«О хороших манерах в живых картинках и примерах»
Цель: прививать любовь к языку, воспитывать культуру общения, учить хорошим манерам, как вести себя в общественных местах, дома, на улице.
ВЕДУЩИЙ: О воспитанности человека мы судим по его поведению, по культуре общения, по поведению дома, на улице, в общественных местах. Сегодня мы напомним вам о хороших манерах.
Если ты отличник в школе, Ты подбил собаке глаз,
Дружишь с дисциплиной, Бросил кошку в лужу,
Если ты помощник дома -- Будь уверен — в сорок раз
Хороша картина! Ты собаки хуже!
Если ты трепач и лгун, Уважай людей вокруг,
И большой пройдоха, Старших, младших тоже,
То сказать тебе могу: И тогда тебя, мой друг,
Это очень плохо! Назовут хорошим.
Если с другом разделил Если ты среди ребят
Ты свои конфеты-- Одинок, как в море,
Хорошо ты поступил, Только ты и виноват
Каждый скажет это. В этом горьком горе.
Ты узнал чужой секрет
И разнес сейчас же
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты — культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это — просто красота!
Только так и нужно!
ВЕДУЩИЙ: Давайте вспомним главные правила поведения.
Правило первое: Каждый человек должен быть аккуратным и опрятным, соблюдать правила личной гигиены.
Никогда не мойте руки, К старости сама собою
Шею, уши и лицо, Облысеет голова.
Это глупое занятье Нет приятнее занятья,
Не приводит ни к чему. Чем в носу поковырять,
Вновь испачкаются руки, Всем ужасно интересно:
Шея, уши и лицо. Что там спрятано внутри?
Так зачем же тратить силы, А кому смотреть противно,
Время попусту терять ? Тот пускай и не глядит.
Стричься тоже бесполезно Мы же в нос к нему не лезем
Никакого смысла нет: Пусть и он не пристает.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, мы можем согласиться с вредным советом Грязнули? Нет, конечно же. Культурный человек следит за своим здоровьем, соблюдает правила гигиены, правильно питается, следит за осанкой.
А вот вам яркий пример из жизни большого любителя телевизионных программ, Пети Петрова.
Петя: Всё в тетрадке было гладко: Трудный выучить урок
Семь ноль-ноль — подъем, зарядка, В восемь — легкий
Вслед за процедурой водной ужин, чашка чаю
Растиранье, завтрак плотный. В двадцать два ноль-ноль
Восемь — в школу выхожу, отбой.
Ранец собранный держу. Утром я не умывался,
Глубоко дышу, гуляю, Книжки кое-как собрал,
Организм свой закаляю. С опозданьем в класс
Восемь тридцать — стены класса, ворвался,
И занятия до часа. На уроке первом спал.
В два ноль-ноль — обед, прогулки Педагог сказал:
Молоко куплю и булки, ..........................................
Нагуляюсь до пяти .......................................
И домой пора идти. Я краснею, я молчу...
Мой режим составлен мудро: Дайте, дайте мне таблетки
Три часа — огромный срок, Знаю, скажет врач в ответ:
Чтоб портфель собрать на утро, - Нет! Таких таблеток нет
Педагог: - Петров!
Ты, наверно, не здоров?
Ты не справился с заданьем,
В класс явился с опозданьем.
Бледный вид и мутный взгляд.
У тебя глаза болят?
ВЕДУЩИЙ: Правило первое, оно гласит: Всегда будь опрятным, аккуратным и организованным.
Правило второе говорит: Вежливость проявляется в отношениях с людьми. Будь всегда приветлив, при встрече здоровайся, за помощь благодари, уходя, не забудь попрощать-ся.
Давайте посмотрим, какие истории бывают в жизни.
1-я старушка: Ах, какая наша Майя! У нее веселый смех.
2-я старушка: У нее коса большая, и заколка лучше всех.
1-я старушка: Платье новое из ситца,
3-я старушка: А на нем горит огнем, словно солнышка частица,
Брошь с прозрачным янтарем.
Ведущая: У крыльца сидят старушки, три старинные подружки.
Говорят они вздыхая:
Старушки: Что за прелесть эта Майя!
( проходит Майя, не обращая внимание на старушек. Они удивленно смотрят ей вслед.)
Ведущая: Мимо Майечка проходит, глазки в сторону отводит,
Не промолвит ни словечка трём старушкам у крылечка
Кто-то вымолвил несмело:
2-я старушка: Видно Майя онемела.
1-я старушка: Нет, причина здесь другая. Это просто наша Майя
Поздороваться ленится.
3-я старушка: Или может быть, боится?
2-я старушка: Поздороваться не смеет, потому что заболеет
И в постель надолго ляжет, если «здравствуйте»
вдруг скажет!
Ведущая: Бабушки грустно вздыхая, укоряли:
Старушки (головой качая): Ну и Майя!
Ведущая: Да и я не уважаю невоспитанную Майю.
Ученик: Придумано кем-то мудро, при встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! - солнцу и птицам,
Доброе утро! - приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
ВЕДУЩИЙ: А теперь мы с вами поговорим о культуре речи. Речь — основное средство общения людей. Культура речи проявляется в том, насколько правильно мы произносим слова, грамотно строим фразы, каким запасом слов располагаем.
Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Такая, в общем, история».
Ученик: Жил был Этот, как ЕГО. А жену
Ну и значит, и того, Звали Ну...
Жило Это самое А соседа звали Это
Со своею мамою. А его родители -
Был еще один чудак - Видишь ли
Это в общем значит так, И видите ли....
И его любимый зять. А еще какой-то Э-э-э
Звали зятя Жил на верхнем этаже
Так сказать. И дружили они все...
ВЕДУЩИЙ: Известный детский писатель Эдуард Успенский ( а вы все его знаете по книгам о Крокодиле Гене, Чебурашке, дяде Федоре, Матроскине) не только веселый поэт, но и настоящий учитель. В стихотворении «Ударения» он учит вас правильно говорить и писать слова.
Кто с правилами дружен, тот твердо убежден:
Фарфор нам очень нужен, а фарфор не нужён.
Не говори алфавит, а только алфавит.
Не говори каталог, а только каталог.
А творог? Можно творог, а можно и творог.
А если в магазин вдруг портфели завезли.
Ты не ходи в магазин, не купишь портфели.
Когда мы на машине летим во весь опор,
То нас везет не шофер, а нас везет шофёр.
Шофёр, он любит дело, профессию свою,
А с шофером мы смело влетим в аварию.
И пусть не будет тайной для взрослых и ребят.
Что в парке не статуи, а статуи стоят.
А если в театр явились, например,
То не ходите в партер, пожалуйте в партер.
ВЕДУЩИЙ: Нередко можно услышать, как ребята дразнят друг друга, придумывают клички. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками людей, смеяться над ними:
Четыре глаза С. Маршак
Глаза у Саши велики, но очень близоруки.
Врач прописал ему очки по правилам науки.
Но про очки ребятам всем известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем тебе четыре глаза?
Саша, Саша — водолаз! У тебя две пары глаз!
Только ты, очкастый, стеклами не хвастай!»
Заплакал Саша от стыда, уткнулся носом в стенку,
Но мать утешила его: «Очки носить не стыдно.
Всё надо делать для того, чтоб было лучше видно!
ВЕДУЩИЙ: Правило третье. Работай над культурой речи, думай о чем и как говорить.
Приучи себя постоянно думать об окружающих. Каждый человек должен уметь жить среди людей. Помни, что ты не один на свете.
Ученик ( папа с перевязанной головой):
Целый день в квартире гром, нету передышки.
Может, это за окном подрались мальчишки?
Ученица (мама) Может, это так визжит рядом циркулярка?
Может танк в углу стоит? Нет, четыре танка.
Все грохочут и пяхтят, крутятся на месте?
Ученик: Или это сто котят и собачек двести
Собрались в огромный хор, песни распевают?
Ученица: А быть может, дед Егор учит попугая?
Ученик: Нет, мальчишки не дерутся, циркулярка не визжит
Танки в поле, в дом не рвутся, кот от грохота бежит
И не учат попугая, это музыка такая.
Ученица: Это просто наш Антон слушает магнитофон!
ВЕДУЩИЙ: Не забывай правила вежливости. Будь гостеприимным хозяином, правильно веди себя в чужом доме.
Сейчас мы вам покажем картинки из жизни, и может быть, кто-то узнает в них себя.
Толпой с шумом, дракой выходят на сцену дети.
1-й (запыхавшись)От знакомых уходя, не забудьте попрощаться
Если так и не простят, можете пожать плечами.
2-й Ну, подумаешь диван кетчупом у них облился,
Вы же кетчуп не в диван, а в свою тарелку лили.
3-й Ну, немножко по ковру растоптались баклажаны,
Неужели же ковер им дороже человека?
4-й А варенем на стене вы картин не рисовали,
Им на память вы свое только имя написали.
1-й Вот салаты со стола вы действительно столкнули.
Но ведь это не со зла, а нечаянно — локтями.
2-й И по зеркалу мячом не попали вы ни разу,
С длинной трещиной оно было с самого начала.
3-й И с болкона телефон на прохожих не кидали
Он на улицу упал, потому что был тяжелый.
4-й А к обидчивым таким
2-й И злопамятным знакомым
3-й Вы и сами никогда больше в гости не ходите.
ВЕДУЩИЙ: А теперь мы с вами попадем в особенное место. В библиотеку. Здесь тоже есть свои правила, которые нужно выполнять.
Ученик: Страна Читалия — особая страна.
«Аптекой для души» звалась она.
Здесь свои правила заведены: одно из главных — соблюденье тишины.
Ведь каждый читатель стремиться с книжкою уединиться.
Заветные страницы отыскать и в мир познания умчать.
Из поколенье в поколенье книги мудрые
Несут открытия и знанья чудные.
Ты книжки эти аккуратно перечти и для других их бережно хран
Сдавай ты книжки неприменно в срок,
Не забывай, читатели их ждут, дружок!
ВЕДУЩИЙ: В библиотеке ребята прочли сказку Михаила Пляцковского « Как ослик Алфавит учился уважать старших» И сейчас они вам ее покажут.
Ведущий:Шел по дороге Ослик Алфавит. Шел и плакал. Встретил его козленок Мармеладик.
Козленок: Ты почему плачешь? Может, тебя обидели?
Ослик: Нет, никто меня не обижал.
Козленок: В чём же дело?
Ослик: Бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался до тех пор, пока не научусь... уважать..старших А как я могу этому научиться, если нигде нет такой школы?
Козленок: Вытри слезы, Ослик. Я помогу тебе.
Ослик: Правда, поможешь?
Козленок: Правда, помогу. Ты должен запомнить несколько правил. Первое, Старшим надо уступать дорогу.
Второе, вежливо разговаривать с ними, не дерзить.
Третье, самое главное правило, не забывать прислушиваться к их советам.
Ослик: Ой, сколько правил! И как ты смог их все запомнить?
Козленок: Я воспитанный козленок. Вот и всё.
Ослик: А я, по-твоему, невоспитанный ослик, да?
Козленок: Ничего такого я кажется,не говорил.Однако мне пора
Ведущий: И он быстро распрощался с осликом, чтобы не поссориться. Догнал ослик по дороге старенькую лошадь.
(Появляется лошадь, нагруженная разными покупками)
Ослик: Сейчас я проверю — научил меня козленок старших уважать...(догоняет лошадь). Здравствуйте, лошадь. Не бой-тесь, я вам дерзить не буду. И похлопывать по спине, как равную тоже не буду.
Лошадь (улыбаясь): А еще что?
Ослик: А еще я вас вперед пропускать буду. А еще, если вы мне вдруг что-нибудь посоветуете, то я прислушаюсь.
Лошадь: Прекрасно! Но для чего ты мне всё это говоришь?
Ослик: Видите ли бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался, пока не научусь уважать старших. Как вы думаете, я уже научился?
Лошадь: Почти научился. И я сама скажу об этом твоей бабушке. Но хочешь я дам тебе всё же один совет?
Ослик: Конечно, хочу!
Лошадь: В следующий раз, когда встретишь пожелую лошадь, нагруженную разными покупками, ты ей помоги их нести.
Ослик: Обязательно! (задумался) А можно я сейчас вам помогу?
Ведущий: Итак лошадь научила Ослика помогать пожилым людям. Всегда помогать тому, кто нуждается в помощи.
Ученики: 1-й Праздник наш закончен
2-я Но друзья, мораль его запомнить стоит:
3-й Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
4-й Быть доброжелательным!
5-й Скромным и внимательным!
ВЕДУЩИЙ: Я желаю, чтобы с вами людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы и в решениях мудры.
К людям будьте добры вы, люди будут к вам добры