4. Основной этап. Учитель кратко рассказывает учащимся о жизни А. Грина и его произведениях, сопровождая рассказ презентацией. Указывает ученикам на факты, требующие записи. Для поддержания внимания учащихся учителю следует задавать им вопросы, касающиеся биографии и творчества писателя: Напомните, в каком году родился писатель? Для кого он писал свои сказки? Самое знаменитое произведение А. Грина? И т.д. | Слушают учителя, смотрят презентацию, делают записи в тетради (по указанию учителя). Отвечают на вопросы. | 4 мин. |
Анализ Учитель задает вопросы, вовлекая учеников во всеобщее обсуждение, участвует в дискуссии, при необходимости помогая ученикам придти к нужным ответам. 1. Характеристика жителей Каперни: - Какой образ жизни ведут капернцы? - Какие детали характеризуют их? - Как в Каперне относились к Лонгрену и Ассоль? Почему не любили их? 2. Характеристика главных героев: a) - Расскажите, в какой обстановке росла Ассоль? - Как относились жители Каперны и их дети к Ассоль? Почему? - Какую судьбу предсказал Ассоль старик Эгль? b)- Как к Артуру Грею относятся в доме родителей? - О чем мечтал Грей и как осуществил мечту? c) - Чем похожи Грей и Ассоль? - Какое впечатление произвела Ассоль на Грея? Что он узнал о ней? Какое решение принял? Почему? Как объясняет свой поступок? - Характеризуя героя, мы отметили совпадения с судьбой Ассоль. Но в чем сила Грея? - Была ли встреча Ассоль и Грея случайной? Стала ли она для героев счастливой? 3. Влияние Грея на жителей Каперны. - Какое впечатление на жителей Каперны произвело появление корабля с алыми парусами? - Чему научил Грей жителей Каперны? Чему учит А.Грин своей повестью? | Ученики участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя. * Вопросы должны подвести учащихся к вопросу, заданному в теме урока: «Нужны ли в жизни чудеса?». Подразумевается, что ученики должны ответить «Да, нужны» и дать более развернутый ответ. | 10 мин. |
3. Анализ отрывка, рассказывающего о том, как Эгль пророчит судьбу Ассоль. : Учитель задает вопрос: Почему Эгль именно Ассоль дарит свою сказку? Чтобы ответить на него, учитель предлагает ученикам прочитать отрывок, где Эгль делает предсказание. Задает вопросы: - Почему Ассоль поверила в эту сказку? Учитель спрашивает: - Заставив Ассоль поверить в мечту, Эгль сотворил добро или зло? Зачем же тогда автор отправил своего героя в путешествие? Мог ли мальчик остаться? Последний вопрос создаёт проблемную ситуацию, для разрешения которой следует обратиться к тексту: «Тут подошла маленькая дочка Лесоруба и положила руку ему на плечо, и сказала: - Это ещё не беда, что ты утратил свою красоту. Оставайся с нами, и я никогда не буду дразнить тебя. Но он сказал ей: - Нет, я был жесток к своей матери, и в наказание со мной случилось это несчастье, поэтому я должен уйти отсюда и бродить по свету, пока не найду свою мать и не вымолю у неё прощения». Учитель предлагает ученикам обратиться к рассказу об испытаниях героя, отметив традиционную сказочную троекратность и ступенчатость (следующее испытание сложнее предыдущего). Задает вопросы: Чем эти испытания отличаются друг от друга? Как герой теперь относится к уродству? Почему он готов пожертвовать собой ради незнакомого человека? Можно ли назвать его поступки подвигами? | Один из учеников читает отрывок, одноклассники слушают его. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают с его помощью. * Ученики должны заметить, что Отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст произведения. * Ученики должны заметить, что необходимость путешествия для героя – внутренняя. Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, рассуждают вместе с учителем. | 15 мин. |
4. Обсуждение финала сказки: Учитель просит одного из учеников вслух прочитать финал сказки, а остальных - внимательно слушать своего одноклассника. Вовлекает учеников в обсуждение, которое организуется проблемным вопросом: «Можно ли сказать, что у сказки Уайльда счастливый конец?» Чтобы ученики смогли ответить на этот вопрос, учитель задает следующие: Что нового смог увидеть герой в своих глазах? Как же правил Мальчик-звезда, став королём? Нужна ли ему теперь его красота? Почему он правил недолго, а его преемник был тираном? Как можно понимать слова: «Слишком велики были его муки, слишком тяжёлому подвергся он испытанию…»?О каком испытании идёт речь? Что можно считать испытанием – только лишение красоты и скитания или же и возвращение красоты тоже? | Один из учеников читает финал сказки, одноклассники слушают его. Отвечают на вопросы учителя, участвуют в дискуссии. | 10 мин. |
5. Завершение урока. Учитель побуждает учеников к размышлению над тем, в каких отношениях находятся в сказке Уайльда красота и добро. | Участвуют в обсуждении, рассуждают вместе с учителем. * Ученики должны заметить, что красота и добро исключают друг друга, что их союз, обозначенный в финале, хрупок: ведь герой живёт счастливо совсем недолго, и также недолго благоденствует его королевство. Значит, в мире нет места совершенству и гармонии. | 3 мин. |
6. Домашнее задание. Учитель диктует домашнее задание: Письменно ответить на вопрос «Как вы понимаете финал сказки?» Отвечает на вопросы учеников, отпускает их. | Записывают домашнее задание. В том случае, если что-то кажется не совсем понятным, задают учителю вопросы. | 1 мин. |