СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственная проблематика в повести Н.В.Гоголя " Тарас Бульба" ( урок-суд)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представляет собой дидактическую игру-суд, отражает нравственную проблематику повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" и позволяет учащимся самим сделать выбор в определении своего отношения к поступку Бульбы-убийство Андрия.

Просмотр содержимого документа
«Нравственная проблематика в повести Н.В.Гоголя " Тарас Бульба" ( урок-суд)»

Урок литературы –игра «СУД»

Тема урока: Нравственная проблематика повести Н.В.Гоголя

«Тарас Бульба»

Цели урока:

1.Повторить и обобщить знания учащихся по тексту повести;

2.Определить нравственную проблематику повести, исследуя эпизод казни Тарасом своего сына Андрия;

3.Развивать речь учащихся, сочетая авторский текст с собственной трактовкой событий;

4.Воспитывать культуру чтения, прививать интерес к классической литературе;

5.Расширять кругозор учащихся, развивать ориентировку в пространстве, социально -бытовую ориентировку слабовидящих учащихся.

Оборудование урока компьютер, проектор, презентация, ролевые костюмы, предметы следственного эксперимента.

Форма урок-суд

ХОД УРОКА


1. Вводное слово учителя

Дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы закончили изучение повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Задача художественной литературы поднимать проблемы современности, а уж решать эти проблемы наша с вами задача. Не может быть одинакового прочтения художественного произведения. А хорошее произведение всегда вызывает споры. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в поступке главного героя. Ребята, будьте очень внимательны, смотрите, слушайте, запоминайте. У каждого из вас есть своя точка зрения. По окончании урока вы, возможно измените свою точку зрения , а возможно останетесь на прежней. Это ваше право. В конце урока вы должны будете ответить на вопросы и составить пятистишие к образу Тарас Бульба.

2. СЦЕНЫ СУДА Во время сцены суда перед глазами учащихся на мультимедийном проекторе проецируются иллюстрации худ.Шмаринова Д.А. к повести и иллюстрация худ Рытман Б.Л., которая служит косвенным вещественным доказательством .

3. ВОПРОСЫ

1.Кто главный герой повести?

2.Какие художники иллюстрировали повесть «ТарасБульба»

3.О каком новом герое повести вы узнали сегодня на уроке?

4.Что нужно сделать, чтобы правильно представить образ героя?

5.Какие у вас возникли вопросы? (можете написать эти вопросы дома)

4.ЗАДАНИЕ: составить пятистишие к образу Тарас Бульба

Содержание пятистишия должно соответствовать вашей точке зрения.

1. обвинение

2. защита

5.ТЕСТЫ

Сцены суда

Секретарь -Прошу всех встать, суд идёт.

Судья-Здравствуйте, господа. Прошу садиться.

-Никто из свидетелей не уклонился, все на месте.

Секретарь-Нет, все собрались и ожидают в коридоре. Они предупреждены о запрещении общаться друг с другом.

Судья-Подсудимый ,встаньте. Где вы родились, где живёте, род вашей деятельности?

ПодсудимыйТарас Бульба, родился в 15 веке, проживаю в Запоржской Сечи, один из числа коренных старых полковников.

Судья- Слушается дело об убийстве Андрия Бульбы под председательством судьи-ученика 9 класса

государственный обвинитель - прокурор

защитник-адвокат

секретарь суда

обвиняемый, свидетели - учащиеся 7 класса

-Есть ли отводы у сторон от состава суда.

Прокурор- Нет, ваша честь.

Адвокат -Нет, не имеем.

Судья -Тарас Бульба, вы имеете право хранить молчание, задавать вопросы, обращаться с ходатайством, выступить с последним словом.

Потерпевший, представьтесь

Потерпевший -Жустова Надежда Алексеевна, родилась в 20 веке, проживаю в г.Семей, работаю в школе-интернате №3, для слабовидящих детей, учитель русского языка и литературы в 7 классе.

Судья-Прошу садиться. Подсудимый встаньте. Признаёте вы себя виновным ?

Тарас -Признаю.

Адвокат.- В законе указано, что подсудимый имеет право не свидетельствовать против себя, хранить молчание. Мы воспользуемся этим правом.

Судья -Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор - В ходе судебного следствия была полностью доказана вина подсудимого. У меня вопрос к потерпевшей.

-Надежда Алексеевна, Как вы расцениваете поступок Бульбы, убийство сына.

Потерпевшая

-Я очень уважаю Тараса, но из-за убийства им Андрия мнения ребят разделились. Прошу суд помочь нам разобраться и определить: обвинить или оправдать Бульбу.

Прокурор

-Следствие располагает рядом улик и показаниями свидетелей, доказывающим вину подсудимого. На листе дела№2 имеется описание вещественного доказательства. При обследовании на месте происшествия была найдена гильза от патрона, из тела убитого извлечена пуля. По данным судебно-медицинской экспертизы они соответствуют орудию убийства)

Подсудимый, это ваш пистолет.(Показывает пистолет)

Подсудимый Тарас -Да мой.

Прокурор

-Также на месте происшествия найдены отпечатки обуви, подсудимого, следы подковы его лошади.

Адвокат

-Господин судья, На листе№3 имеются также описание отпечатков обуви и других участников процесса, а на пистолете имеются слабые отпечатки пальцев других лиц.

Судья –У вас всё. Сторона защиты может что-нибудь добавить.

Адвокат-Пока нет

Судья-Переходим к допросу свидетелей. Вызывается свидетель Голокопытенко

-Здравствуйте, свидетель. Вы предупреждены, что должны говорить суду только правду. Представьтесь.

Голокопытенко. - Голокопытенко. Участвовал в осаде города Дубно.

Прокурор -Что вы можете рассказать по существу дела?

Голокопытенко. Шёл бой. Я увидел ,как из ворот крепости вылетел гусарский полк. Под всеми всадниками были бурые аргамаки. Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Он разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево. Затем я услышал, как вскрикнул Тарас

«Как?...Своих?.. чёртов сын, бьёшь?.. Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его.»

Я хватил его плашмя саблей, и он кинулся за мной. В лесу Тарас схватил его коня за повод. Я поскакал дальше в бой.

Адвокат. - Скажите, свидетель, вы узнали Андрия.

Голокопытенко.-Да узнал, это предатель.

Адвокат. -Господин судья, на листе дела №4 имеется описание гильз, выпущенных из оружия свидетеля. Чем вы это объясните ?

Голокопытенко - Шёл бой, все стреляли.

Адвокат. Вот видите, у Голокопытенко тоже был мотив убить Андрия.

Судья-Есть вопросы к этому свидетелю.

(прокурор и адвокат отказываются.)

-Вызывается свидетель Остап Бульба. -Здравствуйте, свидетель. Вы предупреждены, что должны говорить суду только правду. Представьтесь.

Остап -Остап Бульба. Родился в середине 15 века. На момент событий меня избрали атаманом.

Судья. -Господин прокурор, ваши вопросы к свидетелю.

Прокурор -Скажите, Остап, что вы видели на месте убийства.

Остап

- Когда я подъехал, Андрий лежал на траве. Я спросил у отца: «Батько, что ты сделал? Это ты убил его?» Отец кивнул головой. Тогда я предложил: «Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

-Погребут его и без нас! Будут у него плакальщицы и утешницы.

Но минуты две думал он, кинуть ли его на расхищение волкам -сыромахам или пощадить в нём рыцарскую доблесть, которую храбрый должен уважать в ком бы то ни было. Потом подбежали Голокопытенко, Вовтузенко, Писаренко, все твердили, что казаки погибают и хотят видеть отца перед смертью. Тут нас окружили и меня ляхи схватили .

Адвокат. Как вы можете объяснить, отпечатки ваших пальцев на оружии моего подзащитного. Ваша честь на листе №3, как уже говорилось, есть отпечатки пальцев Остапа.

Остап -Когда мы с Андрием приехали домой после семинарии, увидели у отца на стенах сабли, нагайки, ,невода и ружья. Я брал оружие в руки и его осматривал. Оружие стоило дорого и поэтому редко использовалось, чаще сражались саблей.

Адвокат -Скажите, свидетель, Бульба стоял или сидел на лошади.

Остап -Отец стоял.

Адвокат. У нас есть ходатайство. Художник Рытман изобразил сцену встречи Тараса и Андрия. Просим вашего обозрения и приобщения к делу.

Судья – секретарь , будьте добры включить проектор.

Адвокат -Как видно, рисунок противоречит показаниям свидетеля. Тарас был на коне, ствол оружия опущен вниз.

Прокурор -Я протестую, ваша честь, Рисунок выполнен художником через пять столетий и не может быть приобщён к делу. Так как у каждого читателя своя точка зрения.

Судья. Протест принимается. Суд только обозрел доказательство защиты. К делу данный рисунок не приобщается .Есть вопросы к этому свидетелю.

(прокурор и адвокат отказываются).

-Вызывается свидетель Амина Розахунова -Здравствуйте, свидетель. Вы предупреждены, что должны говорить суду только правду. Представьтесь.

Амина Розахунова. родилась в Турции в 15в. Живу с панночкой в доме воеводы. На момент убийства Андрия семья воеводы была в городе Дубно.

Судья. -Господин прокурор, ваши вопросы к свидетелю.

Прокурор - Скажите ,свидетель , что вам известно по делу______________________________________________________________

Андрий не предавал. Он просто помог моей панночке и нам. Он был добрым

Судья -Есть вопросы к этому свидетелю.

(прокурор и адвокат отказываются).

-Вызывается свидетель Мария Стоцкая

-Здравствуйте, свидетель. Вы предупреждены, что должны говорить суду только правду. Представьтесь.

Мария -Мария Стоцкая. Дочь воеводы, проживаю в г.Дубно.

Прокурор- свидетель ,расскажите о ваших взаимоотношениях с погибшим.

-Мария. Я всегда чувствовала ,что у нас не может быть с ним никаких отношений. При встрече в осаждённом городе я ему сказала: «Не обманывай ,рыцарь себя и меня».

Но он ответил, что всё для меня сделает. У меня всё.

Судья. Есть вопросы к этому свидетелю. Присаживайтесь

Адвокат.

Ваша честь , у защиты есть ходатайство о приобщении к делу магнитофонной записи ответа Андрия. Вот справка, что запись подлинная.

Судья - Мнение прокурора.

Прокурор- Не возражаю.

Судья. Наталья Николаевна, будьте добры, поставьте запись на прослушивание.

Андрий. А что мне отец, товарищи и отчизна?...Так если ж так, то вот что: Нет у меня никого! Никого! Никого! …Кто сказал, что моя отчизна Украйна ? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна. И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну.

Адвокат. Ваша честь, у нас ходатайство о вызове ранее не заявленного свидетеля, явка его обеспечена. Он ожидает в адвокатской комнате. Это жид Янкель. Он также может пояснить некоторые обстоятельства дела.

Судья .Прокурор не возражает. Пригласите свидетеля Янкеля.

Здравствуйте, свидетель, Представьтесь.

Янкель. Янкель, еврей, но в повести все называют меня жидом. Я благодарен Бульбе, он меня когда-то спас от унижения.

Судья. Господин адвокат, ваш свидетель, задавайте вопросы.

Адвокат Скажите свидетель, когда вы в последний раз видели Тараса, о чём у вас состоялся разговор.

Янкель. Это было за несколько дней, до последнего боя. Когда в город вошло подкрепление, я тоже вошёл, там увидел Андрия. Мы с ним разговаривали, и я записал на плёнку наш разговор. Об этом разговоре я и поведал Тарасу.

Адвокат Ваша честь, разрешите прослушать этот разговор. Вот справка, что запись не подверглась демонтажу.

Судья. Если прокурор не возражает. Нат.Ник. Будьте добры поставьте запись.

Андрий Янкель

Янкель Пан Андрий.

Андрий Янкель! Скажи отцу, скажи брату, скажи козакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец – теперь не отец мне, брат - не брат, товарищ - не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться!

Адвокат Вот видите, ваша честь, он сам выбрал свою судьбу.

Судья. Все свидетели выступили, судебное следствие закончено, переходим к прениям сторон.

Прокурор.1. В ходе открытого процесса была доказана вина подсудимого, я считаю, что Тарас Бульба виновен в убийстве сына.

2.В ходе следствия обвинение в убийстве переквалифицировано на самосуд.

Я понимаю состояние отца, но Андрия должен был судить суд товарищей.

Адвокат Уважаемый суд. Андрий при свидетелях отрёкся от отчизны, отца, брата, товарищей, вступил в открытый бой с запорожцами и был казнён старшим атаманом Тарасом Бульбой по законам военного времени как предатель. Я считаю, что Тарас спас своего сына от ещё более мучительной казни и позора. Вспомните, какое жуткое наказание видели братья в Сечи за убийство своего запорожца. Да и, возможно, если б позволили обстоятельства, он бы похоронил своего сына. Об этом мы услышали от свидетеля Остапа Бульбы. Я считаю, что мой подзащитный должен быть оправдан.

Судья. Пострадавший Надежда Алексеевна, что вы можете добавить

Н. А.. Я верю, что суд примет правильное решение.

Судья Тарас Бульба, ваше последнее слово.

Тарас

Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. А сын мой предал не только меня, предал, продал родину, веру, товарищей. И вырвал я седой клок волос и проклял и день и час, в который породил на позор себе такого сына. Я его породил, я его и убил.

Судья Суд удаляется в совещательную комнату.

Секретарь Встать, суд идёт.

Судья. Оглашается приговор. Суд, рассмотрев в открытом заседании, все обстоятельства дела постановил Тараса Бульбу 1. Обвинить (В убийстве, в самосуде)

2.Оправдать за неимением в его действии состава преступления ( выбор учащихся)

Литературному суду

Экспертной комиссии

Справка

По данным экспертной комиссии аудиозапись № 1 с ответом Андрия является подлинной.

29 октября 2016г.

Литературному суду

Экспертной комиссии

Справка

По данным экспертной комиссии аудиозапись № 2 диалога Андрия с Янхелем является подлинной, демонтажу не подвергалась.


29 октября 2016г.


В целях соблюдения правил игры, возможности интерпретации художественного произведения были даны имена литературным героям повести соответственно: полячка - Мария Стоцкая; татарка - Амина Розахунова.

Тесты к повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


1.Действие повести происходит

а. современный мир

в.19 век

с.15 век.


2.Место проживание запоржцев

а .Запоржская сечь

в Киев

с. Дубно


3.Остап и Андрий учились

а. школа

в.семинария

с.колледж

4.В кого был влюблён Андрий?

а.татарка

в.полячка

с. русская


5.Сколько дней были братья дома после семинарии?

а. неделю

в. два дня

с.одну ночь


6.Какой город подвергся осаде запорожцев?

а. Дубно

в. Киев

с. Львов


7.Кто заманил Андрия в лес.

а. Писаренко

в. Голокопытенко

с. Вовтузенко.


8. Как звали жида?

а.Менхель

в.Янхель

с.Сенхель.


9.Кто убил Андрия?

а.Тарас

в.Остап

с.Голокопытенко.


Синквейн

1.Тарас Бульба

Честный, справедливый

Защищает, любит, казнит

Страдает за Отчизну и казнит предателя

Патриот

2. Тарас Бульба

Мужественный, жестокий

Возглавляет, сражается, казнит

Не признаёт любви Андрея и казнит

Борец


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!