Тема: «Нравственное воспитание младших школьников через классные часы в условиях реализации ФГОС. Классный час «Дружба – это…»
Цели:
- раскрыть сущность понятия «дружба»;
- учить рассуждать, аргументировать свою точку зрения;
- учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга;
- показать важность и ценность дружеских отношений в коллективе;
- воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству;
- содействовать формированию дружного коллектива.
Задачи:
- формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
- формировать у учащихся культуру общения;
- формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- формирование личностного осознания понятия дружбы;
- формирование уважительного отношения к чужому мнению.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД: умение классифицировать объекты; осуществление поиска информации из разных источников; установление причинно-следственной связи.
Регулятивные УУД: умение формулировать учебную проблему, ставить цель, принимать учебные задачи, умение высказывать свое мнение на основе работы с материалом.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение, умение работать в группах, развивать способности слушать собеседника и вести диалог.
Методическое и дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация, фрагмент из мультфильма «Крошка Енот», толковый словарь С. И. Ожегова.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал с заданиями для учащихся, сигнальные карточки.
Оформление доски: наглядный материал «Дом Дружбы», «Ромашка», «Солнышко», «Правила дружбы».
Ход классного часа
I. Организационный момент
Приветствие
- Ребята, у нас сегодня на классном часе присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте их.
- Я вам желаю хорошего настроения и успешной работы.
Определение темы
Учитель:
- Посмотрите, пожалуйста, фрагмент мультфильма и подумайте, о чем пойдет речь на классном часе?
- Догадались, о чём будем говорить? Молодцы!
- А что такое дружба, по-вашему?
II. Основной этап
1. Выяснение значения слова «дружба»
Учитель:
- Давайте с вами послушаем, что думают о дружбе герои стихотворения поэта Лиона Измайлова.
Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно.
Слово “дружба” что обозначает?
2. Инсценирование отрывка из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе»
Спор ребят:
- Что это? Что такое дружба?
- Что обозначает?
- А вы знаете?
Может быть, поход вдвоём в кино, Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски, Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил всё видел, но молчит.
Ну, а может дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью, Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза. Может быть, обидится он вдруг, Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Учитель:
- Одинаково ли понимают ребята, что такое дружба или у них разные мнения?
- Давайте поможем героям стихотворения, а возможно, и кому-то из нас, понять, что же такое настоящая дружба.
- Дружба, в чём она проявляется
- В словах или в делах? А в чём больше?
- Совместная работа, общий труд сближают людей и помогают им подружиться.
- А сегодня, мои дорогие, я предлагаю всем вместе построить Дом Дружбы.
3. Работа над понятием слова «дружба»
Учитель:
- И вы сейчас станете не просто учениками 3А класса, а учениками - строителями.
- С чего начинают строить дом? Что такое фундамент?
- Основа – это что-то прочное, крепкое (прикрепить фундамент).
- Выяснить значение слова «дружба» поможет нам толковый словарь Ожегова.
- Ваня, прочитай, пожалуйста, значение слова.
- Найдите, пожалуйста, ключевые слова.
- Это - строительный материал для нашего Дома.
- Это то, на чём строится дружба. Повторим хором.
4. Работа над понятием «настоящий друг»
Учитель:
- Но это ещё не весь дом. А что дальше построим (прикрепить стены)?
- Давайте подумаем, какими качествами должны обладать жильцы Дома Дружбы. Для этого вы поработаете в группах.
- Выберите из предложенных вариантов 3 самых главных на ваш взгляд черты характера настоящего друга. Возьмите конверт № 1.
- Из выбранных вами качеств давайте соберём ромашку и посадим ее около дома.1 команда, пожалуйста. 2-я, 3-я.
- Именно такими качествами должны обладать жильцы Дома дружбы!
- Тимофей, озвучь, пожалуйста, все качества!
5. Работа над пословицами о дружбе
Учитель:
-Дом почти готов. Чего не хватает в нём?
- Как крыша в доме укрывает и защищает нас от непогоды, так и настоящую дружбу нужно беречь (прикрепить крышу).
- Обратимся к народной мудрости. Ваша задача – составить пословицы из частей.
- Если ответ готов, поднимаете сигнал. Возьмите конверт № 2.
- 1 команда озвучьте свои пословицы, 2-я, 3-я…
- Смысл всех пословиц вам понятен? Объясните, пожалуйста, почему в народе говорят, что человек без друзей, что дерево без корней? Как вы понимаете, птица сильна крыльями, а человек – дружбой?
- А что значит старый друг лучше новых двух? Молодцы!
- Дом построили. Мы дружно работали, а теперь отдохнем.
6. Физминутка
Учитель:
- Я хочу вам рассказать одну историю, а помогут мне в этом ребята, Катя и Ваня.
Когда-то давным-давно в одном древнем городе существовал интересный обычай у людей: здороваться друг с другом. Когда на большой городской площади звучали удары старинных часов, люди прислушивались... Один удар - все кланялись друг другу при встрече; два удара - пожимали руку проходящему мимо человеку; три удара - обнимались. Представим сейчас, что мы находимся с вами в том далёком городе, слышим звон тех самых часов и здороваемся по обычаю тех людей.
- Все запомнили, как нужно здороваться? Сигналы будут в разном порядке.
- Слушайте внимательно.
- Молодцы!
7. Составление правил дружбы
Учитель:
- В любом дружном коллективе соблюдаются определенные правила.
- Как вы считаете, а нашим жильцам они нужны?
- Давайте составим правила для нашего Дома Дружбы.
- Из предложенных вариантов выберите 3 самых главных на ваш взгляд правила и разместите их по степени важности. Возьмите конверт № 3 (прикрепить правила).
- Капитаны команд, озвучьте выбранные командой правила и прикрепите их возле дома. Варя, зачитай все правила, не повторяясь.
- Думаю, что вы будете помнить эти правила.
III. Заключительный этап
Подведение итогов
Учитель:
- Мы с вами построили дом, определили, какими качествами должен обладать настоящий друг, составили правила дружбы.
- А теперь вернемся к теме нашего разговора.
- Так, что же для вас дружба?
- Продолжите фразу: «дружба – это…»
IV. Рефлексия
Учитель:
- Дети, вспомните наш фрагмент мультфильма.
- С чего начинается дружба? Пусть в нашем доме поселятся весёлые, добрые, жизнерадостные ребята.
- Итак, заселяемся в наш дом. Подойдите, пожалуйста, ко мне ребята 1 команды и поселитесь в доме. 2 –я, 3- я… (дети прикрепляют смайлики)
- Посмотрите, какой красивый дом получился! Как хорошо, когда много друзей! Солнышко пусть, подарит свет и тепло нашему дому (прикрепить солнышко).
Учитель:
- Я тоже хочу сказать, что такое дружба.
“Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для нас всех таящее. И любая беда – не беда. Если рядом друзья настоящие”
- Давайте вместе с Крошкой Енотом споём песню о дружбе.
- А на память хочу подарить вам весёлые смайлики.
- Ребята, улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь нашим гостям. И хорошего всем настроения!