Просмотр содержимого документа
«О любви ко всему живому»
Королькова Ирина Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
СОШ 26 города Рыбинска, 1 категория
Как человек относится к людям и ко всему живому
(фрагмент методической разработки «Проблема ДОБРА и ЗЛА в произведениях художественной литературы предметной линии Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.А.»)
Стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и отрывок из цикла стихотворений Некрасова «О погоде»- сопоставительный анализ (6 класс)..
«Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского, «Белый пудель» Куприна, «Муму» Тургенева – эти и другие произведения также пробуждают и воспитывают в читателе добрые чувства. «Блажен муж, иже и скоты милует», - вот такими словами священного писания акцентируем правильное отношение человека ко всему живому.
Интересный вариант задания предлагает учебник художественной литературы (6 класс) предметной линии Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.А. - Москва, «Вентана – Граф». Нужно сопоставить два стихотворения: стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и отрывок из цикла стихотворений Некрасова «О погоде». (З)
Выполнить задания и ответить на вопросы:
Почему стихотворения, написанные в разное время, посвящены одной теме?
Выдели поэтические образы, которые встречаются и в одном и в другом стихотворении.
Сравни лирических героев стихотворений.
Как различаются поэтические настроения и финал?
Исследовательская работа.
| Маяковский | Некрасов |
Образ лошади | «лошадь на круп грохнулась», «глаза лошадиные», «улица опрокинулась, течет по-своему», «за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти» | «чуть жива, безобразно тоща», «Надрывается лошадь-калека, непосильную ношу влача», «Ноги как-то расставив широко, вся дымясь, оседая назад, лошадь только вздыхала глубоко и глядела…(так люди глядят…)», «и по плачущим кротким глазам» |
Образ толпы, человека | «за зевакой зевака, штаны, пришедшие …клешить», «сгрудились, смех зазвенел, зазвякал», «смеялся Кузнецкий», «вой» | «под жестокой рукой человека», «уж он бил ее, бил ее, бол», «это праздных прохожих смешило, каждый вставил словечко свое» |
Образ лирического героя | «Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему», «и какая-то звериная тоска плеща вылилась из меня», «Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте – чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». | Я сердился – и думал уныло: «Не вступиться ли мне за нее? В наше время сочувствовать мода, Мы помочь бы тебе и не прочь, безответная жертва народа, - да себе не умеем помочь!». |
Поэтическое настроение | «и стоило жить и работать стоило». | «Но последняя сцена была возмутительней первой для взора» |
Финал | «лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая и встала в стойло.» | «Лошадь вдруг напряглась – и пошла как-то боком, нервически скоро, а погонщик при каждом прыжке, в благодарность за эти усилья, поддавал ей ударами крылья…» |
Выводы:
В стихотворении Маяковского лирический герой не только сочувствует пострадавшей (в большей степени от равнодушия и насмешек), но и утешает, помогает поверить в себя, т.е. оказывает действенную помощь. Человек не обособляет себя, не отделяет от мира природы.
В стихотворении Некрасова лирический герой, к сожалению, остается наблюдателем. Страдания живого существа становится лишь напоминанием о страдании народа.
Возникает следующие вопросы:
Отчего возникает такое разное поэтическое настроение? Почему не одинаков и финал? Что могло повлиять?
не одинаков образ лирического героя (см.стр.7 часть2 «лирический герой – образ многомерный, собирается из множества оттенков отношения поэта к миру: его чувств,
переживаний, размышлений»),
2) не одинаково и время (см. таблицу)
поэт | Маяковский | Некрасов |
Особенность мировосприятия | Оптимист, широкая натура. | Критическое умонастроение. |
Период | Начало 20 века | Середина 19 века |
Характер эпохи | Время надежд, время перемен, вера в «светлое будущее». | Время характеризуется остротой социальных проблем. |
Поэтический настрой какого из двух стихотворений более соответствует нашему времени (современному нам)?
Почему?
Какой отличительный признак нашего времени можно отметить? – равнодушие ко всему, исключая самих себя.