Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки русской литературы»
Программа курса
внеурочной деятельности
«Нравственные уроки русской литературы»
7«А», «Г», 8 «А», «Г» классы
34 часа
Разработчик:
учитель русского языка
и литературы
Фурзикова Ольга Юрьевна
2016 г.
Данный курс предназначен для учащихся7-8-х классов, проявляющих интерес к литературе и желающих расширить знания по курсу русской литературы (изучение внепрограммных произведений). Курс рассчитан на 34 часа(1 час в неделю).
Основные задачи курса:
- подготовка учащихся к взрослой жизни, где их нравственные суждения станут опорой и основой взрослого нравственного поведения;
- изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений (на основе анализа литературных произведений);
- научить учащихся критически осмысливать и анализировать собственные поступки, поступки сверстников и одноклассников;
- развитие личностных качеств: умения признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы; умения прощать и быть прощенным, понимать, что такое добро и зло, ответственность, долг, честь, достоинство, любовь и дружба, открытость, жалость и т.д.;
- совершенствование навыков анализа прозаических текстов.
В системе образования и воспитания данные занятия несут для учащихся большое воспитательное значение. Школа и жизнь взаимосвязаны. Мир вокруг нас стал другим: чаще стали проявляться насилие, жестокость, бесстыдство; перестают ценить такие нравственные качества, как честность, милосердие, благородство, учтивость, взаимоуважение, почитание общественного мнения, которые веками передавались из поколения в поколение. В наше время для того, чтобы сохранить добрые человеческие качества у учащихся, нужно всерьез заниматься их нравственным воспитанием.
Сегодня ни один ребенок не должен потерять те духовные ценности, которые познал сам, своим умом, с товарищами и педагогами, направлявшими его на познание этих ценностей.
Уроки нравственности проходят при активном сотрудничестве самих учащихся, используются разные формы проведения: диспуты, дискуссии, конференции, презентации, обсуждение фильмов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами освоения являются:
умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;
умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений;
умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизненного и творческого пути писателя;
умение выразитель читать произведения или фрагменты из них; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
самостоятельное выполнение различных видов творческих работ по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом.
Метапредметные результаты :
овладение понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;
приобретение читательского опыта и повышение читательской квалификации;
умение привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию;
приобретение коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, в корректности в общении, включая общение с помощью средств новых информационных технологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях, в умении строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения.
Предметные результаты проявляются:
в способности ощущать и объяснять специфику литературы как вида творчества, понимания культурной ценности литературного творчества; понимание места литературы в ряду других искусств;
в умении сопоставлять новые прочитанные произведения со своим читательским опытом, оценивать литературные и визуальные интерпретации известных сюжетов;
в приобретении читательского опыта, приобщении к классическим образцам отечественной и мировой литературы, образцам современной литературы в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; чтении и понимании литературных произведений разных жанров, созданных в различные эпохи;
в восприятии, интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом авторской позиции; смысловом и эстетическом анализе художественного текста; понимании и формулировании авторского замысла и авторской позиции; сопоставлении (с точки зрения авторского замысла и авторской позиции) одного произведения с другими произведениями того же автора или того же жанра; умении находить элементы художественной структуры литературного произведения и формировать целостное эстетически осмысленное представление о прочитанном тексте;
в способности применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов; обоснованно и квалифицированно анализировать и оценивать литературные произведения в устной и письменной форме.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводный урок. Нравственное осмысление вечных проблем в русской литературе. | 1 |
2 | Уроки милосердия, внимательного отношения к окружающим. Н.Кожевникова. Сборник рассказов «Окна во двор». | 1 |
3 | В.Распутин «Уроки французского». | 1 |
4-5 | В.Железняков «Чучело». История, воплощенная в кино. | 2 |
6 | В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». | 1 |
7 | В.Астафьев. Повесть«Людочка». | 1 |
8 | Б.Екимов. Рассказ «Ночь исцеления» | |
9 | Б.Екимов. Рассказ «Продажа». | 1 |
10 | В.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» | 1 |
11-12 | Уроки внимательного отношения к людям с ограниченными возможностями. Т.Крюкова. Повесть «Костя+Ника». | 2 |
13 | А.Геласимов. Рассказ «Жанна» | 1 |
14-15 | М.Петросян. Роман «Дом, в котором…» | 2 |
16 | «Мы в ответе за тех, кого приручили». Уроки любви и жалости, ответственности за братьев наших меньших. Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо». | 2 |
17 | Ю.Яковлев. Рассказ «Разбуженный соловьями» | 1 |
18 | Ю.КазаковПовесть«Арктур – гончий пес». | 1 |
19-20 | Ю.Коваль.Повести «Недопёсок», «Алый». | 2 |
21 | «Мать – самое уважительное, что ни есть в жизни» (В.Шукшин). Уроки любви материнского сердца. В.Шукшин «Материнское сердце». | 1 |
22 | Л.Улицкая. Рассказ «Дочь Бухары» | 1 |
23-24 | В.Токарева. Рассказ «Я есть, ты есть, он есть» | 2 |
25 | Л.Куликова. Рассказ «Свиделись» | 1 |
26 | В.Крупин «Молитва матери» | 1 |
27 | Б.Екимов «Говори, мама, говори…» | 1 |
28-29 | Уроки патриотизма и преданности своей Родине. Э.Казакевич «Звезда» | 2 |
30-31 | В.Богомолов. Повесть «Иван».История, воплощенная в кино. | 2 |
32 | Д.С.Лихачев. Статья «Раздумья о Родине» | 1 |
33 | Э.Веркин. Роман «Облачный полк» | 1 |
34 | Итоговое занятие: составление, презентация и защита собственного списка произведений, обращенных к нравственным проблемам. | 1 |
ИТОГО: 34 часа