Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева "Петька на даче"
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цели:
познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче»;
формировать умения: работа с текстом, выделение главного и существенного, составление сообщения на определённую тему;
продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать качества нравственной личности;
воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Задачи:
приобщиться к высокому нравственному и духовному миру литературы и живописи;
пробудить интерес к личности Л.Н.Андреева;
рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);
пробудить в них нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание;
дать начальное представление об особенностях стиля Л.Н.Андреева;
Методы: диалогический, монологический, исследовательский, метод программированных заданий.
Оборудование: учебник « Литературное чтение. 7 класс, мультимедийная установка, презентации к уроку.
ХОД УРОКА
Работа с эпиграфом. Цели урока.
II. Вступительное слово учителя
– Дома вы прочитали рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче».
– Кто главный герой произведения?
– А о чём этот рассказ?
– Сегодня на уроке мы поговорим о трудном детстве героя, постараемся понять его чувства.
Автором рассказа «Петька на даче» является Л.Н. Андреев, чтобы лучше представить личность автора, проведём небольшую экскурсию в Дом-музей Л.Андреева, которую подготовила для нас группа экскурсоводов.
III. Сообщения экскурсоводов, сопровождающееся презентацией (Сымбат, Абылай, Татьяна)
Приложение 1
1 ученик. (Сымбат) Леонид Николаевич – известный русский писатель конца 19 начала 20 века. Каждое его произведение наполнено сочувствием и любовью ко всему живому. Он написал известные рассказы для детей – «Петька на даче», «Кусака».
2 ученик. (Татьяна) Родился Леонид Николаевич Андреев в г. Орёл в 1871. Перед нами дом, в котором прошли детские годы писателя. 21 августа 1991 года, в день его 120- летнего юбилея, здесь был открыт музей. Его отец был сыном предводителя уездного дворянства и крепостной девушки, мать происходила из семьи разорившегося польского помещика. Родители с трудом выбились из нищеты, благодаря тому, что отец получил место в банке, купил дом, начал обзаводиться хозяйством. Его уважали за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости. Мать была женщиной малообразованной, но наделена даром рассказчика. Она рассказывала детям выдуманные истории, и отделить быль от небылицы было невозможно. Дар слова Леонид Николаевич почувствовал в себе ещё в гимназии. Он списывал задачки у друзей, взамен писал за них сочинения, но мечтал не о литературе, а о живописи и с увлечением занимался рисованием.
3 ученик. (Аблай) Многое помнят стены дома № 41 на 2-й Пушкарской. Из окон этой гостиной он наблюдал за жизнью улицы. Здесь жили люди разных профессий: сапожники, портные, плотники… Здесь он встретился с будущими героями своих рассказов.
Много радостных и трагических минут связано было у Андреева со стенами этого дома. В этом доме родились его братья и сёстры, здесь он пережил трагическую смерть отца и принял груз забот о большой семье, отсюда уехал учиться в далёкий Петербургский университет .
1 ученик. (Сымбат) Это был очень талантливый человек. Он прекрасно рисовал, был отличным фотографом. Л.Н. Андреев был хорошо знаком со многими писателями и художниками. Его портреты писали мастера живописи . Этот портрет был написан известным русским художником Репиным (демонстрируется портрет Л.Н. Андреева).После Октябрьской революции писатель жил на даче в Финляндии. Он умер в 1919 году.
Учитель. Итак, мы выяснили, что в рассказе «Петька на даче» Леонид Андреев описывает трудное детство героя. К этой теме обращались многие писатели. К таким произведениям художественной литературы можно отнести: («Ванька», «Спать хочется» Чехова, «Дети подземелья» Короленко).
Тема трудного детства была широко распространена и в изобразительном искусстве 19 века. Наши ребята подготовили сообщения о картинах, на которых изображена нелёгкая жизнь маленьких тружеников.
IV. Сообщения учащихся. Демонстрируются изображения картин.
Презентация (Орынбасар, Рсалды)
Приложение 2
Картина «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» была написана русским художником Перовым в 1866 году. Детский труд считался тогда обыденным явлением. Холод и голод вынуждали этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и помочь семье. Уставшие дети с большим трудом тянут огромную бочку, наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой-то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь, он подталкивает сзади тяжелую поклажу. Перов написал эту картину в коричнево-серых тонах, чтобы передать тяжёлое положение детей.
Картина «Свидание» написана русским художником Маковским в 1883 году. На ней изображены мать и сын, которые встретились после долгой разлуки. Можно предположить, что тяжелое положение в семье и бедность вынудили родителей отдать сына на обучение к какому-то ремесленнику. Мальчик одет в старенькие штаны из грубого серого полотна и поношенную рубашку, поверх которой повязан фартук. Судя по всему, хозяин не очень хорошо заботится о своих учениках: маленький герой жадно уплетает принесенную из дома булку. Мать с жалостью смотрит на сына. Свидание происходит в холодных сенях. Стены потемнели от времени, пол земляной.
– Скажите, а какие чувства вы испытывали, когда рассматривали эти картины? (Безрадостное чувство, настроение подавленное, жалость)
– Как вы думаете, что помогло художникам вызвать у нас эти чувства? (Краски, одежда героев, убожество помещений, позы героев)
– А теперь, ребята, рассмотрим, как тема трудного детства раскрывается в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче.
- Но прежде чем мы перейдем к анализу произведения, вы выполните следующее задание: Викторина «Самый внимательный читатель»
Цели викторины: учить ребят читать тексты художественных произведений; обращая внимание на художественные детали, важные для характеристики героя; учить давать чёткий и точный ответ на вопрос; расширить кругозор учащихся.
– Когда вы читали дома рассказ, вы выделяли в нём смысловые части и озаглавливали их.
– Как вы озаглавили эти части?
(1. Тяжёлые будни Петьки в парикмахерской. 2. Счастливые деньки на даче.
3. Возвращение в город.)
V. Создание проблемной ситуации
– Итак, мы выяснили, что в рассказе можно выделить 3 части. Две из них (большая часть произведения) повествуют о жизни Петьки в городе, а одна (меньшая по объёму) – о его жизни на даче. Почему же свой рассказ Л.Н. Андреев назвал именно «Петька на даче»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
– Что мы узнали о главном герое из 1 части произведения? Найдите в тексте и зачитайте отрывок, в котором автор описывает внешность героя. (Петьке 10 лет. Его мать была кухаркой у богатых господ, отца не было. Уже 3 года Петька жил и работал у парикмахера, чтобы в будущем тоже стать парикмахером).
– А как, ребята, обычно проходили у Петьки дни? Найдите в тексте и зачитайте строки, в которых автор это описывает.
– Как окружающие относились к Петьке? (Хозяин на него постоянно кричал, мог ударить, посетители ему не сочувствовали…)
– Что чувствовали вы, когда читали о жизни Петьки в городе? (Жалость)
– Что чувствовал Петька, находясь в городе? Найдите и зачитайте строки, в которых автор говорит об этом. (Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать…)
- Как звали друга Петьки в парикмахерской? (Николка)
- Сейчас вы с помощью диаграммы Венн сравните двух друзей:
– В какой части рассказа герой попадает в иной мир? (Во 2-й части).
Всё, что происходит дальше, герой воспринимает как сказку. Сказка начинается уже в вагоне поезда.
– Как ведёт себя Петька во время поездки? (Он смотрит в окно, вскакивает со своего места, перебегает к другому окну)
– Какие чувства он испытывает во время поездки? (Чувства восторга, радости).
То есть изменяется его внутреннее состояние. Чувства восторга, радости переполняют мальчика. Он начинает интересоваться тем, что происходит вокруг.
– А как отнеслись к его восторгу незнакомые пассажиры? (Многие улыбались ему, и лишь один господин раза два неприязненно покосился на мальчика).
– А внешне мальчик изменился? Докажите это строками текста. («Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим»).
– Действительно, совсем недавно мальчик уехал из города, но изменился не только внутренне, но даже внешне. И вот Петька на даче в Царицыно. Перед ним развернулись прекрасные картины. Чтобы представить, что мог почувствовать 10 –летний мальчик, попав в это сказочное место, посмотрим старые фотографии с изображением Царицыно. (Презентация)
Слайд 2. Поезд подходил к Царицыно. Из окна вагона мальчик увидел вдали домики, похожие на игрушечные, такую же игрушечную белую церковь на горе, а под горой – серебристую полоску реки.
Слайд 3. А это здание вокзала, куда пришёл поезд.
Слайд 4. Царицынский парк.
Слайд 5. Сад Дипмана. Здесь по вечерам играла музыка, танцевали богатые господа.
Слайды 6-7. А так выглядели дачи.
Слайд 8. В этом пруду Петька купался.
Слайд 9. А в этом лесу гулял.
– Как же жил Петька на даче и что изменилось в герое за неделю пребывания на даче?
- На этот вопрос вы ответите самостоятельно, работая в группах.
1 группа описывает Петьку в городе, а 2 группа – на даче.
(Он стал вести себя как ребёнок, изменился внешне, даже как будто помолодел, перестал быть похож на маленького карлика).
Действительно, пребывание на даче преобразило мальчика. «Он изумительно помолодел»; совсем забыл, что на свете существуют Осип Абрамович и парикмахерская. А самое главное – он впервые наслаждается детскими радостями, перед нами счастливый ребенок. Но счастье было недолгим.
– Что же произошло? (Пришло письмо из города).
– Теперь перейдём к 3 части рассказа.
– О чём, ребята, автор повествует в 3 части? (О возвращении Петьки домой и его жизни в городе). – Петькина сказка закончилась. Он снова в реальном мире, снова работает в парикмахерской.
– А что изменилось в его внутреннем мире? (У него появились воспоминания о даче, он узнал, что есть счастье).
– Какие строки 3 части текста говорят о том, что для героя поездка стала самым важным событием в жизни? Найдите эти строки и зачитайте. («А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок и рассказывал о даче, и говорили о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал…».)
– Но оставляет ли автор своему герою надежду на хорошую жизнь? (Да)
– Какие эпизоды об этом говорят? (Оставленная удочка, рассказы о даче).
Творческая работа: Написать эссе, ответив письменно на вопрос: «О чём заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче»?
VIII. Заключительное слово учителя
– Подошло время ответить на вопрос, поставленный в первой половине урока:
Почему автор назвал свой рассказ « Петька на даче»? (Это самое яркое событие в жизни героя, это событие дало ему надежду на лучшую жизнь.)
– Действительно, заглавием «Петька на даче» автор подчёркивает важность этого события для героя. Петька живёт трудной, совсем не детской жизнью. С семи лет он, как взрослый человек, каждый день ходит на работу, зарабатывает себе на еду. И поездка на дачу стала для него самым ярким событием в жизни. Именно воспоминания о даче помогают герою справиться с трудностями, дают надежду на лучшую жизнь.
– А о чём автор заставил нас задуматься? (О том, как люди должны относиться друг к другу; что надо быть добрее, уметь сострадать).
– Так, повествуя о трудном детстве своего героя, автор заставляет нас, читателей, задуматься о тех нравственных проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость души, эгоизм, безразличие, и учит нас таким нравственным качествам, как: доброта, чуткость, сострадание, прощение, терпимость, доброжелательность, милосердие.
(Презентация 2. Слайд «Цветик-семицветик»)
IX. Оценки за урок
X. Домашнее задание
Написать письменно «Если бы вы были автором этого рассказа, как бы вы закончили рассказ … ».