СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева "Петька на даче"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева "Петька на даче"

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели:

  • познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче»;
  • формировать умения: работа с текстом, выделение главного и существенного, составление сообщения на определённую тему;
  • продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать  качества нравственной личности;
  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Задачи:

  • приобщиться к высокому нравственному и духовному  миру литературы и живописи;
  •  пробудить интерес к личности Л.Н.Андреева;
  • рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);
  • пробудить в них нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание;
  •  дать начальное представление об особенностях стиля   Л.Н.Андреева;

Методы: диалогический, монологический, исследовательский, метод программированных заданий.

Оборудование: учебник « Литературное чтение. 7 класс, мультимедийная установка, презентации к уроку.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Работа с эпиграфом. Цели урока.

II. Вступительное слово учителя

– Дома вы прочитали рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче».   – Кто главный герой произведения?  – А о чём этот рассказ?     – Сегодня на уроке мы поговорим о трудном детстве героя, постараемся понять его чувства. Автором рассказа «Петька на даче» является Л.Н. Андреев, чтобы лучше представить личность автора, проведём небольшую экскурсию в Дом-музей Л.Андреева, которую подготовила для нас группа экскурсоводов.

III. Сообщения  экскурсоводов, сопровождающееся презентацией (Сымбат, Абылай, Татьяна)Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева "Петька на даче"

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели:

  • познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче»;
  • формировать умения: работа с текстом, выделение главного и существенного, составление сообщения на определённую тему;
  • продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать  качества нравственной личности;
  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Задачи:

  • приобщиться к высокому нравственному и духовному  миру литературы и живописи;
  •  пробудить интерес к личности Л.Н.Андреева;
  • рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);
  • пробудить в них нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание;
  •  дать начальное представление об особенностях стиля   Л.Н.Андреева;

Методы: диалогический, монологический, исследовательский, метод программированных заданий.

Оборудование: учебник « Литературное чтение. 7 класс, мультимедийная установка, презентации к уроку.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Работа с эпиграфом. Цели урока.

II. Вступительное слово учителя

– Дома вы прочитали рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче».   – Кто главный герой произведения?  – А о чём этот рассказ?     – Сегодня на уроке мы поговорим о трудном детстве героя, постараемся понять его чувства. Автором рассказа «Петька на даче» является Л.Н. Андреев, чтобы лучше представить личность автора, проведём небольшую экскурсию в Дом-музей Л.Андреева, которую подготовила для нас группа экскурсоводов.

III. Сообщения  экскурсоводов, сопровождающееся презентацией (Сымбат, Абылай, Татьяна)

Просмотр содержимого документа
«Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева "Петька на даче"»

Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева "Петька на даче"

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели:

  • познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче»;

  • формировать умения: работа с текстом, выделение главного и существенного, составление сообщения на определённую тему;

  • продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать  качества нравственной личности;

  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Задачи:

  • приобщиться к высокому нравственному и духовному  миру литературы и живописи;

  •  пробудить интерес к личности Л.Н.Андреева;

  • рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);

  • пробудить в них нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание;

  •  дать начальное представление об особенностях стиля   Л.Н.Андреева;

Методы: диалогический, монологический, исследовательский, метод программированных заданий.

Оборудование: учебник « Литературное чтение. 7 класс, мультимедийная установка, презентации к уроку.

ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

Работа с эпиграфом. Цели урока.

II. Вступительное слово учителя

– Дома вы прочитали рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче».  
– Кто главный герой произведения? 
– А о чём этот рассказ?    
– Сегодня на уроке мы поговорим о трудном детстве героя, постараемся понять его чувства.
Автором рассказа «Петька на даче» является Л.Н. Андреев, чтобы лучше представить личность автора, проведём небольшую экскурсию в Дом-музей Л.Андреева, которую подготовила для нас группа экскурсоводов.

III. Сообщения  экскурсоводов, сопровождающееся презентацией (Сымбат, Абылай, Татьяна)

Приложение 1

1 ученик. (Сымбат) Леонид Николаевич – известный русский писатель конца 19 начала 20 века. Каждое его произведение наполнено сочувствием и любовью ко всему живому. Он написал известные рассказы для детей – «Петька на даче», «Кусака».

2 ученик. (Татьяна) Родился Леонид Николаевич Андреев в г. Орёл в 1871. Перед нами дом, в котором прошли детские годы писателя. 21 августа 1991 года, в день его 120- летнего юбилея, здесь был открыт музей. Его отец был сыном предводителя уездного дворянства и крепостной девушки, мать происходила из семьи разорившегося польского помещика. Родители с трудом выбились из нищеты, благодаря тому, что отец получил место в банке, купил дом, начал обзаводиться хозяйством. Его уважали за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости. Мать была женщиной малообразованной, но наделена даром рассказчика. Она рассказывала детям выдуманные истории, и отделить быль от небылицы было невозможно. Дар слова Леонид Николаевич почувствовал в себе ещё в гимназии. Он списывал задачки у друзей, взамен писал за них сочинения, но мечтал не о литературе, а о живописи и с увлечением занимался рисованием.

3 ученик. (Аблай) Многое помнят стены дома № 41 на 2-й Пушкарской. Из окон этой гостиной он наблюдал за жизнью улицы. Здесь жили люди разных профессий: сапожники, портные, плотники… Здесь он встретился с будущими героями своих рассказов.

Много радостных и трагических минут связано было у Андреева со стенами этого дома. В этом доме родились его братья и сёстры, здесь он пережил трагическую смерть отца и принял груз забот о большой семье, отсюда уехал учиться в далёкий Петербургский университет .

1 ученик. (Сымбат) Это был очень талантливый человек. Он прекрасно рисовал, был отличным фотографом. Л.Н. Андреев был хорошо знаком со многими писателями и художниками. Его портреты писали мастера живописи . Этот портрет был написан известным русским художником Репиным (демонстрируется портрет Л.Н. Андреева).После Октябрьской революции писатель жил на даче в Финляндии. Он умер в 1919 году.

Учитель. Итак, мы выяснили, что  в рассказе «Петька на даче»  Леонид Андреев описывает трудное детство героя. К этой теме обращались многие писатели. К таким произведениям художественной  литературы можно отнести: («Ванька», «Спать хочется» Чехова, «Дети подземелья» Короленко).
Тема трудного  детства была широко распространена  и в изобразительном искусстве 19 века. Наши ребята подготовили сообщения о картинах, на которых изображена нелёгкая жизнь маленьких тружеников.

IV. Сообщения учащихся. Демонстрируются  изображения картин. 

Презентация (Орынбасар, Рсалды)

Приложение 2

Картина «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» была написана русским художником Перовым в 1866 году. Детский труд считался тогда обыденным явлением. Холод и голод вынуждали этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и помочь семье. Уставшие дети с большим трудом тянут огромную бочку, наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой-то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь, он подталкивает сзади тяжелую поклажу. Перов написал эту картину в коричнево-серых тонах, чтобы передать тяжёлое положение детей.

Картина «Свидание» написана русским художником Маковским в 1883 году. На ней изображены мать и сын, которые встретились после долгой разлуки. Можно предположить, что тяжелое положение в семье и бедность вынудили родителей отдать сына на обучение к какому-то ремесленнику. Мальчик одет в старенькие штаны из грубого серого полотна и поношенную рубашку, поверх которой повязан фартук. Судя по всему, хозяин не очень хорошо заботится о своих учениках: маленький герой жадно уплетает принесенную из дома булку. Мать с жалостью смотрит на сына. Свидание происходит в холодных сенях. Стены потемнели от времени, пол земляной.

– Скажите, а какие чувства вы испытывали, когда рассматривали эти картины? (Безрадостное чувство, настроение подавленное, жалость) 
– Как вы думаете, что помогло художникам вызвать у нас эти чувства? (Краски, одежда героев, убожество помещений, позы героев)


– А теперь, ребята, рассмотрим, как тема трудного детства раскрывается в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче.

- Но прежде чем мы перейдем к анализу произведения, вы выполните следующее задание: Викторина «Самый внимательный читатель»

Цели викторины: учить ребят читать тексты художественных произведений; обращая внимание на художественные детали, важные для характеристики героя; учить давать чёткий и точный ответ на вопрос; расширить кругозор учащихся.



– Когда вы читали дома рассказ, вы выделяли в нём смысловые части и озаглавливали их. 
– Как вы озаглавили эти части? 

(1. Тяжёлые будни Петьки в парикмахерской. 2. Счастливые деньки на даче.

3. Возвращение в город.)

V. Создание проблемной ситуации

– Итак, мы выяснили, что в рассказе можно выделить 3 части. Две из них (большая часть произведения)  повествуют о жизни Петьки в городе, а одна (меньшая  по объёму)  – о его жизни на даче. Почему же свой рассказ Л.Н.  Андреев назвал именно «Петька на даче»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

– Что мы узнали о главном герое из 1 части произведения? Найдите в тексте и зачитайте отрывок, в котором автор описывает внешность героя. (Петьке 10 лет. Его мать была кухаркой у богатых господ, отца не было. Уже 3 года Петька жил и работал у парикмахера, чтобы в будущем тоже стать парикмахером).
– А как, ребята, обычно проходили  у Петьки дни? Найдите  в тексте и зачитайте  строки, в которых автор это описывает. 
– Как окружающие относились к Петьке? (Хозяин на него постоянно кричал, мог ударить, посетители ему не сочувствовали…)
– Что чувствовали вы, когда читали о  жизни Петьки в городе? (Жалость)

– Что чувствовал Петька,  находясь в городе? Найдите и зачитайте строки, в которых автор говорит об этом. (Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать…)

- Как звали друга Петьки в парикмахерской? (Николка)



- Сейчас вы с помощью диаграммы Венн сравните двух друзей:






– В какой части рассказа герой попадает в иной мир? (Во 2-й части).

Всё,  что происходит дальше, герой воспринимает как сказку. Сказка начинается уже в вагоне поезда.
– Как ведёт себя Петька во время поездки? (Он смотрит в окно, вскакивает со своего места, перебегает к другому окну) 
– Какие чувства он испытывает  во время поездки? (Чувства восторга, радости).
То есть изменяется его внутреннее состояние. Чувства восторга, радости переполняют мальчика. Он начинает интересоваться тем, что происходит вокруг. 
– А как отнеслись к его восторгу  незнакомые пассажиры? (Многие улыбались ему,  и лишь  один господин раза два неприязненно покосился на мальчика). 
– А  внешне мальчик изменился? Докажите это строками текста. («Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки  пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим»).
– Действительно, совсем недавно  мальчик   уехал из города, но изменился не только внутренне, но даже внешне. И вот Петька на даче в Царицыно. Перед ним развернулись прекрасные картины. Чтобы представить, что мог почувствовать 10 –летний мальчик, попав в это сказочное место, посмотрим  старые фотографии с изображением Царицыно. (Презентация)

Слайд 2. Поезд подходил к Царицыно. Из окна вагона мальчик увидел вдали домики, похожие на игрушечные, такую же игрушечную белую церковь  на горе, а под горой – серебристую полоску реки.
Слайд 3. А это здание вокзала, куда пришёл поезд. 
Слайд 4. Царицынский парк.
Слайд 5. Сад Дипмана. Здесь по вечерам играла музыка, танцевали богатые господа.
Слайды 6-7. А так выглядели дачи.
Слайд 8. В этом пруду Петька купался.
Слайд 9. А  в этом лесу гулял.

– Как же жил Петька на даче и что изменилось  в  герое за  неделю пребывания на даче?



- На этот вопрос вы ответите самостоятельно, работая в группах.

1 группа описывает Петьку в городе, а 2 группа – на даче.



(Он стал вести себя как ребёнок, изменился внешне, даже как будто помолодел, перестал быть похож на маленького карлика).
Действительно, пребывание на даче преобразило мальчика. «Он изумительно помолодел»; совсем забыл, что на свете существуют Осип Абрамович и парикмахерская. А самое главное – он впервые наслаждается детскими радостями, перед нами счастливый ребенок. Но счастье было недолгим.

– Что же произошло? (Пришло письмо из города).
– Теперь перейдём к 3 части рассказа. 
– О  чём, ребята, автор повествует в 3 части? (О возвращении Петьки домой и его жизни в городе). – Петькина сказка закончилась. Он снова в реальном  мире,  снова работает в парикмахерской. 
– А что изменилось в его внутреннем мире?  (У него появились воспоминания о даче, он узнал, что есть счастье).
– Какие строки 3 части текста говорят о том, что для героя поездка стала самым важным событием в жизни?  Найдите эти  строки  и зачитайте. («А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок и рассказывал о даче, и говорили о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал…».)
– Но оставляет ли автор своему герою надежду на хорошую жизнь? (Да)
– Какие  эпизоды  об этом говорят? (Оставленная удочка, рассказы о даче).

Творческая работа: Написать эссе, ответив письменно на вопрос: «О чём заставил меня задуматься  рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче»?

VIII. Заключительное слово учителя

– Подошло время ответить на вопрос, поставленный в первой половине урока: 
Почему  автор назвал свой рассказ « Петька на даче»? (Это самое яркое событие в жизни героя, это событие дало ему надежду на лучшую жизнь.)

– Действительно, заглавием «Петька на даче»  автор подчёркивает важность этого события для героя. Петька живёт трудной, совсем не детской жизнью. С семи лет он, как взрослый человек, каждый день ходит  на работу, зарабатывает себе на еду. И   поездка на дачу стала для него самым ярким событием в жизни. Именно воспоминания о даче помогают герою справиться с трудностями, дают надежду на лучшую жизнь. 

– А о чём автор  заставил нас задуматься? (О том, как люди должны относиться друг к другу; что  надо быть добрее, уметь сострадать).
– Так, повествуя о трудном  детстве своего героя, автор заставляет нас, читателей,  задуматься о тех нравственных проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость души, эгоизм,  безразличие,  и учит нас  таким нравственным качествам, как: доброта, чуткость, сострадание, прощение, терпимость, доброжелательность, милосердие.

(Презентация 2. Слайд «Цветик-семицветик»)


IX. Оценки за урок

X. Домашнее задание

Написать письменно «Если бы вы были автором этого рассказа, как бы вы закончили рассказ … ».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!