СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НРК в воспитании патриота и гражданина.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве.

Просмотр содержимого документа
«НРК в воспитании патриота и гражданина.»

«Национально-региональный компонент в воспитании патриота и гражданина в Черемшанском лицее»


Высшее и прекраснейшее в человеческой

природе – любовь к родной земле.

Иоганн Гёте.

Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. Но в условиях нестабильности общественного развития в России, система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве.

Это позволяет уяснить содержание понятия патриотизма.

Оно включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  • уважительное отношение к языку своего народа;

  • заботу об интересах Родины;

  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Жизнь страны определяется жизнью каждого её региона. Сопряжение человека, его малой родины и общества в целом образует особое трехмерное пространство, формирующее гармоничную полноценную личность.

Контекст родной культуры в этой связи становится определяющим условием становления патриотического самосознания учащегося.

Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании настоятельно подчеркивал К.Д.Ушинский, рекомендовавший вырабатывать у детей «инстинкт местности», считавший умение сопоставлять изучаемое со знакомой местностью способностью, чрезвычайно полезной в жизни.

Национально-региональный компонент в школьной программе является необходимым педагогическим средством претворения в жизнь Закона об Образовании. Этот закон предполагает полное использование творческой силы, традиций и обычаев каждого народа в сохранении и всестороннем развитии культуры и языков народов России, а также в социально-экономическом, духовно-нравственном развитии общества.

Обращение к региональному компоненту на уроках природоведения, технологии, музыки, истории, изобразительного искусства, родной и русской литературы, его разумно организованное изучение является мощным средством развития и гражданско-патриотического воспитания современных учащихся. Оно не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает любовь к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне.

Исходя из этого, работа по изучению родного края в нашем лицее

ведётся по нескольким направлениям:

  1. Природа родного края.

  2. История родного края.

  3. Историко-культурное и духовное наследие края.

  4. Искусство родного края.

5. Литература родного края.

1. Природа родного края

Цели и задачи: Формировать общественное экологическое сознание, экологическую грамотность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального использования природных ресурсов.

Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой.

На каких уроках изучаются

Объекты изучения

Формы работы

Природоведение, география, биология, экология, химия,физика

Особенности климата.

Мир растений и животных. Рельеф. Почва. Водоёмы, родники, реки и озера.

Экологическое состояние района

Осенние экскурсии в лес.

Посадка зеленых насаждений, благоустройство территории школы.

Трудовой десант на Пугачевский вал.

Ухаживание за родником «Сабантуй».

Праздник «Цветы Черемшана».

Районная экологическая конференция на базе лицея. День Земли.

Весенняя акция «Каждой птичке – по домику!»

Летний лагерь «Экологическая тропа».

2. История родного края

Цели и задачи:

Формировать нравственную позицию по отношению к истории родного края, развивать интерес к судьбе своей малой Родины. Воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.

На каких уроках изучаются

Объекты изучения

Формы работы

История, окружающий мир

История района. села, улиц.

История значимых предприятий и организаций. История школы. Исторические события. Исторические личности.

Национальный состав жителей района.

Экскурсии в районный Мемориальный центр, историко-краеведческий музей.

Уроки памяти.

Уроки мужества.

Районные конкурсы по знаменательным датам:

65 лет Великой Победе;

90 лет образованию ТАССР;

80 лет образованию Черемшанскому району;

История учительства района

3.Историко-культурное и духовное наследие родного края

Цели и задачи:

Формировать сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

На каких уроках изучаются

Объекты изучения

Формы работы

ОБЖ, физическая культура

Биографические сведения о ветеранах Великой Отечественной войны. Воины-интернационалисты, участники Афганской войны, Чечни. Памятники погибшим воинам.

Встречи с участниками боевых действий, с ветеранами войны и труда. Встречи с работниками военкомата.

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы. Военно-спортивные игра «Зарница».

Смотр строя и песни.

Парад защитников Родины.

Соревнования по различным видам спорта. Дни Здоровья.

Школьные и районные Спартакиады. День призывника.

Тактические учения по ГО и пожарной безопасности.


4. Искусство родного края

Цели и задачи: Формировать понимание значимости культуры и искусства страны в жизни каждого человека. Воспитывать чувство прекрасного, развивать творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы и идеалы.

На каких уроках изучаются

Объекты изучения

Формы работы

Музыка, изобразительное искусство, технология

Памятники архитектуры. Скульптура. История ремесленничества. Особенности музыки, песен и танцев.

Смотр художественной самодеятельности.

Фестиваль юных талантов “Созвездие – Йолдызлык”.

Районные, республиканские тематические конкурсы рисунков. Выставка «Вещам – вторую жизнь!»

Конкурс поделок «Создаём красоту своими руками»


5. Литература родного края

Цели и задачи: Формировать ценностное отношение к литературному наследию родного края. Воспитывать национальное самосознание, национальную гордость, развивать умственную деятельность учащихся.

На каких уроках изучаются

Объекты изучения

Формы работы

Татарский язык и литература, русский язык и литература, английский язык

Устное народное творчество.

Писатели, поэты и деятели культуры – выходцы из Черемшана.

Родной край – в их творчестве.

Праздники, связанные с народными традициями, как “Нәүрүз”, “Сөмбелә”,“Сабантуй”

День Родного языка.

Тематические читательские конференции.

Выпуск стенгазет по юбилейным датам писателей, поэтов.

Школьная газета «Наш лицей».

Районные, республиканские тематические конкурсы сочинений.

Кружок «Юный журналист».

Элективный курс «Как прекрасен родной край!».

Встречи с писателями, деятелями культуры. Просмотр спектаклей, концертов, кинофильмов.

Будучи учителем родного языка и литературы, хочу побольше рассказать

о деятельности учителей татарского языка и литературы по этому направлению.

Образовательная программа лицея соответствует Государственному стандарту начального, основного среднего и среднего (полного) образования. Лицей является базовой школой районного отдела образования по реализации Закона РТ «О языках народов Республики Татарстан». Успешно реализуется целевая комплексная программа по выполнению Закона, организованы татарские классы на базе лицея с русским языком обучения.

В настоящее время 242 ученика 1 -11 классов из 455 учащихся (53%) обучаются в классах с воспитанием на родном языке, где вся воспитательная работа (классные часы, родительские собрания) ведется на татарском языке.

Татарский язык, как государственный язык республики, изучается во всех общеобразовательных классах: 90 детей – татар (20%) изучают свой родной язык в татарских группах русских классов, 125 учащихся (русские, чуваши, мордва и другие национальности – 27%) обучаются татарскому как второму государственному языку.

Мы не ограничиваемся только преподаванием знаний, но и стараемся создать условия для раскрытия каждого ребёнка как личности, опираясь на этно-национальные, духовно-этические, культурно-воспитательные традиции.

В воспитании национального самосознания нам на помощь приходят родная литература, все виды искусства, история религии и культура, изучение жизни и творчества известных личностей нашего района.

У нас есть большие возможности использовать местный материал на уроках татарской литературы, как например, книги «Лесные ручьи», «Пусть слова перейдут в песню» Ахтяма Фатхи, «Память о матери» Руслана Мухаметзянова, «Рябина на снегу», «Осенняя молния», «Серебряная шуба» Рамзии Габдулхаковой и, конечно же, произведения Гаяза Исхаки , Габдрахима Утыз Имяни.

Большое внимание уделяем проведению внеклассных и внешкольных мероприятий, посвященных юбилеям татарских писателей и поэтов. Стало традицией проведение национальных праздников «Сөмбелә», «Нәүрүз» «Сабантуй», татарской Ёлки, недели Татарского театра, Дня Родного языка. Ежегодно в апреле проводим неделю или декаду татарского языка. Это настоящий праздник, где проводятся различные мероприятия, разучиваются песни, исполняются танцы.

Учащиеся нашего лицея – активные участники районных и республиканских мероприятий, конкурсов, проводимых на родном языке.

В 2008 году группа учащихся 9 класса Вахитова Лейсан, Кашапова Алия и Каримова Йолдыз участвовала в районном конкурсе «По следам великого наследия», посвященном 130 летию классика татарской литературы, общественного деятеля Гаяза Исхаки и была награждена Грамотой за творческий подход в изучении произведений писателя.

В ноябре 2008 года ученица 9 класса Вахитова Лейсан участвовала в республиканском конкурсе «Татарстан дигән Ватаным бар, Татар дигән бөек халкым бар»( «Татарстан –моя республика, татары – великий мой народ»), который проходил в городе Набережные Челны и была награждена Дипломом МОиН РТ.

В 2009 году в нашем районе была проведена республиканская научно-практическая конференция, посвященная 255-летию со дня рождения Габдерахима Утыз Имяни, где рассматривались вопросы по изучению и широкому применению трудов великого татарского просветителя.

Ещё в 1997 году глава администрации Черемшанского района Шакиров М.З. учредил районную премию имени Габдерахима Утыз Имяни за достижения в национальном образовании и воспитании учащихся, сохранении и развитии татарского языка. Есть лауреаты этой премии и в нашем лицее.

В марте 2009 года учащиеся нашего лицея победили на районном этапе конкурса «Без татарча сөйләшәбез» («Мы разговариваем по-татарски») и завоевали поездку в Казань для участия на республиканском этапе, откуда приехали с Дипломом. )

В апреле 2009 года команда знатоков лицея участвовала в интеллектуально-развлекательном конкурсе «Тамчы-шоу», организованном Телерадиокомпанией «Татарстан – Новый век» и Исполнительным комитетом Всемирного конгресса татар в городе Казани и приехала с победой.

26 апреля этого же года, в день рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая, учителя и учащиеся нашего лицея провели грандиозный праздник районного масштаба под названием «Ты в наших сердцах, Тукай».

В мае 2009 года ученица 7 класса Ихсанова Аида участвовала в республиканском конкурсе “Шәҗәрә”( “Родословная”) и была награждена Дипломом.

Хочется отметить, что целью работы учителей татарского языка и литературы является не только воспитание говорящего на родном языке человека, но и образованную, творческую личность, любящего свое Отечество гражданина.

Изучение национальной истории, культуры, литературы влияет на духовное становление человека, помогает воспитывать в детях гордость за принадлежность к человеческому роду, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.

Духовное возрождение общества возможно только на основе общечеловеческих ценностей. Решение этой проблемы невозможно без знаний о культурном наследии своего народа. В традициях и обычаях каждого народа зафиксировано то, что когда-то было достигнуто его предками в понимании своего места в мире.









7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!