СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нужна ли юности романтика? Нужны ли в нашей жизни чудеса?» (по феерии А. Грина «Алые паруса»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аудитория: 7-ой класс.

Количество уроков: 1 (45 минут).

Тема: «Нужна ли юности романтика? Нужны ли в нашей жизни чудеса?»

Цель: обучение умению рассуждать и доказывать свою точку зрения;  овладение навыками   работы с текстом художественного произведения.

Задачи:

- знакомство учеников с творчеством Грина;

- развитие умения и повышение опыта участия в дискуссиях.

Просмотр содержимого документа
««Нужна ли юности романтика? Нужны ли в нашей жизни чудеса?» (по феерии А. Грина «Алые паруса»)»

«Нужна ли юности романтика? Нужны ли в нашей жизни чудеса?»

(по феерии А. Грина «Алые паруса»)


Аудитория: 7-ой класс.

Количество уроков: 1 (45 минут).

Тема: «Нужна ли юности романтика? Нужны ли в нашей жизни чудеса?»

Цель: обучение умению рассуждать и доказывать свою точку зрения; овладение навыками работы с текстом художественного произведения.

Задачи:

- знакомство учеников с творчеством Грина;

- развитие умения и повышение опыта участия в дискуссиях.


Конспект урока


Действия учителя

Действия учеников

Время

1. Предварительный этап.

Подготовка презентации.

Самостоятельное чтение феерии А. Грина «Алые паруса»

______

2. Организационный этап.

Учитель приветствует учеников, начинает урок.



Приветствуют учителя.

1 мин.


3. Установка на восприятие.

Учитель задает вопросы:

Знаете ли вы, что такое феерия?

(дает два определения феерии)

Какое из двух определений соответствует жанру и сюжету произведения?

Отвечают на вопросы.

1 мин.

4. Основной этап.

Учитель кратко рассказывает учащимся о жизни А. Грина и его произведениях, сопровождая рассказ презентацией. Указывает ученикам на факты, требующие записи.

Для поддержания внимания учащихся учителю следует задавать им вопросы, касающиеся биографии и творчества писателя:

Напомните, в каком году родился писатель? Для кого он писал свои сказки?

Самое знаменитое произведение А. Грина? И т.д.

Слушают учителя, смотрят презентацию, делают записи в тетради (по указанию учителя).

Отвечают на вопросы.

4 мин.

Анализ

Учитель задает вопросы, вовлекая учеников во всеобщее обсуждение, участвует в дискуссии, при необходимости помогая ученикам придти к нужным ответам.

1. Характеристика жителей Каперни:

- Какой образ жизни ведут капернцы? - Какие детали характеризуют их?

- Как в Каперне относились к Лонгрену и Ассоль? Почему не любили их?

2. Характеристика главных героев:

a) - Расскажите, в какой обстановке росла Ассоль?

- Как относились жители Каперны и их дети к Ассоль? Почему?

- Какую судьбу предсказал Ассоль старик Эгль?

b)- Как к Артуру Грею относятся в доме родителей?

- О чем мечтал Грей и как осуществил мечту?

c) - Чем похожи Грей и Ассоль?

- Какое впечатление произвела Ассоль на Грея? Что он узнал о ней? Какое решение принял? Почему? Как объясняет свой поступок?

- Характеризуя героя, мы отметили совпадения с судьбой Ассоль. Но в чем сила Грея?

- Была ли встреча Ассоль и Грея случайной? Стала ли она для героев счастливой?

3. Влияние Грея на жителей Каперны.

- Какое впечатление на жителей Каперны произвело появление корабля с алыми парусами?

- Чему научил Грей жителей Каперны?

Чему учит А.Грин своей повестью?


Ученики участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя.













* Вопросы должны подвести учащихся к вопросу, заданному в теме урока: «Нужны ли в жизни чудеса?». Подразумевается, что ученики должны ответить «Да, нужны» и дать более развернутый ответ.

10 мин.

3. Анализ отрывка, рассказывающего о том, как Эгль пророчит судьбу Ассоль.

:

Учитель задает вопрос:

Почему Эгль именно Ассоль дарит свою сказку?


Чтобы ответить на него, учитель предлагает ученикам прочитать отрывок, где Эгль делает предсказание.

Задает вопросы:

- Почему Ассоль поверила в эту сказку?











Учитель спрашивает:

- Заставив Ассоль поверить в мечту, Эгль сотворил добро или зло?


Зачем же тогда автор отправил своего героя в путешествие? Мог ли мальчик остаться? Последний вопрос создаёт проблемную ситуацию, для разрешения которой следует обратиться к тексту:

«Тут подошла маленькая дочка Лесоруба и положила руку ему на плечо, и сказала:

- Это ещё не беда, что ты утратил свою красоту. Оставайся с нами, и я никогда не буду дразнить тебя.

Но он сказал ей:

- Нет, я был жесток к своей матери, и в наказание со мной случилось это несчастье, поэтому я должен уйти отсюда и бродить по свету, пока не найду свою мать и не вымолю у неё прощения».

Учитель предлагает ученикам обратиться к рассказу об испытаниях героя, отметив традиционную сказочную троекратность и ступенчатость (следующее испытание сложнее предыдущего). Задает вопросы:

Чем эти испытания отличаются друг от друга?

Как герой теперь относится к уродству?

Почему он готов пожертвовать собой ради незнакомого человека?

Можно ли назвать его поступки подвигами?

Один из учеников читает отрывок, одноклассники слушают его. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают с его помощью.


* Ученики должны заметить, что Отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст произведения.



* Ученики должны заметить, что необходимость путешествия для героя – внутренняя.













Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, рассуждают вместе с учителем.

15 мин.


4. Обсуждение финала сказки:

Учитель просит одного из учеников вслух прочитать финал сказки, а остальных - внимательно слушать своего одноклассника. Вовлекает учеников в обсуждение, которое организуется проблемным вопросом: «Можно ли сказать, что у сказки Уайльда счастливый конец

Чтобы ученики смогли ответить на этот вопрос, учитель задает следующие:

Что нового смог увидеть герой в своих глазах?

Как же правил Мальчик-звезда, став королём?

Нужна ли ему теперь его красота?

Почему он правил недолго, а его преемник был тираном?

Как можно понимать слова: «Слишком велики были его муки, слишком тяжёлому подвергся он испытанию…»?О каком испытании идёт речь?

Что можно считать испытанием – только лишение красоты и скитания или же и возвращение красоты тоже?

Один из учеников читает финал сказки, одноклассники слушают его. Отвечают на вопросы учителя, участвуют в дискуссии.

10 мин.


5. Завершение урока.

Учитель побуждает учеников к размышлению над тем, в каких отношениях находятся в сказке Уайльда красота и добро.

Участвуют в обсуждении, рассуждают вместе с учителем.

* Ученики должны заметить, что красота и добро исключают друг друга, что их союз, обозначенный в финале, хрупок: ведь герой живёт счастливо совсем недолго, и также недолго благоденствует его королевство. Значит, в мире нет места совершенству и гармонии.

3 мин.

6. Домашнее задание.

Учитель диктует домашнее задание:

Письменно ответить на вопрос «Как вы понимаете финал сказки?»

Отвечает на вопросы учеников, отпускает их.

Записывают домашнее задание. В том случае, если что-то кажется не совсем понятным, задают учителю вопросы.

1 мин.




5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!