СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О любви ко всему живому

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья- фрагмент методической разработки "Проблема добра и зла в призведениях художественной литературы...". В центре внимания сопоставительный анализ стихотворения В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям" и отрывка из цикла стихотворений Н.А. Некрасова "О погоде". Как итог - выход на проблему равнодушия человека ко всему живому, исключая самих себя.

Просмотр содержимого документа
«О любви ко всему живому»

Королькова Ирина Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

СОШ 26 города Рыбинска, 1 категория

Как человек относится к людям и ко всему живому

(фрагмент методической разработки «Проблема ДОБРА и ЗЛА в произведениях художественной литературы предметной линии Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.А.»)

Стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и отрывок из цикла стихотворений Некрасова «О погоде»- сопоставительный анализ (6 класс)..


«Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского, «Белый пудель» Куприна, «Муму» Тургенева – эти и другие произведения также пробуждают и воспитывают в читателе добрые чувства. «Блажен муж, иже и скоты милует», - вот такими словами священного писания акцентируем правильное отношение человека ко всему живому.

Интересный вариант задания предлагает учебник художественной литературы (6 класс) предметной линии Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.А. - Москва, «Вентана – Граф». Нужно сопоставить два стихотворения: стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и отрывок из цикла стихотворений Некрасова «О погоде». (З)

Выполнить задания и ответить на вопросы:

Почему стихотворения, написанные в разное время, посвящены одной теме?

Выдели поэтические образы, которые встречаются и в одном и в другом стихотворении.

Сравни лирических героев стихотворений.

Как различаются поэтические настроения и финал?

Исследовательская работа.


Маяковский

Некрасов

Образ лошади

«лошадь на круп грохнулась», «глаза лошадиные», «улица опрокинулась, течет по-своему», «за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти»

«чуть жива, безобразно тоща», «Надрывается лошадь-калека, непосильную ношу влача», «Ноги как-то расставив широко, вся дымясь, оседая назад, лошадь только вздыхала глубоко и глядела…(так люди глядят…)», «и по плачущим кротким глазам»

Образ

толпы, человека

«за зевакой зевака, штаны, пришедшие …клешить», «сгрудились, смех зазвенел, зазвякал», «смеялся Кузнецкий», «вой»

«под жестокой рукой человека», «уж он бил ее, бил ее, бол», «это праздных прохожих смешило, каждый вставил словечко свое»

Образ лирического героя

«Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему», «и какая-то звериная тоска плеща вылилась из меня», «Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте – чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь».

Я сердился – и думал уныло: «Не вступиться ли мне за нее? В наше время сочувствовать мода, Мы помочь бы тебе и не прочь, безответная жертва народа, - да себе не умеем помочь!».

Поэтическое настроение

«и стоило жить и работать стоило».

«Но последняя сцена была возмутительней первой для взора»

Финал


«лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая и встала в стойло.»

«Лошадь вдруг напряглась – и пошла как-то боком, нервически скоро, а погонщик при каждом прыжке, в благодарность за эти усилья, поддавал ей ударами крылья…»

Выводы:

В стихотворении Маяковского лирический герой не только сочувствует пострадавшей (в большей степени от равнодушия и насмешек), но и утешает, помогает поверить в себя, т.е. оказывает действенную помощь. Человек не обособляет себя, не отделяет от мира природы.

В стихотворении Некрасова лирический герой, к сожалению, остается наблюдателем. Страдания живого существа становится лишь напоминанием о страдании народа.

Возникает следующие вопросы:

Отчего возникает такое разное поэтическое настроение? Почему не одинаков и финал? Что могло повлиять?

не одинаков образ лирического героя (см.стр.7 часть2 «лирический герой – образ многомерный, собирается из множества оттенков отношения поэта к миру: его чувств,

переживаний, размышлений»),

2) не одинаково и время (см. таблицу)

поэт

Маяковский

Некрасов

Особенность

мировосприятия

Оптимист, широкая натура.

Критическое умонастроение.

Период

Начало 20 века

Середина 19 века

Характер эпохи

Время надежд, время перемен, вера в «светлое будущее».

Время характеризуется остротой социальных проблем.

Поэтический настрой какого из двух стихотворений более соответствует нашему времени (современному нам)?

Почему?

Какой отличительный признак нашего времени можно отметить? – равнодушие ко всему, исключая самих себя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!