Презентация на тему:"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность."
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
через музыкально-образовательную деятельность
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
К. М. Симонов
Академик Д. С. Лихачёв пишет «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей Родине. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к своей родине, к родной природе, к родному дому и семье, к матери, к истории и культуре страны.
Всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и связывают маленького человека со своим народом, со всей страной.
Потому настоящих патриотов своей Родины лучше всего воспитывать с детства. И этот процесс формируется с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.
Поэтому нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном возрасте является фундаментом дальнейшего развития и становления личности юного гражданина.
Большую роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду и в целом музыкальное воспитание.
Через музыкальные занятия, праздники мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, к своему посёлку, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
В праздниках в детском саду отражаются разные темы.
Это: Семья и ближайшее окружение»- воспитание любви к матери, уважение к старшим.
«Детский сад – мой второй дом»-воспитание любви к детскому саду.
«Родной свой край люби и знай! -воспитание любви к родному дому, родной улице, к своему посёлку.
«Россия – Родина моя» -воспитание чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
«Слава армии любимой - самой лучшей на земле».
«Великая Победа».
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. 23 февраля –День Защитника Отечества, «Слава армии любимой - самой лучшей на земле». Эта тема очень любима детьми. На музыкальных занятиях мы говорим с детьми о защитниках нашей Родины. Дети поют песни, читают стихи, выполняют торжественные перестроения, играют в военные игры. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова, «Наша армия сильна» Филиппенко. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. На музыкальных занятиях разучиваем с детьми песни маме. Проводятся праздничные концерты, посвященные Женскому дню 8 Марта, Дню матери..
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Это “Праздник Осени”, «Рождественские колядки», зимние и весенние праздники
• Следующим этапом работы в этом направлении - это использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.
• В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года.
• Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Например, это композиторы и такие произведения как «Жаворонок», « Баба Яга» П. И.Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, «Клоуны», «Ёжик» Кабалевского, «Полька» М. И. Глинка, «Новая кукла», «Полёт шмеля»Н. А. Римский-Корсаков
Большого внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая, Слонов и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества
• Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.
• Все народные песни, а также народные мелодии, используются в слушании и ритмической деятельности ребят. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Такие выдающиеся русские композиторы: М. И Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков, использовали народные мелодии в своём творчестве.
• Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе.
• На занятиях рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
• Произведения русского музыкального и устного народного творчества просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. « Андрей-воробей», «Ладушки», «Петушок», «Зайка» и др. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. На музыкальных занятиях часто включаю фольклорные игры.
Таким образом, организуя такие праздники, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственно-патриотические качества. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Исходя из этого, в работе с детьми я добиваюсь, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.