СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные ориентиры воспитания в «Поучении Владимира Мономаха»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа показывает актуальность нравственных ориентиров в "Поучении Владимира Мономаха" для современного общества. 

Просмотр содержимого документа
«Нравственные ориентиры воспитания в «Поучении Владимира Мономаха»»

Муниципальный конкурс проектных исследовательских работ и мультимедийных презентаций «Нравственные ценности и будущее человечества»

Нравственные ориентиры воспитания в «Поучении Владимира Мономаха»







Работу подготовила:

Лемешко Ольга Викторовна, 14 лет,

учащаяся 8 класса МБОУ СОШ № 28

ст. Еремизино – Борисовской, Тихорецкого района



Руководитель;

Удот Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 28 ст. Еремизино - Борисовской
















Тихорецкий район

2017год



«Хорошо быть ученым, воином, законодателем,

но худо не быть при этом человеком!»

В. Белинский

Тема моего исследования «Нравственные ориентиры воспитания в «Поучении Владимира Мономаха» в рамках муниципального конкурса проектных исследовательских работ и мультимедийных презентаций «Нравственные ценности и будущее человечества». Данную тему считаю актуальной, потому что и в наши дни не теряет своей популярности «Поучение», написанное Владимиром Мономахом ещё в XII веке. Оно даёт важные наставления, необходимые в современном мире.

Мы живём в не простое время, когда материальные ценности доминируют над духовными, когда все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, духовной опустошённости.

Именно поэтому, сегодня как никогда актуально, воспитание молодых людей на ярких образах нашего славного прошлого. Прав был русский философ и публицист Илья Александрович Ильин, который в начале ХХ века писал: «В минуту опасности не отречемся от наших духовных сокровищ, и не будем искать спасения в механической пустоте и «американизме». Но детей наших поведем и приведем к нашим алтарям, к нашим пророкам и гениям. Ведь именно здесь они найдут солнечное сосредоточение истории»…Вот таким «духовным сокровищем», на мой взгляд, является «Поучение Владимира Мономаха». Поучение призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. Изучая содержание этого произведения, понимаешь, что оно содержит нравственные ориентиры воспитания, остающиеся актуальными и по сей день.

Давайте попробуем разобраться со значением понятия «нравственные ориентиры». Большинство мыслителей объясняют понятие следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себе такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.

Эти благородные чувства во многом прививаются человеку в результате приобщения к искусству и литературе, которые без преувеличения можно назвать великими учителями нравственного языка. Таким учителем нравственности является, по моему мнению, «Поучение Владимира Мономаха».

Надеюсь, моя работа поможет осознать нравственные ориентиры и актуальность «Поучения Владимира Мономаха» в настоящее время.

В ходе исследования мною были поставлены следующие задачи:

  • углубить знания о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре;

  • изучить историю создания «Поучения»;

  • выяснить причины написания данного произведения древнерусской литературы;

  • по окончанию исследования создать мультимедийную презентацию.

В работе по данной теме я в основном использовала материалы, полученные из средств массовой информации.

Итак, перевернем страницу русской истории и погрузимся в непростое время ХI века.

С начала 70-х гг. ХI века на Руси разразилась кровавая междоусобная война между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого. Внутренние раздоры ослабляли государство в военном отношении, которое всё чаще стало подвергаться нападениям внешних врагов. В 1061 году к русским границам подошли половцы.

Половецкая угроза создавала огромные трудности Руси. Половцы грабили торговые караваны, и даже время от времени требовали с русских князей дань. Некоторые князья, участвуя в междоусобицах, призывали к себе на помощь половецкие орды, которые занимались разбоем на территориях враждебных князей.

В народе поднималось возмущение половецкой жестокостью и княжескими междоусобицами. Государство нуждалось в сильном, решительном правителе, защитнике. И он появился в лице Владимира Мономаха.

Годы правления Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125) считаются самыми счастливыми и цветущими для Киевской Руси. Владимир Мономах много раз возглавлял общерусские походы против половцев, был посредником в конфликтах. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долговое рабство.
Мудрый государственный деятель, побывавший наместником смоленских, черниговских, переяславских княжеств и ставший великим князем Киевским, талантливый полководец, он золотыми буквами вписал своё имя в историю государства Российского.

Но Владимир Мономах вошел в русскую историю не только как государственный деятель и полководец, но еще и как писатель и мыслитель. Он является автором знаменитого "Поучения" — выдающегося памятника древнерусской литературы и общественной мысли, а также письма князю Олегу Черниговскому.

Итак, по какой причине Владимир Мономах написал своё «Поучение»?

Конец 1117 и 1118 годов Мономах провел в Киеве. Мономах многие дни проводит в своей палате за книгами, в беседах с митрополитом Никифором. Он читает «Шестоднев», «Пролог», «Беседы Василия Великого». Уже давно, с тех пор, как прочитал бывшее в его библиотеке «Отцовское поучение некоего англичанина», у него зародилась мысль оставить и своим сыновьям поучение о том, как жить, как управлять, воевать и хозяйствовать.

Поводом к написанию первой части "Поучения" послужил приход послов от братьев Владимира Мономаха с предложением: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить".

Владимир для выяснения воли Божией использует традиционный по тем временам способ: помолившись, открывает Псалтырь, и, прочитав первые слова, использует их как руководство к действию. "Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". Тем самым Мономах хочет показать всю пагубность междоусобных войн, которые часто раздирали в то время Русь.

Итак, Мономах от наставлений князьям переходит к поучению о христианской жизни вообще, адресуя свое "Поучение" в первую очередь своим детям, а затем и любому другому христианину, который будет читать эти строки: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.»

В первых абзацах «Поучения» автор указывает на необходимость соблюдения моральных норм: «не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте…на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего...Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите».

Мономах в наставлениях христианам создаёт образ человека кроткого, воздержанного в речах, смиренного умом: «Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, "очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради". Продолжая речь свою, Мономах переходит к самым высоким христианским добродетелям: любви к врагам и ненависти ко греху: "лишаемый - не мсти, ненавидимый - люби, гонимый - терпи, хулимый - молчи, умертви грех". Он говорит, что Господь не требует от нас великих подвигов, потому что многие люди, видя тяжесть подобных трудов, не делают вообще ничего: «Господу надо лишь наше сердце, по словам премудрого Соломона. А выражением нашего сердечного горения могут быть и малые дела, которые в глазах Божиих не отличаются от таких великих, как монашество, затворничество или голодание, если они творятся с чистым сердцем: «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию».

Интересен взгляд его на смертную казнь: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души».

Затем идет ряд самых разнообразных поучений. Он призывает не иметь гордости в сердце, приводя на ум свою смертность. Увещевает чтить старых, как отца, а молодых, как братьев. В дому не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.

Таким образом, «Поучение Владимира Мономаха» – это наставление своим сыновьям и всем будущим поколениям, которое вызывает восхищение мудростью этого великого человека. Изучая содержание данного произведения, понимаешь, что оно содержит высокие нравственные ценности, остающиеся вечными на протяжении не одного столетия.

Особенно меня поразило письмо Владимира Мономаха к Олегу Святославичу. Поводом к его написанию послужили события, произошедшие в 1096 году. Тогда в одной из многочисленных междоусобиц с войсками Олега Святославича недалеко от города Мурома погиб Изяслав - сын Мономаха. Убийство Изяслава было особенно ужасно тем, что Изяслав был крестным сыном Олега. Поэтому, фактически, Олег был сыноубийцей.

О чём же пишет Мономах своему врагу? Владимир прощает убийцу своего сына, утешает его и сам кается перед ним! «Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешительную да сноху мою послать ко мне, – ибо нет в ней ни зла, ни добра, – чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их вместе песен: ибо не видел я их первой радости, ни венчания их за грехи мои».

Мономах не осуждает Олега в убийстве своего второго сына Изяслава, ведь без прощения ближнего нельзя предстать перед Страшным судом. Но на это есть и другая причина: военное столкновение под Муромом и его трагичный исход были продиктованы божьей волей: «Суд от бога пришел ему, а не от тебя», – говорит князь. Только смирением можно пройти через житейские горести, только прощением детоубийцы можно заслужить прощение божеское, а что до славы, то это ценность земная: «Сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты. Другие собранное нами разделят».

А теперь давайте задумаемся, в какое время он пишет эти слова? Ведь еще недавно кровная месть была разрешена по закону! «Русская правда» несколько ограничивала ее, но отнюдь не запрещала. Языческий обычай, уповающий на право силы, говорил: отомсти! А христианский, только-только набирающий силу на Руси, требовал иного: прости, откажись от мести! Владимир Мономах, как истинный христианин научился прощать. Научился ставить мир превыше любой выгоды, которую только можно добыть мечом.

Подводя итог, хочется сказать, что читая «Поучение Владимира Мономаха», как будто слышишь голос из прошлого, голос самого Мономаха, указывающий нам простой путь к счастью. Ведь умение видеть, понимать и переживать благородные гуманные чувства, испытывать радость от свершения хорошего дела помогают человеку стать более счастливым.

Хочу заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому важно, чтобы он сам стремился быть нравственным, чтобы он следовал нравственным нормам и правилам не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего стремления к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Ведь только высоконравственный гражданин, для которого главной ценностью является человеческая жизнь и нравственные идеалы сможет построить полноценное гуманистическое демократическое общество. А закончить своё выступление хочу словами Виссариона Григорьевича Белинского «Хорошо быть ученым, воином, законодателем, но худо не быть при этом человеком!»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!