Нравственно-физическое воспитание молодёжи средствами национальных видов спорта.
«Национальные виды спорта — виды, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации» — гласит статья 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятая ГД ФС РФ в 2007 году.
Большинство национальных видов спорта появилось очень давно. Для периода донациональных отношений в физической культуре характерны такие понятия, как первобытная физическая культура, физическая культура родовой общины.
В них отразились трудовые процессы народов, общественные взаимоотношения людей, особенности быта. Национальные виды спорта, физические упражнения, игры служили своеобразной системой физического воспитания, готовили молодежь к труду. Игры, состязания всегда были отдыхом, развлечением людей всех возрастов. Они обычно проводились в большие народные праздники. Наиболее распространенными средствами физического воспитания у различных национальностей всегда были бег, прыжки, метания, борьба, поднятие тяжестей, конные скачки. С глубокой древности бытовали у русского, украинского и белорусского народов разнообразные подвижные игры. Наиболее известные — лапта, прятки, игры с бегом взапуски, игра в бабки.
Лапта эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований.
В лапту играют на ровной площадке, две команды по 5-12 человек. Одна команда считается «бьющей’, другая – водящей». После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле.
Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. История этой игры насчитывает несколько веков – она почти столь же стара, как и лапта.
Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – «городков») за черту игрового поля – «города».
Комплексное воспитание подрастающего поколения любого народа всегда являлось важнейшей задачей семьи и общества. Каждый народ на протяжении своей многовековой истории накопил богатейший опыт в деле воспитания подрастающего поколения. У нас на Кавказе, как и любой народ, задолго до рождения ребёнка начинают заботиться о его физическом, интеллектуальном и нравственном воспитании. В этой связи будущая мать окружена всеобщим вниманием и заботой. Её предостерегают от физических и психологических перегрузок, рационально организовывают её питание и отдых. Всё это делается, чтобы ребёнок родился физически и психологически здоровым человеком.
С раннего детства детей учат уважению к старшим и быть учтивыми по отношению к младшим. «В здоровом теле – здоровый дух» - это очень хорошо знали наши предки и первостепенное внимание уделяли физическому и нравственному облику молодого человека. Научиться получать удовольствие от свежего воздуха, красивых пейзажей, купания в горных реках, ходить босиком по горячей пыли, лазать по деревьям и горам, скакать верхом на необъезженных скакунах с ровной осанкой – всё это закаляет человека. Национальные виды спорта - это часть культуры народа, уходящая своими корнями в его историю.
Национальные спортивные традиции складывались с древних времен. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования его разума. Национальные спортивные традиции зависели от многих факторов: ландшафта, климата, природы и т.д.
На Кавказе важнейшими средствами нравственно-физического воспитания были и остаются народные игры, всевозможные состязания в беге, борьбе, верховой езде, стрельбе в цель, восхождении на гору.
Очень любят борьбу на Кавказе. Национальная борьба имеет многовековую историю развития, получила отражение в художественной литературе, сказках, сказаниях. Самые сильные и умелые становятся гордостью земляков, знаменитостью селения.
Следует отметить, что, имея самые различные вариации в технологии борьбы, основное правило — оторвать соперника от земли и бросить (положить) спиной на землю – остается неизменным.Это сложный состязательный комплекс действий и идей, состоящий из различных элементов и собственной атрибутики. Возникновение его связано с жизненной необходимостью выживания, существования в противоборствующем мире.
Недаром среди советских борцов — представителей классического, вольного стиля, самбо, дзю-до—так много уроженцев республик Закавказья и Средней Азии.
Ни один, пожалуй, народный праздник не обходился без состязаний конников — скачек, джигитовки, различных игр. Игра всадники, в которой наездники стараются на скаку попасть стрелой, выпущенной из лука, в кубок. «Переваливания»- это своеобразная борьба на лошадях, когда соперника надо свалить на землю и наконец скачки на лошадях, такие соревнования, устраивались в прошлом на народных праздниках и свадьбах, чтобы разрешить споры джигитов о их достоинствах.
У многих народов состязания в национальных видах спорта сопровождаются по обычаю музыкой, а иногда и танцами.
Ещё обычаи предков воспитывали в человеке силу духа, ловкость и смекалку в достижении цели и веру в победу. Любая легенда о нартах подчёркивает их умелость в деле и доброе сердце.
Сейчас, как никогда, всем народам Кавказа необходимо поддерживать добрые взаимоотношения. Мир и ненасилие – вот что всегда определяло государственность народов Кавказа. Её основой был и остаётся менталитет общества, в котором социально-культурная толерантность занимала и занимает доминирующее положение.
В нынешних условиях сохранение физического, психологического и духовного здоровья народа является основным фактором национальной безопасности.
Если в пример взять Кабардино-Балкарскую республику, то в ней остаются актуальными разработка и внедрение учебных программ по физическому воспитанию учащихся, формирования их правильного интеллектуального и нравственного воспитания. Помимо обычных общеразвивающих упражнений, стоит активно использывать метод внедрения в учебный процесс физических упражнений с элементом национально-этнических традиций .
В виду того, что в нынешней действительности политика государства направлена на воспитание здоровой и развитой молодёжи и постоянно выделяет средства на создание благоприятных условий для роста «правильной» молодёжи, необходимо обеспечивать приток подростков к занятиям. Большую роль играет здесь, уже оговоренный выше, национально-этнический элемент в учебном процессе. Достижению определённого уровня образованности подростков в области физической культуры, формированию у них потребности и мотивов деятельности по обеспечению соответствующего уровня физического здоровья способствует изучение и внедрение национальных видов спорта, игр и танцев.
Народные средства физического воспитания как проявление народного творчества очень близки и понятны всем. Поэтому использование национальных видов спорта, игр и танцев в физкультурном образовании повышает культуру учащихся и совершенствует сознание юношей и девушек начиная со школы. Кроме того, организация в школе спортивно-национальных праздников и включение в уроки физической культуры упражнений из национальных видов спорта, элементов игр и танцев вызовет большой интерес у школьников.
Ещё одним из путей развития современной физической культуры совершенствование всей системы физического воспитания является определение места национальных видов спорта в системе физического воспитания.
Национальные виды спорта по своей обширности могут быть использованы в детских садах, школах, вузах, на дворовых площадках, в местах общественного отдыха. Они способны положительно воздействовать на развитие массовой физической культуры среди молодёжи.
В заключение, хотелось бы отметить, что таким образом, можно утверждать, что в результате применения элементов национальных видов спорта, танцев и народных игр повысится уровень физического и нравственного развития учащихся, что и является задачей современного нашего общества. Это обстоятельство позволит сделать учебный процесс соприродным и сообразным всей национальной культуре, сохранить и развить народные традиции. В соединении с общемировой культурой и практикой физического и нравственного совершенствования ребёнка обращение к истокам национальной кавказской традиции делает сам учебный процесс более эффективным, органичным и современным фактором совершенствования личности.
Список использованной литературы
1.Волков В.П. Курс самозащиты без оружия «Самбо» 2010г.
2.Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2008.-400с.
3.Султангареева Р.А. Башкирский народный курэш. — Уфа: Китап,2009.-144с.
4.Энциклопедический словарь юного спортсмена. Сост. И. Ю. Сосновский А.М. Чайковский.- М., Педагогика,1980.-480с.
2