МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Практико-значимый проект
Методическая разработка урока в 8 классе
по Духовному краеведению Подмосковья
на тему:
«О чем рассказывает христианская православная культура?
Древнерусский монастырь-центр христианской православной культуры».
Работу выполнила
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3 г.о. Красноармейск
Андреева Ольга Александровна
Москва
2017 год
Пояснительная записка
Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении десяти веков являлось православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию.
Проблемные вопросы урока:
Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры?
В чем заключается смысл жизни христианина?
Цели урока:
Показать значимость христианских добродетелей, христианского подвига для исторического, политического, социального и духовного развития нашей страны: во времена минувшие и сегодня, в современном мире; в славном прошлом России и в ее настоящем.
Познакомить с основными понятиями христианской культуры.
Прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре своего Отечества.
Задачи урока:
- вывести ребят на самостоятельный уровень осмысления проблемы;
- пополнить словарь духовной лексики учащихся;
- научить ориентироваться в духовных категориях;
- закрепить знания, полученные на прошлых уроках.
Основные понятия:
Христианские добродетели: вера, надежда, любовь. Монах. Инок. Монастырь. Преподобный Антоний. Преподобный Феодосий. Киево-Печерская лавра. Святой Илья Муромец. Преподобный Нестор Летописец. Собор. Святитель Филарет. Красота рукотворная. Красота нерукотворная. Духовная красота.
Средства:
- учебное пособие, иллюстрации №№ 48-63, слайды;
-мультимедийный диск с учебно-методическим комплексом для общеобразовательных учреждений Московской области.
«Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом»
(Н.В. Гоголь)
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Назовите виды искусства, которые объединяет в себе Христианская Православная культура? (Ответ: Христианская православная культура объединяет в себе разные виды искусства: архитектуру, живопись, декоративное искусство, церковную музыку, житийную литературу, духовную поэзию.)
- Как украшен православный храм? (Ответ: Православный храм-это памятник архитектуры. Он украшен живописными росписями, фресками, мозаиками, святыми иконами.)
- Какие сюжеты раскрыты в произведениях христианского религиозного искусства? (Ответ: Произведения христианского религиозного искусства раскрывают в себе сюжеты Священного Писания и Священного Предания.)
-Назовите основную идею христианства. (Ответ: Основная идея христианства-это благая весть о совершенном Богом спасении человека, прославление Христа Спасителя.)
- Почему землю Палестины христиане называют святой? (Ответ: Землю Палестины христиане называют святой потому, что именно здесь прошли все события земной жизни Иисуса Христа, описанные в священных книгах Евангелиях.)
- Назовите храм, который является самой большой христианской святыней? (Ответ: Самой большой христианской святыней является храм Воскресения Господня в городе Иерусалиме. Он стоит на том месте, где Иисус Христос принял Крестную смерть-на Голгофе.
- Расскажите, что вы знаете о Туринской Плащанице. (Пересказ учащимися статьи из учебника «О Туринской Плащанице» стр. 41-43)
Учитель: Молодцы, ребята. Я вижу, что вы хорошо усвоили тему прошлого урока.
Знакомство с новой темой. Слово учителя.
Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря. Не водопады,
Не взоров женских чистота.
Одна есть в мире красота-
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
Я не случайно начала новую тему со стихотворения К.Д. Бальмонта. Скажите, красоту какого великого события поэт называет единственной красотой в мире?(Ответ: В этом стихотворении автор называет единственной красотой в мире-духовную красоту)
Учитель: Правильно, молодец! Это подтверждается последними строфами стихотворения:
Одна есть в мире красота-
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
Сегодня на уроке нам вами предстоит найти ответы на следующие вопросы:В чем заключается смысл жизни христианина? Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры?
Христианство, являясь на Руси основной традиционной религией, сопровождало человека в течение всей жизни: от таинства Крещения до последних минут его пребывания на земле. Самыми главными христианскими добродетелями являются вера (в Бога), надежда (на Бога) и любовь (к Богу и ближним).
Важными христианскими добродетелями являются умеренность(нежадность) и целомудрие (чистота и целостность человеческой личности).
Дар любви (он назван в Евангелии талантом), заложен в человеческом сердце. Христиане старались употребить данные им таланты с пользой: старались любить Бога и ближнего по заповеди Христа. Быть милосердным к людям, приветливым, чутким, сострадательным- означало для христиан служение Богу. Это был общий для всех христиан путь к небесной радости.
Давайте вместе прочитаем в учебнике на странице 45 Священную историю, которую рассказал Иисус Христос своим ученикам. Называется она «Притча о талантах».
(Чтение учащимися Притчи)
Учитель:
-В чем заключается смысл Притчи о талантах? (Ответ: Для христиан эта притча означает, что люди получают от Бога различные добрые качества, чтобы послужить Богу и ближним.)
- Перечислите таланты, о которых говорится в Притчи? (Ответ: Самые главные из них – это приветливость, четкость, сострадательность к людям.)
-Что получает человек, поделившийся с ближними добрыми сокровищами своей души? (Ответ: Поделившись с ближним добрыми сокровищами своей души, человек получает от Бога небесную радость.)
Учитель: Молодцы! Хорошо! Вот, мы с вами и ответили на первый мой вопрос, поставленный в начале урока. Кто сможет сформулировать его и дать полный ответ?
(Ответ:В чем заключается смысл жизни христианина? – Через добрые дела стремиться к спасению своей бессмертной души для жизни с Богом.)
Учитель: Очень хорошо. Вы сегодня все молодцы.
Давайте познакомимся с новыми словами, раскрывающими основной смысл урока. Откройте свои словарики и запишите их. Слайд
(Монах- живущий в одиночестве; инок-иной, не похожий на других; христианский монах (инок)-это человек, для которого служение Богу является главной задачей жизни; монашеский путь-путь совершенного следования всем заповедям Христа.)
Учитель: Христианская православная культура- культура религиозная. В значительной степени, она развивалась как культура монастырская. По всем просторам подмосковных земель сияют золотые купола монастырских храмов.
Давайте же постараемся найти ответ на второй вопрос. Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры? Для этого давайте обратимся к учебнику. Откройте, пожалуйся, страницу 45. Давайте прочтем статью, предложенную автором учебника и рассмотрим иллюстрации к теме.
(Чтение учащимися статьи в учебнике. Стр.45-49)
Кто сможет ответить на вопрос: Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры?
(Ответ: Монастыри называют маяками христианской веры. Они воспринимались христианами как образ Божественного рая, явленного на земле).
Учитель: Правильно. Молодец.
Как же выглядят монастыри? Об этом я хочу вам сегодня рассказать.
В архитектуре монастырей мы видим удивительный контраст архитектурных пропорций: они прочно вросли своими мощными стенами в землю, а башни, колокольни, купола, с сияющими золотыми крестами, как свечи возносятся в небо. Такая архитектура неслучайна: для христиан монастырь соединяет собой два Отечества человека-Небесное (мир Горний Божественный) и земное (Родину, родную землю). Духовный смысл православного храма находит внешнее выражение в его архитектурном облике.
Над главными, святыми, воротами, ведущими в монастырь, иногда возводили храм. Он назывался надвратным. Храмов в монастыре могло быть построено несколько. Но в центре всегда возводили главный – собор.
Христиане полагали, что место для возведения монастыря должно было быть избрано Богом. Поэтому прежде основания монастыря подвижники искали Божиего благословения.
В христианской православной культуре есть два слова, которые указывают на различие происхождения окружающей нас красоты. Христиане называют красоту рукотворной и нерукотворной. Красота рукотворная создана трудом людей-архитекторов или зодчих, художников, композиторов, поэтов, писателей. Творцом красоты нерукотворной (красоты природы, разнообразия животного мира и др.) христиане называют Бога.
Но произведения христианской православной культуры всегда являют людям не только внешнюю красоту, но раскрывают внутреннюю красоту, красоту души мастера, который ее создал. В памятнике мировой культуры-священной книге Библии рассказано, как был сотворен человек: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» Этот библейский текст определяет внутреннюю красоту человека как красоту образа Божиего в нем. Христиане называют эту красоту духовной красотой человека.
В Москве и Подмосковье насчитывается несколько десятков монастырей: Свято-Данилов, Троице-Сергиев, Новодевичий, Саввино-Сторожевский, Николо-Угрешский и другие.
Давайте рассмотрим иллюстрации на страницах 48-49, а также слайды презентации.
(Беседа по иллюстрациям и презентации)
Они были окружены высокими стенами и во время нападения врагов превращались в надежные крепости – защитников города. Сила духа монахов проявлялась также в воинской доблести. Так, например, в начале 17 века Троице-Сергиева лавра выдержала 16-месячную осаду литовско-польских войск Лжедмитрия II тогда, когда не смогли сопротивляться такие города как Смоленск, Новгород, Москва.
Закрепление.
- Задания 1,2 стр. 51. Закрепление основного текста.
- Задание 4, стр. 51-52. Выразительное чтение стихов. Рассуждение над прочитанным.
- Знаешь ли ты? Стр. 49 чтение учащимися статьи в учебнике
- Знаешь ли ты? Стр. 52. Маршрут духовного краеведения. Прочитать стихотворение Федора Сологуба, прочитать текст рубрики (стр. 52), ответить на вопросы и записать в тетрадь основные христианские добродетели.
Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали?
Что для вас значит «смысл жизни»?
Как вы понимаете слова Н.В. Гоголя и эпиграф к нашему уроку «Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом»?
Какие жизненные цели вы ставите перед собой?
Трудно ли жить для других?
Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? И какие уже воспитали?
Можете ли вы сказать, что пытаетесь идти по пути добра, любви к ближнему и к Богу?
Как через данный урок вы познали себя?
Работа по индивидуальным карточкам.
(Учащимся раздаются карточки с вопросами, возможна работа по вариантам)
Вариант 1
Какие основные христианские добродетели отражает христианская православная культура?
Какие обязательства берёт на себя человек, принимаяПострижение, какие обеты даёт?
Вариант 2
Какие правила должен выполнять христианин для спасения своей души?
Что в монастырях называют послушанием?
Вариант3
Чем является монастырь для православного христианина? Почемумонастыри расположены в красивых местах?
2. Назовите имена монахов, оставившихсвой след в истории нашей страны.
Вариант 4
Как устроены монастыри? Какую роль выполняли монастыри в древности?
Какие подмосковные монастыри вам известны?
-Дайте определение понятиям «монах», «инок»;
- Перечислите таланты, описанные в «Притче о талантах»;
-Назовите монастыри, расположенные в Москве и Подмосковье.
Домашнее задание. Задание 8- творческая работа – маршрут духовного краеведения.
Стр. 54 храм Преображения Господня.
стр. 53-55, прочитать рубрику «Наше культурное наследие», выполнить задания на стр. 56.
Учитель: Спасибо всем за урок! До новой встречи.
Используемая литература.
Учебное пособие для обучающихся общеобразовательных организаций Московской области. «Духовное краеведение Подмосковья».
Автор: Л.Л. Шевченко. 4-е издание. Москва 2015 год.
Методическое пособие для учителя «Духовное краеведение Подмосковья». Автор: Л.Л. Шевченко. 4-е издание . Москва 2015 год.
Малый православный толковый словарь.