СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О чем рассказывает христианская православная культура

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Духовное Краеведение Подмосковья ОДНКНР

Просмотр содержимого документа
«О чем рассказывает христианская православная культура»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ









Практико-значимый проект

Методическая разработка урока в 8 классе

по Духовному краеведению Подмосковья

на тему:

«О чем рассказывает христианская православная культура?

Древнерусский монастырь-центр христианской православной культуры».







Работу выполнила

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3 г.о. Красноармейск

Андреева Ольга Александровна















Москва

2017 год



Пояснительная записка

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении десяти веков являлось православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию.

Проблемные вопросы урока:

  1. Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры?

  2. В чем заключается смысл жизни христианина?

Цели урока:

  1. Показать значимость христианских добродетелей, христианского подвига для исторического, политического, социального и духовного развития нашей страны: во времена минувшие и сегодня, в современном мире; в славном прошлом России и в ее настоящем.

  2. Познакомить с основными понятиями христианской культуры.

  3. Прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре своего Отечества.

Задачи урока:

- вывести ребят на самостоятельный уровень осмысления проблемы;

- пополнить словарь духовной лексики учащихся;

- научить ориентироваться в духовных категориях;

- закрепить знания, полученные на прошлых уроках.

Основные понятия:

Христианские добродетели: вера, надежда, любовь. Монах. Инок. Монастырь. Преподобный Антоний. Преподобный Феодосий. Киево-Печерская лавра. Святой Илья Муромец. Преподобный Нестор Летописец. Собор. Святитель Филарет. Красота рукотворная. Красота нерукотворная. Духовная красота.

Средства:

- учебное пособие, иллюстрации №№ 48-63, слайды;

-мультимедийный диск с учебно-методическим комплексом для общеобразовательных учреждений Московской области.







«Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом»

(Н.В. Гоголь)

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

- Назовите виды искусства, которые объединяет в себе Христианская Православная культура? (Ответ: Христианская православная культура объединяет в себе разные виды искусства: архитектуру, живопись, декоративное искусство, церковную музыку, житийную литературу, духовную поэзию.)

- Как украшен православный храм? (Ответ: Православный храм-это памятник архитектуры. Он украшен живописными росписями, фресками, мозаиками, святыми иконами.)

- Какие сюжеты раскрыты в произведениях христианского религиозного искусства? (Ответ: Произведения христианского религиозного искусства раскрывают в себе сюжеты Священного Писания и Священного Предания.)

-Назовите основную идею христианства. (Ответ: Основная идея христианства-это благая весть о совершенном Богом спасении человека, прославление Христа Спасителя.)

- Почему землю Палестины христиане называют святой? (Ответ: Землю Палестины христиане называют святой потому, что именно здесь прошли все события земной жизни Иисуса Христа, описанные в священных книгах Евангелиях.)

- Назовите храм, который является самой большой христианской святыней? (Ответ: Самой большой христианской святыней является храм Воскресения Господня в городе Иерусалиме. Он стоит на том месте, где Иисус Христос принял Крестную смерть-на Голгофе.

- Расскажите, что вы знаете о Туринской Плащанице. (Пересказ учащимися статьи из учебника «О Туринской Плащанице» стр. 41-43)



Учитель: Молодцы, ребята. Я вижу, что вы хорошо усвоили тему прошлого урока.



  1. Знакомство с новой темой. Слово учителя.

Одна есть в мире красота.

Не красота богов Эллады,

И не влюбленная мечта,

Не гор тяжелые громады,

И не моря. Не водопады,

Не взоров женских чистота.

Одна есть в мире красота-

Любви, печали, отреченья

И добровольного мученья

За нас распятого Христа.





Я не случайно начала новую тему со стихотворения К.Д. Бальмонта. Скажите, красоту какого великого события поэт называет единственной красотой в мире?(Ответ: В этом стихотворении автор называет единственной красотой в мире-духовную красоту)

Учитель: Правильно, молодец! Это подтверждается последними строфами стихотворения:

Одна есть в мире красота-

Любви, печали, отреченья

И добровольного мученья

За нас распятого Христа.

Сегодня на уроке нам вами предстоит найти ответы на следующие вопросы:В чем заключается смысл жизни христианина? Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры?

Христианство, являясь на Руси основной традиционной религией, сопровождало человека в течение всей жизни: от таинства Крещения до последних минут его пребывания на земле. Самыми главными христианскими добродетелями являются вера (в Бога), надежда (на Бога) и любовь (к Богу и ближним).

Важными христианскими добродетелями являются умеренность(нежадность) и целомудрие (чистота и целостность человеческой личности).

Дар любви (он назван в Евангелии талантом), заложен в человеческом сердце. Христиане старались употребить данные им таланты с пользой: старались любить Бога и ближнего по заповеди Христа. Быть милосердным к людям, приветливым, чутким, сострадательным- означало для христиан служение Богу. Это был общий для всех христиан путь к небесной радости.

Давайте вместе прочитаем в учебнике на странице 45 Священную историю, которую рассказал Иисус Христос своим ученикам. Называется она «Притча о талантах».

(Чтение учащимися Притчи)

Учитель:

-В чем заключается смысл Притчи о талантах? (Ответ: Для христиан эта притча означает, что люди получают от Бога различные добрые качества, чтобы послужить Богу и ближним.)

- Перечислите таланты, о которых говорится в Притчи? (Ответ: Самые главные из них – это приветливость, четкость, сострадательность к людям.)

-Что получает человек, поделившийся с ближними добрыми сокровищами своей души? (Ответ: Поделившись с ближним добрыми сокровищами своей души, человек получает от Бога небесную радость.)

Учитель: Молодцы! Хорошо! Вот, мы с вами и ответили на первый мой вопрос, поставленный в начале урока. Кто сможет сформулировать его и дать полный ответ?

(Ответ:В чем заключается смысл жизни христианина? – Через добрые дела стремиться к спасению своей бессмертной души для жизни с Богом.)

Учитель: Очень хорошо. Вы сегодня все молодцы.

Давайте познакомимся с новыми словами, раскрывающими основной смысл урока. Откройте свои словарики и запишите их. Слайд

(Монах- живущий в одиночестве; инок-иной, не похожий на других; христианский монах (инок)-это человек, для которого служение Богу является главной задачей жизни; монашеский путь-путь совершенного следования всем заповедям Христа.)

Учитель: Христианская православная культура- культура религиозная. В значительной степени, она развивалась как культура монастырская. По всем просторам подмосковных земель сияют золотые купола монастырских храмов.

Давайте же постараемся найти ответ на второй вопрос. Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры? Для этого давайте обратимся к учебнику. Откройте, пожалуйся, страницу 45. Давайте прочтем статью, предложенную автором учебника и рассмотрим иллюстрации к теме.

(Чтение учащимися статьи в учебнике. Стр.45-49)

Кто сможет ответить на вопрос: Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры?

(Ответ: Монастыри называют маяками христианской веры. Они воспринимались христианами как образ Божественного рая, явленного на земле).

Учитель: Правильно. Молодец.

Как же выглядят монастыри? Об этом я хочу вам сегодня рассказать.

В архитектуре монастырей мы видим удивительный контраст архитектурных пропорций: они прочно вросли своими мощными стенами в землю, а башни, колокольни, купола, с сияющими золотыми крестами, как свечи возносятся в небо. Такая архитектура неслучайна: для христиан монастырь соединяет собой два Отечества человека-Небесное (мир Горний Божественный) и земное (Родину, родную землю). Духовный смысл православного храма находит внешнее выражение в его архитектурном облике.

Над главными, святыми, воротами, ведущими в монастырь, иногда возводили храм. Он назывался надвратным. Храмов в монастыре могло быть построено несколько. Но в центре всегда возводили главный – собор.

Христиане полагали, что место для возведения монастыря должно было быть избрано Богом. Поэтому прежде основания монастыря подвижники искали Божиего благословения.

В христианской православной культуре есть два слова, которые указывают на различие происхождения окружающей нас красоты. Христиане называют красоту рукотворной и нерукотворной. Красота рукотворная создана трудом людей-архитекторов или зодчих, художников, композиторов, поэтов, писателей. Творцом красоты нерукотворной (красоты природы, разнообразия животного мира и др.) христиане называют Бога.

Но произведения христианской православной культуры всегда являют людям не только внешнюю красоту, но раскрывают внутреннюю красоту, красоту души мастера, который ее создал. В памятнике мировой культуры-священной книге Библии рассказано, как был сотворен человек: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» Этот библейский текст определяет внутреннюю красоту человека как красоту образа Божиего в нем. Христиане называют эту красоту духовной красотой человека.

В Москве и Подмосковье насчитывается несколько десятков монастырей: Свято-Данилов, Троице-Сергиев, Новодевичий, Саввино-Сторожевский, Николо-Угрешский и другие.

Давайте рассмотрим иллюстрации на страницах 48-49, а также слайды презентации.

(Беседа по иллюстрациям и презентации)

Они были окружены высокими стенами и во время нападения врагов превращались в надежные крепости – защитников города. Сила духа монахов проявлялась также в воинской доблести. Так, например, в начале 17 века Троице-Сергиева лавра выдержала 16-месячную осаду литовско-польских войск Лжедмитрия II тогда, когда не смогли сопротивляться такие города как Смоленск, Новгород, Москва.

  1. Закрепление.

- Задания 1,2 стр. 51. Закрепление основного текста.

- Задание 4, стр. 51-52. Выразительное чтение стихов. Рассуждение над прочитанным.

- Знаешь ли ты? Стр. 49 чтение учащимися статьи в учебнике

- Знаешь ли ты? Стр. 52. Маршрут духовного краеведения. Прочитать стихотворение Федора Сологуба, прочитать текст рубрики (стр. 52), ответить на вопросы и записать в тетрадь основные христианские добродетели.



  1. Рефлексия.

  1. Что нового вы сегодня узнали?

  2. Что для вас значит «смысл жизни»?

  3. Как вы понимаете слова Н.В. Гоголя и эпиграф к нашему уроку «Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом»?

  4. Какие жизненные цели вы ставите перед собой?

  5. Трудно ли жить для других?

  6. Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? И какие уже воспитали?

  7. Можете ли вы сказать, что пытаетесь идти по пути добра, любви к ближнему и к Богу?

  8. Как через данный урок вы познали себя?









Работа по индивидуальным карточкам.

(Учащимся раздаются карточки с вопросами, возможна работа по вариантам)

Вариант 1

  1. Какие основные христианские добродетели отражает христианская православная культура?

  2. Какие обязательства берёт на себя человек, принимаяПострижение, какие обеты даёт?

Вариант 2

  1. Какие правила должен выполнять христианин для спасения своей души?

  2. Что в монастырях называют послушанием?

Вариант3

  1. Чем является монастырь для православного христианина? Почемумонастыри расположены в красивых местах?

2. Назовите имена монахов, оставившихсвой след в истории нашей страны.


Вариант 4

  1. Как устроены монастыри? Какую роль выполняли монастыри в древности?

  2. Какие подмосковные монастыри вам известны?



-Дайте определение понятиям «монах», «инок»;

- Перечислите таланты, описанные в «Притче о талантах»;

-Назовите монастыри, расположенные в Москве и Подмосковье.



  1. Домашнее задание. Задание 8- творческая работа – маршрут духовного краеведения.

Стр. 54 храм Преображения Господня.

стр. 53-55, прочитать рубрику «Наше культурное наследие», выполнить задания на стр. 56.



Учитель: Спасибо всем за урок! До новой встречи.













Используемая литература.

  1. Учебное пособие для обучающихся общеобразовательных организаций Московской области. «Духовное краеведение Подмосковья».

Автор: Л.Л. Шевченко. 4-е издание. Москва 2015 год.

  1. Методическое пособие для учителя «Духовное краеведение Подмосковья». Автор: Л.Л. Шевченко. 4-е издание . Москва 2015 год.

  2. Малый православный толковый словарь.




















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!