, откройте монолог Катерины, когда она соглашается взять ключ.

(Один из учеников зачитывает монолог).

- Какие черты характера героини здесь прослеживаются? (Учащиеся, дополняя друг друга, должны прийти к мысли: жизнь Катерины основана не на разуме, с детства она не приучена размышлять. Здесь то же самое: первой мыслью Катерины было выбросить ключ, данный Варварой: «Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то мне жжёт, точно уголь». Затем она прячет его в карман: «Видно, сама судьба того хочет! Да, какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то!», и заканчивает монолог словами «Ах, кабы ночь поскорее!»).

- Итак, мы видим колебания Катерины, это значит, она чувствует, что идёт на грех и что не может противостоять себе. Как разворачиваются события дальше? И когда просыпается её совесть? (Учащиеся: одна встреча с Борисом повлекла за собой другую, третью и т.д.; совесть Катерины просыпается только после приезда мужа).

- Катерина, следуя своим желаниям, думала, что её жизнь управляется судьбой, поэтому и предоставлялась воле случая. Но она не понимала, что человек сам делает выбор. Осознав свой грех, Катерина поняла, что перед ней теперь два пути: упасть в пропасть греха или раскаяться. Любовь ее огромна, она открыла ей счастье, но это измена долгу жены, русской женщины, что является большим грехом. А возвращение в семью, к мужу – это измена любви.

- Читаем дальше. Найдите эпизод с полоумной барыней. Зачитайте. (Читается эпизод).

«Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцев поджидаете, кавалеров? Красота- то ваша вас радует? Не радуйтесь, все в огне будете гореть неугасимом!

Катерина. Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь»

- Как можно теперь охарактеризовать состояние Катерины? (Учащиеся: каждое внешнее впечатление потрясает весь её организм, потому что чувствует свою вину, в отличие от Варвары, которая равнодушна к словам барыни, более того, услышав гром, Катерина ужасно пугается, воспринимая это как гнев Бога).

- Героиня не выдерживает такого напряжения, но признавшись при всех в измене, она не может спокойно жить дальше. Так, почему же Катерина не может вернуться в дом Кабанихи, ведь она уже призналась в грехе? Почему не может убежать, как Варвара, ведь мы уже наблюдали, насколько порывиста и сильна её натура. (Учащихся необходимо подвести к тому, что ответ кроется в последнем монологе Катерины).

- Катерина заблудилась в жизни, она говорит страшные вещи: «Что домой! Что в могилу»… И возможность уснуть как-то просветляет Катерину. Да, она любит жизнь, да, она осознаёт, что самоубийство – страшный грех, но героиня не может примириться с противоестественной жизнью и со всей свойственной ей решимостью идёт на страшный шаг, говоря, что «кто любит, тот будет молиться». При этом отметьте, что она совершенно не винит Бориса в случившемся, по сути, кроме него ей и проститься не с кем. Так заканчивается её жизнь. А финальный крик души – крик Тихона: «Это вы ее, маменька, погубили!» часто восприниматься как победа Катерины. Но в то же время крик Тихона – это выкрик слабого, духовно нищего человека, не способного понять свой грех. Он свою слабость, свое безволие («мужья любите своих жен как самих себя» – а он не жену, водочку слишком любил) стремится переложить на мать, свой грех переложить на другого. Поэтому в пьесе не дано ему раскаяния.

5. Итог урока (4м.)

- Уже было сказано, что пьеса Островского актуальна на все времена, а как вы считаете, возможно ли повторение подобной психологической драмы в наши дни? (Учащиеся: возможно, но трагедия совести не должна решаться таким образом, необходимо находить иные выходы, могут предложить: посетить психолога, молиться, трудиться и т.п.)

- А был ли выход для Катерины? Предположите. (Учащиеся: дети, помощь бедным и т.п.)

- Катерина религиозна, она переживает свой грех как вселенскую катастрофу. Согрешить для нее – значит предать Бога, веру, саму себя, но грех разрушил ее душу и довел до отчаяния.

- Что можно посоветовать человеку, которого «упрекает» совесть? (Учащиеся: переосмыслить свои поступки и исправить то, что можно исправить).

6. Домашнее задание (2м.)

Написать мини-сочинение на тему «На мой взгляд, совесть – это…»

Подготовить по рядам презентации:

1 ряд – интерпретация образа Катерины актрисой Г.Н. Федотовой.

2 ряд – интерпретация образа Катерины актрисой П. Стрепетовой.

3 ряд – постановки «Грозы» сегодня (2-3 варианта существующих современных постановок).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!